Введение 3
Глава 1. История меланхолии 7
Глава 2. Психоаналитическое исследование меланхолии в работах З.
Фрейда 28
Глава 3. Исследование меланхолии в социо-культурном пространстве 37
3.1. Нормативность социума 37
3.2. Меланхолия с точки зрения топики 40
3.3. Отношение с самим собой 43
3.4. Меланхолия как тип отношений между психической и социальной
сферами 49
3.5. Меланхолия как процесс формирования гендера 53
Заключение 56
Список литературы 59
Почему меланхолия является не только болезнью, но и связана с ностальгией, хотя последняя отражает лишь некоторые аспекты этого неоднозначного и часто неверно понимаемого чувства? Почему разум подводит нас к этому «черному демону», обрекающего одних на болезнь и распад личности, а других на творческий подъем? Что-то в меланхолии остается неясным, неуловимым и загадочным. Находясь между трауром и воображением, патологией и нормальностью меланхолия всегда была предметом литературных, медицинских, художественных и философских размышлений. Будучи болезнью скучающих аристократов, меланхолия преодолевалась развлечениями. Сегодня она становится уделом более широкого круга людей, не знающих, как использовать свободное время. В этой связи представляется необходимым исследовать меланхолию не только в медицинском, но и в культурно-антропологическом аспекте. Это позволит расширить набор социальных и экзистенциальных техник преодоления меланхолии, а также будет способствовать развитию философской антропологии, которая нуждается в новом эмпирическом материале.
Актуальными являются психоаналитические исследования меланхолического синдрома, симптоматика которого говорит о расстройстве, изменении психической жизни с фатальными результатами. Отрицание потери - то, что определяет меланхолика, блокировка психики в виде фиксированной сцены, которая предстает ложно динамичной, поскольку любое движение будет постоянным повторением того же порядка отрицания. Над миром всходит «черное солнце меланхолии», что приводит к апатичной изоляции, немому отступлению субъекта. Для меланхолика мир далек, но не потерян; это воображаемая потеря, которая высвечивает гиперплазию способности воображения меланхолического субъекта, чья сила постоянно порождает призраки. Тем не менее, недостаточно описать меланхолию как отрицательный опыт.
Важную роль для изучения меланхолии сыграли труды: древнегреческих мыслителей Пифагора о гуморальной теории, Платона, рассматривающего меланхолию как духовную привилегию в диалоге «Федр», Аристотеля, который переносит меланхолию из области болезни в природу, для него меланхолия репрезентирует благородство и чувствительность, духовную мощь, измеряющуюся способностью к страданию. Марсилио Фичино возрождает платоновский взгляд на меланхолию как на интеллектуальный подарок, который стимулирует два других божественных дара: поэзию и философию. Давая положительную интерпретацию меланхолии, он не забывает про страдания, которые являются платой за такую привилегию. В XVII веке в Англии издается энциклопедический трактат Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который открыл моду на меланхолию в поэзии, музыки, во всем искусстве. Его труд посвящен истинной меланхолии - буйству сильных страстей. Иммануил Кант в «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного видит причину меланхолии в опыте конечности души, «страдающей от своей ограниченности», душа, стремящаяся к Абсолюту подвержена метафизической ностальгии. Работа З. Фрейда «Печаль и меланхолия» дала материал для осмысления в психоаналитической традиции, продолжателями которой можно считать Ю. Кристеву и Дж. Батлер.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью осмысления истории меланхолии, функционирования феномена меланхолии в социо-культурном пространстве, анализе существующих теорий меланхолии.
Объектом изучения является состояние меланхолии.
Предметом изучения - теории меланхолии З. Фрейда и Дж. Батлер.
Цель работы - философско-антропологический анализ эволюции представлений о феномене меланхолии.
Цель обусловливает основные задачи работы:
1. Исследовать историю меланхолии
2. Проанализировать теорию меланхолии З. Фрейда
3. Проанализировать теорию меланхолии Дж. Батлер
4. Показать, что меланхолия является более глубоким, радикальным путем формирования идентичности. То, что представляется секретным принципом психической жизни, может пролить свет на процесс формирования субъективно сти. Кроме того, если мы следуем определенной идее психического порядка, не отступая от социального контекста, с которым она связана, мы сможем понять природу социальных и политических настроений. Меланхолия - это конфликт себя и другого, индивида и общества, психической и социальной жизни. Изучение ее амбивалентности позволяет расширить связь между субъектом и миром, проникнуть в психическую жизнь власти, где связь между жизнью и нормой надстраивается как имманентная стадия.
5. Рассмотреть меланхолию как общее чувство, разделяемое многими, оценить ее политичность, проследить последствия для социальных отношений и формирования гендерных идентичностей. В этой перспективе, позиция Джудит Батлер в «Психической жизни» относительно власти представляет карту психосоциальных стадий меланхолического феномена.
В своей работе я бы хотела ограничиться фрейдовским горизонтом, отправляясь от него, я попытаюсь выделить моменты меланхолического комплекса, вполне осознавая размытость его границ, то, что относится к общему опыту утраты.
Для выполнения данных целей и задач лучше всего подходят методы анализа научной литературы, обобщения, сравнения.
Понятие меланхолии имеет продолжительную историю, берущую начало в гуморальных теориях Древней Греции. Хотя и были некоторые сдвиги парадигмы в этой истории, новые понимания или теории накапливались, иногда соединяясь друг с другом, создавая ситуацию, в которой противоречивые теории и подходы сосуществовали в один из моментов истории. Несмотря на это, нам удалось обнаружить и согласованность в описаниях базового эмоционального опыта в сочинениях от Гиппократа через Аристотеля, Марсилио Фичино, Роберта Бертона, Зигмунда Фрейда, Джудит Батлер вплоть до недавних исследований.
Сопоставляя различные работы, нам удалось создать общую картину симптомов меланхолии, к ним можно причислить страх и уныние, регулярно упоминаются чувство безнадежности, неспособность испытывать удовольствие или поддерживать интерес, ненависть к себе, чувство вины или стыда, склонность к самоубийству, а также ряд физических трудностей, таких как нарушение сна, холод в руках и ногах. Если в описании определенного опыта имеется некоторая по следовательность, то, как мы увидели, проявляется несогласованность в понимании происхождения меланхолии.
З. Фрейд производит наблюдение и теоретизирование нового вида опыта, в котором трудно поддающаяся оплакиванию потеря становится центральным элементом жизни и влияет на природу и структуру субъективности. Установив связь между потерей и меланхолией, Фрейд различает меланхоличную и немеланхоличную потери. «Нормальный аффект печали» отличается от «болезненного состояния ума» временными факторами: потерей интереса к внешнему миру, к другим людям, к деятельности и любви. Выход из состояния печали Фрейд видит в процессе, который называет «работой печали». Если либидозная привязанность, с точки зрения Фрейда, означает связь с объектом, то печаль предполагает трудоемкий процесс отделения и выздоровления. Когда «работа печали» завершается, реальность побеждает, и скорбящий может двигаться дальше, чтобы создавать новые либидозные привязанности. Печаль и меланхолия имеют схожие характеристики, хотя последняя более запутанная и сложная для исследователя, хотя бы, потому что потерянный объект не известен даже самому меланхолику. Фрейд выделяет одну уникальную особенность меланхолии - ее самокритичность, желание высмеять самого себя. Потеря объекта превращается в потерю "Я", и конфликт между "Я" и любимым лицом превращается в столкновение между критикой "Я" и самим измененным, благодаря отождествлению, "Я". В работе «Я и Оно» Фрейд приходит к предположению о том, что "Я" состоит из потерь, в качестве «осадка, оставленного объектом». То есть "Я" содержит что-то вроде архива, историю выбора объектов. В сущности, наши потери становятся частью нас самих. Таким образом, Фрейд не только пересматривает свои представления о процессе работе меланхолии, он делает механизм меланхолии производящим, формирующим субъект.
Джудит Батлер в этом смысле является последователем идей Фрейда. Она утверждает, что утрата является определяющим условием возникновения эго, и что меланхолическая динамика структурирует всю психическую жизнь. Социальная динамика связывает психическую жизнь с формами меланхолической амбивалентности. Меланхолия является типом отношений между социальной сферой и психической сферой, отмеченной амбивалентной логикой. В меланхолии мы фиксируем, что насилие в результате утраты усваивается и превращается в насилие агентства, которое судит на основе социально построенных идеалов. Моральное насилие, адресованное эго, является следствием той силы, с которой социальный дискурс производит свою власть, регулятор душевной жизни, эта сила становится внутренней только через меланхолическое разделение межпсихических тропов. В этой истории психической субъекции, описываемой Батлер, меланхолия работает параллельно процессам социального регулирования, которые вызваны силой, потому что они инициируют место, где власть действует как психический голос суда, обращенный на самого себя, тем самым формируя рефлексивность психики в процессе субъективации. Джудит Батлер подчеркивает центральную роль меланхолии в привязанности к полу или лучше процессу гендерной идентификации, содержащей в себе как запрет, так и желание. Сейчас меланхолия представлена как культурная форма, указывающая на невозможность какого-либо возвращения к самости в силу включения в состав гендера и неизбежного перехода к определенной форме печали. По сути это выражается в отказе от любви к своему полу, в форме желания другого пола, который неизбежно определяется нами как «мужской» или «женский». Пол является результатом потери желаний, объявленных незаконными, исключенными и лишними. Можно сказать, что меланхолия сопровождает любой процесс гендерной идентификации в той степени, в которой она указывает правила маркировки: субъект становится тем, кого он не может иметь и, следовательно, не имеет права желать. Таким образом, мы убедились в том, что меланхолия - это один из способов устройства субъекта, функционирования и выстраивания отношений с реальностью.
1. Аверинцев С. С. Путь Германа Гессе// Г. Гессе Избранное. М.: Художественная литература, 1977. С. 411.
2. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции. СПб.: Алетейя, 2002. С. 168.
3. Бертон Р Анатомия меланхолии. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 832.
4. Гессе Г. Степной волк. М.: АСТ, 2008. С. 416.
5. Каган В. Е. Искусство жить: Человек в зеркале психотерапии. М.: Альпина нон-фикшн, 2010. С. 420.
6. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения: в 6 т. / под ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - Т. 2., М.: Прогресс-Традиция, 1989. - С. 425.
7. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград: Перемена, 2001. С. 495.
8. Кристева Ю. Черное солнце:депрессия и меланхолия. - М.: Когито- центр, 2010. - С. 292.
9. Кузанский Н. Большая российская энциклопедия: Николай Кузанский. т..23 изд. М.: Большая российская энциклопедия, 2013. С. 766.
10. Ренье Л. Повседневная жизнь отцов-отшельников IV века., М.: Молодая гвардия, 2008. - С. 352.
11. Русецкая Г. А. Реставрация печали или путеводитель по утрате // Лаканалия. 2013. №12. С. 137.
12. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 653.
13. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.—Пг., 1923, С. 206.
14. Фрейд З. Будущее одной иллюзии ; О сновидениях ; "Я" и "Оно" ; По ту сторону принципа удовольствия. М.: АСТ, 2011. С. 251.
15. Юханнисон К. История меланхолии: о страхе, скуке и чувствительности в прежние времена и теперь. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С.311.
16. Aristotle. Problems. - Haward: Harward University Press, 2011. - С. 624.
17. Bright T. A Treatise of Melancholie. New York: Theatrum Orbis Terrarum, 1969. С. 284.
18. Clewell T. Mourning Beyound Melancholia: Freud's Psychoanalysis of Loss // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2004. №52. С. 321.
19. Coxe J. R. The writings of Hippocrates and Gallen. Philadelphia: Lindsay and Blakiston., 1846. C. 681.
20. Gullickson A. Sex and Gender Through an Analytic Eye: Butler on Freud and Gender Identity // Honors Projects. 2000. №7. С. 248.
21. Ficino M. The Book of Life. New York: Spring Publications, 1980. С. 217.
22. Klibansky R., Panofsky E. and Saxl F. Saturn and melancholy. New York: Basic Books, Inc. , 1964. С. 429.
23. Radden J. Nature of Melancholy: from Aristotle to Kristeva. - Oxword: Oxword University Press, 2000. - С. 392.
24. Zizek S. Melancholy and the Act. London: Critical Inquiry, 2000. С. 681.