Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №60159

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы436
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
В работе не указана база исследования, так что можно подставить нужную.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения речи дошкольников с ЗПР 5
1.1 Развитие речи у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития 5
1.2 Особенности формирования словарного состава языка у дошкольников с ЗПР 10
Глава 2 Исследование активного словарного запаса старших дошкольников с ЗПР 15
2.1 Описание методики исследования 15
2.2 Результаты исследования состояния активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 34

Нарушения лексической стороны речи, проявляющиеся в бедном активном словарном запасе у дошкольников с ЗПР являются весьма актуальной проблемой специальной педагогики, дефектологии и логопедии.
Рассматривая степень изученности данной темы в научной литературе, необходимо отметить, что проблемы диагностики и коррекции словарного запаса детей с ЗПР поднимали в своих трудах И. Д. Бех, В. И. Бондарь, Т. П. Висковатова, О. М. Лесько и др. Вопросы взаимосвязи речевого развития дошкольников с ЗПР с развитием когнитивных процессов, а также его воздействие на эффективность дошкольного обучения, исследовали С. Домишкевич, Е. Мастюкова, В. Пермякова, Л. Переслени, Э. Фигередо, Л. Шипицына и т. д.
Однако, несмотря на наличие научных исследований, проблема активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ЗПР остается недостаточно изученным. В частности, не решены вопросы выявления отдельных особенностей формирования некоторых компонентов словаря у исследуемой категории детей: объём словаря, точность понимания и использования слов, семантическая структура отдельных категорий лексики (существительных, прилагательных, глаголов) и т.п. Помимо этого, требуют дополнительной разработки основы коррекционного обучения дошкольников старшего возраста.
Цель курсовой работы – выявить особенности активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
 изучить развитие речи у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития;
 охарактеризовать особенности формирования словарного состава языка у дошкольников с ЗПР;
 описать методику проведения эмпирического исследования;
 представить результаты исследования состояния активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – состояние активного словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР.
Методологическую базу работы составили положения психологии и педагогики о закономерностях развития дошкольников в норме и патологии, положения коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса в специальных дошкольных организациях, исследования специфики развития, обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и классификация, сравнение и сопоставление, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи дошкольников с ЗПР обусловлено спецификой их познавательной деятельности, сниженной, в сравнении с нормой, способностью к восприятию и когнитивной переработке информации, недоразвитием мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Речь таких детей характеризуется наличием дефектов артикуляционного аппарата, нарушением правильности звукопроизношения, обилием аграмматизмов, слабой сформированностью лексико-грамматической стороны речи и как следствие, бедным словарным запасом.
В формировании словарного запаса дошкольников с ЗПР наблюдается множество особенностей, к наиболее частым можно отнести следующие: скудность словарного состава языка, неточное использование слов, несформированность обобщающих понятий, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, недоразвитие синонимических и антонимических средств языка. Все эти нарушения определяют задержку развития словарного запаса и несформированности многих его элементов.
В эмпирическом исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В процессе проведения исследования решались следующие задачи: 1) подбор методики, адекватной возрасту, диагнозу детей и цели исследования; 2) проведение эмпирического исследования; 3) интерпретация и анализ полученных результатов.
Для проведения констатирующего эксперимента применялись следующие методики: 1) методика обследования словарного запаса детей И. А. Смирновой; 2) методика раскрытия степени сформированности лексики у дошкольников с нарушениями речи Г. А. Волковой.
Проведенное исследование привело к следующим результатам.
Патологии развития словаря у старших дошкольников с ЗПР отличается ограниченностью активного словарного запаса, резким расхождением объёма активного и пассивного словарей.
Дошкольники с ЗПР понимали многие слова. Объём пассивного словаря близок к норме, однако использование в речи отдельных слов вызывает сложности.
В глагольном словаре детей преобладают слова, означающие действия, которые дошкольник каждый день делал сам или наблюдал, как делают другие.
Патология развития активного словаря у старших дошкольников с ЗПР проявлялась как в сложностях при поиске известного им слова, так и в незнании многих слов. Частые замены имен прилагательных свидетельствуют о том, что дошкольники не акцентируют внимание на существенных признаках, не разграничивают свойства предметов, признаков величины, высоты, ширины, толщины.
В глагольных заменах обращало на себя внимание неумение испытуемых дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводило к употреблению глаголов общего значения. Отмечены такие особенности активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста: бедность, неточность, недостаточность развития процессов обобщения.
В активном словаре преобладают имена существительные с конкретным значением. Глагольная лексика представлена слабо, не сформированы синонимические ряды. Недостаточно развит и атрибутный словарный запас. В речи такие дети употребляют, преимущественно, только прилагательные, означающие свойства предметов.
У 60% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень формирования активного словаря, у 40% – средний. Высокого уровня развития активного словарного запаса не обнаружено, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по развитию активного словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР.



1. Агранoвич, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.
2. Афонькина, Ю. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования / Ю. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2017. – 96 с.
3. Бойко, Т. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа / Т. Бойко. – Волгоград: Учитель, 2017. – 104 с.
4. Болдырева, В. Э. Развитие речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью / В. Э. Болдырева, Н. В. Ключко // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – М., 2018. – С. 207–210.
5. Болдырева, В. Э. Специфика коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития / В. Э. Болдырева, А. Р. Меситская // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 70–72.
6. Буштак, М. В. Логопедическая ритмика как эффективный метод кинезиотерапии в системе коррекционной работы по преодолению психоречевых отклонений и развития компенсаторных способностей дошкольников, страдающих тяжёлыми нарушениями речи и ЗПР / М. В. Буштак, О. С. Краева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 1. № 11. – С. 20–21.
7. Волкова, Г. А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб., 2006. – 70 с.
8. Вольская, О. В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития / О. В. Вольская // Экология человека. – 2006. – № 1. – С. 21–23.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. – 188 с.
10. Глухов, В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В. П. Глухов // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 63–70.
11. Гризик, Т. И. Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 5–6 лет / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
12. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н. А. Деревянкина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. – 77 с.
13. Егорова, Е. Н. Формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР / Е. Н. Егорова // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 3. № 62. – С. 362–366.
14. Елисеева, М. Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста речевой онтогенез / М. Б. Елисеева // Логопед. – 2015. – № 4. – С. 18–28.
15. Киркина, Е. Н. Развитие словарного запаса младших дошкольников в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами / Е. Н. Киркина, А. Ф. Кирдяпкина // Сфера знаний: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли. – Казань, 2018. – С. 117–122.
16. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 80 с.
17. Коншина, А. Н. Особенности речевого развития при задержке психического развития / А. Н. Коншина, Е. В. Корнеева, И. А. Сапошко // Социально-экономические технологии развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. Л. Мягковой. – М., 2018. – С. 104–107.
18. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М.: Владос, 2004. – 304 с.
19. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников с ЗПР в процессе обучения рассказыванию по картине / И. Н. Лебедева // Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л. Б. Баряева [и др.]. – М., 2018. – С. 226–243.
20. Лебедева, П. Д. Коррекционная логопедическая работа с дошкольниками с задержкой психического развития / П. Д. Лебедева. – СПб.: Питер, 2004. – 188 с.
21. Лебединская, К. С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития / К. С. Лебединская. – М.: Просвещение, 1980. – 72 с.
22. Милютина, Н. В. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. В. Милютина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1–2 (16). – С. 214–216.
23. Морозова, В. В. Особенности структуры лексического значения слова у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза / В. В. Морозова // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междун. науч. конф. - СПб., 2009. – С. 380–383.
24. Морозова, В. В. Состояние лексического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития / В. В. Морозова // Вузовская наука – образованию и промышленности: XI Вишняковские чтения: материалы междун. науч. конф. – СПб.–Бокситогорск, 2008. – С. 211–214.
25. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2007. – 220 с.
26. Родыгина, М. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития в подготовительной группе средствами мнемотехники / М. С. Родыгина // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – № 14. – С. 329–331.
27. Родыгина, М. С. Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью приёмов мнемотехники / М. С. Родыгина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1–2 (16). – С. 271–272.
28. Руснак, А. А. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития / А. А. Руснак // Вестник Северного (Арктического) федерального ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 4. – С. 139–144.
29. Савина, Я. А. Особенности словарного запаса у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста / Я. А. Савина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1–2 (16). – С. 281–282.
30. Сергеева, О. В. Опыт изучения активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. В. Сергеева, Е. С. Рыбакова // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 620–626.
31. Синюгина, Н. Н. Работа по обогащению словарного запаса у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Синюгина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7–1 (35). – С. 96–98.
32. Слепович, Е. С. Некоторые особенности словарного запаса дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 15–22.
33. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 64 с.
34. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И. А. Смирнова. – СПб.: Детство–Пресс», 2010. – 48 с.
35. Тайнова, Н. А. Формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР (II уровень) / Н. А. Тайнова // Взгляд молодых исследователей на актуальные проблемы современности: сб. тезисов XV науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 212–216.
36. Тенкачева, Т. Р. Особенности коммуникативного развития дошкольников с задержкой речевого развития, обучающихся в условиях дошкольной образовательной организации / Т. Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 3. – С. 57–61.
37. Ткаченко, К. А. Особенности словарного запаса старшего дошкольника / К. А. Ткаченко // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: материалы регион. науч.-практ. конф. – М., 2018. – С. 130–134.
38. Толоконникова, В. А. Развитие устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития в условиях стандартизации образования / В. А. Толоконникова, О. Ф. Коробкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 302–304.
39. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
40. Халилова, Г. З. Развитие лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) при задержке психического развития / Г. З. Халилова, Р. И. Туктарова // Образование в условиях социальных изменений: сб. науч. ст. – М., 2017. – С. 128–131.
41. Чаркина, Н. В. Особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. В. Чаркина, С. А. Белолипецкая // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб. ст. – Нижний Новгород, 2018. – С. 408–410.
42. Чаркина, Н. В. Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием художественной литературы / Н. В. Чаркина, С. А. Белолипецкая // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сб. науч. тр. – Орел, 2018. – С. 70–72.
43. Часовских, Д. С. Формирование словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи через систему знаний и представлений об окружающем / Д. С. Часовских, Л. М. Берман // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 57–58.
44. Шевченко, С. Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С. Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – СПб.: Питер, 2012. – С. 77–83.
45. Шевченко, С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с ЗПР / С. Г. Шевченко // Дефектология – 1987. – № 5. – С. 44–51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ