Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №60265

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика координации предпринимательской деятельности 9
1.1. Понятие координации предпринимательской деятельности 9
1.2. Правовые модели координации предпринимательской деятельности 15
Глава 2. Отдельные формы координации предпринимательской деятельности 28
2.1. Координации предпринимательской деятельности в форме холдинга 28
2.2. Дистрибьюторский договор в системе координации предпринимательской
деятельности 36
2.3. Договорная координация предпринимательской деятельности посредством
коммерческой концессии (франчайзинга) 48
Заключение 68
Список использованной литературы

Современная эпоха характеризуется ускорением развития коммерческих отношений. Вследствие происшедших в Российской Федерации глобально-исторических изменений значительно возросло количество участников предпринимательской деятельности, что требует от них овладения необходимой юридической и коммерческой техникой, среди приемов которой можно назвать координацию предпринимателями своей деятельности с целью освоения рынка, развития производства, наконец, повышения прибыли.
При этом мы привыкли рассматривать координацию предпринимательской деятельности исключительно в негативном аспекте как запрещенную антимонопольным законом, и большинство правовых исследований посвящено именно данному подходу. Однако координация предпринимательской деятельности составляет сущностное содержание всякой хозяйственной деятельности. Более того, эффективность процессов координации экономической деятельности в большинстве случаев способствует повышению, а не снижению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Все это говорит о том, что рассмотрение вопросов законной и добросовестной координации предпринимательской деятельности актуально и своевременно.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения между предпринимателями, складывающиеся в процессе координации их деятельности с целью достижения максимального коммерческого результата.
Предметом исследования являются российские правовые нормы, регулирующие различные формы законной координации предпринимательской деятельности, материалы международных организаций, функционирующих в данной сфере.
Цель диссертационного исследования состоит в системном межотраслевом анализе координации предпринимательской деятельности как актуального хозяйственно-правового явления. На основе выделенной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть сущность координации предпринимательской деятельности с правовых позиций,
2. сформулировать юридическое понятие координации
предпринимательской деятельности,
3. выделить правовые модели координации предпринимательской деятельности,
4. проанализировать отдельные формы координации
предпринимательской деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, посвященные как координации предпринимательской деятельности в целом, так и отдельным ее формам. В частности, в работе проводится анализ точек зрения К.М. Беликовой, М.И. Брагинского, Н.Г. Вилковой, В.В. Витрянского, А.Р. Горбунова, М.А. Егоровой, Т.В. Кашириной, Е.О. Кутина, К.Я. Портного, А.С. Райникова и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, российское законодательство (например, Гражданский кодекс, Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и т.д.). В работе также используются рекомендательные акты международных организаций, в частности, Международной торговой палаты.
Эмпирическая основа работы представлена правоприменительной практикой (решениями и постановлениями судов различных уровней).
Методологическая основа исследования магистерской диссертации основана на общенаучных и частных методах познания: диалектическом методе, методе анализа и синтеза, историко-правовом, сравнительного правоведения, формально-юридическом, логическом, системном методах.
Научная новизна исследования заключается в межотраслевом подходе к анализу закрепленных в законе форм координации предпринимательской деятельности, в отличие от традиционных тем научных работ, рассматривающих незаконную координацию, представляющую собой нарушение антимонопольных требований.
Теоретическая и практическая значимость диссертации содержит возможность использовать предложения, сформулированные в работе, в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в соответствующей области; применять авторские выводы для углубления дальнейших исследований обозначенной проблематики; использовать результаты данного исследования в учебном процессе в целях подготовки юридических кадров высшей школы; наконец, работа потенциально может быть интересна правоприменителям (прежде всего, судам).
Положения, выносимые на защиту:
1. Законодательная дефиниция координации экономической деятельности, приведенная в Законе «О защите конкуренции» отражает лишь негативный аспект данного явления, то есть незаконную координацию, что является оправданным для целей антимонопольного законодательства, но не для целей всего предпринимательского права. Однако, координация в предпринимательстве оказывает как негативное, так и позитивное влияние на действия хозяйствующих субъектов и в целом на конкуренцию и состояние экономики. Негативное воздействие является результатом антиконкурентных соглашений и иных антиконкурентных действий субъектов. Позитивное имеет место, если координационные действия законны. В связи с этим следует вывод, что координацию экономической (в том числе предпринимательской) деятельности необходимо понимать широко как процесс целенаправленного воздействия на деятельность координируемых хозяйствующих субъектов, при этом она не является правонарушением в смысле законодательства о защите конкуренции.
2. Основаниями частноправовой координации предпринимательской деятельности вне зависимости от содержания координационного правоотношения (корпоративное или обязательственное (договорное)) являются различные формы согласованных волеизъявлений свободных равных частноправовых субъектов, содержащие в себе властные полномочия, предоставляющие возможность координатору осуществлять управляющее воздействие на координируемых хозяйствующих субъектов. Поэтому правовой основой всех правовых форм координации предпринимательской деятельности является гражданско-правовой договор. В этой связи необходима точная правовая регламентация и законодательная легитимация ограничений принципа свободы договора в отношении сделок, правовые последствия которых могут нанести ущерб конкуренции.
3. Основываясь на положениях Гражданского кодекса, с учетом научных позиций, под холдингом в современном правовом поле следует понимать не являющуюся юридическим лицом совокупность юридических лиц, образованную в предпринимательских целях, где одно хозяйственное общество (товарищество), в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность управлять другим хозяйственным обществом (либо другими хозяйственными обществами) через определение принимаемых им (ими) решений
4. Дистрибьюторский договор относится к модели, так называемой, косвенной (опосредованной) координации, о чем свидетельствует в частности, обязанность дистрибьютора следовать указаниям поставщика, направленным на обеспечение надлежащего сбыта товаров либо на поддержание общественного мнения о нем или его узнаваемости.
При этом несмотря на весьма широкое распространение, в практике взаимодействия между иностранными производителями товара и его импортерами дистрибьюторский договор не получил в России законодательной регламентации, что необходимо устранить.
5. Коммерческая концессия (франчайзинг) является формой косвенной координации. Это вытекает из обязанности пользователя исполнять инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. О наличии координации свидетельствует и обязанность правообладателя по контролю за качеством товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
6. Франчайзинг следует рассматривать как договорный институт, имеющий элементы лицензионного соглашения и соглашения об исключительном сбыте. Этот смешанный по своей юридической природе договор позволяет сформировать систему предпринимательства в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг и скоординировать усилия участников производства и реализации той либо иной продукции.
7. В договоре коммерческой концессии, предусмотренном в российском законодательстве, можно выделить характерные черты, отграничивающие его от других сходных правоотношений.
Во-первых, предметом договора коммерческой концессии являются исключительные права имущественного характера (комплекс исключительных прав).
Во-вторых, имущественно-правовые последствия исполнения договора заключаются в том, что пользователь, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием комплекса предоставленных правообладателем исключительных прав и совершая определенные сделки с потребителями, самостоятельно приобретает права и несет обязанности по этим сделкам.
В-третьих, по договору коммерческой концессии стороной, обязанной выплачивать вознаграждение, является пользователь (должник).
В-четвертых, сторонами данного договора могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами, которые ставились при ее написании, и представляет собой: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Законодательная дефиниция координации экономической деятельности, приведенная в Законе «О защите конкуренции» отражает лишь негативный аспект данного явления, то есть незаконную координацию, что является оправданным для целей антимонопольного законодательства, но не для целей всего предпринимательского права. Однако, координация в предпринимательстве оказывает как негативное, так и позитивное влияние на действия хозяйствующих субъектов и в целом на конкуренцию и состояние экономики. Негативное воздействие является результатом антиконкурентных соглашений и иных антиконкурентных действий субъектов. Позитивное имеет место, если координационные действия законны. В связи с этим следует вывод, что координацию экономической (в том числе предпринимательской) деятельности необходимо понимать широко как процесс целенаправленного воздействия на деятельность координируемых хозяйствующих субъектов, при этом она не является правонарушением в смысле законодательства о защите конкуренции.
2. Основаниями частноправовой координации предпринимательской деятельности вне зависимости от содержания координационного правоотношения (корпоративное или обязательственное (договорное)) являются различные формы согласованных волеизъявлений свободных равных частноправовых субъектов, содержащие в себе властные полномочия, предоставляющие возможность координатору осуществлять управляющее воздействие на координируемых хозяйствующих субъектов. Поэтому правовой основой всех правовых форм координации предпринимательской деятельности является гражданско-правовой договор. В этой связи необходима точная правовая регламентация и законодательная легитимация ограничений принципа свободы договора в отношении сделок, правовые последствия которых могут нанести ущерб конкуренции.
3. Основываясь на положениях Гражданского кодекса, с учетом научных позиций, под холдингом в современном правовом поле следует понимать не являющуюся юридическим лицом совокупность юридических лиц, образованную в предпринимательских целях, где одно хозяйственное общество (товарищество), в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность управлять другим хозяйственным обществом (либо другими хозяйственными обществами) через определение принимаемых им (ими) решений
4. Дистрибьюторский договор относится к модели, так называемой, косвенной (опосредованной) координации, о чем свидетельствует в частности, обязанность дистрибьютора следовать указаниям поставщика, направленным на обеспечение надлежащего сбыта товаров либо на поддержание общественного мнения о нем или его узнаваемости.
При этом несмотря на весьма широкое распространение, в практике взаимодействия между иностранными производителями товара и его импортерами дистрибьюторский договор не получил в России законодательной регламентации, что необходимо устранить.
5. Коммерческая концессия (франчайзинг) является формой косвенной координации. Это вытекает из обязанности пользователя исполнять инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. О наличии координации свидетельствует и обязанность правообладателя по контролю за качеством товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
6. Франчайзинг следует рассматривать как договорный институт, имеющий элементы лицензионного соглашения и соглашения об исключительном сбыте. Этот смешанный по своей юридической природе договор позволяет сформировать систему предпринимательства в сфере производства и реализации товаров, работ и услуг и скоординировать усилия участников производства и реализации той либо иной продукции.
7. В договоре коммерческой концессии, предусмотренном в российском законодательстве, можно выделить характерные черты, отграничивающие его от других сходных правоотношений.
Во-первых, предметом договора коммерческой концессии являются исключительные права имущественного характера (комплекс исключительных прав).
Во-вторых, имущественно-правовые последствия исполнения договора заключаются в том, что пользователь, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность с использованием комплекса предоставленных правообладателем исключительных прав и совершая определенные сделки с потребителями, самостоятельно приобретает права и несет обязанности по этим сделкам.
В-третьих, по договору коммерческой концессии стороной, обязанной выплачивать вознаграждение, является пользователь (должник).
В-четвертых, сторонами данного договора могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной
политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.
5. Федеральный закон от 03.10.2014 N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Собрание законодательства РФ. 2014. N 40 (часть I). Ст. 5310.
6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7343.
7. Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7058.
8. Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7013.
9. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
11. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
12. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 16.06.2003. N 24. Ст. 2249.
13. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
14. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
15. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
16. Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 21. Ст. 1731.
17. Указ Президента РФ от 25.05.1998 N 588 «О создании акционерной холдинговой компании «Главное всерегиональное строительное управление «Центр» // Собрание законодательства РФ. 1998. №22. Ст. 2409.
18. Указ Президента РФ от 25.05.1998 N 589 «О создании акционерной холдинговой компании «ГЛАВСТРОЙПРОМ» // Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2410.
19. Постановление Правительства РФ от 21.12.1993 N 1311 «Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5143.
2. Материалы правоприменительной практики
2.1. Акты Высшего Арбитражного Суда РФ
20. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» // Вестник ВАС РФ. 2014 (май). N 5.
2.2. Акты иных судебных инстанций
21. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 N 09АП-44802/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 N 09АП-34307/2010-АК по делу N А40-50830/10-144-209 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2011 N КА- А40/1320-11 по делу N А40-50033/10-130-237 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09- 1942/11-С1 по делу N А76-15244/2010-45-358 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Федерального арбитражного суда Северо¬Кавказского округа от 18 мая 2004 г. N Ф08-2062/2004-801А.
2.3. Материалы иных правоприменительных органов
26. Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; науч. ред. Н.Ю. Рассказова. М.: Статут, 2013 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Регламент Комиссии (ЕС) от 30 ноября 1988 г. N 4087/88 о применении статьи 85(3) Римского договора к отдельным видам франшизных соглашений.
28. Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений. Публикация N 441 Е. Серия: «Издания Международной Торговой Палаты» / Пер. с англ. М.: Консалтбанкир, 1996.
29. Принципы европейского договорного права: коммерческое
агентирование, франшиза и дистрибуция // Коммерческое право. 2011. N 1.
30. Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный
импортер-дистрибьютор. Публикация N 646 Е. Серия: «Издания
международной торговой палаты». 2-е изд. на рус. и англ. яз. М.: Консалтбанкир, 2005.
31. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 год) // Закон. 1995. N 12.
3. Научная и учебная литература
32. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2004.
33. Веселкова Е.Е. Простое товарищество как организационно- правовая форма иностранных инвестиций // Законодательство и экономика.
2013. N 1.
34. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2002.
35. Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации гражданско- правовых норм о гражданско-правовом договоре // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М., 2008.
36. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. М.: Анкил, 1997.
37. Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Ученые записки Харьковского юрид. ин-та. Харьков, 1954.
38. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993.
39. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005.
40. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.,
2009.
41. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013. 640 с.
42. Каширина Т.В. Дистрибьюторский договор и его место в системе договоров ГК РФ // Закон. 2011. N 6.
43. Кодификация российского гражданского права / Редкол. С.С. Алексеев и др. Екатеринбург, 2003.
44. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 2 (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Статут, 2006.
45. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.
46. Кутин Е.О. Основания возникновения холдинговых отношений // Юрист. 2012. N 14.
47. Лаптев Г.А. Инвестиционное товарищество как частный случай простого товарищества // Гражданское право. 2013. N 4.
48. Лаптев Г.А. Отдельные характеристики инвестиционного товарищества, присущие юридическим лицам // Юрист. 2013. N 18.
49. Маслова В.А. Организационная природа дистрибьюторского договора // Гражданское право. 2013. N 3.
50. Нэнси Черч. Знакомьтесь - франшизинг // Проблемы теории и практики управления. 1991. N 13.
51. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.
52. Портной К. Правовое положение холдингов в России: Науч.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004.
53. Портной К.Я. Правовое положение холдингов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
54. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. М., 2009.
55. Разумнова И.И. «Франчайзинг» - система реализации товаров и услуг // США: экономика, политика, идеология. 1988. N 4.
56. Райников А.С. Договор коммерческой концессии как институт обязательственного права и как правоотношение: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
57. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. М., 1997.
58. Стэнворт Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М.: Аудит, 1996.
4. Интернет-ресурсы
59. http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary
60. Договор о продвижении товаров. Дистрибьюторский договор // http: //uri stinfo .net/dogovorno e_pravo.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ