ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРЕДИТНО - БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ»
(НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА(ФИЛИАЛА) КФУ)
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 9
1.1 Сущность и содержание активных методов обучения 9
1.2 Классификация и характеристика подходов к организации активных
методов обучения 17
1.3. Преимущества и проблемы применения активных методов обучения 24
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КРЕДИТНО - БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ» В ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КФУ 36
2.1 Краткая характеристика Инженерно-экономического колледжа
Набережночелнинского института (филиала) КФУ 36
2.2 Анализ использования активных методов обучения в Инженерно-
экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ . 41
2.3 Оценка применения активных методов обучения в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ . 49
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКОГО ИНСТИТУТА(ФИЛИАЛА) 53
3.1 Проблемы применения активных методов обучения в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ . 53
3.2 Рекомендации по повышению эффективности применения активных
методов обучения в Инженерно-экономическом колледже
Набережночелнинского института (филиала) КФУ 57
3.3 Социально-образовательный эффект от применения усовершенствованных
методов активного обучения среди обучающихся Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Современное течение времени влечет за собой большие перемены в жизни людей. С развитием информационных технологий, человека окружает большое количество информации и таким потоком необходимо управлять, направлять на поиск оптимального решения. Образованный человек мобильно должен найти выход из любой поставленной перед ним задачи, выполнить ее и быстро сориентироваться в сложной ситуации, найти решение поставленного вопроса, задачи.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение активных методов обучения в учебный процесс студентов необходимо, для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, повышение конкурентоспособности в профессиональной сфере, адаптации учащихся в реально сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.
С развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как активные методы обучения, которые основаны на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами правильного выхода и решения, при помощи наставника в лице педагога.
Возможно, активные методы обучения не имеют под собой основательных предпочтений у преподавателей колледжа, но направлен на практическое восприятие учащимся реальной ситуации, происходящей в жизни. Введение активных методов в процесс обучения, на взгляд является необходимым для развития потенциала каждого студента, а также команды, коллектива, в котором данные активные методы рассматривается.
Значительный вклад в разработку и внедрение активных методов внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, А.А. Вербицкий, которые занимались в основном решением проблем с внедрением активных методов в процесс обучения, разрабатывали виды классификаций активных методов, а также методической составляющей данных методов, адаптированного под составление активных методов и не только преподавателем, но и студентом.
А.М Матюшкин обосновал использование активных методов в учебной деятельности студентов, а так же ввел понятие диалогического проблемного обучения. К сожалению, применение активных методов на некоторое время сократилось в России, но с развитием внедрения в образование новых технологий стал интерактивным методом обучения, с использованием на занятиях нужного оборудования, и занял особое место в системе образования.
Цель исследования: проанализировать применение активных методов обучения на примере Инженерно-экономического колледжа
Набережночелнинского института (филиала) КФУ и предложить рекомендации по реализации на занятиях по учебным дисциплинам.
Объектом исследования выступает процесс обучения в Инженерно- экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
Предмет исследования: активные методы обучения как новая форма предоставления теоретического материла в образовательном процессе Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
Гипотеза исследования: применение активных методов обучения в процессе обучения студентов Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института (филиала) КФУ повысит образовательный эффект.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы организации активного обучения в процессе обучения экономическим дисциплинам
2. Рассмотреть современные технологии обучения в учебном процессе при обучении учащихся (студентов) экономических специальностей.
3. Отразить основные практические аспекты применения активных подходов к организации процесса обучения при изучении темы: «Кредитно - банковская система России».
4. Выяснить уровень применимости активных методов обучения в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ.
5. Проанализировать образовательный процесс в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института КФУ по применению активных методов в обучении студентов специальности «Коммерция»
6. Изучить краткую характеристику Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ, а также особенности образовательного процесса.
7. Выявить преимущества и недостатки применения активных методов обучения на примере в Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ.
8. Дать рекомендации по совершенствованию применения активных методов в образовательном процессе в Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института КФУ.
Методы исследования:
В ходе исследования были использованы методы анализа (рассмотрение предмета исследования с учетом его индивидуальных признаков), синтез (объединение признаков исследования в одно целое), обобщение (рассмотрение множества признаков, для приведения выводов по исследованию), классификация (деление предмета исследования на определенные категории), наблюдение (получение определенной информации о качествах и свойствах предмета исследования), описание, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные предложения и рекомендации по повышению эффективности активных методов обучения могут быть использованы в практической деятельности Инженерно-экономического колледжа в системе повышения профессионального уровня.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы выпускной квалификационной работы опубликованы во Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IX Камские чтения «Экономические науки» (г. Набережные Челны, 2017).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором отражена актуальность проведенного исследования, поставлена цель и определены задачи исследования, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы, схемы. После каждой главы представлен вывод. В первой главе раскрывается теоретическая основа активных методов обучения, их классификация, характеристика и степень использования в системе профессионального образования в учебных заведениях. Вторая глава раскрывает применение активных методов обучения на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института(филиала) КФУ, а также исследование по внедрению и применению данной образовательной технологии. В третьей главе представлены пути совершенствования по устранению недостатков в работе и образовательный эффект от внедрения в процесс обучения данного метода.
Завершая проведенное исследование необходимо сделать следующие выводы. Активные методы обучения с момента начала своего применения в учебной деятельности, показали свою эффективность.
Применение активных методов в процессе обучения повышает эффективность усвоения теоретического материала, а также способствует самостоятельному анализу и осмыслению у обучающихся.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации активных методов, их классификация, преимущества и проблемы применения активных методов обучения.
Во второй главе описаны основные этапы исследования, процесс работы с обучающимися, а также результаты анкетирования, проведения ознакомительного занятия с активными методами и итогового этапа. По результатам проведенного анкетирования, и занятий с применением активных методов представлены диаграммы, в которых отражены количественные показатели результатов ответов студентов.
В третьей главе выявлены проблемы, которые возникли при работе по применению активных методов в учебный процесс студентов специальности «Коммерция» Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ. На их основе разработаны рекомендации по устранению, и пути совершенствования применения активных методов для специальности «Коммерция» Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ.
Для подтверждения гипотезы необходимо было провести исследование, в ходе которого было показано, что традиционный метод является менее эффективным. Это связано, в первую очередь, с низким усвоением теоретического материала. В свою очередь, при применении метода активного обучения студенты проявили большую активность, а при проведении контрольной работы показали хорошие результаты. Это говорит о том, что применение активных методов, безусловно, влияет на результативность, а значит гипотеза доказана.
Однако, стоит заметить, что любой из активных методов является универсальным и его взаимодействие с другими методами дает положительный результат.
Несомненно, применение в образовательном процессе традиционных методов обучения останется неизменным для некоторых дисциплин. Однако внедрение активных методов позволит учащимся раскрывать свои способности, применяя творческий подход.
С развитием современного обществ меняется и подход к образованию, а также требования к развитию образованного специалиста разных сфер жизни, поэтому применение новых и развитие настоящих методов в обучении играют одну из важных ролей в воспитании и развитии личности, будущего специалиста, профессионала своего дела.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают активные методы обучения.
В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Активные методы направлены не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента, и преподавателя. Проблема внедрения активных методов в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных проблем в теории и практике обучения.
Использование активных методов в современном образовании необходимо. Во многих странах с развивающейся экономикой, существуют специальные направления обучения, которые построены только на применении реальных ситуаций, так как данный метод подразумевает под собой «погружение», т.е. абсолютное присутствие в ситуации, что направлено на практическое применение знаний умений и навыков учащихся.
Применение активных методов в стенах Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского института КФУ играет важную роль в развитии студента как индивидуальной личности, будущего специалиста, способного решить поставленные перед ним задачи. Поэтому дальнейшая работа с активными методами будет положительно отражаться на образовательном уровне обучающихся института, а в особенности студентов специальности «Коммерция» , так как экономическая сфера постоянно находиться в движении и специалисту в данной отрасли всегда необходимо соответствовать представленному уровню подготовки, работать с актуальной информацией, адаптироваться под сложившиеся ситуации, находить решение важных проблем, постоянно пополнять свои знания, опираться на уже полученный и приобретенный опыт. Применять в работе различные методики и технологии совершенствования своих навыков.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 11, ст. 12, ст. 16, ст. 69.
2. Устав ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" от 13.07.2015 № 714
3. Приказ № 01-06/384 от 15 мая 2013 г " о Инженерно-экономическом колледже Набережночелнинского института (филиала) КФУ"
4. Положение об инженерно-экономическом колледже (от 09.10.2014 № 1.3.1.301.02-12/09
5. Устав КФУ (Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ №1664 от19 мая2011 г.);
6. Положение о Набережночелнинском институте(филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский(Приволжский) федеральный университет» от11.03.2013г. №0.1.1.67-06/37/13 утверждено ректором КФУ
7. Нормативные акты К(П)ФУ.
II. Научная и учебная литература
8. Арановская А.В. Подготовка специалиста как социокультурная проблема / А.В. Арановская // Высшее образование в России. - 2011. - №4. - С.28.
9. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль, 2001. - 223с.
10. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - №11.- С. 112.
11. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности. Дис... канд. пед. наук. Красноярск, 2011. - 242с.
12. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. - М.: Профессиональное образование, 2010. - 512с.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2009. - 188с.
14. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика - 2011. - № 2. - С. 11 - 14.
15. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. - 170с.
16. Новокшонова Л.В. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Уч. пос. / Л.В.Новокшонова, М.Л.Горбунова, Т.С.Морозова и др.; Под ред. Л.В.Новокшоновой - М.: Магистр: НИЦ Инфра- М, 2012. - 128 с.
17. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход / А.А. Вербицкий // Вопросы образования. -
2012. - №3. - С. 89.
18. Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский В.В. Давыдов. - М.: Педагогика-Пресс, 2007. -536с.
19. Габрусевич С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству:
Учебно - методическое пособие / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин. - М.: Статут,
2010 - С. 56.
20. Гуревич К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К.М. Гуревич. - М.: Статут, 2010. - 48с.
21. Давыдов Н.А. Педагогика профессиональной деятельности экономистов и юристов / Н.А. Давыдов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 352с.
22. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии / Т.А. Дмитренко // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С. 159-161.
23. Ежова JI.B. Менеджмент и деловые игры: возрождение традиций // Деловые игры в России: Материалы международной науч.- практич. конф. СПб., 2012.- 198с.
24. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - М.: Статут, 2006. - 328с.
25. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для вузов / В.И. Загвязинский. - М.: АПН РФ, 2011. - 254с.
26. Запесоцкий А. Какого человека должна сформировать сегодня система образования / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 54.
27. Иванов В.И. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В.И. Иванов, Л. Лурье, А.П. Зерминов // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 44 - 49.
28. Ильясов И.И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность? / И.И. Ильясов // Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С. 148¬150.
29. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, 2014. - 91с.
30. Картёжникова А.Н. О профессионально значимых качествах экономистов-менеджеров // Практика подготовки менеджеров: Опыт и проблемы. Сб. докладов международной науч.- методич. конф. Калуга: Эйдос,
2005. - 542с.
31. Красина И.Б. Обучение с использованием активных форм проведения занятий / И.Б. Красина // Научный журнал Кубанского государственного аграрного института. - 2014. - №11. - С.8.
32. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие / Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 2010. -142с.
33. Кругликов В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: Автореф. Дис... канд. пед. наук. М.,
2006. - 39с.
34. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. -
2013. - №12. - С. 162.
35. Львович Я.Е. Использование информационных технологий в образовательном процессе / Я.Е. Львович, В.Н. Кострова, Д.В. Долгих // Информационные технологии. - 2001. - № 3. - С. 22-24.
36. Матушанский Г.У. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов / Г.У. Матушанский // Высшее образование в России. - 2013. - №4. - С. 92 - 95.
37. Михалева Л.П. Формирование базисных деловых качеств у старшеклассников: Дисс... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. - 200с.
38. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учеб. для студ. вузов и сред. спец. учеб. заведений / А.В. Морозов. - СПб.: СОЮЗ, 2012. - 572с.
39. Мрякина Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения: Дис... канд. пед. наук. Самара, 2009. - 133с.
40. Никитина Н. Н. Основы профессионально - педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 652с.
41. Подлесных В.И Новые подходы и методы обеспеч. устойчивого разв. предприним. структур: Теория орг-ции... Моногр. / Под ред. проф. В.И.Подлесных - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304
42. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С.В. Панюкова. - М.: РАО, 2009. - 120с.
43. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 684с.
44. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат - М.: Проспект, 2012. - 254с.
45. Попов А.В. Генезис менеджмента и управления / А.В. Попов, Ф.Т. Русинов // Высшее образование в России. - 2012. - №3. - С. 64 - 71.
46. Ретивых М.В. Инновационный подход к проектированию и проведению лекционных и семинарских занятий в вузе / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного института. - 2012. - №1. - С. 44.
47. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымов. - М.: Просвещение, 1997. - 655с.
48. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Б.А. Сосновский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 752с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов, учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Статут, 2013. - 256с.
50. Орехов А.М Методы экономических исследований: Учеб. пособие /; Российский университет дружбы народов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 58 с.
51. Добреньков В.И Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 768 с
III. Электронные ресурсы
52. Вдовиченко А.М. Изучение экономических дисциплин в процессе модернизации ВУЗовского образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.ioso.ru/ts/s001221/kamgrach.htm..
53. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Уч. пос. / Л.В.Новокшонова, М.Л.Горбунова, Т.С.Морозова и др.; Под ред. Л.В.Новокшоновой - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 128 с.: 60x88 1/16. (обл) ISBN 978-5-9776-0226-6
54. Герасименко О. Сторителлинг - эффективный вариант неформального обучения,Trainings.ru, 2006. http: //www. trainings. ru/library/articles/?id=6330.
55. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль; Экономика). (переплет) ISBN 978-5-16¬003649-6