Методы оценки лечебной физкультуры и физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (Адаптивная физическая культура, Омский государственный университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы применения методов лечебной физкультуры в реабилитации пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 5
1.1 Методы применения методов лечебной физкультуры в реабилитации пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 5
1.2 Роль лечебной физкультуры в реабилитации при сердечно-сосудистых заболеваниях 11
Глава 2 Применение методов оценки лечебной физкультуры в реабилитационном процессе пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 16
2.1 Оценка эффективности применения лечебной физкультуры в лечении больных 16
2.2 Рекомендации по применению комплекса методов для оценки ЛФК в реабилитационном процессе пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями это одна из самых актуальных задач современной медицины, т.к. данная патология занимает первое место среди других причин смертности населения. Не секрет, что любое заболевание системы кровообращения ведет к нарушению функции органов и систем, нарушается кислородо-транспортная система, сердечная мышца и головной мозг, как самые чувствительные и чувствительные к дефициту кислорода органы начинают на это реагировать. На начальном этапе это проявляется снижением физической активности и работоспособности человека.
Лечебное и профилактическое действие лечебной гимнастики или лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях обусловлено ускорением лимфо- и кровотока, увеличением объема циркулирующей крови (ОЦК), ускорением метаболизма в тканях, улучшением микроциркуляции, нормализации артериального давления, улучшением когнитивных функций, ускорением регенерации поврежденных тканей и как следствие-нормализации функционального и психоэмоционального статуса человека (сон, настроение и т.д.). Особую роль в реабилитационном процессе с применением средств ЛФК играют методы оценки состояния больного.
Цель исследования – изучить методы оценки ЛФК и физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности методов применения методов лечебной физкультуры в реабилитации пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
2. Определить роль лечебной физкультуры в реабилитации при сердечно-сосудистых заболеваниях.
3. Охарактеризовать методы оценки лечебной физкультуры в реабилитационном процессе пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Объект исследования – методы оценки ЛФК.
Предмет исследования – методы оценки ЛФК и физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу работы составили научные труды Н.Л. Литош, В.А. Маргазина, И.В. Моисеева и др. В работах П.С. Евсеева, М.Д. Иващенко и др. определена сущность понятий «лечебная физкультура», «реабилитационный процесс». В.И. Дубровским, С.Н. Попвым и др. раскрыты основные методы оценки ЛФК и физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Заболевания сердечно-сосудистой системы проявляются одышкой, возникновение которой является признаком недостаточности кровообращения. По степени ее выраженности можно судить о степени недостаточности кровообращения. Следующим характерным признаком является сердцебиение (признак повреждения сердечной мышцы). Иногда больные жалуются на ощущение перебоев в работе сердца. Одной из основных жалоб есть боль в области сердца. При разных заболеваниях боль является разным. Достаточно часто тревожит кашель, причиной которого является застой крови в малом кругу кровообращения. Кашель преимущественно сухой, иногда с небольшим выделением мокроты. При тяжелых повреждениях сердца возникает венозный застой в большом кругу кровообращения и появляются отеки. Также у лиц с заболеванием сердечно-сосудистой системы нарушается функциональное состояние центральной нервной системы, появляется слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышенная раздражительность, нарушение сна. При миокардитах, ендокардитах наблюдается повышение температуры тела до субфибральних цифр, а иногда эти заболевания сопровождаются лихорадкой.
Сердечно-сосудистые заболевания лечат комплексно. Это и медикаментозное лечение и физическая реабилитация со строгим соблюдением соответствующего двигательного режима, и диетотерапия, психотерапия. Средства физической реабилитации назначают как в больничный так и постбольничные периоды.
Лечебную физическую культуру (ЛФК) применяют на всех этапах реабилитации. Она имеет позитивное влияние на функцию сердца и сосудов. При этой патологии ведущими механизмами лечебного действия физических упражнений являются: тонизирующее влияние и трофическое действие.
Методы врачебно-педагогической оценки влияния лечебной физической культуры на организм больного зависят от характера заболевания, средств, форм, методики проведения занятий. К методам врачебно-педагогической оценки относят наблюдение за общим состоянием больного, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функционально-диагностические методы, антропометрические измерения, а также анамнез (опрос).
Во время проведения занятий ЛФК нужно организовать наблюдение за пациентами. Измеряются и изучаются ответные реакции в процессе выполнения упражнений. При этом на основании таких показателей, как пульс, артериальное давление и частота дыхания выстраивается график – физиологическая кривая. На ней отображается влияние спортивной нагрузки на состояние организма. Оценка эффективности занятий нужна ещё для того, чтобы регулировать, по мере необходимости, физическую нагрузку. Оптимальная дозировка упражнений необходима для правильного воздействия на организм. Передозировка может ухудшить состояние пациента, недостаток нагрузки ослабляет производимый эффект.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст] / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. – Москва : Владос, 2014. – 400 c.
2. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст] / Л.Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. – Москва : Владос-Пресс, 2010. – 627 c.
3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. – Москва : Альфа-М, Инфра-М, 2010. – 336 c.
4. Важенин, С. А. Адаптивная физическая культура в структуре системы физической культуры [Текст] / С. А. Важенин // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2. – С. 35-36.
5. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) [Текст] / Э. Н. Вайнер. – Москва : КноРус, 2017. - 480 c.
6. Давиденко, Д. Н., Зимкин, Н. В. Физическая работоспособность человека и методы ее развития при помощи тренажеров [Текст] / Д. Н. Давиденко, Н. В. Зимкин // Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 522 с.
7. Добровольский, В. К. Лечебная физическая культура [Текст] / Методические рекомендации / В. К. Добровольский. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 458 с.
8. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Текст] / В. И. Дубровский. – Москва : ООО «Медицинское информационное агенство», 2006. – 598 с.
9. Евсеев, П. С. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие [Текст] / П. С. Евсеев, Л. В. Шапкова – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 541 с.
10. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов [Текст] / С. П. Евсеев. – Санкт-Петербург : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2013. – 95 с.
11. Епифанов, В. А. Лечебная физкультура и спортивная медицина : учеб. для вузов [Текст] / В. А. Епифанов – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 412 с.
12. Еремушкин, М. А. Основы реабилитации : учеб. пособие [Текст] / М. А. Еремушкин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 208с.
13. Иванов, А. В. Адаптивная физическая культура как метод реабилитации инвалидов [Текст] / А. В. Иванов, Т. А. Пустозерова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 36-39.
14. Иващенко, М. Д. Адаптивная физкультура [Текст] / М. Д. Иващенко. – Волгоград : Учитель. 2012. – 225 с.
15. Козырева, О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник [Текст] / О. В. Козырева, А. А. Иванов. – Москва : Советский спорт, 2010. – 280 c.
16. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии : Учебное пособие [Текст] / Н.Л. Литош. – Москва : СпортАкадемПресс, 2012. – 369 с.
17. Макарова, Г. А. Спортивная медицина : учебник [Текст] / Г. А. Макарова. – Москва : Советский спорт, 2008. – 2008. – 480 с.
18. Маргазин, В. А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем [Текст] / В. А. Маргазин. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2015. - 234 c.
19. Мильнер, Е. Г. Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной тренировки [Текст] / Е.Г. Мильнер. – Москва : Физкультура и спорт. 2011. – 110 с.
20. Милюкова И. В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики [Текст] / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. – Москва : Издательство «ЭКСМО», 2013. – 512 с.
21. Моисеева, И. В. Адаптивная физическая культура в системе массового образования [Текст] / И. В. Моисеева // Адаптивная физическая культура. – 2009. – № 4 (40). – С. 30-31.
22. Попов, С. Н. Физическая реабилитация [Текст] / С. Н. Попов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 461 с.
23. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура : Учебник [Текст] / С. Н. Попов. – Москва : Academia, 2019. – 96 c.
24. Соловьева, Н. Л. Начинаем тренировку, или лекарство от беды : Книга для родителей детей-инвалидов [Текст] / Н. Л. Соловьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 156 с.
25. Янгулова Т. И. Лечебная физкультура : анатомия упражнений [Текст] / Т. И. Яковлева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 175 с.