ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования ономастики 8
1.1 Ономастика как объект лингвистического исследования 8
1.2 Имя собственное. Определение и особенности 10
1.3 Типология имен собственных 14
1.4 « Имя собственное » как лингвокультурологическая единица 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2.Специфика имён собственных в новелле Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла » 23
2.1 Особенности готической новеллы «Кармилла» 23
2.2 Имя собственное как способ создания особенного образа вампира 27
2.3 Ономастический анализ имён вампирши Кармиллы 33
2.4 Сопоставление имен мужских персонажей с именами Кармиллы в новелле 44
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список литературы
Образ вампира вызывает чрезвычайный интерес во многих сферах культурной жизни общества в наши дни. Снимается огромное количество сериалов посвященных вампирской тематике, такие как «Дневники вампира», «Древние или первородные», «Настоящая кровь», «Голод» и т.д. Рейтинг и популярность сериалов очень высокие, и поэтому можно сказать, что телезрители интересуются вампирами, их жизнью и способностями.
Кроме того, вампиры также являются героями популярных литературных произведений, ставших экранизацией. Произведения Стефани Майер «Сумерки» получили высокие оценки критиков и были одобрены телезрителями, также как и произведения Энн Райс с ее «Королевой проклятых», «Вампиром Лестатом» и др.
Помимо литературы и телевидения, вампиры также нашли свое место в современных компьютерных играх, комиксах и музыке. Однако образ вампира, который мы привыкли видеть, значительно отличается от своего оригинального первоначального образа в преданиях, легендах и фольклоре (Деружинский, 2010).
В отличие от современных интерпретаций, в фольклоре вампир является уродливым и отвратительным упырем. Фольклорный вампир лишен изысканности и лоска, несоблазнительный образ, в основном, это мертвый крестьянин, лишенный одобрения вообще. Такой образ вампиров был образован не столько в легендах, а сколько в деревенских сказках, являясь порождением именно народного фольклора, а не аристократического. Если в народном воображении смерть нес вампир, то в аристократическом смерть была связана именно с образом Grim Reaper или «Смерть с косой».
До конца 18 века писатели считали образ вампира выдумкой недостаточно интересной, а как монстра недостаточно эпичным для роли антагониста для героя. Однако после конца 18 - начала 19 века, произошел «скачок» образа вампира из народных сказок в «большую литературу». Это произошло из-за развития фольклористики. Писатели, представители аристократии стали изучать народные сказки, легенды и былины, и тем самым обращались к образу вампира, а затем стали активно эксплуатировать его (Асмолов,2012).
Однако, еще одной причиной для проникновения «вампиров» в литературу стало освобождения ее из под церковного наставления. Литература под давлением церкви не могла позволить умершей душе человека существовать в теле. По законам церкви, после своей смерти душа отправляется либо в Ад, либо в Рай, и нежить сама по себе является нарушением мирового порядка. Однако затем с ослаблением контроля церкви писатели начинают задумываться на счет нарушения тех самых порядков мироздания.
Третья причина распространения образа вампира связана с распространением романтизма как жанра литературы, в котором писательский взгляд становится свободным от стереотипов. Писатели начинают задумываться над созданием не только героев, но и врагов, создавая им более мрачный, размытый и романтизированный образ.
В конце 18 века большинство работ про вампиров было написано в Германии. И это не осталось без внимания литературных кругов и критиков. Среди ранних поэм этого периода можно назвать «Коринфскую невесту» Гёте (1797). Образ вампирообразной сущности в этой поэме был воссозданием древнегреческой легенды о молодой невесте, которая возвращается к своему жениху в качестве мертвеца и живет с ним, пока он не раскрывает ее мертвую сущность.
Темы живых мертвецов касались также писатели Оссенфельдер и Бюргер. Поэма Бюльгера «Ленора» была переведена на многие языки, включая английский, и тем самым стала вдохновением для английского писателя Сэмюэля Кольриджа. Под влиянием «Леноры» Кольридж выпусти свою поэму «Кристабель» в 1798 году и она стала первой английской поэмой о вампирах (Саммерс ,2006).
Появление эталонного образа вампира произошло благодаря писателю Брэму Стокеру с его известным романом «Дракула» (1897). Теперь образ вампира стал типичным именно для восточной Европы, Трансильвании и т.д. Вампир стал не однообразным негативным монстром, лишенным любых красочных появлений, но получил свой изысканный вид, и даже положительные качества. Вампир стал обладать определенными способностями: взглядом гипнотизировать жертв, превращаться в ночных животных: волков или летучих мышей, или даже в туман.
Кроме того были описаны четко и слабости вампиров: боязнь распятия, святой воды, осинового кола и чеснока.
В середине 1970-х годов образ вампира переживает своеобразный ренессанс, в котором переосмысливается полностью. Во многом это произошло благодаря писательнице Энн Райс с ее книгами «Интервью с вампиром», «Вампир Лестат», «Королева проклятых». Вампир стал «прекрасным» злодеем, романтичным, изысканным, интересным. Иногда вампир представлялся в качестве хорошего персонажа и питался кровью либо животных, либо злодеев.
Энн Райс вложила в своих вампиров сексуальность, заставляя своего вампира Лестата питаться исключительно молодыми физически привлекательными девушками, что вкладывает черты сексуальности. Образ вампира значительно очеловечился и приобрел свои собственные интересные черты, которые изображаются сейчас в современном творчестве.
Таким образом, идеи рационализма, развивающиеся во второй половине 20 века, происходит стремление обосновать существование вампиров, как в мистическом аспекте, так и физическом. Это дает повод посмотреть на вампиров по-другому. Происходит попытка изучить психологию вампира, его поведение, чего фольклорный вампир был лишен. Мифологический вампир это носитель архетипов, имеющий единственный мотив поведения - насыщение кровью жертв.
Однако 20 век требует, чтобы читатели и зрители приняли вампиров в новом свете. Вампир становится мыслящим, помимо голода у него появляются предпочтения типа любви, страсти или героизма. Вампир все еще ночной хищник, но он оставляет свои физиологически потребности на последний план и начинает активно проявлять себя как человечное существо, которому не чужды чувства (Асмолов,2012).
Но с развитием интереса к вампиризму, некоторые авторы стали вкладывать в своих вампиров особые черты и создавать определенные образы. Один из таких примеров это образ вампира Кармиллы в одноименной новелле ирландского писателя Джозефа Шеридана Ле Фаню. Писатель по-новому представил вампира в своем произведении, значительно изменив его фольклорный образ. Джозеф Шеридан Ле Фаню создал вампиршу изысканную и роскошную, вампиршу, которая нравится живым людям, вампиршу, которая ищет любви и понимания со стороны человека. Это новый образ вампира, который не только стал одним из первоначальных изменений в образе вампира, но и стал примером лингвокультурологического исследования в области ономастики, благодаря которому можно изучить менталитет того времени и понять посылы, скрытые автором в своей героине.
Объект исследования - готическая новелла «Кармилла» автора Джозефа Ле Фаню.
Предмет исследования - ономастические приемы и способы изображения образа вампира Кармиллы.
Цель работы - изучить особенности имён вампирши и раскрыть заложенные автором послания.
Задачи:
1) Изучить ономастику как науку
2) Исследовать лингвокультурологические аспекты ономастики
3) Провести лингвистическое исследование четырех имен главного героя.
4) Исследовать имена других персонажей для сравнения с главной героиней.
5) Проследить, как образ вампира отражает менталитет общества.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема вампиров является очень популярной. Современные писатели представляют этот образ далеким от классического, романтизируя и расширяя его. Образ Кармиллы зачастую является центральным как в кинематографических работах, так и литературных. Известный британский сериал «Doctor Who» взял этот образ в одну из серий, где изображается вампирша.
Новизна работы: изучение традиционного облика вампирши Кармиллы в целом и с лингвистической и культурологической точки зрения, а также интерпретация скрытых идей посредством ономастического анализа альтернативных имён вампирши.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Образ вампира очень изменился с фольклорных времен и все еще продолжает изменяться. Вампир становится человечным и чувствующим существом, который оставил жажду крови и решил изменить свое существование, превратив его в красочную жизнь. Современные вампиры теперь начинают охотиться на людей с целью завоевания, другие же вампиры наоборот пытаются защитить людей от своих сородичей, третьи просто ищут любовь и свое счастье в обществе людей.
Кармилла это новый образ вампира, который соединяет в себе и новизну, и общность со своими мифологическими корнями. Она испытывает жажду крови и охотиться, с целью продлить себе существование, но носит в себе новые черты вампира - чувства любви, поиск родственной души, и одновременно являет собой облик и крик менталитета общества. Она стала символом феминизма, поставив свою женскую фамилию на первое место, упразднив мужскую. Как символ женского равноправия она показала женщинам альтернативу жизни без мужского авторитета и патрилинейной несправедливой системы Викторианского времени.
Кармилла несет в себе не только мистические обновления, но и призывает к обновлениям в Викторианском обществе, требует изменить устоявшуюся систему и открыть мир по-новому. Вампиры не всегда будут жить только ради жажды крови, и Кармилла доказала это. Её образ стал реформаторским как в изображении вампиризма в литературе, так и в идеях моральных ценностей общества.
Ономастические исследования помогли полностью раскрыть истинный насыщенный облик вампира. Заложенные скрытые послания в «Кармилле», «Милларке», «Миркалле» и «Марции» открывают весь спектр смыслов и тайн, которые хранит в себе один уникальный литературный персонаж.
Образ вампира теперь стал не только носитель проклятья тьмы, но и изысканным красивым и интересным объектом изучения. Вампир осознал, что кроме своей жажды крови он может чувствовать любовь и страх. Вампир может мотивировать людей, как это делает Кармилла в своей любви к Лоре.
Таким образом, Кармилла это уникальный литературный персонаж, который внес огромный вклад в готическую литературу, дал начало новому изображению вампирических персонажей и сохранил в себе настроение и переживания общества своей эпохи.
1. Асмолов К.В. Введение в структурную вампирологию. Спб, 2012.
2. Библия. Новый завет .Евангелие от Иоанна 1.
3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М, 1999.
4. Введенский В.В. Культура. Большая советская энциклопедия. Электронная версия [CD-Rom]. М, 2000.
5. Верещагин В.М. Язык и культура. М, 2007.
6. Деружинский В.В. Книга вампиров. М,2010.
7. Караулов Ю.Н.Энциклопедия. Русский язык. М, 2001.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М, 2009.
9. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М,2008.
10. Поченцов О.Г.Языковая ментальность как способ представления мира.
Вопросы языкознания. М,2000.
11. Реформатский А.А.Введение в языкознание. Учебник для вузов. М, 2004.
12. Саммерс М. История вампиров. М, 2006.
13. Синельников В.В. Таинственная сила слова. Формула любви. Как слова влияют на нашу жизнь. М, 2009.
14. Суперанская А.В.Ваше имя. М, 2003.
15. Суперанская А.В.Общая теория имени собственного. М, 2009.
16. Суперанская А.В.Структура имени собственного (фонология и морфология) М, 2004.
17. Суперанская А.В.Что такое топонимика? М, 2003.
18. Хроленко А.Т.Из наблюдений над природой имени собственного в фольклорном тексте. Рязань, 2008.
19. Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. Курск, 2003.
20. Хроленко А.Т.Общее языкознание. Курс лекций. Курск, 1998.
21. Хроленко А.Т.Теория языка. Учебное пособие . 2-е издание, испр. и доп. Курск, 2012.
22. Auerbach, Nina. Our Vampires, Ourselves. Chicago: University of Chicago Press, 2005.
23. Botting, F. Gothic. London: Routledge, 2014.
24. Calmet, Augustine. The Phantom World: or. The Philosophy of Spirits,
Apparitions, &c. Vol. II. Trans. Henry Christmas. London: Richard Bentley, 1999.
25. Crawford, Gary William J. Sheridan Le Fanu: A BioBibliography. Westport, Conn.: Greenwood Press, 2006.
26. Dunkling, Leslie and William Gosling. The New American Dictionary of Baby Names. New York: Signet, 2011.
27. Gelder, K. Reading the Vampire. London: Routledge, 2014.
28. Guiley, R. E. The Encyclopedia of Vampires, Werevolves and Other Monsters.
New York: Facts on File Books, 2008.
29. Halberstam, J. Skin Shows: Gothic Horror and Technology of Monsters.
Durham: Duke University, 2003.
30. Kolatch, Alfred J. Dictionary of First Names. New York: Perigee Books, 2010.
31. Le Fanu, S. “Carmilla”. (E Book) Kaynak: Epubbooks.com .2007
32. Leal, A. Unnameable Desires in Le Fanu’s Carmilla. Names, March 2009.
33. Marshall, G. Victorian Fiction. New York: Oxford University Press, 2002.
34. McCormack, W. J. Dissolute Characters: Irish LiteraryHistory Through Balzac, Sheridan Le Fanu, Yeats, andBowen. New York: St. Martin's Press, 2008.
35. Melada, Ivan. Sheridan Le Fanu. Boston: Twayne Publishers, 2013.
36. Michelis, A. Dirty Mamma: Horror, Vampires, and the Maternal in Late
Nineteenth Century Gothic Fiction. Critical Survey, 2003.
37.OED. The New Shorter Oxford English Dictionary. Vol 2. Oxford: Clarendon, 2003.
38.Paglia, Camille. Christabel. Samuel Taylor Coleridge. Ed. Harold Bloom. New York: Chelsea House Publishers, 2016.
39.Sedgwick, Eve Kosofsky. Tendencies. Durham, North Carolina: Duke University Press, 1999.
40.Signorotti, Elizabeth. "Repossessing the Body: Transgressive Desire in 'Carmilla' and Dracula." Criticism XXXVIII, 2014.
41. Tannarh. Справочник по вампирам, 2004.
42. Tracy, R. Introduction. In a Glass Darkly. Oxford U.P: Oxford. Press, 2003.
43. Williams, Anne, ed. Three Vampire Tales: Dracula, Bram Stoker; "Carmilla," Sheridan Le Fanu; and "The Vampyre,"John Polidori. Boston: Houghton Mifflin Company, 2003.
44. Wohl, S. Sexuality and Breached Barriers in Joseph Sheridan Le Fanu’s Carmilla. Unpublished MA. Thesis. California State University, Dominguez Hills, 2006.
Интернет-источники:
45. http: //chupin.ru/BahaiLife/Pil grimage/Carmel Briefly.html
46. Lord Maxim Лорд Алфред Дуглас под светом позора, 2004 http://www.proza.ru/2004/10/22-134 22.10.2004
47. Walsh, K. “Carmilla” Review. Kaynak:http: //www.chicagonow.com/the-fourth-walsh/2011/01/review-carmilla=lesbian-vampires-are-victorian-era-feminists/
2011.