Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования и развития музыкального слуха и памяти младших школьников…………………………..6
1.1. Понятие музыкального слуха и памяти в психолого-педагогической литературе………....................................................................................................6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников………………………………………………………………………11
1.3. Место музыкального слуха и памяти среди музыкальных способностей младших школьников……………………............................................................28
Глава 2. Диагностика развития музыкального слуха и памяти у детей младшего школьного возраста.............................................................................37
2.1. Констатирующий этап исследования...........................................................37
2.2. Формирующий эксперимент.........................................................................46
2.3. Контрольный эксперимент............................................................................62
Заключение.............................................................................................................64
Список используемой литературы.......................................................................67
...
Объект исследования — процесс развития музыкального слуха и памяти детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — теоретические основы и педагогические условия развития музыкального слуха и памяти детей младшего школьного возраста.
Цель исследования — раскрыть теоретико-методологические основы развития музыкального слуха и памяти младшего школьного возраста и обосновать педагогические условия его осуществления.
Гипотеза исследования — процесс развития музыкального слуха и памяти детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если создать творческую, воспитательную среду с включением в её содержание специальных занимательных упражнений для развития всех компонентов музыкальности (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма).
В соответствии с целью и гипотезой решались задачи исследования:
1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса развития музыкальных способностей младших школьников.
...
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.
В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-...