ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (в процессе освоения ДПИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ 17
1.1. Структура и специфика художественно-проектной деятельности
студентов в дизайн-образовании 18
1.2. Методико-педагогические основы формирования дизайнерской культуры с применением средств информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 566
2.1. Специфика информационно - коммуникативных технологий как
средства освоения декоративно-прикладного искусства в системе дизайн - образования 56
2.2. Условия, содержание и этапы формирования дизайнерской культуры на основе информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения образовательной программы "Декоративно-прикладное
искусство»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ 17
1.1. Структура и специфика художественно-проектной деятельности
студентов в дизайн-образовании 18
1.2. Методико-педагогические основы формирования дизайнерской культуры с применением средств информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 566
2.1. Специфика информационно - коммуникативных технологий как
средства освоения декоративно-прикладного искусства в системе дизайн - образования 56
2.2. Условия, содержание и этапы формирования дизайнерской культуры на основе информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения образовательной программы "Декоративно-прикладное
искусство»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Одной из основных проблем будущих дизайнеров, заканчивающих или уже закончивших свое профессиональное обучение, является проблема трудоустройства и конкурентоспособности. Конкурентоспособность молодого дизайнера во многом зависит от качества его профессиональной подготовки, то есть объема художественных и технических знаний, дополненных практическими умениями и навыками в области его будущей профессиональной деятельности. Поэтому важнейшей задачей образовательного учреждения является внедрение современных методик обучения дизайнеров костюма преобразование и расширение новых экспериментальных программ обучения специальным дисциплинам, усиление практической направленности обучения с акцентом на практических знаниях и практическом опыте, который поможет выпускнику быстро адаптироваться в условиях современного производства [3].
Подготовка высококвалифицированных специалистов является стратегией развития государства и решается с помощью профессионального образования. Способы реализации этой задачи выбираются самостоятельно, автономно образовательными учреждениями с помощью своих научных кадров, резервов и методической базы с внедрением инновационных средств и коммуникаций.
Вступив в новый этап своего развития общество, формирует свой образ, в котором информация и информационные процессы, становятся одной из главных составляющих жизнедеятельности человека и социума. Этот процесс обусловлен технологизацией инфраструктур разных уровней. Особое внимание уделяется информатизации системы образования в соответствии с требованием федеральных государственных образовательных стандартов, информатизации социального взаимодействия, интеграция информационно-технологической инфраструктуры системы образования [1].
В рамках программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 планируется реализация подпрограмм, при формировании которых учитывались цели и задачи основных стратегических документов: «Стратегия развития информационного общества в РФ (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. №ПР-212); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Модернизация структуры программ
профессионального образования для обеспечения гибкости и эффективности, модернизация содержания и технологии профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения [2].
В связи с происходящими экономическими, социально-политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации среднего профессионального образования. Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС нового поколения в системе СПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают практико-ориентированный подход.
Разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию
практико-ориентированной образовательной среды.
Степень научной разработанной проблемы. В разработке исследуемой проблемы явились труды специалистов в области профессиональной подготовки, обосновывающие цели, задачи и структуру методических систем обучения в области дизайн-образования: Б.Г. Бархина, О.И. Генисаретского, В. Л. Глазычева, A.B. Иконникова, H.A. Ковешниковой, В.М. Молчанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, В.Т. Шимко раскрывают общую проблему профессиональной подготовки, в то время как художественно-проектная деятельность будущих специалистов-дизайнеров освещена недостаточно.
Рассмотрение художественно-проектной деятельности и ее места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях BH. Дранкова, B.C. Кузина и др.
Вопросами развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе деятельностных занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.Д. Беда, П.Г. Демчев и др.
В результате исследований психологов: Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, P.A. Петровской, Л.С Рубинштейна и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в представителей педагогической науки. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова,
О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Отсутствие методических и технологических разработок не позволяет в полной мере осуществлять поставленные задачи формирования дизайнерской культуры в процессе освоения декоративно-прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий.
Разрешению данной проблемы способствует реализация идеи создания условий для перевода студента в позицию активного субъекта своего профессионального и личностного становления. С внедрением ФГОС СПО эти идеи получают основу для своего осуществления через конструирование и реализации индивидуальных образовательных маршрутов специальной подготовки студентов, однако данные вопросы требуют своего изучения.
Таким образом, можно выделить наличие следующих противоречий:
- между объективно изменившимися требованиями государства и общества, отраженных в ФГОС СПО к подготовке студентов ССУЗа и отсутствием теоретических основ формирования профессиональных навыков;
- необходимостью формирования дизайнерской культуры у студентов,
как результата учебно-профессиональной деятельности и
неразработанностью условий, обеспечивающих ее формирование.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективного формирования дизайнерской культуры средствами информационно - коммуникативными технологий у студентов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ) и определить тему диссертационного исследования: «Формирование дизайнерской культуры у студентов средствами информационно-коммуникативных технологий (в процессе освоения ДПИ).
Цель исследования - разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования дизайнерской культуры у студентов средствами информационно-коммуникативными технологиями (в процессе освоения ДПИ).
Объект исследования - содержание дизайн - образования в ССУЗе
Предмет исследования - педагогические условия формирования дизайнерской культуры средствами информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства в условиях средне - профессионального образования.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: формирование дизайнерской культуры средствами
информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства в условиях средне - профессионального образования станет эффективным, если будет:
- определена структура и содержание понятия «дизайнерская культура»;
- разработана программа формирования дизайнерской культуры у студентов, средствами информационно-коммуникативными технологиями, способная активизировать художественно-проектную деятельность студентов в процессе освоения ДПИ;
- предоставлена студентам возможность выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута специальной художественно- профессиональной подготовки.
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические,
философские, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных исследователей и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования: дизайнерская культура, проектная культура, информационно¬коммуникативные технологии, декоративно-прикладное искусство.
2. Определение структуры и содержательных компонентов дизайнерской культуры в процессе освоения ДПИ.
3. Определить специфику информационно - коммуникативных технологий как средства освоения декоративно-прикладного искусства в системе дизайн - образования.
4. Выбор и экспериментальная апробация эффективных организационно-педагогических условий формирования дизайнерской культуры.
5. Разработка и экспериментальная проверка программы формирования дизайнерской культуры у студентов в результате их учебной деятельности.
6. Разработать образовательную программу "Декоративно-прикладное искусство» по формированию дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическую основу исследования составили:
- теории профессиональной подготовки будущих специалистов (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, А.А.Вербицкий, В.И.Загвязинский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин В.Д. Шадриков и др.);
-концепции деятельностного и системного подходов В.Г.Афанасьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна В.Д. Шадрикова и др.;
-теории проектирования и организации проектной деятельности В.Р. Аронова, О.И. Генисаретского, В.Ф. Сидоренко, В.Т. Шимко и др.;
- фундаментальные исследования в художественно-педагогической области (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, С.Е.Игнатьев, Ю.Ф. Катханова, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов и т.д.);
- теории психологии искусства и художественного творчества (Л.С. Выготский, B.C. Кузин, Б.С.Мейлах, Я.А.Понамарев, П.М. Якобсон и др.)
Методы исследования.
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические - анализ философской, психолого - педагогической, философской, искусствоведческой литературы, методической литературы, нормативных документов, моделирование прогнозирование;
б) эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, протоколирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования: Диагностический этап исследования проводился на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Казанский колледж технологии и дизайна», специальность «Моделирование, конструирование и технология изделий из меха» (262021-4 сп., 262021-4). При проведении эксперимента и анализе его результатов учитывались количественные показатели групп: 50 студентов (из них 25 студентов 4 курса (база 9 классов) входили в экспериментальную группу, 25 студентов 4 сп. курса (база 11 классов) в - в контрольную) по специальности 262021 «Моделирование, конструирование и технология изделий из меха» , 3 эксперта.
На базе малого предприятия «Алтынай» был проведен конкурс по ДПИ на лучшее изю (нагрудное украшение народов Поволжья) среди студентов исследуемой контрольной группы, в результате которого были отобраны лучшие работы. Данные работы были представлены в арт-галерее «Эбиволь» и участвовали в комплектации материала для методического пособия «Мастер-класс».
Диссертационное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг.
Первый этап исследования (2014-2015гг.) - осуществлялось изучение литературы по состоянию исследуемой проблемы в теории и практике работы отечественных профессиональных учебных заведений, проводились первичные исследования, формировалась основная концепция исследования, определялся аппарат исследования (предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования), разрабатывались содержание и компонентная структура программы для формирования дизайнерской культуры; определялись компоненты, критерии и показатели оценки формирования дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения учебной программы; составление диагностического инструментария и проведение диагностического этапа исследования.
Второй этап исследования (2015 г.) - анализ возможностей реализации разработанной программы с целью формирования дизайнерской культуры; разработка программы и определение теоретическо-методологических основ формирования дизайнерской культуры; разрабатывались содержание и методический комплекс программы с использованием ИКТ, разрабатывался и апробировалась программа «Декоративно-прикладное искусство», создавался комплекс практических работ.
Третий этап исследования (2015 - 16 г.) - проводилась опытно¬
экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научая новизна состоит в следующем:
- определены теоретико-методологические предпосылки формирования дизайнерской культуры студентов в процессе освоения ДНИ;
- разработана программа формирования дизайнерской культуры на разных этапах формирования и педагогический инструментарий формирования культуры будущих дизайнеров;
- предложенные в диссертационном исследовании положения и выводы, а также педагогические условия формирования профессиональной культуры могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке студентов - будущих специалистов дизайнеров с целью повышения их дизайнерской культуры.
Теоретическая значимость исследования определяется заключается в конкретизации понятия «дизайнерская культура специалиста дизайнера», систематизации теоретических подходов к проблеме формирования культуры будущих специалистов дизайнеров.
Созданы механизмы развития профессиональной культуры с учетом требований к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров включающие программно-методическое обеспечение формирования культуры будущих специалистов дизайнеров.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов будущих специалистов дизайнеров, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Дизайн - это комплексная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира. Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропосообразного предметного мира, эстетически гармоничного мира.
2. Дизайнерская культура личности дизайнера представляется нам как социально-детерминированная область общей культуры человека, определяющая качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, профессионального совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в профессиональной дизайнерской деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
Дизайнерская культура - это интегративное динамически развивающееся личностное образование, представляющее собой совокупность профессионально-теоретических знаний, практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе специфической сферы деятельности по разработке предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов.
Целостность и системность дизайнерской культуры обеспечиваются единством мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического, личностно-творческого и эмоционального компонентов. Совокупность функциональных компонентов включает в себя такие подгруппы, как содержательная (информационно-познавательная функция, функция социализации личности, коммуникативно-семиотическая, регулятивно-аксиологическая, валеологическая) и процессуальная (проектирующая, созидательная и регулирующая).
3. Объективная оценка уровня сформированности дизайнерской культуры возможна по следующим критериям и показателям:
- ценностное отношение к дизайнерской деятельности (соотношение общественной и личностной значимости дизайнерской деятельности, осознание ответственности, проявление познавательной и прикладной активности);
- теоретико-технологическая дизайнерская подготовка
(сформированность дизайнерского мышления, степень владения знаниями в области теории дизайна и соответствующими умениями и навыками, удовлетворенность профессиональным выбором, осознание значимости профессиональных знаний, личности и других общечеловеческих ценностей);
- творческая активность (направленность на продуктивно-эвристическую деятельность, проявление оригинальных, нестандартных подходов при решении профессиональных задач, сформированность дизайнерской творческой позиции).
Сочетание этих показателей может характеризовать следующие уровни развития дизайнерской культуры будущего специалиста-дизайнера: очень низкий (до техникумовский), низкий (адаптивный), средний (начально¬профессиональный,) нормальный (конструктивный), высокий (креативный.)
4. Формирование дизайнерской культуры в процессе освоения ДПИ представляет собой дидактическую систему, направленную на реализацию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и предполагающую научное обоснование организационных подходов к определению целей
обучения, отбору и структурированию содержания обучения, контролю результатов обучения и его коррекции. В структуру разработанной программы включены следующие компоненты: содержательный,
процессуальный, контрольно-оценочный.
5. Эффективность формирования дизайнерской культуры у студентов обеспечивается реализацией следующих условий:
- обеспечение направленности образовательного процесса, его содержания на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала;
- гибкое организационно-методическое обеспечение учебного
процесса;
- создание творческой профессионально-образовательной среды, способствующей ценностному самоопределению студентов-дизайнеров в профессиональной деятельности;
- использование в процессе освоения декоративно прикладного искусства информационно-коммуникационных технологий.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
• публикаций статей и тезисов на темы:
1. Роль информационных технологий в формировании дизайнерской культуры у студентов вуза в процессе освоения декоративно-прикладного искусства// Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З. М. Явгильдина, Н. В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - с. 253-257
2. Методико-педагогические основы формирования дизайнерской культуры в процессе создания этнической коллекции // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9-11 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 1 (А-К). - Казань: Ихлас, 2016. - с. 124-127
-обсуждения на конференциях различного уровня:
Участие во 4 Всероссийской конференции работников органов управления образования субъектов РФ, педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с отклонениями в развитии, образовательных организаций дополнительного образования детей по теме "Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного творчества в школьном и дополнительном образовании" г. Москва, выступление.
- личное участия в творческих конкурсах:
1. !Х Всероссийский конкурс на лучшее изделие художественного творчества и народных промыслов педагогических работников учреждений всех уровней профессионального образования «Мастерами славится Россия», Подольск, 2015;
2. Конкурс авторских творческих работ среди студентов и аспирантов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» «Это моя Россия!», Казань, 2016, 1 место в номинации живопись.
- участия в творческих конкурсах студентов:
Приволжский детско-юношеский фестиваль народного творчества «Милли хэзинэ», Казань, КФУ, 2015, 1 место.
5. Всероссийская (с международным участием) выставка рисунка, живописи и прикладного творчества школьников с ограниченными возможностями здоровья, 2 участника, Москва, 2015;
6. Всероссийский конкурс молодых дизайнеров «Весенний стиль», в рамках специализированной выставки товаров легкой и текстильной промышленности «Мода и стиль. Казань-Весна» диплом Гран-при конкурса, коллекция «Хазинэ» в номинации «Этно микс», Казань, 23 марта 2016;
Конкурс «Парад венецианских масок» в рамках выставки «Образы Италии. Западноевропейское искусство 17-20 веков», Казань, 2016;
7. Межрегиональная олимпиада по рисунку и дизайну, КФУ, Казань, 2016;
Участие в подготовке участников и участие в качестве эксперта в открытом региональном чемпионате «Молодых профессионалов (Worldskills Russia Республики Татарстан) г. Казань на площадке по компетенции «Визуальный мерчендайзинг и витринистика», 5 апреля 2016, 2 место;
8.IV Межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «ЭтноДар», казань, 2016;
9. Российский конкурс «Дыхание весны», Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2016, 1 место.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографии (51 наименование), 3 приложения; приведено 1 таблица, 7 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, выдвинуты гипотеза и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражены основные положения, выносимые на защиту, обозначены методы и этапы исследования, представлены теоретические основы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования дизайнерской культуры у студентов в дизайн-образовании» раскрываются основные понятия исследования; определяются компоненты, критерии и показатели оценки формирования дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения учебной программы; анализ возможностей реализации разработанной программы с целью формирования дизайнерской культуры; разработка программы и определение теоретическо-методологических основ формирования дизайнерской культуры; разрабатываются содержание и методический комплекс программы с использованием ИКТ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения декоративно¬прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий» проводилась опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования обобщение результатов исследования.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические
положения и выводы.
В приложении представлена таблица, отражающая содержание
программы для формирования дизайнерской культуры у студентов.
Подготовка высококвалифицированных специалистов является стратегией развития государства и решается с помощью профессионального образования. Способы реализации этой задачи выбираются самостоятельно, автономно образовательными учреждениями с помощью своих научных кадров, резервов и методической базы с внедрением инновационных средств и коммуникаций.
Вступив в новый этап своего развития общество, формирует свой образ, в котором информация и информационные процессы, становятся одной из главных составляющих жизнедеятельности человека и социума. Этот процесс обусловлен технологизацией инфраструктур разных уровней. Особое внимание уделяется информатизации системы образования в соответствии с требованием федеральных государственных образовательных стандартов, информатизации социального взаимодействия, интеграция информационно-технологической инфраструктуры системы образования [1].
В рамках программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 планируется реализация подпрограмм, при формировании которых учитывались цели и задачи основных стратегических документов: «Стратегия развития информационного общества в РФ (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г. №ПР-212); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). Модернизация структуры программ
профессионального образования для обеспечения гибкости и эффективности, модернизация содержания и технологии профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения [2].
В связи с происходящими экономическими, социально-политическими и главное художественно-культурными изменениями в стране и обществе, образовательная политика России ставит перед собой задачу расширения образовательного пространства и его соответствия тенденциям мирового развития, что требует соответствующей модернизации среднего профессионального образования. Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС нового поколения в системе СПО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают практико-ориентированный подход.
Разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию
практико-ориентированной образовательной среды.
Степень научной разработанной проблемы. В разработке исследуемой проблемы явились труды специалистов в области профессиональной подготовки, обосновывающие цели, задачи и структуру методических систем обучения в области дизайн-образования: Б.Г. Бархина, О.И. Генисаретского, В. Л. Глазычева, A.B. Иконникова, H.A. Ковешниковой, В.М. Молчанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, В.Т. Шимко раскрывают общую проблему профессиональной подготовки, в то время как художественно-проектная деятельность будущих специалистов-дизайнеров освещена недостаточно.
Рассмотрение художественно-проектной деятельности и ее места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях BH. Дранкова, B.C. Кузина и др.
Вопросами развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе деятельностных занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.Д. Беда, П.Г. Демчев и др.
В результате исследований психологов: Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, P.A. Петровской, Л.С Рубинштейна и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в представителей педагогической науки. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова,
О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Отсутствие методических и технологических разработок не позволяет в полной мере осуществлять поставленные задачи формирования дизайнерской культуры в процессе освоения декоративно-прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий.
Разрешению данной проблемы способствует реализация идеи создания условий для перевода студента в позицию активного субъекта своего профессионального и личностного становления. С внедрением ФГОС СПО эти идеи получают основу для своего осуществления через конструирование и реализации индивидуальных образовательных маршрутов специальной подготовки студентов, однако данные вопросы требуют своего изучения.
Таким образом, можно выделить наличие следующих противоречий:
- между объективно изменившимися требованиями государства и общества, отраженных в ФГОС СПО к подготовке студентов ССУЗа и отсутствием теоретических основ формирования профессиональных навыков;
- необходимостью формирования дизайнерской культуры у студентов,
как результата учебно-профессиональной деятельности и
неразработанностью условий, обеспечивающих ее формирование.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективного формирования дизайнерской культуры средствами информационно - коммуникативными технологий у студентов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства (далее ДПИ) и определить тему диссертационного исследования: «Формирование дизайнерской культуры у студентов средствами информационно-коммуникативных технологий (в процессе освоения ДПИ).
Цель исследования - разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования дизайнерской культуры у студентов средствами информационно-коммуникативными технологиями (в процессе освоения ДПИ).
Объект исследования - содержание дизайн - образования в ССУЗе
Предмет исследования - педагогические условия формирования дизайнерской культуры средствами информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства в условиях средне - профессионального образования.
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: формирование дизайнерской культуры средствами
информационно-коммуникативных технологий в процессе освоения декоративно-прикладного искусства в условиях средне - профессионального образования станет эффективным, если будет:
- определена структура и содержание понятия «дизайнерская культура»;
- разработана программа формирования дизайнерской культуры у студентов, средствами информационно-коммуникативными технологиями, способная активизировать художественно-проектную деятельность студентов в процессе освоения ДПИ;
- предоставлена студентам возможность выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута специальной художественно- профессиональной подготовки.
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические,
философские, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных исследователей и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования: дизайнерская культура, проектная культура, информационно¬коммуникативные технологии, декоративно-прикладное искусство.
2. Определение структуры и содержательных компонентов дизайнерской культуры в процессе освоения ДПИ.
3. Определить специфику информационно - коммуникативных технологий как средства освоения декоративно-прикладного искусства в системе дизайн - образования.
4. Выбор и экспериментальная апробация эффективных организационно-педагогических условий формирования дизайнерской культуры.
5. Разработка и экспериментальная проверка программы формирования дизайнерской культуры у студентов в результате их учебной деятельности.
6. Разработать образовательную программу "Декоративно-прикладное искусство» по формированию дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий.
Теоретическую основу исследования составили:
- теории профессиональной подготовки будущих специалистов (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, А.А.Вербицкий, В.И.Загвязинский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин В.Д. Шадриков и др.);
-концепции деятельностного и системного подходов В.Г.Афанасьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна В.Д. Шадрикова и др.;
-теории проектирования и организации проектной деятельности В.Р. Аронова, О.И. Генисаретского, В.Ф. Сидоренко, В.Т. Шимко и др.;
- фундаментальные исследования в художественно-педагогической области (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, С.Е.Игнатьев, Ю.Ф. Катханова, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, П.П. Чистяков, Е.В. Шорохов и т.д.);
- теории психологии искусства и художественного творчества (Л.С. Выготский, B.C. Кузин, Б.С.Мейлах, Я.А.Понамарев, П.М. Якобсон и др.)
Методы исследования.
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются:
а) теоретические - анализ философской, психолого - педагогической, философской, искусствоведческой литературы, методической литературы, нормативных документов, моделирование прогнозирование;
б) эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, протоколирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
База исследования: Диагностический этап исследования проводился на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Казанский колледж технологии и дизайна», специальность «Моделирование, конструирование и технология изделий из меха» (262021-4 сп., 262021-4). При проведении эксперимента и анализе его результатов учитывались количественные показатели групп: 50 студентов (из них 25 студентов 4 курса (база 9 классов) входили в экспериментальную группу, 25 студентов 4 сп. курса (база 11 классов) в - в контрольную) по специальности 262021 «Моделирование, конструирование и технология изделий из меха» , 3 эксперта.
На базе малого предприятия «Алтынай» был проведен конкурс по ДПИ на лучшее изю (нагрудное украшение народов Поволжья) среди студентов исследуемой контрольной группы, в результате которого были отобраны лучшие работы. Данные работы были представлены в арт-галерее «Эбиволь» и участвовали в комплектации материала для методического пособия «Мастер-класс».
Диссертационное исследование проводилось с 2014 по 2016 гг.
Первый этап исследования (2014-2015гг.) - осуществлялось изучение литературы по состоянию исследуемой проблемы в теории и практике работы отечественных профессиональных учебных заведений, проводились первичные исследования, формировалась основная концепция исследования, определялся аппарат исследования (предмет, гипотеза, этапы, задачи и направления исследования), разрабатывались содержание и компонентная структура программы для формирования дизайнерской культуры; определялись компоненты, критерии и показатели оценки формирования дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения учебной программы; составление диагностического инструментария и проведение диагностического этапа исследования.
Второй этап исследования (2015 г.) - анализ возможностей реализации разработанной программы с целью формирования дизайнерской культуры; разработка программы и определение теоретическо-методологических основ формирования дизайнерской культуры; разрабатывались содержание и методический комплекс программы с использованием ИКТ, разрабатывался и апробировалась программа «Декоративно-прикладное искусство», создавался комплекс практических работ.
Третий этап исследования (2015 - 16 г.) - проводилась опытно¬
экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научая новизна состоит в следующем:
- определены теоретико-методологические предпосылки формирования дизайнерской культуры студентов в процессе освоения ДНИ;
- разработана программа формирования дизайнерской культуры на разных этапах формирования и педагогический инструментарий формирования культуры будущих дизайнеров;
- предложенные в диссертационном исследовании положения и выводы, а также педагогические условия формирования профессиональной культуры могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке студентов - будущих специалистов дизайнеров с целью повышения их дизайнерской культуры.
Теоретическая значимость исследования определяется заключается в конкретизации понятия «дизайнерская культура специалиста дизайнера», систематизации теоретических подходов к проблеме формирования культуры будущих специалистов дизайнеров.
Созданы механизмы развития профессиональной культуры с учетом требований к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров включающие программно-методическое обеспечение формирования культуры будущих специалистов дизайнеров.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов будущих специалистов дизайнеров, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1. Дизайн - это комплексная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира. Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропосообразного предметного мира, эстетически гармоничного мира.
2. Дизайнерская культура личности дизайнера представляется нам как социально-детерминированная область общей культуры человека, определяющая качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, профессионального совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в профессиональной дизайнерской деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
Дизайнерская культура - это интегративное динамически развивающееся личностное образование, представляющее собой совокупность профессионально-теоретических знаний, практических умений и социально-значимых качеств личности, формирующихся в процессе специфической сферы деятельности по разработке предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов.
Целостность и системность дизайнерской культуры обеспечиваются единством мотивационно-ценностного, когнитивного, технологического, личностно-творческого и эмоционального компонентов. Совокупность функциональных компонентов включает в себя такие подгруппы, как содержательная (информационно-познавательная функция, функция социализации личности, коммуникативно-семиотическая, регулятивно-аксиологическая, валеологическая) и процессуальная (проектирующая, созидательная и регулирующая).
3. Объективная оценка уровня сформированности дизайнерской культуры возможна по следующим критериям и показателям:
- ценностное отношение к дизайнерской деятельности (соотношение общественной и личностной значимости дизайнерской деятельности, осознание ответственности, проявление познавательной и прикладной активности);
- теоретико-технологическая дизайнерская подготовка
(сформированность дизайнерского мышления, степень владения знаниями в области теории дизайна и соответствующими умениями и навыками, удовлетворенность профессиональным выбором, осознание значимости профессиональных знаний, личности и других общечеловеческих ценностей);
- творческая активность (направленность на продуктивно-эвристическую деятельность, проявление оригинальных, нестандартных подходов при решении профессиональных задач, сформированность дизайнерской творческой позиции).
Сочетание этих показателей может характеризовать следующие уровни развития дизайнерской культуры будущего специалиста-дизайнера: очень низкий (до техникумовский), низкий (адаптивный), средний (начально¬профессиональный,) нормальный (конструктивный), высокий (креативный.)
4. Формирование дизайнерской культуры в процессе освоения ДПИ представляет собой дидактическую систему, направленную на реализацию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и предполагающую научное обоснование организационных подходов к определению целей
обучения, отбору и структурированию содержания обучения, контролю результатов обучения и его коррекции. В структуру разработанной программы включены следующие компоненты: содержательный,
процессуальный, контрольно-оценочный.
5. Эффективность формирования дизайнерской культуры у студентов обеспечивается реализацией следующих условий:
- обеспечение направленности образовательного процесса, его содержания на саморазвитие обучающихся, реализацию их творческого потенциала;
- гибкое организационно-методическое обеспечение учебного
процесса;
- создание творческой профессионально-образовательной среды, способствующей ценностному самоопределению студентов-дизайнеров в профессиональной деятельности;
- использование в процессе освоения декоративно прикладного искусства информационно-коммуникационных технологий.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
• публикаций статей и тезисов на темы:
1. Роль информационных технологий в формировании дизайнерской культуры у студентов вуза в процессе освоения декоративно-прикладного искусства// Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З. М. Явгильдина, Н. В. Шириева. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - с. 253-257
2. Методико-педагогические основы формирования дизайнерской культуры в процессе создания этнической коллекции // Традиционная культура народов Поволжья: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (9-11 февраля 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 1 (А-К). - Казань: Ихлас, 2016. - с. 124-127
-обсуждения на конференциях различного уровня:
Участие во 4 Всероссийской конференции работников органов управления образования субъектов РФ, педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с отклонениями в развитии, образовательных организаций дополнительного образования детей по теме "Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного творчества в школьном и дополнительном образовании" г. Москва, выступление.
- личное участия в творческих конкурсах:
1. !Х Всероссийский конкурс на лучшее изделие художественного творчества и народных промыслов педагогических работников учреждений всех уровней профессионального образования «Мастерами славится Россия», Подольск, 2015;
2. Конкурс авторских творческих работ среди студентов и аспирантов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» «Это моя Россия!», Казань, 2016, 1 место в номинации живопись.
- участия в творческих конкурсах студентов:
Приволжский детско-юношеский фестиваль народного творчества «Милли хэзинэ», Казань, КФУ, 2015, 1 место.
5. Всероссийская (с международным участием) выставка рисунка, живописи и прикладного творчества школьников с ограниченными возможностями здоровья, 2 участника, Москва, 2015;
6. Всероссийский конкурс молодых дизайнеров «Весенний стиль», в рамках специализированной выставки товаров легкой и текстильной промышленности «Мода и стиль. Казань-Весна» диплом Гран-при конкурса, коллекция «Хазинэ» в номинации «Этно микс», Казань, 23 марта 2016;
Конкурс «Парад венецианских масок» в рамках выставки «Образы Италии. Западноевропейское искусство 17-20 веков», Казань, 2016;
7. Межрегиональная олимпиада по рисунку и дизайну, КФУ, Казань, 2016;
Участие в подготовке участников и участие в качестве эксперта в открытом региональном чемпионате «Молодых профессионалов (Worldskills Russia Республики Татарстан) г. Казань на площадке по компетенции «Визуальный мерчендайзинг и витринистика», 5 апреля 2016, 2 место;
8.IV Межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «ЭтноДар», казань, 2016;
9. Российский конкурс «Дыхание весны», Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2016, 1 место.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографии (51 наименование), 3 приложения; приведено 1 таблица, 7 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, выдвинуты гипотеза и задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражены основные положения, выносимые на защиту, обозначены методы и этапы исследования, представлены теоретические основы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования дизайнерской культуры у студентов в дизайн-образовании» раскрываются основные понятия исследования; определяются компоненты, критерии и показатели оценки формирования дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения учебной программы; анализ возможностей реализации разработанной программы с целью формирования дизайнерской культуры; разработка программы и определение теоретическо-методологических основ формирования дизайнерской культуры; разрабатываются содержание и методический комплекс программы с использованием ИКТ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию дизайнерской культуры у студентов в процессе освоения декоративно¬прикладного искусства средствами информационно-коммуникативных технологий» проводилась опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования обобщение результатов исследования.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические
положения и выводы.
В приложении представлена таблица, отражающая содержание
программы для формирования дизайнерской культуры у студентов.
В наши дни с развитием компьютерных технологий невозможно обойтись без их использования в профессиональной деятельности будущих дизайнеров. Для продуктивной деятельности дизайнера в современном информационном мире нужна фундаментальная базовая компьютерно- графическая подготовка. Важной задачей обучения становится формирование дизайнерской культуры средствами информационно-коммуникативных технологий, обеспечение некоторого гарантированного уровня подготовки специалистов-дизайнеров не только как пользователей универсальных графических пакетов, но и как специалистов, способных использовать полученные знания при решении стоящих перед ними задач с помощью современной техники для интерпретации разнообразной социальной, экономической, технической информации.
В настоящее время информационные технологии широко используются при подготовке специалистов различного профиля, в том числе и специалистов-дизайнеров. Проведенные исследования использования информационных технологий при обучении студентов дизайнерских специальностей показали, что, в основном, они применяются как средство визуализации принимаемых решений и практически не используются как средство для получения профессиональных проектно-художественных навыков. При этом целью обучения является освоение конкретной графической программы и выполнение в ее среде заданий профессиональной направленности, а также получения и развития профессиональных художественных навыков.
Проектирование и внедрение в учебный процесс информационных средств обучения обеспечивает высокий уровень подготовки дизайнеров, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением,
способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности.
Разнообразные информационные технологии при этом выступают как необходимые средства для поиска, хранения, обработки, представления информации в различных формах.
Применение процедуры информационно-познавательного
структурирования предполагает организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся по выявлению структурных компонентов информации, лежащих в основе предметного знания, их связей, отношений между отдельными действиями и операциями, входящими в состав соответствующего вида деятельности, по изучению возможностей переноса знаний и умений в новые условия. Это обеспечивает переход от технологий «научения — усвоения» к созданию условий для «познания — понимания», предусматривающих рождение и становление «живого знания».
Информационно-образовательная среда должна отражать разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать познавательную деятельность, должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов. Такая среда должна поддерживать процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, предоставлять возможность непрерывного роста человека в профессиональном и общеобразовательном планах.
2. Рассматривая сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров, была выявлена специфика профессиональной проектно-художественной деятельности дизайнера. Под профессиональной проектно- 86
художественной деятельностью дизайнера понимается специально организуемый процесс, нацеленный на развитие и сохранение не только художественного наследия, но и проектного потенциала человечества. Проектное воображение и культура являются базовыми в профессиональной деятельности дизайнера. Проектируя предметы и создавая предметную среду, дизайнер «проектирует» и самого человека. Формирование качественно нового мышления в процессе создания искусственной среды, является главной задачей дизайн образования. В исследовании уточнены сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров к использованию ИКТ, под которыми подразумевается целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию ИКТ в профессиональной деятельности, находящее отражение в интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сферах личности.
3. Как показывает анализ материалов нашей опытно-экспериментальной работы, формирование дизайнерской культуры у студентов осуществляется наилучшим образом при реализации следующих педагогических условий: для активизации творческой деятельности
студентов необходимо включать в процесс формирования дизайнерской культуры художественно-проектные задания, обеспечение профессиональной последовательности и выполнения разработанных методических рекомендаций в процессе освоения программы по ДПИ, систематическое введение усложняющихся задач и проектных методик в деятельность студентов; обязательное использование средств ИКТ в освоении декоративно-прикладного искусства; реализация межпредметных связей (рисунок, компьютерная графика, технология, моделирование, конструирование); регулярный контроль за проектированием студентов.
В работе проведено опытно-экспериментальное определение эффективности программы по ДПИ для формирования дизайнерской культуры студентов специальности «Конструирование моделирование и технология изделий из меха». Результаты анализа показали правильность гипотезы исследования и высокую эффективность спроектированной и реализованной в работе системы формирования дизайнерской культуры студентов.
Продолжение исследований по проблеме автор видит в проектировании и реализации системы дальнейшего развития дизайнерской культуры выпускников ССУЗа в процессе их самостоятельной производственной деятельности.
В настоящее время информационные технологии широко используются при подготовке специалистов различного профиля, в том числе и специалистов-дизайнеров. Проведенные исследования использования информационных технологий при обучении студентов дизайнерских специальностей показали, что, в основном, они применяются как средство визуализации принимаемых решений и практически не используются как средство для получения профессиональных проектно-художественных навыков. При этом целью обучения является освоение конкретной графической программы и выполнение в ее среде заданий профессиональной направленности, а также получения и развития профессиональных художественных навыков.
Проектирование и внедрение в учебный процесс информационных средств обучения обеспечивает высокий уровень подготовки дизайнеров, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением,
способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности.
Разнообразные информационные технологии при этом выступают как необходимые средства для поиска, хранения, обработки, представления информации в различных формах.
Применение процедуры информационно-познавательного
структурирования предполагает организацию совместной деятельности педагогов и обучающихся по выявлению структурных компонентов информации, лежащих в основе предметного знания, их связей, отношений между отдельными действиями и операциями, входящими в состав соответствующего вида деятельности, по изучению возможностей переноса знаний и умений в новые условия. Это обеспечивает переход от технологий «научения — усвоения» к созданию условий для «познания — понимания», предусматривающих рождение и становление «живого знания».
Информационно-образовательная среда должна отражать разработку технологической основы (методик, приемов, современных обучающих средств), позволяющей проектировать и сопровождать познавательную деятельность, должна быть непрерывно изменяющейся, учитывающей индивидуальные особенности обучающегося, круг его интересов. Такая среда должна поддерживать процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения, предоставлять возможность непрерывного роста человека в профессиональном и общеобразовательном планах.
2. Рассматривая сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров, была выявлена специфика профессиональной проектно-художественной деятельности дизайнера. Под профессиональной проектно- 86
художественной деятельностью дизайнера понимается специально организуемый процесс, нацеленный на развитие и сохранение не только художественного наследия, но и проектного потенциала человечества. Проектное воображение и культура являются базовыми в профессиональной деятельности дизайнера. Проектируя предметы и создавая предметную среду, дизайнер «проектирует» и самого человека. Формирование качественно нового мышления в процессе создания искусственной среды, является главной задачей дизайн образования. В исследовании уточнены сущностные характеристики готовности будущих дизайнеров к использованию ИКТ, под которыми подразумевается целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию ИКТ в профессиональной деятельности, находящее отражение в интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сферах личности.
3. Как показывает анализ материалов нашей опытно-экспериментальной работы, формирование дизайнерской культуры у студентов осуществляется наилучшим образом при реализации следующих педагогических условий: для активизации творческой деятельности
студентов необходимо включать в процесс формирования дизайнерской культуры художественно-проектные задания, обеспечение профессиональной последовательности и выполнения разработанных методических рекомендаций в процессе освоения программы по ДПИ, систематическое введение усложняющихся задач и проектных методик в деятельность студентов; обязательное использование средств ИКТ в освоении декоративно-прикладного искусства; реализация межпредметных связей (рисунок, компьютерная графика, технология, моделирование, конструирование); регулярный контроль за проектированием студентов.
В работе проведено опытно-экспериментальное определение эффективности программы по ДПИ для формирования дизайнерской культуры студентов специальности «Конструирование моделирование и технология изделий из меха». Результаты анализа показали правильность гипотезы исследования и высокую эффективность спроектированной и реализованной в работе системы формирования дизайнерской культуры студентов.
Продолжение исследований по проблеме автор видит в проектировании и реализации системы дальнейшего развития дизайнерской культуры выпускников ССУЗа в процессе их самостоятельной производственной деятельности.



