ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность общественного контроля в
сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2. Нормативно-правовая основа осуществления
общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В
СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Организации, осуществляющие общественный
контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области 28
2.2. Анализ общественного мнения о деятельности
Общественной палаты Тюменской области 40
2.3. Проблемы и перспективы осуществления
общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в регионе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность общественного контроля в
сфере жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2. Нормативно-правовая основа осуществления
общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В
СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1. Организации, осуществляющие общественный
контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области 28
2.2. Анализ общественного мнения о деятельности
Общественной палаты Тюменской области 40
2.3. Проблемы и перспективы осуществления
общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в регионе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Современные процессы рыночного развития экономики Российской Федерации обусловлено в первую очередь реформами в важнейших инфраструктурных отраслях, в число которых входит сфера жилищно-коммунального хозяйства. Данная сфера образует жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и исполняет социальные функции хозяйствующих субъектов в процессе их экономической деятельности.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из значимых отраслей экономики, от ее функционирования напрямую зависит жизнедеятельность населения. Состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса играют важную роль в социально-экономическом развитии Тюменской области, это обуславливается прямым их влиянием на качество и уровень жизни населения региона. Основная цель данного сектора экономики заключается в удовлетворении потребностей населения и предоставлении качественных услуг по доступной цене, которые обеспечивают благоприятные условия для жизни и работы. В современном мире положение в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в большей степени обуславливает не только социальную защищенность граждан страны, но и поддерживает стабильность в обществе [25].
Актуальной проблемой в проводимых реформах является реализация контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Такие услуги являются жизненно-необходимыми, поэтому обязывают государство и бизнес быть ориентированным на потребителя. Это связано в первую очередь с тем, что потребителями являются все без исключения граждане страны независимо от их экономического и социального положения. Защита интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться посредством создания комфортных условий и ограничений, создающих нормативный уровень обслуживания населения.
Развитие общественного контроля за рынком жилищно-коммунальных услуг, сопровождаемое формированием пакета соответствующих нормативно-правовых актов, предъявило определенные современные требования, как организациям предоставляющим данные услуги, так и ресурсоснабжающим организациям.
Актуальной темой в реформировании сферы жилищно-коммунальных услуг является осуществление общественного контроля за качеством предоставляемых услуг. Важность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что жилищно-коммунальные услуги составляют жизненно-необходимый компонент рыночной экономики страны, тем самым обязывая и государство, и бизнес быть ориентированными на потребителя, то есть на всех граждан независимо от их доходов.
Объектом данного исследования является совокупность социально-экономических отношений, связанных с осуществлением общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России.
Предмет исследования - проблемы осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Цель работы - исследовать проблемы осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России;
- изучить нормативно-правовые основы
осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- исследовать организации, осуществляющие общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;
- проанализировать мнение респондентов о деятельности Общественной палаты Тюменской области;
- выявить основные проблемы осуществления общественного контроля в регионе и предложить возможные способы их решения.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую базу исследования составляют монографии, научные труды, кандидатские диссертации, а также публикации российских ученых: Селиверстов Ю.И., Огнева Е.А., Борисов А.В., Борисова Н. И., Богданова С.Ю., Кушнир С.И., Демченко Т.С., Исмагилова Т. В., Михайлов В. С., Галиуллина С. Д., рассматривающих подходы к определению понятия «общественный контроль», исследующие способы совершенствования контроля в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Эмпирическую основу работы составляют действующие федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы и постановления Правительства Тюменской области, другие нормативно-правовые акты, а также статистические данные Общественной палаты Тюменской области, периодические издания и ресурсы сети Интернет.
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов и рекомендаций Общественной палатой Тюменской области в качестве инструментов при осуществлении общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования
Жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из значимых отраслей экономики, от ее функционирования напрямую зависит жизнедеятельность населения. Состояние и устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса играют важную роль в социально-экономическом развитии Тюменской области, это обуславливается прямым их влиянием на качество и уровень жизни населения региона. Основная цель данного сектора экономики заключается в удовлетворении потребностей населения и предоставлении качественных услуг по доступной цене, которые обеспечивают благоприятные условия для жизни и работы. В современном мире положение в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в большей степени обуславливает не только социальную защищенность граждан страны, но и поддерживает стабильность в обществе [25].
Актуальной проблемой в проводимых реформах является реализация контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Такие услуги являются жизненно-необходимыми, поэтому обязывают государство и бизнес быть ориентированным на потребителя. Это связано в первую очередь с тем, что потребителями являются все без исключения граждане страны независимо от их экономического и социального положения. Защита интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться посредством создания комфортных условий и ограничений, создающих нормативный уровень обслуживания населения.
Развитие общественного контроля за рынком жилищно-коммунальных услуг, сопровождаемое формированием пакета соответствующих нормативно-правовых актов, предъявило определенные современные требования, как организациям предоставляющим данные услуги, так и ресурсоснабжающим организациям.
Актуальной темой в реформировании сферы жилищно-коммунальных услуг является осуществление общественного контроля за качеством предоставляемых услуг. Важность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что жилищно-коммунальные услуги составляют жизненно-необходимый компонент рыночной экономики страны, тем самым обязывая и государство, и бизнес быть ориентированными на потребителя, то есть на всех граждан независимо от их доходов.
Объектом данного исследования является совокупность социально-экономических отношений, связанных с осуществлением общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России.
Предмет исследования - проблемы осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Цель работы - исследовать проблемы осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства России;
- изучить нормативно-правовые основы
осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- исследовать организации, осуществляющие общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;
- проанализировать мнение респондентов о деятельности Общественной палаты Тюменской области;
- выявить основные проблемы осуществления общественного контроля в регионе и предложить возможные способы их решения.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую базу исследования составляют монографии, научные труды, кандидатские диссертации, а также публикации российских ученых: Селиверстов Ю.И., Огнева Е.А., Борисов А.В., Борисова Н. И., Богданова С.Ю., Кушнир С.И., Демченко Т.С., Исмагилова Т. В., Михайлов В. С., Галиуллина С. Д., рассматривающих подходы к определению понятия «общественный контроль», исследующие способы совершенствования контроля в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Эмпирическую основу работы составляют действующие федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы и постановления Правительства Тюменской области, другие нормативно-правовые акты, а также статистические данные Общественной палаты Тюменской области, периодические издания и ресурсы сети Интернет.
Поставленные цель и задачи исследования достигаются при помощи таких методов исследования как анализ и синтез, измерение, сравнение, изучение нормативно-правовых актов, материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов и рекомендаций Общественной палатой Тюменской области в качестве инструментов при осуществлении общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из важнейших сфер нынешней социально-экономической системы, в ней создаются большинство показателей качества жизни граждан нашей страны. Однако, на протяжении долгих лет реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, мы не можем увидеть ожидаемых результатов.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость дальнейшего реформирования и ускоренного развития жилищно-коммунального хозяйства.
В литературе существуют различные подходы к понятию «общественный контроль». В данной работе общественный контроль рассмотрен как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая с целью наблюдения за деятельностью органов власти и организаций, предоставляющих услуги в жилищно-коммунальной сфере.
Основными целями общественного контроля являются:
- обеспечение защиты и реализации прав и свобод граждан;
- учет мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и других некоммерческих организаций
- общественная проверка, экспертиза и анализ деятельности органов власти и организаций, их нормативных актов и решений.
Для развития гражданского общества и создания условий для общественного контроля в Российской Федерации, а также в Тюменской области создана Общественная палата.
Целью деятельности Общественной палаты является осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако, в законе «Об Общественной палате» в Тюменской области установлен порядок формирования ее членов, при котором большую часть выбирает Губернатора Тюменская областная Дума (68 человек), а оставшиеся (34 человека) могут быть представители общественных организаций и граждане [17]. Следовательно, данная организация была создана не для того, чтобы контролировать деятельность органов государственной власти, а для того, чтобы сглаживать негативные проявления общественности.
Неэффективность данной организации подтверждают и данные опросов общественного мнения, в соответствии с которыми рядовые граждане плохо информированы о таком мероприятии, как «общественный контроль», более половины респондентов затрудняются назвать цели и задачи Общественных палат на федеральном и региональном уровнях.
Для осуществления общественного контроля разработан целый ряд нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях. Обеспечение создания соответствующих организаций, целью которых является контроль над выполнением своих обязанностей организаций жилищно-коммунального комплекса, происходи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ»[11].
Контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Региональные центры занимаются методической поддержкой, в результате чего в субъектах РФ появляются образовательные программы для собственников жилых помещений.
Осуществлением общественного контроля в Тюменской области занимаются Общественная палата Тюменской области, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти Тюменской области [18].
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы при осуществлении общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- низкая активность, не готовность граждан принимать участие в общественной жизни;
- несовершенство законодательной базы на федеральном и региональном уровнях;
- халатность и некомпетентность контрольных органов;
- законодательная неграмотность населения;
- отсутствие финансирования у отдельных общественных инспекторов.
Для решения данных проблем рекомендуется:
- разработать систему мероприятий по привлечению и повышению активности граждан для участия в осуществлении общественного контроля;
- информирование граждан среднего возраста с помощью рекламы, документальных фильмов, специальных программ на тему общественного контроля на телевидении, оповещение молодежи через сеть Интернет, социальные сети и мессенджеры, проведение других мероприятий, привлекающих внимание к данному вопросу;
- разработать и принять комплекс мер по дополнительной поддержке инициативных граждан;
- разработать и внедрить комплекс мероприятий по обучению и повышению законодательной грамотности населения;
- совершенствование нормативной правовой базы, разработка поправок в существующих законодательных актах.
Комплексное применение рекомендаций позволит решить выявленные проблемы.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость дальнейшего реформирования и ускоренного развития жилищно-коммунального хозяйства.
В литературе существуют различные подходы к понятию «общественный контроль». В данной работе общественный контроль рассмотрен как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая с целью наблюдения за деятельностью органов власти и организаций, предоставляющих услуги в жилищно-коммунальной сфере.
Основными целями общественного контроля являются:
- обеспечение защиты и реализации прав и свобод граждан;
- учет мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и других некоммерческих организаций
- общественная проверка, экспертиза и анализ деятельности органов власти и организаций, их нормативных актов и решений.
Для развития гражданского общества и создания условий для общественного контроля в Российской Федерации, а также в Тюменской области создана Общественная палата.
Целью деятельности Общественной палаты является осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако, в законе «Об Общественной палате» в Тюменской области установлен порядок формирования ее членов, при котором большую часть выбирает Губернатора Тюменская областная Дума (68 человек), а оставшиеся (34 человека) могут быть представители общественных организаций и граждане [17]. Следовательно, данная организация была создана не для того, чтобы контролировать деятельность органов государственной власти, а для того, чтобы сглаживать негативные проявления общественности.
Неэффективность данной организации подтверждают и данные опросов общественного мнения, в соответствии с которыми рядовые граждане плохо информированы о таком мероприятии, как «общественный контроль», более половины респондентов затрудняются назвать цели и задачи Общественных палат на федеральном и региональном уровнях.
Для осуществления общественного контроля разработан целый ряд нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях. Обеспечение создания соответствующих организаций, целью которых является контроль над выполнением своих обязанностей организаций жилищно-коммунального комплекса, происходи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ»[11].
Контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Региональные центры занимаются методической поддержкой, в результате чего в субъектах РФ появляются образовательные программы для собственников жилых помещений.
Осуществлением общественного контроля в Тюменской области занимаются Общественная палата Тюменской области, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти Тюменской области [18].
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы при осуществлении общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- низкая активность, не готовность граждан принимать участие в общественной жизни;
- несовершенство законодательной базы на федеральном и региональном уровнях;
- халатность и некомпетентность контрольных органов;
- законодательная неграмотность населения;
- отсутствие финансирования у отдельных общественных инспекторов.
Для решения данных проблем рекомендуется:
- разработать систему мероприятий по привлечению и повышению активности граждан для участия в осуществлении общественного контроля;
- информирование граждан среднего возраста с помощью рекламы, документальных фильмов, специальных программ на тему общественного контроля на телевидении, оповещение молодежи через сеть Интернет, социальные сети и мессенджеры, проведение других мероприятий, привлекающих внимание к данному вопросу;
- разработать и принять комплекс мер по дополнительной поддержке инициативных граждан;
- разработать и внедрить комплекс мероприятий по обучению и повышению законодательной грамотности населения;
- совершенствование нормативной правовой базы, разработка поправок в существующих законодательных актах.
Комплексное применение рекомендаций позволит решить выявленные проблемы.
Подобные работы
- Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Бакалаврская работа, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - «СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Оценка эффективности реализации целевых программ по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья в муниципальных образованиях, Тюменский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Благоустройство советских городов в 1964-1991 гг. на примере г. Сургута
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Муниципальный правотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021



