База исследования: МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (24 дошкольника), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 24 родителя.
Много приложений ( в том числе результаты исследований).
Объем работы близок к диплому.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга сформированности представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 7
1.2. Проблема формирования представлений о себе у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 11
1.3. Анализ подходов по формированию представлений о себе у старших дошкольников 15
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга сформированности представлений о себе у старших дошкольников 27
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет 27
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет 29
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 49
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга формирования представлений о себе у детей 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о себе у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга формирования представлений о себе у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс формирования представлений о себе у детей 5-6 лет более эффективным если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет;
- будут разработаны условия формирования представлений о себе у детей 5-6 лет на основе анализа результатов педагогического мониторинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга формирования представлений о себе у детей 5-6 лет в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровеньсформированности представлений о себе у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга формирования представлений о себе у детей 5-6 лет.
4. Разработать проект формирования представлений о себе у детей 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Р.О. Юрчик и др.;
- методика формирования представлений о себе у детей 5-6 лет – А.К. Болотовой, Т.А. Репиной и др.;
- подходы к формирования представлений о себе у детей 5-6 лет – Л.С. Выготского, В.Э, Куликовской и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для формирования представлений о себе у детей 5-6 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (24 дошкольника), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 24 родителя.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Анализ современных теорий и концепций дошкольного образования позволяет констатировать, что разработка проблемы становления Образ Я ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время успешность педагогической работы с ребенком зависела от показателей в знаниях, умениях, навыках, которые должны потом пригодиться, на этапе школьного обучения. Однако происходящие в современном обществе, социальные процессы, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. И именно дошкольное детство является самоценным периодом жизни детей, делающий их полноценными личностями и сегодня, и завтра. Он рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.
По результатам проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста оценивают себя, таким образом, каким оценивают их окружающие, и, конечно, прежде всего, его родители. Опыт межличностного общения дошкольника со сверстниками также оказывает большое влияние на формирование его самооценки и самосознания.
Для определения особенностей сформированности представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста были выбраны критерии и показатели, определенные М. В. Корепановой. Было установлено, что дети с высоким уровнем сформированности представлений о себе (25%) характеризуются положительным эмоционально-ценностным отношением к себе, а также обладают такими личностными качествами как притязания на самые высокие оценки и лидерство. У дошкольников со средним уровнем (50%) в основном правильно сформировано представление о себе. Дети показывают положительно эмоционально-ценностное отношение к себе и обладают такими качествами как уверенность в себе, стремление проявить себя и получить поощрение. Однако, данная группа дошкольников не может правильно осознать свое положение в социуме, не придает особое значение общению со сверстниками. Дети с низким уровнем сформированности представлений о себе (25%) характеризуются отрицательным эмоционально-ценностным отношением к себе, нуждаются в поощрении взрослых, требуют к себе внимания.
В качестве практических рекомендаций был подобран практико-ориентированный материал для родителей и психологов дошкольного учреждения. Установлено, что игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В процессе игры можно, понять, насколько ребенок активен в процессе взаимодействия со сверстниками, можно определить и скорректировать его самооценку и представления о себе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бабаева, Т. И. Актуальные проблемы современного дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева // Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2017. – С. 31 – 38.
2. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2011. – №4. – С. 16 – 125.
3. Буре, Р. С. Проблема развития самооценки в дошкольном возрасте [Текст] / Р. С. Буре // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 52-58.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика – Пресс, 2009. – 474 с.
5. Гребенщикова, Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст] / Т. В. Гребенщикова. – Новокузнецк, 2016. – 225 с.
6. Зельцова, Л. Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л. Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
7. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология: личность : Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск .: Амалфея, 2014. – 506 с.
8. Колберг, Л. Формирование адекватной самооценки дошкольников как проблема психологии [Текст] // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-79.
9. Корепанова, М. В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.09. / Волгоградский государственный педагогический университет [Текст] / М. В. Корепанова. – Волгоград, 2015. – 400 c.
10. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва : Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
11. Кравцова, Е. Е. Психологи и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
12. Куликовская, В. Э. Развитие самосознания в дошкольном возрасте [Текст] / В. Э. Куликовская // Вопросы психологии. – 2013. – №4. – С. 44-49.
13. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
14. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия, 2015. – 402 с.
15. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
16. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / Я. З. Неверович // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 22-28.
17. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич. – Москва : Современное слово, 2016. – 720 с.
18. Репина, Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
20. Сенокосова, Н. Н. Влияние семьи и детского сада на формирование самооценки дошкольников [Текст] / Н. Н. Сенокосова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 114-116.
21. Трубайчук, Л. В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования [Текст] / Л. В. Трубайчук // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 20-27.
22. Ульянова, И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников : монография [Текст] / И. В. Ульянова. – Москва : РосНОУ, 2015. – 416 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
24. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
25. Фомина, Р.О. Современные методы развития адекватного самосознания у дошкольников [Текст] / Р.О. Фомина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 11. – С. 45-49
26. Холодкова, О. Г. Самооценка нравственных качеств личности старших дошкольников [Текст] / О. Г. Холодкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 7. – С. 76-78.
27. Щуркова, Н. Е. Педагогика [Текст] / Н. Е. Щуркова. – Москва : Академия, 2015. – 623 с.
28. Юрчик, Р. О. Педагогический мониторинг в ДОУ [Текст] / Р. О. Юрчик // педагогика. – 2016. – №3. – С. 45-51.
29. Якобсон, С .Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 2013. – №8. – С. 55–61.
30. Яковлева, Т. С. Проблемы эмоционального развития в дошкольном возрасте [Текст] / Т. С. Яковлева // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 85-89.