Введение 3
Глава 1. Теоретические основы реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе 9
1.1. Понятие кросскультурного подхода в образовании 9
1.2. Словарно-лексическая работа на уроках литературного
чтения в аспекте кросскультурного подхода 14
Глава 2. Содержание работы по реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в современной начальной школе 24
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с
точки зрения рассматриваемой проблемы 24
2.2. Возможности реализации кросскультурного подхода на
уроках литературного чтения 30
2.3. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 37
Заключение 52
Библиографический список 59
Приложение 66
В 2010 году в Российской Федерации принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. В основе стандарта «лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности», соответствующих «за-дачам построения демократического гражданского общества». Особо подчеркивается, что решение этих задач осуществляется «на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» (ФГОС НОО, 2016, 4). В связи с этим кросскультурные направления исследований сегодня приобретают особую актуальность как в педагогике, так и в частных методиках. Необходимость реализации кросскультурного подхода обусловлена еще и тем, что современная геополитическая и социально-педагогическая обстановка в России характеризуется большим притоком вынужденных мигрантов, что способствовало возникновению нового типа школы - поликультурной школы.
Современная методическая наука активно развивает мысль о культурно формирующей функции филологического образования и необходимости реализации культуроведческого подхода в преподавании языка и литературного чтения. Одни из путей реализации культуроведческого аспекта в филологическом образовании - кросскультурный подход, который даст возможность познакомить учащихся с инонациональной культурой, с ее достижениями и ценностями. В то же время такой подход даст возможность осознать своеобразие своей родной культуры, поскольку национальная картина мира особенно ярко проявляется в сопоставлении с картиной мира другого народа.
Уроки литературного чтения относятся к дисциплинам гуманитарного цикла, и поэтому являются средством формирования духовного мира человека, основным каналом социализации личности, приобщения к ценностям человеческой культуры, накопленным предыдущими поколениями. Будучи формой социальной памяти, средством отражения национальной культуры народа, средством выражения его самостоятельности, литература заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие непосредственно влиять на формирование личности обучаемых любого возраста.
Произведения художественной литературы - живое свидетельство истории, культуры. В них отражается прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Поэтому в процессе изучения литературы в начальной школе необходимо добиться, чтобы младший школьник воспринимал литературу «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций» (ФГОС НОО, 2016). Это важнейшая проблема курса литературного чтения в начальной школе, которую ставит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проблемы литературного образования и развития младших школьников являются объектом внимания многих авторов таких, как Т.Г. Рамзаева (1998), Г.М. Первова (1999, 2005, 2007), С.П. Лавлинский (2003), О.Н. Королева (2005), Н.Н. Светловская (2005), Е.В. Бунеева (2010), Л.А. Ефросинина (2010), Л.В. Строганова (2010), С.Э. Морозова (2010), С.Г. Рудкова, Т.А. Кузнецова (2010), Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева (2011) и др. Авторы рассматривают различные аспекты организации уроков литературного чтения в начальной школе: методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе; современные проблемы и тенденции литературного образования, нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что наименее разработанным является культуроведческий аспект обучения литературному чтению в начальной школе.
Культуроведческий аспект в преподавании литературного чтения на-ходит свое воплощение в постановке и решении следующих задач: ознакомление учащихся с культурой России, истоками этой культуры и ее достижениями, воспитание у школьников чувства национальной гордости посредством изучения литературы. Кроме того, культуроведческий аспект способствует реализации кросскультурного подхода, так как в современной начальной школе изучается значительное количество произведений зарубежной литературы. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, необходимостью реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения; во-вторых, отсутствием до на-стоящего времени специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике реализовать кросскультурный подход в процессе начального литературного образования.
Проблема исследования: каковы возможности уроков литературного чтения в реализации кросскультурного подхода.
Цель исследования - разработать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, позволяющие на практике реализовать кросскультурный подход на уроках литературного чтении в начальной школе.
Объект исследования - процесс реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования - методические условия реализации кросс- культурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выделение объекта, определение цели и указание на предмет исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу: реализация кросс- культурного подхода на уроках литературного чтения может проходить эффективно, если:
- осуществлять отбор лингвокультурологических лексических единиц в учебных целях;
- целенаправленно обеспечивать усвоение младшими школьниками лексем с культурным компонентом в семантике путём использования различных способов и приёмов семантизации данного лексического пласта;
- использовать культуроведческое комментирование в процессе анализа художественных произведений, изучаемых в начальной школе.
Для достижения поставленной цели и экспериментальной проверки выдвинутой рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность кросскультурного подхода в образовании.
2. Охарактеризовать особенности словарно-лексическая работа на уроках литературного чтения в аспекте кросскультурного подхода.
3. Проанализировать потенциал учебников литературного чтения для организации работы по реализации кросскультурного подхода.
4. Проанализировать и отобрать лексику с национально-культурным компонентом семантики, отражающей иноязычную культуру (на основе соответствующих критериев и принципов отбора языковых единиц).
5. Осуществить педагогический эксперимент и определить методические условия реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методы исследования. В процессе исследования нами были использованы как эмпирические методы (наблюдение, педагогический эксперимент, сравнение, тестирование, анализ учебной деятельности учащихся и др.), так и теоретические (анализ научной и методической литературы по лингвистике, лингвокультурологии, педагогике, методике, классификация, систематизация, интерпретация и обобщение фактологического материала), а также экспериментальный метод (опытно-экспериментальное обучение с целью проверки эффективности предложенных методических условий), метод статистического и качественно-количественного анализа экспериментальных данных.
Методологической базой исследования являются:
- труды ученых-лингвистов, в работах которых затрагиваются проблемы взаимоотношения языка и культуры (А.А. Потебня, В. Гумбольт, Э. Сепир, Г.О. Винокур, Н.Ф. Алиференко, А.Т. Хроленко, С.А. Кошарная и др.);
- работы ученых, в которых анализируются проблемы диалога языков и культур, проблемы межкультурной коммуникации (С.Г. Тер- Минасова, А.В. Мариничева, А.А. Леонтьев, А.П. Садохин и др.), а также исследования в области кросскультурного подхода в области образования и воспитания (Н.Н. Алиева, К. Джонс, Р. Гольц и другие);
- работы педагогов, в работах которых обосновывается необходимость воспитания толерантного сознания учащихся (В.А. Сухомлинский, В.С. Библер и др.);
- труды лингводидактов, в работах которых обосновывается необходимость культуроведческого подхода к урокам русского языка (Е.А. Быстрова, Т.Ф. Новикова, Т.В. Яковлева, В.В. Демичева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во-первых, отобран дидактический материал к урокам литературного чтения, задания, позволяющие реализовать кросскультурный подход; во- вторых, предложены приемы лингвокультурологического комментирования, которые можно использовать на уроках чтения в начальной школе.
Достоверность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных методологических положений и методов исследования, со-ответствующих его задачам и логике; сравнительным изучением результатов научных педагогических, психологических, лингвистических и методических исследований; результатами опытно-экспериментальной работы, сопоставлением результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Исследование проводилось на базе 4-го класса МБОУ «Алексеевская СОШ» Корочанского района Белгородской области.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе» представлена характеристика кросскультурного подхода в образовании, рассматриваются особенности словарно-лексической работы на уроках чтения в аспекте кросскультурного подхода.
Во второй главе «Содержание работы по реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в современной начальной школе» представлен анализ программ и учебных книг для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы, дан обзор методической литературы по проблеме исследования, описывается экспериментальная работа по реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В приложении содержатся материалы, характеризующие ход и результаты экспериментальной работы.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует от современной школы воспитание социально активной личности, уважающей закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Данные требования становятся все более актуальными сейчас, в эпоху глобализации мира и больших миграционных потоков. Поэтому, наряду с формированием российской гражданской идентичности и патриотизма, к требуемым результатам выполнения образовательной программы относится сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. В личностные результаты освоения образовательной программы также внесены толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность к диалогу с людьми других культур, умение находить общие цели и сотрудничать, усвоение общечеловеческих ценностей.
Умение жить в обществе среди людей различных языков и религий, толерантность, понимание и принятие чужих обычаев, уважение к представителям других культур выделяется Советом Европы в отдельную ключевую компетенцию. Однако быть толерантным, понимать и принимать чужие обычаи и стиль поведения, можно лишь в том случае, если имеется четкое представление об исторических особенностях развития народа. Следовательно, в процесс обучения отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться культуроведческие компоненты. Предмет «литературное чтение» занимает в этом ряду особое место. Через тексты художественных произведений этот предмет знакомит младших школьников с обычаями как русской культуры, так и других народов, при этом путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, а, значит, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
В настоящее время актуальным является формирование культуроведческой компетенции учащихся средствами учебного предмета «литературное чтение». Одним из путей реализации культуроведческого аспекта является кросскультурный подход, который обозначает направленно моделируемый в учебных целях процесс встречи двух культур - русской культуры и культуры других народов. Преподавание литературного чтения на кросскультурной основе, учет принципа «диалога культур» позволяет открыть перед учащимися многообразие материального и духовного мира, помочь им понять и познать ценности другой культуры.
Анализ методической и учебной литературы показал, что специальных пособий, методических рекомендаций по проведению работы, направленной на формирование культуроведческой компетенции на материале диалога культур очень мало, для начальной школы они вообще отсутствуют. В школьных учебниках тексты, позволяющие реализовать принцип диалога культур на уроках литературного чтения, носят единичный характер.
Необходимость в настоящее время формирования культуроведческой компетенции, отсутствие специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволило нам сформулировать проблему исследования и наметить пути ее решения.
В процессе экспериментальной работы был подобран дидактический материал (культуроведческие тексты), разработаны задания и упражнения, направленные на реализацию кросскультурного подхода на уроках литературного чтения в начальной школе. В ходе экспериментально-методической работы использовались разные методы работы: слово учителя, беседа, наблюдения над лексическим материалом, творческая работа учащихся, работа с пословицами, культуроведческие пятиминутки и др. Основная форма работы - анализ художественных текстов, отражающих обычаи, традиции разных народов, тексты, формирующие у младших школьников представления о разнообразии языковых картин мира.
В ходе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования. Цели и задачи, заявленные во введении, были выполнены. Проведенное экспериментальное исследование подтверждает плодотворность формирования культуроведческой компетенции школьников при реализации кросскультурного подхода на уроках литературного чтения. Практическая реализация позволит школьникам лучше познать окружающий мир. Контрольный эксперимент позволил выявить целесообразность проведенной экспериментально-методической работы и показал рост знаний и умений учащихся в сравнении с констатирующим экспериментом.
1. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сборник научных трудов / Отв. ред. И.И. Халеева. - М.: Академия, 2009. - 241 с.
2. Алиева Н.Н. Кросскультурная лингвистика / Н.Н. Алиева. - Махачкала: МахГУ, 2013. - 223 с.
3. Алиева Н.Н. Кросскультурность как методология изучения второго языка в современной лингводидактике / Н.Н Алиева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2007.- № 28. - 7-12 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007. - 380 с.
5. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 3-12.
6. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / А.Г. Асмолов // Толерантность: объединение усилий. - М.: Академия, 2002. - С.23-31.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 424 с.
8. Библер В.С. Культура ХХ века и диалог культур // Диалог культур: материалы научной конференции «Випперовские чтения - XXV». - М., 1994. - С. 5-18.
9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
10. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников / О.В. Брюханова // Литература в школе. - 2007. - №11.- С. 22-27.
11. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения в 1-4 классах: методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева. - М.: Академия, 2010. - 132 с.
12. Бушев А.Б. Эффекты и оптика межкультурной коммуникации / А.Б. Бушев // Русский язык как государственный язык Российской Федерации и языковая политика в современном мире. - СПб.: Златоуст, 2007. - С. 29-36.
13. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка / Е.А. Быстрова. - М.: Просвещение, 2002. - 134 с.
14. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в школе / Е.А. Быстрова // Русская словесность. - 2001. - № 8. - С. 62-68.
15. Верещагин Е.М. Лингвострановедческая теория слова/ Е.М. Верещагин В.Г. Костомаров В.Г. - М.: Рус. яз., 1980. - 320 с.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
17. Гончарова О.М. Межэтническая коммуникация и литературное образование / О.М. Гончарова // Языковое и литературное образования в современном обществе - 2014: сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - 194-203 с.
18. Гончарова О.М. Межэтническая коммуникация и литературное образование / О.М. Гончарова // Языковое и литературное образования в со-временном обществе - 2014: сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - С. 194-203.
19. Докучаев И.И. Введение в историю общению. Историография и методология изучения проблемы / И.И. Докучаев. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001. - 231 с.
20. Ефоросинина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. - 2010. - № 11. - 73-77 с.
21. Жук А.В. Межкультурная коммуникация как социальный феномен / А.В. Жук // Материалы международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ Башкирского гос. ун-та, 2013. - С. 192-201.
22. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. -
М.: Академия, 2003. - 241 с.
23. Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Современной деятельности / Е.Н. Ковалевская // Школа Современной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Кн.2. - Томск, 1997. - 8-13 с.
24. Коваленко Е.Г. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в высшей школе / Е.Г. Коваленко // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции, посвященной Году учителя. - СПб.: САГА, 2010. - 181-185 с.
25. Колганова Н.Е. Методические рекомендации для учителей по формированию основ читательской компетентности младших школьников / Н.Е. Колганова // Начальная школа: современные проблемы и перспективы развития. - Тамбов ООО «Орион», 2013. - 55-62 с.
26. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека / В.В. Колесов. - СПб.: Наука, 2000. - 154 с.
27. Коновалова Л.И. Развитие способности школьников к межкультурному полиэтническому диалогу / Л.И. Коновалова // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: материалы второй Всерос. науч.-метод. конф. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2007. - 53-61 с.
28. Королева О.Н. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения / О.Н. Королева // Начальная школа. - 2005. - № 3. - 56-61 с.
29. Кошарная С.А. В зеркале лексикона: введение в лингвокультурологию: учебное пособие / С.А. Кошарная. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. - 121 с.
30. Кубасова О.В. Любимые страницы: учебник для 3-го класса по литературному чтению. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. - 68 с.
31. Кулыгина Е.Л. Культурологический комментарий художественного текста как способ формирования социальной и общекультурной компетенции учащихся / Е.Л. Кулыгина // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 109-112 с.
32. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие / С.П. Лавлинский. - М.: Академия, 2002. - 211 с.
33. Латина И.А. Языковое и литературное образование в полиэтнической и поликультурной образовательной среде / И.А. Латина // Начальная школа. - 2014. - № 6. - 81-84 с.
34. Литовский В.Ф. Начала школы диалога культур и ее начальные клас¬сы / В.Ф. Литовский // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 6. - 1-10 с.
35. Манышева Н.Ю. Диалог культур в системе методов обучения литературе / Н.Ю. Манышева, О.И. Ножина // Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: материалы первой Всерос. науч.-метод. конф. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 29-33 с.
36. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высших учебных заведений / В.А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 234 с.
37. Морозов А.И. Этнокультурая компетентность и стандарты общего образования второго поколения / А.И. Морозов // Актуальные вопросы со-временной педагогики: материалы международной научной конференции. - Уфа: Лето, 2011. - 49-52 с.
38. Новикова Л.И. Разработка концепции обучения школьников в культурологическом аспекте / Л.И. Новикова // Наука и школа. - 2005. - № 2. - 42-44 с.
39. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 3 кл.: Кн.
для учителя / М.Ю. Новицкая. - М.: Дрофа, 2003. - 126 с.
40. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. / М.Ю. Новицкая. - М.: Дрофа, 2001. - 95 с.
41. Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. / Под ред. Е.А. Быстровой. - М., 2004. - 240 с.
42. Орлова Г.А. Диалог культур в образовании / Г.А. Орлова, А.П. Филатова // Вестник новгородского государственного университета. 2011. - № 64. - В.Новгород, 2011. - 29-38 с.
43. Панова Р.С. Формирование мотивации письменной речи младших школьников в условиях Школы диалога культур / Р.С. Панова / начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 6. - 1-5 с.
44. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах : учебное пособие / Г.М. Первова. - Тамбов, 1999. - 165 с.
45. Первова Г.М. Литературная пропедевтика в I-II классах / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2005. - № 3. - 10-14 с.
46. Первова Г.М. Литературная пропедевтика в III-IV классах / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2007. - № 4. - 21-24 с.
47. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. - № 3. - 35-42 с.
48. Прусова И.Ю. Понятие толерантности и ее формирование на уроках русского языка / И.Ю. Прусова // Русская словесность. - 2013. - № 3. - 61.¬66 с.
49. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития школьников / Т.Г. Рамзаева. - СПб., 1999. - 151 с.
50. Рудкова С.Г. Современные тенденции литературного образования младших школьников / С.Г. Рудкова, Т.А. Кузнецова // Начальная школа. -
2010. - № 2. - 23-29 с.
51. Сильченкова Л.С. Кросскультурный подход к учебно-воспитательному процессу на уроках литературного чтения / Л.С. Сильченкова // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2013: сборник научных статей по итогам международной научно-практической юбилейной конференции. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - С. 94-100.
52. Сильченкова Л.С. Словарно-лексическая работа на уроках литературного чтения / Л.С. Сильченкова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 13-17.
53. Софронова С.И. Культурологический подход к изучению литературы в школе и вузе / С.И. Софронова // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 64-67 с.
54. Столыпина Н.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения/ Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 1. - 54-57 с.
55. Строганова Л.В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе / Л.В. Строганова // Начальная школа. - 2010. - № 11. - 23-29с.
56. Строганова Л.В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе / Л.В. Строганова // Начальная школа. - 2010. - № 11. - 23-29 с.
57. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации : учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 286 с.
58. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. - М., 2000. - 624 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2016. - 51 с.
60. Филатова А.П. Теоретические основания использования диалога культур в образовании / Проблемы и перспективы развития вузовской подготовки учителей начальных классов: Сб. ст. / Сост. Г. А. Орлова В.А. Сильченко; Вып.2. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 61¬66.
61. Хамраева Е.А. Роль и значение предмета «русский язык» в концепции полиэтнической школы современной России / Е.А. Хамраева // Начальное языковое образование в современном обществе: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: САГА, 2008.
62. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общ.ред. В.С. Библера. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. - 347 с.
63. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность: Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба. - М.: Наука, 1974. - 340 с.
64. Яркова Е.Н. Философия поликультурного образования и ее альтернативы / Е.Н. Яркова // Торос: Литературно-художественный сетевой журнал. - 11.03.2004. [Официальный сайт].НКЕ.: http://www/topos.ru(дата обращения: 01.09.2015).