Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФРЕЙМА «ЗВУЧАНИЕ» ГЛАГОЛАМИ ЗВУКОВОЙ СЕМАНТИКИ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №60210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Оформление когнитивной модели, репрезентируемой глаголами звуковой семантики 6
1. Когнитивный аспект изучения глаголов звучания 6
2. Концепт «звучание» и его структура 9
2.1. Концептуальные признаки объективного характера 10
2.2. Концептуальные признаки субъективного характера 15
3. Фрейм «звучание» как форма представления знаний, репрезентируемых
глаголами звуковой семантики 22
4. Грамматическая категоризация английских глаголов звучания с позиций
функционально-семиологического подхода 31
Выводы по Главе I 36
Глава II. Системная категоризация глаголов с общим значением звучания .. 38
1. Категоризация английских глаголов звучания на системно-парадигматическом уровне 38
1.1. Глаголы звуковой деятельности человека 39
1.2. Глаголы, обозначающие звуки животных 47
1.3. Глаголы, образующие периферию категории глаголов звучания 50
1.3.1. Глаголы, обозначающие физиологические процессы и эмоциональные состояния, сопровождающиеся звучанием 51
1.3.2. Глаголы, обозначающие звуки неодушевленных предметов ..54
1.4. Системно-грамматическая категоризация глаголов звучания 63
1.4.1. Системно-языковые факторы акциональной категоризации
глаголов звучания 64
1.4.2. Системно-языковые факторы неакциональной категоризации
глаголов звучания 67
1.5. Поликатегориальные глаголы звуковой семантики 69
Выводы по Главе II 73
Заключение 75
Список использованных словарей 79
Список источников фактического материала 80
Список использованной литературы 81


Настоящее исследование проводится в русле современных тенденций в когнитивной лингвистике, ориентированных на описание когнитивных аспектов лексикона. Необходимость настоящего исследования обусловлена, прежде всего, появлением новых подходов к решению проблем категоризации, которые позволяют обнаружить новые принципы структурирования лексики.
Объектом исследования являются глаголы звуковой семантики, а предметом - звук. Он является важным элементом окружающей действительности, с помощью которого происходит познание. Функция связи живых существ с внешним миром реализуется посредством звука, звук - главное средство коммуникации.
Выбор глаголов в качестве объекта объясняет тот факт, что большинство звучаний возникает в результате каких-либо действий или сопровождает различные явления, которые могут быть эксплицированы преимущественно глагольными лексемами. Глагол совмещает значение лексемы и предиката. Специфика его значения заключается в том, что глагол имеет синтаксически ориентированный статус, а с точки зрения семантики представляет собой свернутое предложение, то есть называет не только тип действия, но и всю ситуацию. В значении глагола фиксируются и закрепляются различные семантические признаки, типы связей глагольного действия с предметами и лицами, производящими эти действия или подверженные им.
Цель исследования - рассмотрение исследуемых глаголов в системном аспекте, т.е. обобщение когнитивных представлений, стоящих за их значениями и выявление когнитивной модели, обусловливающей семантическую общность глаголов звучания и принадлежность к одной тематической группе.
Реализация данной цели исследования предполагает решение следующих задач:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме с целью оформления теоретической базы исследования;
• осуществить выборку примеров из литературы англоязычных авторов;
• описать концепт «звучание» и выделить признаки, отражающие
совокупность представлений об определенных единицах знания;
• объединить глаголы звучания на основе сходных когнитивных
структур в логически организованную структуру - фрейм «звучание»;
• описать структуру фрейма «звучание» и выделить мотивирующие компоненты, порождающие звук;
• отобразить концептуальную картину мира в языке с языковой репрезентацией различных способов концептуализации звука;
• провести категоризацию глаголов с общим значением звучания на системно-парадигматическом уровне.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения механизмов языковой категоризации и выявления основных принципов категоризации английских глаголов звучания в системе языка, то есть рассмотрения данной проблемы с позиций новой парадигмы знания - когнитивной лингвистики.
Новизна исследования - использование фреймового и функционально - семиологического подходов.
Глаголам звучания в рамках традиционного подхода уделялось большое внимание. Наиболее изучены глаголы естественного звучания [Выздога,1989], детальное освещение получили глаголы, относящиеся к неживой природе [Немирович-Данченко,1976], глаголы говорения и псевдо-говорения
[Кашпарова,1986]. Мы рассмотрели глаголы с общим значением «звучание» и провели их категоризацию на системно-парадигматическом уровне.
Данная дипломная работа состоит из Введения, двух Глав и Заключения.
В первой главе описаны структуры концепта «звучание», соотносимого с ним фрейма «звучание», а также охарактеризованы критерии системной категоризации глаголов с общим значением звучания.
Вторая глава посвящена категоризации глаголов звучания на системно-парадигматическом уровне (лексической и грамматической категоризации).
Теоретической базой для данного исследования послужили работы Марвина Ли Минского «Фреймы для представления знаний», Чарльза Дж. Филлмора «Фреймы и семантика понимания», Николая Николаевича Болдырева «Когнитивная семантика» и др.
Материал для практической части взят из современной и классической художественной англоязычной литературы объемом 1500 страниц на основе 500 примеров.
Материалы дипломной работы апробированы на студенческой научной конференции 13 апреля 2018 года в НИУ «БелГУ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показало данное исследование, глаголы звуковой семантики представляют собой группу тематически родственной лексики, весьма неоднородной по своему составу и характеру выражаемых значений. Категоризация глаголов звучания осуществляется на системно-парадигматическом уровне и фиксирует результаты концептуализации различных звучаний, которые отражаются в лексических значениях исследуемых глаголов. Грамматическая категоризация исследуемых глаголов осуществляется в категориальной форме с позиций функционально- семиологического подхода, т.е. посредством отнесения глагола к тому или иному лексико-грамматическому классу на основе установления концептуальных связей. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
Глаголы с общим значением звучания являются средством языковой репрезентации концепта «звучание», имеющего сложную, многослойную структуру. Объем и содержание концепта «звучание» отражают совокупность знаний о природе звука и особенностях его восприятия. Концепт «звучание» является межкультурной единицей мыслительной деятельности, формирование которого в сознании носителей различных культур осуществляется аналогичным образом. Когнитивным основанием выделения его концептуальных признаков служит наглядно-чувственная природа концепта, в содержании которого отражаются фрагменты объективной и субъективной действительности.
Структура концепта «звучание» конституируется признаками двух уровней, отражающих собственно онтологические характеристики звучания и его функции как объекта слухового восприятия. Между собой признаки концепта «звучание» находятся в отношениях производности (детерминированности) и различаются степенью абстрактности. Концептуальные признаки первого уровня носят чувственно-наглядный характер и определяются свойствами звука как физического явления. К ним относятся концептуальные признаки «звук», отражающий психоакустические характеристики звучания, и «движение», указывающее на причину и условия возникновения звука. Концептуальные признаки второго уровня связаны с особенностями восприятия звука человеком. Специфика восприятия звука состоит в его «предметной отнесенности». Выделение трех основных типов источника звучания порождает классификацию глаголов звучания по источнику их происхождения и подразделяет глаголы звуковой семантики на три группы:
1. Глаголы звуковой деятельности человека.
2. Глаголы, обозначающие звуки животных.
3. Глаголы, обозначающие звуки неодушевленных предметов и явления природы.
Восприятие человеком различных видов звучаний реализует когнитивную функцию, связанную с концептуальным признаком «информативности».
Коммуникативная функция слухового восприятия обусловлена разграничением звуков по информационному содержанию.
Регулятивная функция звука как объекта слухового восприятия достигается за счет взаимодействия когнитивных и коммуникативных факторов.
Данные функции звука формируют концептуальные признаки «информативности», «коммуникативности» и «оценочности».
Все признаки обеспечивают единство концепта «звучание» и обусловливают общность значений глаголов звуковой семантики.
Глаголы звучания являются средством выражения сложного динамического фрагмента действительности, существующего в виде логически организованной структуры - фрейма «звучание». Фрейм «звучание» выступает в качестве унифицирующей структуры знания, которая обуславливает сходство и различия глаголов звуковой семантики и определяет способы их системной категоризации.
Системно-грамматическая категоризация глаголов звучания отражает различные способы концептуализации звучаний (лексическая категоризация) и их языковую репрезентацию (грамматическая категоризация).
Лексическая категоризация связана с репрезентацией обязательных и факультативных компонентов фрейма «звучание», представляющего собой когнитивно-пропозициональную схему, которая позволяет моделировать различные ситуации, связанные с возникновением звучания.
Грамматическая категоризация отражает внутриязыковую систематику глаголов звучания. Основным критерием разграничения глаголов служит значение акциональности/неакциональности.
Являясь группой тематически родственной лексики, глаголы звучания повторяют категоризацию глагола как части речи и обнаруживают прототипический принцип организации. Прототипом категории являются глаголы звуковой деятельности человека и животных, за которыми ингерентно закреплено значение акциональности. Прототипическая структура категории глаголов звучания подтверждается принципами антропоцентрического членения мира.
В силу слабой выраженности или невыраженности признаков акциональности глаголы третьей группы находятся на некотором расстоянии от прототипического центра категории. Большинство глаголов, находящихся на периферии, характеризуют различные действия и процессы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. Их удаленность от прототипа обусловлена зависимостью концептуального признака «звук» от концептуального признака «движение».
Отличительной особенностью глаголов звучания является их подверженность к изменению своего категориального статуса, поликатегориальность глаголов звучания, их способность к перекатегоризации,
что непосредственно выявляется в структурной схеме предложения- высказывания.



1. Bronte, Ch. Jane Eyre [Text] / Ch. Bronte. - Wordsworth Editions Ltd., 1992. - 510 p.
Golding, W.G. Lord of the Flies [Text] / W.G. Golding. - М. : Moscow Progress Publishers, 1982. - 256 p.
2. Kipling, J.R. The Light That Failed [Text] / J.R. Kipling. - M. : Moscow Progress Publishers, 1975. - 215 p.
3. Lawrence, D.H. The Rainbow [Text] / D.H. Lawrence. - М. : Moscow Raduga Publishers, 1985. - 576 p.
4. Lawrence, D.H. Selected Prose [Text] / D.H. Lawrence. - М. : Изд-во Менеджер, 2000. - 208 p.
5. Lawrence, D.H. Plumed Serpent [Text] / D.H. Lawrence. - Wordsworth Editions Ltd., 1995. - 432 p.
6. Maugham, W.S. Cakes and Ale or the Skeleton in the Cupboard [Text] / W.S. Maugham. - M. : Moscow Progress Publishers, 1980. - 256 p.
7. Maugham, W.S. Selected Prose [Text] / W.S. Maugham. - М. : Изд-во Менеджер, 2010. - 384 p.
8. Maugham, W.S. Theatre [Text] / W.S. Maugham. - М. : Изд-во Менеджер, 2001.
- 254 p.
9. Maugham, W.S. Maugham Selected Short Stories [Text] / W.S. Maugham. - М. : Изд-во Менеджер, 2000. - 320 p.
10. Patterson, J. Cat & Mouse [Text] / J. Patterson. - Boston New York, etc: Little, Brown & Company, 1997. - 416 p.
11. Puzo, M. The Godfather [Text] / M. Puzo. - New York, 1969. - 448 p.
12. Waller, R.J. Border Music [Text] / R.J. Waller. - New York Varner Books, 1995.
- 256 p.
13. Wilde, O. Selected Prose [Text] / O. Wilde. - М. : Изд-во Менеджер, 2000. - 268 p.
Список использованной литературы
1. Апресян, Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира [Текст] / Ю.Д. Апресян. - Москва : Изд-во РАН, 1997. - Выпуск 28. - С. 5-33.
2. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М. : Наука, 1988. - 341 с.
3. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А.П. Бабушкин. - Воронеж : ВГУ, 1997. - 330 с.
4. Болдырев, H.H. Категориальное значение глагола: системный и
функциональный аспекты [Текст] / H.H. Болдырев. Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2009. - 176с.
5. Болдырев, H.H. Функциональная категоризация английского глагола. Изд. 2¬е. / H.H. Болдырев. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - 144с.
6. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков. [Текст] / пер. с англ. А.Д. Шмелева; под ред. Т.В. Булыгиной. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
7. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - Москва : Русские словари, 1997. - 416 с.
8. Выздога, Л.К. Семантика глаголов звучания в английском языке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.К. Выздога. - Минск : Изд-во МГПИИЯ, 1989. - 20 с.
9. Долинина, И.Б. Синтаксически значимые категории английского глагола [Текст] / И.Б. Долинина. - Ленинград : Наука, 1989. - 215 с.
10. Журавлев А.П. Звук и смысл [Текст] : кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов / А.П. Журавлев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
11. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов.
- Изд. 7-е. - М. : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
12. Кашпарова, B.C. Особенности семантики и функционирования некоторых коннотативных глаголов со значением говорения в современном английском языке [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / В.С. Кашпарова. - Москва, 1986. - 202 с.
13. Кравченко, A.B. Язык и восприятие [Текст] / A.B. Кравченко. - Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1996. - 160 с.
14. Кубрякова, Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира [Текст] / Е.С. Кубрякова. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
15. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - М. : Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
16. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов [Текст] / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 23. - Москва : Прогресс, 1988. - С.12 - 52.
17. Минский, М. Ли Фреймы [Текст] / М. Ли Минский. - Москва : Энергия, 1979. - 152 с.
18. Надирашвили, Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиций теории установки) [Текст] / Ш.А. Надирашвили; АН ГССР, ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1976. - 256 с.
19. Найссер, У. Познание и реальность [Текст] / У. Найссер. - Москва : Прогресс, 1981. - 232 с.
20. Натадзе, Р.Г. Проблемы лексической семантики [Текст] / Р.Г. Натадзе. - М., 1982. - 170 с.
21. Немирович-Данченко, Т.А. Сравнительный анализ группы глаголов звукообозначений в германских языках [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Немирович-Данченко - Москва : МГПИИЯ, 1976. - 26 с.
22. Носуленко, В.Н. Психология слухового восприятия [Текст] / В.Н. Носуленко, - Москва : Наука, 1988. - 216 с.
23. Павиленис, Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка [Текст] / Р.И. Павиленис. - М. : Мысль, 1983. - 286 с.
24. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : «Истоки», 2001. - 189 с.
25. Слюсарева, H.A. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка [Текст] / H.A. Слюсарева. - М. : Наука, 1986. - 214 с.
26. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. [Текст] / Ю.С. Степанов. - М. : Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
27. Филлмор, Ч. Дж. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Дж. Филлмор // Новое в зарубежной Лингвистике. Выпуск 23, 1988. - С. 52-92.
28. Фрумкина, P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) [Текст] / P.M. Фрумкина // Информационные процессы и системы, 1992. №3. - С. 1-8.
29. Чедд, Г. Звук [Текст] / Г. Чедд; перев. с англ. Г.И. Кузнецова; под редакцией С.Б. Гуревича. - М. : Мир., 1975 г. - 206 с.
30. Шаховский, В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации [Текст] / В.И. Шаховский. - М. : Наука, 2002. - № 4. - С. 59-67.
31. Jackendoff, R.S. Semantic Structures [Text] / R. Jackendoff. - Cambridge : The MIT Press, 1990. - 354 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ