Введение 3
1. Теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1. Сущность и содержание конкурентоспособности организации 6
1.2. Уровни и факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 12
2. Анализ уровня конкурентоспособности юридической компании ООО «ПРАВЕРИС»
2.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности организации 20
2.2. Оценка текущего уровня конкурентоспособности организации 24
3. Разработка предложений и обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ПРАВЕРИС»
3.1. Рекомендации по использованию специфических особенностей повышения конкурентоспособности ООО «ПРАВЕРИС» как юридической компании 51
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по повышению
конкурентоспособности «ПРАВЕРИС» 65
Заключение
С каждым годом отечественный рынок юридических услуг становится все насыщеннее. Конкуренцию, как экономический фактор, не могут обойти даже маститые юристы, чьи имена на слуху, так как всегда существует вероятность потерять свои позиции.
Одной из особенностей современного состояния российского рынка юридических услуг является то, что он находится в процессе своего становления. Тот путь развития правового государства, как необходимого условия существования развитого рынка юридических услуг, который развитые страны проходили эволюционным путем в течение столетий, наша страна пытается наверстать в течение последних 10-15 лет. Все это накладывает существенные особенности на развитие данного рынка в России.
Современный российский рынок юридических услуг имеет достаточно сложную структуру. Прежде всего, можно выделить два основных сегмента: корпоративные клиенты, частные клиентов (граждан). Среди участников рынка можно так же выделить несколько основных групп: специализированные юридические фирмы; адвокаты; юридические департаменты аудиторских, консалтинговых, оценочных, риэлторских и охранных компаний; юристы- предприниматели.
Как известно, к основным проблемам развития российского рынка юридических услуг можно отнести: низкую активность участников рынка юридических услуг в нормотворческой деятельности; отсутствие полноценной саморегулируемой организации участников рынка; отсутствие крупных диверсифицированных юридических компаний, способных влиять на развитие рынка в целом; информационная закрытость рынка, высокий объем и преобладание теневых контрактов.
По оценкам экспертов, наибольшую часть рынка юридических услуг в стоимостном выражении составляют судебные споры, одной из сторон в которых выступают компании. Однако данные о российском рынке юридических услуг не систематизированы, его объем не оценен, поэтому мы имеем возможность судить о его объёме лишь по косвенным показателям. Общий объем российского рынка юридических услуг оценивается в 7-10 млрд. руб. Этот рынок сопоставим с рынком аудиторско-консалтинговых услуг. Учитывая рост российского рынка деловых услуг, можно уверенно прогнозировать не менее мощное развитие рынка юридических услуг. Так, количество дел, связанных с применением налогового законодательства, увеличилось с 2015 по 2016 год в 2,5 раза и достигло около 270 тыс.
Таким образом, анализируя развитие рынка юридических услуг в Российской Федерации, можно отметить, что, несмотря на его развитие в последние десятилетие, для него по-прежнему характерна низкая маркетинговая активность участников рынка. Существенной проблемой являются информационная закрытость рынка, отсутствие данных о его развитии, слабость и бессистемность законодательства в области регулирования деятельности организаций и лиц, оказывающих юридические услуги, неадекватность законодательной базы новым экономическим условиям.
С другой стороны, в последние годы наблюдается значительный рост спроса на профессиональные юридические услуги, как со стороны граждан, так и со стороны организаций и предприятий. Эффективная организация функционирования данного рынка требует проведения значительных исследований и осуществления разработок по широкомасштабному внедрения принципов и концепций маркетинга в практику деятельности субъектов рынка юридических услуг.
На сегодняшний день спрос на услуги правового характера предопределен как макроэкономическими, так и социальными изменениями. До недавнего времени юридическую бизнес-нишу занимали даже не юристы, то есть лица, не обладающие специальными знаниями: правовая деятельность уже много лет не лицензируется, для представления интересов в суде достаточно доверенности, потребитель был так капризен и требователен. В связи с чем, реальная конкуренция на рынке юридических услуг долгое время отсутствовала.
Однако время диктует свои правила: для повышения
конкурентоспособности сегодня лицу, оказывающему юридические услуги, недостаточно мыслить только как правоведу, знать законы, но необходимо владеть и применять знания в области менеджмента и маркетинга.
В сложившихся экономических условиях обеспечение
конкурентоспособности организации, оказывающей юридические услуги, является неотъемлемой интегральной характеристикой, критерием оценки эффективности ее деятельности в целом.
Факторы концентрации и интенсивности рынка, преобладающей нестоимостной конкуренции оказывают мощное влияние на функционирование любой юридической компании. На сегодняшний день успех юридического бизнеса предопределен наивысшей производительностью труда, новаторством и высоким качеством услуг, что обеспечит наивысший показатель его конкурентоспособности.
Качество услуг - это совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности человека. Показатели качества - качественные или количественные характеристики одного или нескольких свойств услуги. Конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерии. Групповой критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность услуги с той или иной стороны. Обобщенный критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности услуги.
Юридическая компания «ПРАВЕРИС» - независимая юридическая фирма, оказывающая юридические услуги в сфере судебного представительства. За 2015 год деятельности удельный вес изменился в сторону увеличения взыскания дебиторской задолженности, ведения дел по спорам с транспортными компаниями, по недвижимости. Численность сотрудников за 2016 год не изменилась и составила 10 человек. Размер средней заработной платы увеличился за 2016 год на 2%, а производительность выросла на 33%. По причине увеличения количества дел. За 2016 фондоотдача увеличилась на 30% по причине увеличения выручки. В 2016 году оборотные средства увеличились на 40% , главным образом, по причине увеличения дебиторской задолженности на 51%. В 2016 году себестоимость увеличилась на 25%, главным образом, по причине увеличения переменных затрат на 33%. В результате проведенного анализа, выяснилось, что ООО «ПРАВЕРИС» достаточно эффективное малое предприятие, об этом говорит увеличение финансовых результатов предприятия - в 2016 году прибыль увеличилась на 190%, главным образом, по причине увеличения выручки на 33%.
Но при сравнении с конкурентами мы выявили конкурентные преимущества, которых нет у ООО «ПРАВЕРИС»: наличие проработанного интернет-сайта, наличие скидок, выездное оказание юридических услуг на дом или в офис клиента.
Поэтому были предложены следующие мероприятия, которые должно предпринять ООО «ПРАВЕРИС», чтобы обеспечить конкурентоспособность оказания услуг:
• создание интернет-сайта юридической фирмы;
• введение накопительной системы скидок до 10%;
• введение выездного оказания услуг.
Отсутствие собственного сайта приводит к ежегодной потере выручки от реализации как минимум на 10%, то естественно принять, что в результате внедрения мероприятий, решающего данную проблему, выручка увеличится на 10%.
Выявленная проблема отсутствия накопительной системы скидок приводит к ежегодной потере выручки от реализации на 15%, то естественно принять, что в результате внедрения мероприятий, решающего данную проблему, выручка увеличится на 15%.
Отсутствие выездного обслуживания приводит к ежегодной потере выручки от реализации как минимум на 10%, то естественно принять, что в результате внедрения мероприятий, решающего данную проблему, выручка увеличится на 10%.
В целом проект мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности услуг является эффективным, так как выручка увеличится на 35%, чистая прибыль на 74%, рентабельность продаж на 2,8%. Срок окупаемости инвестиций составит 0,13 лет.
Для эффективной реализациии ООО «ПРАВЕРИС» юридических услуг необходимо решение трех задач: информирование, убеждение, напоминание. Эти задачи необходимо решать пуьем создания и развития бренда компании, использовании интернет- коммуникаций, подтверждением качества услуг.