Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП В ТЕХНОЛОГИЯХ МАНИПУЛИРОВАНИЯ: ИДЕОЛОГЕМА «ОЛИГАРХ» В РОССИЙСКИХ СМИ

Работа №60110

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы115
Год сдачи2004
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Ключевые понятия и аксиоматика 8
1.1 Методологический подход при изучении социально-психологических
феноменов 8
1.2 Ключевые понятия и определения 10
Глава 2. Социальный стереотип в технологиях манипуляции 47
2.1 Уолтер Липпман и понятие «стереотип» 47
2.2. Социальный стереотип как феномен и его исследования 52
2.3 Феномен манипуляции 61
2.4 Манипулятивные технологии 64
2.5. Социальный стереотип в технологиях манипуляции 70
Глава 3 Идеологема «олигарх» 75
3.1. Определение слова «олигарх» 75
3.2. Олигархия как социально-политическое явление 77
3.3. Отечественная наука о российской «олигархии» 79
3.4. Российские исследователи о термине «олигарх» 82
3.5. Актуализация термина «олигарх» в современных российских СМИ....83
3.6. Манипуляции посредством идеологемы «олигарх» 89
3.7. Слово «олигарх» в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 92
Заключение 103
Список источников и литературы: 109
Приложение 1

Проблема манипулирования людьми остро актуальна в современном мире в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации и углубления процессов глобализации, универсализации и «массовизации» культуры, а также все более увеличивающимся разрывом между обывателем и носителем специализированных знаний. Нынешняя ситуация открывает широкие возможности для «просвещенного» манипулятора, который может использовать манипулятивные технологии для изменения массового сознания в корыстных целях.
Существуют социально-психологические феномены, которые формируют сознание и определяют поведение людей. Среди них социальные стереотипы - объективное явление, не зависящее от наших желаний и детерминированное механизмами человеческой психики. Человеческим сознанием можно манипулировать посредством специально выработанных технологий . Социальный стереотип - субъект (механизм) и объект (мишень) манипулирования сознанием. А идеологема - инструмент формирования и эксплуатации социальных стереотипов. Термин «олигархия» в общем смысле означает власть немногих.
Отсюда проблема исследования: манипулятивные технологии, воздействующие на сознание, реальны, и они активно применяются независимо от нашего желания или знаний о них. Термин «олигарх» - идеологема и технологический инструмент манипулирования сознанием, с помощью которого формируют социальный стереотип и воздействуют на него. Последствия применения манипулятивных технологий непредсказуемы и могут быть деструктивны.
Из проблемы исследования вытекает актуальность и новизна работы: в условиях быстроменяющейся действительности необходимо понимать схемы воздействия на сознание; понимать модели формирования идеологем, которые культивируют и эксплуатируют стереотипы, чтобы своевременно распознать и нейтрализовать манипулятивные стратегии. Рассмотреть манипулятивную модель можно на примере актуального, практически неизученного стереотипа «олигарх».
Объект данного исследования - манипулятивные стратегии и технологии их реализации. Предмет исследования - частный случай социально-психологического феномена манипуляции, мишенью и механизмом реализации которого является социальный стереотип, а инструментом служит идеологема «олигарх».
Цель работы - выявление манипулятивных стратегий, направленных на социальные стереотипы, при использовании идеологемы «олигарх».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. определить ключевые понятия в сфере манипуляций общественным и индивидуальным сознанием; выявить взаимосвязи взаимозависимости в круге базовых понятий;
2. раскрыть понятие социального стереотипа, выделить основные параметры явления; выявить и определить основные элементы в модели манипуляции сознанием.
3. рассмотреть термин «олигарх» в нынешнем употреблении; выявить и описать факты практического использования идеологемы «олигарх»; рассмотреть слово «олигарх» на материале радиоэфиров «Эха Москвы».
Данное исследование в общей характеристике можно отнести к теоретико-прикладным работам. Оно основывается на выборочном использовании и обобщении теоретических и практических исследований различных авторов. Для подтверждения предположений и иллюстраций используются фактические материалы из средств массовой информации.
Работа состоит из трех глав. Первую и вторую главы - условно можно назвать теоретическими. Первая глава посвящена разъяснению базовых понятий и аксиоматики. Здесь даются определения, делается попытка разграничить феномены, а также прояснить взаимосвязи и взаимозависимости в круге базовых понятий, от которых решено отталкиваться в рассуждении. Во второй главе подробнее рассматриваются ключевые для исследования феномены - социальные стереотипы и технологии манипуляции. Третья глава - условно практическая, прикладная. В ней проводится интерпретация фактического материала в соответствии с теоретическими наработками.
В данной работе нужно исходить из того, что общий методологический подход - системный анализ. В частностях, подход и последовательность действий зависит от поставленных промежуточных задач и раздела (главы) исследования.
В «теоретической» части, последовательность действий следующая: утверждение определений и ключевых понятий, выявление значимых для данного исследования параметров, описание моделей. В «практическом» блоке: сопоставление определений термина; описание и анализ научных и общеупотребительных значений термина «олигарх»; сопоставление двух докладов (Г.Павловского и С.Белковского - И.Дискина) с целью выявления манипулятивной составляющей; обращение к материалам эфиров «Эха Москвы» с последующим анализом радиобесед.
Методология изучения идеологем представлена, в частности, в работе Д.Фельдмана и М.Одесского «Поэтика террора и новая административная ментальность». Однако если перед этими исследователями стояла задача реконструировать определенный тип ментальности, логики и поэтики (то есть, конструкций и терминов, используемых носителями специфичного менталитета на каждом историческом этапе), в задачах данного исследования - на примере идеологемы «олигарх» проиллюстрировать модель манипулятивной стратегии.
В качестве источников выступают текстовые версии бесед в радиопередачах на радио «Эхо Москвы», экспертные доклады Совета по национальной стратегии (СНС) и Фонда эффективной политики (ФЭП), материалы периодических изданий.
В пользу актуальности и новизны темы исследования говорит также историография затрагиваемых вопросов .
Теоретическая база по социальным стереотипам разработана в достаточном объеме, однако нет единого мнения в трактовках феномена. Основой для теории социальных стереотипов является монография «Общественное мнение» Уолтера Липпмана , который ввел термин и первым описал явление. Ныне из зарубежных концепций стереотипа наиболее разработанной признается теория Г.Тэджфела. Среди отечественных исследователей следует назвать имена Г.М. Андреевой, В.С. Агеева, П.Н. Шихирева, О.Н.Ваниной.
Исследования по теории манипулирования людьми представлены с разной степенью научности, детализации и обоснованности. Рассмотрение вопроса манипуляций представлено, например, в трудах Е.Л Доценко, Г.С Мельника, Г.Г. Почепцова, И.И. Засурского, С.Г. Кара-Мурзы, А. Цуладзе. В этих работах можно найти также интерпретацию роли стереотипов в манипуляции сознанием.
Исследования по «олигархам» и «олигархии» представлены в работах экономиста Я.Ш. Паппэ, социолога О.В. Крыштановской, политолога А.Зудина. Тему «олигархии» также поднимают в некоторых словарных и энциклопедических статьях, в материалах периодики или в публицистических трудах. В этих исследованиях, как правило, рассматривается становление и эволюция предпринимательства в отношениях с властью, либо рассматриваются характеристики «олигархии» в связи с представлениями об элите. Исследований по термину «олигарх», в контексте социальных стереотипов или манипулятивных технологий, отыскать не удалось. Подробного рассмотрения термина «олигарх» как идеологемы при манипулировании общественным сознанием не проводилось.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно кратко суммировать основные выводы данной работы.
Человеческую сущность можно рассматривать с точки зрения двух векторов - «рационального» и «иррационального».
К «рациональному» вектору относится сфера сознательного, осмысленного и, следовательно, категории личность - группа - общество. С оговорками, этому вектору соответствуют социальные стереотипы и установки. К иррациональному вектору отнесена сфера бессознательного, примитивного, а значит такие категории, как индивид - масса - массовое общество. На этом уровне функционируют мифы и архетипы.
Категории стереотип, установка, идеологема, миф, архетип - родственные явления, находящиеся в одной плоскости человеческой сущности - в плоскости формирования представлений о внешнем мире и моделей взаимодействия с окружающей средой.
Идеологема - это идейное предписание, оценочное суждение. Социальный стереотип - это упрощенное, оценочное, эмоционально окрашенное представление (или образ), выражающее привычное отношение к явлению или социальной группе. Установка - предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации, внутренняя подготовка к действию. Три этих категории с оговорками можно отнести к рациональной сфере человека. Манипулятор стремиться сформировать и контролировать эти механизмы.
Мифы - это модели для объяснения явлений внешнего мира, основанные на иррациональных и фантастических представлениях. Архетипы - это всеобщие представления и образы, берущие начало в первобытном мышлении. Архетипы - «каркасы» для мифов, их «энергетическая» подпитка. Данные категории могут быть отнесены к иррациональной сфере человека. Через эти структуры манипулятор получает доступ к внутреннему миру адресата.
Возможности для широкомасштабного манипулирования предоставляет массовизация. Процессы массовизации сопровождаются нарушением двусторонних отношений людей и их разобщением. Происходит уравнивание свойств индивида и утеря уникальных черт личности. Бурное развитие масс- медиа и увеличение односторонних потоков информации, идущих на индивида. Информация становится все менее доступной для понимания и критической оценки. В результате, иррациональная, бессознательная составляющая человека начинает доминировать.
Массы находят свое выражение в толпе (объединение по пространственному признаку) или в публике (объединение общим источником информации). Массы характеризуются особым типом сознания - массовым сознанием: эмоциональным, инстинктивным, иррациональным; основанным на навязанных извне имиджах и стереотипах, предубеждениях и предрассудках, архетипах и мифах.
Уровню массового общества соответствует массовая культура. Ее функция - опредмечивать и актуализировать желания массовой аудитории.
Разнородные, неустойчивые, бесструктурные, восприимчивые и податливые массы становятся легкой добычей манипулятора. Инструментом манипуляции становятся, в частности, идеологемы (смысловые предписания), а мишенями воздействия и механизмами реализации манипуляции - социальные стереотипы. Средства массовой коммуникации при этом служат каналом коммуникации и выполняют роли распространения, регулирования и маскировки манипулятивного воздействия.
Работы У. Липпмана заложили основу для исследования феномена социального стереотипа. Липпман также выявил взаимосвязи между социальными стереотипами, процессами массовизации, возможностями манипулирования людьми и кризисом демократии. Исследователь обнаружил единые законы при управлении большими организациями: тенденция сосредоточения всей полноты власти и тотального контроля в руках руководства организацией.
У.Липпман также сформулировал признаки новых социально-психологических реалий: в условиях ограниченного опыта человека, усложнение современной жизни и информации не дает индивиду возможности держать в поле зрения и воспринимать все изменения окружающего мира. На первый план выходит стереотипное мышление, которое несовместимо с идеалом компетентного и суверенного гражданина. СМИ не в состоянии осветить все проблемы, поэтому общественное мнение представляет собой лишь упорядоченную и морализованную версию фактов, основанных на искаженных представлениях и стереотипах. Вместо граждан формируется публика, которой не сложно манипулировать, зная некоторые психологические особенности человека. На знании этих особенностей выстраиваются манипулятивные технологии.
Современные представления о социальных стереотипах исходят из того, что этот феномен - разделяемый некоторой группой людей способ маркировки «своих» и «чужих». Функция стереотипа - построение в условиях кажущегося хаоса упорядоченной и предсказуемой картины мира, где каждому определено свое место и роль. Социальные стереотипы активно используются при реализации манипулятивных стратегий.
Обширность накопленных знаний в области манипуляции сознанием позволяет создавать специальные манипулятивные технологии, и на их основе выстраивать манипулятивные стратегии.
Манипулятивная стратегия имеет несколько уровней и этапов, служащих единой цели - скрытому навязыванию воли манипулятора адресату. Основные составляющие манипулятивного воздействия: информация (посредством которой передается воздействие), мишени воздействия (психические структуры, поражение которых приводит к их изменению в нужном манипулятору направлении) и психические механизмы (психические состояния и процессы, реализующие движение к ожидаемому манипулятором результату).
Идеологема - информационная составляющая манипулятивного воздействия, которые выступают в роли инструмента манипуляции. Социальный стереотип, в контексте манипулятивных стратегий, выступает одновременно в роли мишени манипуляций (объект) и в качестве механизма манипуляций (субъект). С одной стороны, на него воздействуют, его умышленно формируют, чтобы получить контроль над некоторыми сферами внутреннего мира человека; а с другой стороны - стремятся задействовать социальный стереотип, чтобы с его помощью реализовывать необходимую манипулятору активность. Идеологема «олигарх» формирует соответствующий социальный стереотип и задает вектор оценки явления (крупные российские предприниматели), на которое направлена идеологема.
Понятие «олигархии» со времен Аристотеля довольно сильно изменилось: представление о власти немногих знатных и богатых трансформировалось в представление о власти узкого круга лиц, оказывающих влияние на различные сферы социально-политической действительности.
Современные российские исследователи сходятся во мнении, что в России с 90-х годов можно говорить о существовании олигархов как реальных субъектах экономики и политики, но есть сомнения о существовании олигархии как группы.
Слово «олигархия» до середины 1997 - начала 1998 годов относилось к окружению Президента Б. Ельцина, а также к представителям постсоветской номенклатуры и бюрократии. Далее этот ярлык переместился на крупных предпринимателей в результате противоборства нескольких групп, выраженном в «информационных войнах» и «сливе» компромата. Термин входит в широкое употребление и становится идеологемой, используемой как инструмент давления на конкурентов.
Можно говорить, что существует искаженное представление об условной группе, которую принято называть «олигархи». Представление об этой группе - социальный стереотип, который формирует идеологема «олигарх».
Слово «олигархия» имеет разные словарные определения, - разнородные явления охватываются одним термином, - что дает основания утверждать об использовании термина в качестве идеологемы.
Необходимо учитывать, что слово «олигарх» может употребляться в двух смыслах: как идеологема в манипулятивных целях, и как термин для научной трактовки реалий в социально-политической сфере. Зачастую довольно сложно провести разграничения между этими двумя употреблениями слова.
Термин «олигарх» часто используется как идеологема в манипулятивных целях, что иллюстрирует сопоставление ряда высказываний представителей российских элит в радиоэфире «Эха Москвы».
Таким образом, из данной работы можно сделать ряд следующих выводов:
1. «Олигарх» - это идеологема, она создана и транслируется в целях формирования (изменения, корректировки и поддержания) социального стереотипа «олигархи». То есть негативного образа группы людей, обладающих в представлениях масс неограниченными финансовыми ресурсами и контролем власти. Таким образом, идеологема - технологический инструмент манипуляции и воздействия на массовое сознание.
2. Социальный стереотип «олигарх» - это искаженное представление об узкой группе лиц*, обладающих большими материальными и финансовыми и ресурсами, оказывающих влияние на власть или даже полностью ее контролирующих, а потому опасных для общества. Социальный стереотип “ Группой эти люди являются только в смысле, заданном идеологемой. Причисление к этой «группе» носит также идеологический характер.
«олигарх» в данной ситуации выступает как мишень (предварительно сформированная) манипулятивного воздействия и одновременно как инструмент влияния на массовое сознание. Этот стереотип призван выработать соответствующую установку у масс и должен вписаться в мифологическую картину мира индивидов.
3. Соответствующий идеологеме «олигарх» социальный стереотип является инструментом давления на группу, именуемую «олигархи». В результате манипулятивного воздействия, эта группа лишается общественной поддержки, и любой, кто приписывается к ней автоматически лишается доверия не только масс, но и некоторого круга элит. Теперь манипулятору остается только поддерживать этот стереотип на уровне предсознательного индивидов, чтобы в любой момент активировать его в массовом сознании. В таком «спящем» состоянии стереотип можно сохранять до необходимого момента. В дальнейшем его можно либо перевести в активное, актуальное состояние, предложив реализовать сценарий действий в отношении означенной группы, либо отказаться от идеологемы «олигарх», тем самым, похоронив в глубинах подсознательного соответствующий социальный стереотип.
Общий вывод работы - идеологема «олигарх» применяется в целях манипуляции сознанием; мишени и механизмы реализации манипулятивных стратегий при использовании идеологемы «олигарх» - социальные стереотипы.



1. Боровой К. Прямой эфир // Эхо Москвы. 19.07.2000.
2. Бунин И. Прямой эфир // Эхо Москвы. 24.01.2001.
3. Бунтман С. Прямой эфир // Эхо Москвы. 24.10.2000.
4. Вощанов П. Прямой эфир // Эхо Москвы. 15.06.2003.
5. Делягин М. Прямой эфир // Эхо Москвы. 25.01.2002.
6. Джемаль О. Мочить в джакузи! // Новая газета. 05.06.2003. №40. C.2.
7. Гусинский В. Прямой эфир // Эхо Москвы. 14.08.97.
8. Жириновский В. Прямой эфир // Эхо Москвы. 17.07.2000.
9. История России в докладных // Новая газета. 15.03.2004. №17. C.4
10. Киселев.Д. Прямой эфир // «Эхо Москвы». 12.05.2001.
11. Киселев О. Прямой эфир // Эхо Москвы. 27.08.2000.
12. Кравец А. Прямой эфир // Эхо Москвы. 19.07.2000.
13. Латынина Ю. Прямой эфир // Эхо Москвы. 15.12.2003.
14. Лебедев А. Прямой эфир // Эхо Москвы. 15.09.1999.
15. Мандевиль Л. “Эхо Москвы” - островок свободы в море подконтрольных СМИ // Le Figaro. 3.12.2003.
http://www.inopressa.rU/lefigaro/2003/12/03/15:05:26/arc:lefigaro:russia
16. Новодворская В. Прямой эфир // Эхо Москвы. 2.05.2003.
17. Павлова А. Корзинку полная котят // Литературная газета. 9.08.2000. №32-33 С.6
18. Павловский Г. О негативных последствиях «летнего наступления» оппозиционного курсу Президента РФ меньшинства. 2.09.2003.
http://www.russ.ru/politics/20030902 gp.html
19. Павловский Г. Прямой эфир // Эхо Москвы. 18.09.2003.
20. Пионтковский А. Прямой эфир // Эхо Москвы. 18.09.2003.
21. Потанин В. Прямой эфир. // Эхо Москвы. 15.09.1998.
22. Прибыловский В. Ходорковского «насчитали» 25 раз. Алекперова — ни разу. К чему бы это? // Новая газета. 5.06.2003. №40.C.2.
23. Рогозин Д. Прямой эфир // Эхо Москвы. 18.09.2003.
24. Совет по национальной стратегии. Государство и олигархия. 9.06.2003. http://www.snsr.ru/reports/goverment.shtml
25. Солженицын А. К нынешнему состоянию России // Общая газета.
28.11.1996. №47. С.8.
26. Чубайс А. Прямой эфир // Эхо Москвы. 24.08.1999.
27. Ясин Е. Прямой эфир // Эхо Москвы. 10.08.2000.
II. Литература:
1. Абдульвахед О. Формирование общественного мнения под влиянием СМИ как фактор политической культуры общества. Автореферат диссертации. М., 2000. 16 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 373 с.
3. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. с. 376-644.
4. Барт Р. Мифологии. М., 2000. 320 с.
5. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002. 183 с.
6. Ванина О.Н. Методы исследования стереотипа // Социология. 1997. №1.
С. 15-32.
7. Ванина О.Н. Исследование феномена социального стереотипа: социально-психологический и социологический подходы.http://sociologi.narod.ru/3.htm
8. Воеводин А.И. Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана. М.,
2002. 256 с.
9. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981. 278 с.
10. Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск, 1996. 608 с.
11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М., 2003. 384 с.
12. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. 368 с.
13. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. 304 с.
14. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. СПб., 2003. 304 с.
15. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999. 271 c.
16. Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001. 288 с.
17. Зудин А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. 2003. №2. С. 67-83.
Ионин. Л.Г. Олигархи: в кавычках и без кавычек // Паппэ Я.Ш. «Олигархи»:
18. Экономическая хроника, 1992-2000. М., 2000. С. 5-14.
19. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М., 1998. 80 с.
20. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2002. 832 с.
21. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. 302 с.
22. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Минск, 1999. 448 с.
23. Крыштановская О.В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия.
декабрь 2002.http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02 4/kryshtanovskaya.pdf
24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. 285 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
26. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000. 400 с.
27. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб.,
1996. 159 с.
28. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. 556 с.
29. Московичи С. Век толп. М., 1996. 478 с.
30. Мясникова Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики, 2000, № 8. С. 38-44.
31. «Новая Россия»: социальные и политические мифы. М., 1999. 171 с.
32. Одесский М. П., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная ментальность. М., 1997. 203 с.
33. Ортега-и-Гассет. Х. Восстание масс. М., 2001. 510 с.
34. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992 - 2000. М., 2000. 232 с.
35. Печатнов В.О. Уолтер Липпман и пути Америки. М., 1994. 333 с.
36. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2001. 656 с.
37. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.; Киев, 2000. 573 с.
38. Прибыловский В. Административная олигархия против олигархии финансовой. июль 2003.http://www.cityline.ru/politika/raznoe/olig-adm.html
39. Прибыловский В. Олигархи как явление российской действительности (из истории понятия, термина и явления). июль 2003.
http://www.cityline.ru/politika/raznoe/olig-ist.html
40. Прибыловский В. Классики и словари об олигархах и олигархии. июль
2003. http://www.cityline.ru/politika/raznoe/olig-dre.html
41. Проблемы медиапсихологии. М., 2002. 158 с.
42. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. 688 с.
43. Российская элита: психологические портреты. М., 2000. 573 с.
44. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест. СПб., 2002. 256 с.
45. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. 95 .
46. Социальная психология в современном мире. М., 2002. 335 с.
47. Таранов П.С. Интриги, мошенничество, трюки. Симферополь, 1996. 576 с.
48. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М., 1997. 448 с.
49. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2004. 397 с.
50. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. М., 1999. 1040 с.
51. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002. 445 с.
52. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России. М., 2002. 384 с.
53. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М., 1999. 144 с.
54. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003. 384 с.
55. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Минск, 2003. 848 с.
56. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. 324 с.
57. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе.
М., 1985. 176 с.
58. Юнг К.Г Психологические типы. Минск, 1998. 656 с.
59. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. 596 с.
60. Lippmann W. The Good Society. Boston, 1937. 402 p.
61. Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1922. 245 р._
III. Справочные издания:
1. Большой российский энциклопедический словарь. М., 2003. 1888 с.
2. Большой толковый социологический словарь (C)llins). М., 1999. Т.1. 544 с.
3. Глоссарий.ру.http://www.glossary.ru/
4. Гусейнов Г.Ч. Д.С.П.: Материалы к Русскому Словарю общественно-политического языка конца ХХ века. М., 2003. 1024с.
5. Политика: Толковый словарь М., 2001. 768 с.
6. Политическая энциклопедия. М., 1999. Т.2. 701 с.
7. Психоаналитический словарь.http://www.i-u.rU/biblio/dict.aspx#find
8. Пугачёв В. П. Политология: Справочник студента. М., 2001. 354 с.
9. Словарь иностранных слов. М., 1990. 624 с.
10. Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1979. Т.8. 1043 с.
11. Словарь-справочник по политологии.http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find
12. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2002. 960 с.
13. Современный энциклопедический словарь.http://mega.km.ru/Megabook2/Социологический словарь.http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find
14. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 847 с.
15. Энциклопедический социологический словарь М., 1995. 939 с.
16. The Encyclopedia Americana (International edition). 1969. Vol.20. 874 p.
17. The New Encyclopedia Britannica. 1993. Vol.8. 1044 p.
18. The New Encyclopedia Britannica. 2004.http://www.britannica.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ