Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты системно-деятельностного подхода 6
1.1. Предпосылки возникновения системно-деятельностного подхода
в образовании 6
1.2. Системно-деятельностный подход как способ формирования
универсальных учебных действий 15
1.3. Проблема современного развития методологии системно-деятельностного подхода в общем образовании 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Универсальные учебные действия как механизм реализации системно-деятельностного подхода 31
2.1. Диагностика сформированности познавательных универсальных
учебных действий в образовательном процессе 31
2.2. Содержание обучения младших школьников для формирования
универсальных учебных действий 38
2.3. Динамика уровня сформированности универсальных учебных
действий 46
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения
Актуальность исследования. Российское образование претерпевает в последние годы очень много изменений. Расширяется объем информации, которую учащиеся получают, изменяется методологическая основа педагогики. Именно сегодня очень важно суметь дать ребенку не только больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, познавательное, личностное развитие. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Перед нынешней современной школой стоят задачи реализации системно-деятельностного подхода в образовании, создания таких педагогических условий, которые позволят в полной мере обеспечить достижение требований ФГОС к метапредметным результатам образования - формирование универсальных учебных действий (УУД). Данные учебные действия представляют собой систему различных способов действий обучающихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Именно системно-деятельностный подход помогает решать поставленные задачи. Формировать активных личностей и компетентных профессионалов.
Концепция формирования универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно - деятельностного подхода, который в свою очередь рассматривается в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Программа, благодаря которой формируются общеучебные умения и навыки школьников, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, Е.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др. Подходы к изучению формирования универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
В зарубежной литературе это Ф. Фребель, Г.Ф. Гегель, Джон Дьюи, Э. Колли, А. Комбс, А. Маслоу, А. Нейл, К, Роджерс, Г.Олмпорт, Жд. Каунтс, Дж. Мид, В.Килпатрик, Л. Кэмпбэлл и др.
Общество набирает обороты, новое поколение граждан способных жить в пространстве. Учитель, как ключевое звено в цепочке: ученик- учитель- общество должен понимать ту меру ответственности, которую на него возлагает переменившийся мир, а значит нельзя жить и учить по старому, необходимо что-то предпринимать для современного поколения школьников, чтобы они стали социально адаптированными, не растерялись вступив во взрослую жизнь.
Таким образом, у современного учителя встает вопрос - каким же образом сформировать у детей универсальные учебные действия, которые будут способствовать реализации системно-деятельностного подхода в рамках Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Цель исследования - рассмотреть системно-деятельностный подход в начальном образовании, его влияние на формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования - системно-деятельностный подход в
образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - содержание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования - реализация системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе будет эффективной, если:
- изучена специфика и особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
- обоснованы и экспериментально доказаны педагогические условия формирования УУД младших школьников,
- определены критерии и оценка их формирования.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- проанализировать механизм реализации системно-деятельностного подхода с помощью универсальных учебных действий;
- подготовить методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий.
Методами исследования стали теоретический анализ, диагностический метод, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация фактов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в практической работе на уроках в начальной школе (в частности урок русского языка) в условиях внедрения ФГОС.
Базой данного исследования являются ученики 2-х классов МБОУ СОШ №12 Вахитовского района г. Казани.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, системный подход относится к особому уровню методологии науки - это уровень общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход - вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии.
Принцип системности носит общенаучный характер, принцип деятельности - общепсихологический, как следствие, - многообразие психологических (психолого-педагогических) школ и педагогических разработок разного уровня реализации системно-деятельностного подхода:
- общенаучный (философия / теоретико-методологическая база);
- частнонаучный (научные школы / научные направления);
- прикладной (прикладные науки и внедрение в практику целостной модели, включающей три уровня «преломления теории»: философский как ценностно-смысловой, технологический как научно-прикладной и частный как индивидуально-операциональный);
- частно-конкретный (внедрение в практику отдельных элементов модели - метода, обеспечивающего совершенствование конкретных частных сторон практики).
Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой современных федеральных государственных образовательных стандартов, имеет глубокие культурно-исторические корни.
Он интегрирует в себе социально-психологический, психолого-педагогический и синергетический взгляды на образование, предлагая «объемное видение» педагогической реальности, ее перспектив и задач, стоящих перед школой в современном мире
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности. В ходе теоретического и экспериментального исследования в данной работе были решены следующие задачи.
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования.
Сравнительно - сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия младших школьников на уроках русского языка».
Под « универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию».
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.
Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
2. Арефьева, О.М. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
3. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения /А.Г. Асмолов // Педагогика.-2012.-№4.-С. 18-22.
4. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (СПб, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с
6. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Издательство — Питер”,2000. - 304 с.
7. Волков И.П. Уроки творчества в начальных классах // Школа и производство. - 1989. - № 2. - с.14-19, №3 - с.24-29
8. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
9. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2013. - № 6.
10. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
11. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2013.- N 6. - С. 30-39.
12. Деятельностно - Ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
13. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. - Томск: ТОИПКРО, 2010
14. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1967. - 156с.
15. Компетентностный подход в профессиональном образовании / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, И. В. Синюшина [и др.]. - Москва :Мэйлер, 2010. - 227 с.
16. Кочнева Л. П. Системно-деятельностный подход в образовании в условиях введения государственных образовательных стандартов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - №4 (13). - С. 137-148.
17. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
18. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. — М.: Издат. центр «Академия», 2003
19. Кременицкая С. П. К вопросу о компетентностном подходе в системе дошкольного и начального образования // Инновации в науке. - 2012. - №14 -
2. - С.54-58.
20. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 - Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
21. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2012. - 180 с.
22. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2011. - 362 с.
23. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе. - 1995. - №5. - с.3 - 8
24. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
25. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
26. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма
проектирования стандартов школьного образования [Текст] / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
27. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы [Текст] / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2012. - № 1. - С.14.
28. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р 87 Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 5-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2014. - 462 с.
29. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д.
Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
30. Моторина Н. А. Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2011. - № 6. - С.89-92.
31. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. Пед. заведений: в 3 кн. - М.: Владос, 1997 - кн.3. - 632с.
32. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М: Академия, 2001, 192с.
33. Репринцева Г. А. Системно-деятельностный подход: общенаучный и психолого- педагогический уровни анализа // Концепт. - 2014. - № 8. - С. 131-135.
34. Романова Е. А. Компетентностный подход в современной системе образования // Science Time. - 2014. - № 3 (3). - С. 90-97.
35. Смолеусова Т В. ФГОС дошкольного образования: главное в структуре, содержании, преемственности // Вестник НГПУ - 2015. - №1 (23). - С. 7-19.
36. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная
характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 198-202.
37. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение, 2011
39. Цукасова, Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. - М.: КД Либроком, 2014. - 192 с.
40. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами
школьного образования. - М., 2010.