Введение 3
1. Общая характеристика и происхождение вече на Руси 5
2. Социальный состав вече 9
3. Вече в средневековом Новгороде 12
Заключение 18
Список использованных источников 20
На рубеже XI–XII веков в Новгороде стала формироваться выборная местная администрация – орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, и постепенно превратило и князя в должностное лицо.
Одной из ключевых в историографии Древней Руси является проблема власти. Особую актуальность она приобретает в настоящее время, когда происходит трансформация устоявшихся основ исторического познания, усиливается интерес в науке и в обществе к вопросам политогенеза, своеобразию отечественной политической традиции. Важной отличительной чертой политической истории Руси домонгольского периода является наличие вечевого института, явления яркого и неоднозначного. Вече существенно влияло на междукняжеские взаимоотношения, внутриполитическую ситуацию, общественные отношения в древнерусских землях. Кроме того, исследование истории веча на Руси пересекается с широким кругом животрепещущих проблем древнерусской истории, занимающих умы современных медиевистов: взаимодействие социальных групп, социальные конфликты, способы и средства политической борьбы, функционирование властных структур в обществе эпохи средневековья.
Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами. С одной стороны, рубеж веков и тысячелетий — само по себе знаковое событие, когда подводятся итоги проделанной работы и намечаются планы на будущее. С другой стороны, отечественная историческая наука выходит на новый этап исследований, качественно отличный от предшествующих периодов ее развития. Это выражается, прежде всего, в обогащении функций исторической науки, изменении «методологических и концептуальных основ в изучении отечественной истории», обновлении «проблематики исторических исследований». Поэтому, важное значение приобретают обобщающие историографические исследования, посвященные анализу не только различных этапов развития отечественной исторической науки, но и конкретным, наиболее значимым проблемам истории России.
Целью данного исследования является изучение вопроса вече как органа демократии средневекового Новгорода.
В связи с поставленной целью исследования были сформированы следующие задачи:
1) дать общую характеристику и происхождению вече на Руси;
2) охарактеризовать социальный состав вече;
3) описать вече в средневековом Новгороде.
Объектом исследования является отечественная историография о вече древней Руси.
Предметом исследования выступает вече как орган феодальной демократии средневекового Новгорода.
Теоретическую основу данного исследования составили труды таких ученых как: И.Х. Алешковский, И.Д. Беляев, Б.Д. Греков, И.П. Ермолаев, В.О. Ключевский, О.В. Мартышин, А.В. Петров, И.В. Петров, В.Я. Петрухин, А.Е. Пресняков, И.Н. Рожков, М.Б. Свердлов, В.И. Сергеевич, К.А. Соловьев, С.М. Соловьев, М.Н. Тихомиров, П.П. Толочко, А.И. Филюшкин, И.Я. Фроянов, С.В. Юшков, В.Л. Янин.
В результате написания исследования на тему: «Вече как орган феодальной демократии средневекового Новгорода», можно сделать следующие выводы:
1. Вече было основным государственным органом у славянских племен во время того, как начало формироваться раннефеодальное общество, а славянские племена стали объединяться в единое государство. Основная функция вече заключалась в обсуждении всех важных общих дел племени, на нем решались вопросы, связанные с территорией, политической, культурной и общественной жизнью. Вече считается одной из форм ранней исторической прямой демократии на территории славян. Участниками вече могли быть «мужи» - то есть главы всех свободных семейств (а также племен, родов, поселений, княжеств и так далее), однако мужей в вече были равными в большинстве случаев, однако в некоторых племенах права зависели от социального положения мужа.
2. На разных землях и на разных этапах развития Руси социальный состав вечевых сходок мог меняться от чисто демократического, когда преобладал простой народ (племенные веча, городские жители) до «аристократического», когда в вече удельный вес приходился на верхушку феодального класса (зажиточные купцы, бояре). Знать, в виде князя, бояр, богатых купцов и верхушки духовенства, на вече присутствовала всегда, руководя собранием, но все же не подавляя волеизъявления народа.
Полноправные зажиточные горожане составляли основное ядро веча (например - в Ростове, Суздале, Владимире), но не в Новгороде, феодальной республике. Крестьяне могли принимать участие в городских вече, но их голос не был решающим.
Следует отметить, что бояре противостояли князю, особенно в период раздробленности, например в Галицко-Волынской земле.
Социальный состав веча изменялся во времени. Если в древнейший период это было действительно «народное» собрание самых широких кругов взрослых свободных членов племени, то на последних этапах своего существования вече становится представительным органом.
На наш взгляд нельзя отрицать демократической природы веча, как нельзя отрицать руководящей роли знати. В источниках можно найти случаи, когда знать заправляла делами на вече, и случаи, когда народные массы заставляли верхи общества идти на уступки. Следовательно, окончательный ответ лежит в плоскости правового определения статуса веча: как легитимного, постоянного органа власти либо как органа чрезвычайного, собравшегося в экстренных случаях.
3. В основе системы новгородского управления лежал компромисс народа и знати, черни и боярства. Зримым символом и основным властным институтом этого компромисса являлось вече. В результате этой двойственности его природы, мы не можем дать ясно и четко сформулированного определения веча. Это и орган государственной власти и народное собрание, и политический институт – обладатель почти высшей власти, и такое место, где была фактически узаконена высшая форма анархии – потасовка, и выразитель интересов аристократии (боярства) как подлинного руководства города на Волхове, и инструмент подлинного народовластия. Подобная неоднозначность веча, его организации и деятельности, вызвала к жизни множество споров, благодаря которым сейчас мы можем с полным правом сказать: мы не знаем о вече практически ничего определенного.
По своему происхождению Новгородское вече было городским собранием, похожим на остальные, существовавшие в других городах Руси в XII столетии. Вече не было постоянно действующим органом. Оно созывалось не периодически, а только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний и призыва князей. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким на Торговой стороне города, на Ярославовом дворе, или же собирали вече по воле народа, на Софийской или Торговой стороне. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было: всякий свободный и самостоятельный человек мог идти на вече. Вече собиралось по звону вечевого колокола.
1. Алешковский, И.Х. Повесть временных лет. Из истории создания и редакционной переработки. – М.: Весь Мир, 2015. – 430 с.
2. Беляев, И. Д. Судьбы земщины» и выборного начала на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 116 с.
3. Греков, Б.Д. Киевская Русь. – М.: АТС, 2004. - 520 с.
4. Ермолаев, И.П. Становление Российского самодержавия. Истоки и условия его формирования: Взгляд на проблему. Казань: Издательство Казанского университета, 2004. - 392 с.
5. Ключевский, В.О. Русская история. – М.: Эксмо, 2009. – 912 с.
6. Мартышин, О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. – М.: Российское право, 1992. – 384 с.
7. Петров, A.B. Новгородские усобицы: Возникновение и разрешение общественных конфликтов в вечевом Новгороде (к изучению древнерусского народоправства): Автореф. дис. . д.и.н. - СПб., 2004. -43 с.
8. Петров, A.B. От язычества к Святой Руси: Новгородские усобицы (к изучению древнерусского вечевого уклада). - СПб.: Олега Абышко, 2003. -352 с.
9. Петров, И.В. Государство и право Древней Руси. 750-980 гг. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2003. - 413 с.
10. Петрухин, В. Я. Древняя Русь.- М.: Слово, 2001. - 48 с.
11. Пресняков, А.Е. История Руси. Киевская Русь. – М.: Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, 2012. – 520 с.
12. Рожков, И.Н. Город и деревня в русской истории. Краткий очерк экономической истории России. – М.: Либроком, 2011. – 520 с.
13. Свердлов, М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI-первой трети XIII в. СПб.: Академический проект, 2003. - 736 с.
14. Свердлов, М.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII - XX веков. – М.: Дмитрий Буланин, 1996. - 208 с.
15. Сергеевич, В.И. Древности русского права. - М.: Зерцало, 2006. – 338 с.
16. Соловьев, К.А. Общественная мысль России: новые подходы // Российская история. - 2012. - № 3. -С. 197–201.
17. Соловьев, С.М. История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. - М.: ACT: Астрель, 2003. - 445 с.
18. Тихомиров, М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. - 432 с.
19. Толочко, П.П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. - М.: Алетейя, 2005. – 304 с.
20. Филюшкин, А.И. История России с древнейших времен до 1801 г.: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. - 336 с.
21. Филюшкин, А.И. Понятие «измены городу» в средневековой Руси // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время. -М.: ИРИ РАН, 2001. С. 197-205.
22. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. М.: Русский издательский центр, 2012. – 430 с.
23. Юшков, С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). – М.: Феникс, 2003. – 315 с.
24. Янин, В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. - 1992. - № 10. - С. 37- 65.
25. Янин, В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. – М.: Русский мир, 2014. – 603 с.