ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕВЕНТИВНАЯ САМООБОРОНА КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ 7
1.1. Международное право о применении военной силы 7
1.2. Понятие и содержание превентивной самообороны 17
2. ИНСТИТУТ ПРЕВЕНТИВНОЙ САМООБОРОНЫ В АКТУАЛЬНОЙ ДИСКУССИИ 29
2.1. Соотношение принципа неприменения силы или угрозы силой и
института самообороны 29
2.2. Проблема злоупотребления правом на превентивную самооборону 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Безопасное и постоянное существование является базой нормальной деятельности и цивилизованного развития любого субъекта правового общения, включая и государство. Но безопасность и стабильность государства постоянно находятся под угрозой, которые, безусловно, нельзя перечислить, однако можно сделать попытку обозначить хотя бы рамочно. Угрозы безопасности государства могут быть внутренние (т.е. те, которые связаны с внутригосударственными и внутрисистемными процессами) и внешние (те, которые нарушают равновесие страны как субъекта международного права).
Устав Организации Объединённых Наций (ООН), который был принят в 1945 г. странами антигитлеровской коалиции, по большинству параметров придал позитивному международному праву существенно новое состояние, которое реально оценено как учёными - юристами-международниками России, так Запада. Одним из таких параметров является установление в Уставе ООН международно-правовых границ применения силы в международных отношениях, что также широко признано в науке и доказано практикой международного права, включая международную судебную практику.
При существовании соответствующих внешних угроз государство может осуществить право на самооборону, которое предусмотрено в статье 51 Устава Организации Объединённых Наций. В данной статье установлено, что государство может применить право на самооборону при прямом зарубежном вооруженном вторжении в данное государство, при вторжении в государство нерегулярных сил, при государственном перевороте при помощи внешнего проникновения либо провокации гражданского раздора в этом государстве, при предполагаемой угрозе безопасности страны. Обычно, целью самообороны государства является восстановление независимости и поддержание политической стабильности самообороняющегося государства от вооружённого вторжения иных стран. Однако современная теория международного права допускает и превентивную самооборону, т.е. отражение не только прямой военной угрозы, однако и угроз, которые связаны с применением военной силы как средства давления.
Нейтрализация различных военных угроз должна подразумевать многовариантность практических действий, которые предусматривали бы применение как военных, так и невоенных средств.
В ХХ1 столетии веке происходит формирование теории превентивного использования силы как естественное развитие понятия самообороны. Согласно данной теории существо превентивного удара заключается, как объясняют ее инициаторы, не в избегании, а в ликвидации причин конфликта, во влиянии на процессы, которые ведут к использованию насилия и его расширении. Теракты 11 сентября 2001 г. изменили «ландшафт» международного права, сделав устаревшими большинство правил и институтов международной безопасности. Таким образом, перед теорией и практикой международного права возникли новые задачи.
Угроза международного терроризма, особенно перед лицом оружия массового уничтожения, является сильным аргументом для упреждающего вооруженного удара. Причем даже при отсутствии вооружённого нападения со стороны террористов, на основании личного одностороннего решения и без санкции СБ ООН - таков основной мотив теории о превентивной самообороне.
Необходимо признать, что императивные установки Устава ООН, позитивное международное право в общем, практика Международного Суда ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, решения Совета Безопасности ООН, современная наука международного права и действующая универсальная система коллективной безопасности отдельно либо вместе с региональными системами коллективной безопасности не может полностью исключить из международной жизни факты незаконного использования вооружённой силы в международных отношениях.
Принимая во внимание то, что альтернативы системе коллективной безопасности, которая основана на установках Устава ООН, включая ограничивающее и запрещающее использование силы в международных отношениях, в условиях, когда независимые государства остаются главными субъектами международного права, международных отношений и мировой политики, нет и не будет в ближайшем будущем, актуальным остаётся совокупный и всесторонний анализ достижений науки международного права, включая российскую науку международного права, применительно к ограничению и запрещению использования вооружённой силы в международных отношениях, а также права на превентивную самооборону.
Целью данной работы является исследование права государства на превентивную самооборону.
Согласно поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть международное право о применении военной силы;
- изучить понятие и содержание превентивной самообороны;
- установить соотношение принципа неприменения силы или угрозы силой и института самообороны;
- выяснить проблему злоупотребления правом на превентивную самооборону.
Объект исследования - международные публичные отношения, возникающие в результате применения права на превентивную самооборону.
Предмет исследования - международно-правовые принципы и нормы, направленные на ограничение и запрещение применения вооружённой силы в международных отношениях, и подходы отечественной и западной науки международного права к вопросу о превентивной самообороне.
Методология исследования представлена современным инструментарием. В основу работы положено применения методов анализа, синтеза, сравнения, историко-правового, сравнительно-правового.
Теоретическая основа работы. В работе широко использовались труды современников по теме исследования, среди которых И.З. Фархутдинов, У.Т. Дидманидзе, А.С. Орбелян, А.Д. Пашина, Ю. Синициной и других.
Нормативно-правовую основу исследования составили следующие международно-правовые акты: Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, Устав Организации Объединённых Наций, резолюции Г енеральной Ассамблеи ООН, включая Декларацию о принципах международного права 1970 г. и другие.
Структура и содержание работы обусловлены кругом исследуемых проблем и отвечают поставленным цели, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Рассмотрев тему работы «Право на превентивную самооборону» можно сделать следующие выводы.
Заключительный раздел настоящей работы следует начать словами известного отечественного учёного, юриста-международника, профессора Г.И. Тункина, в которых в концентрированном виде выражено основное состояние и значение темы исследования: «Запретить применение силы ещё не означает прекратить применение силы в международных отношениях: сила и слабость международного права определяются прежде всего его ролью в деле обеспечения международного мира».
Наука международного права, анализируя и систематизируя знания о состоянии позитивного международного права в целом и достижениях в деле ограничения применения силы в целом и запрещения применения вооружённой силы в международных отношениях в частности, профессионально отслеживает новшества и проблемы объективного и субъективного характера в этом ключевом для международного правопорядка вопросе.
Говоря о роли и значении международного права в ограничении применения силы в целом и запрещении применения вооружённой силы в международных отношениях в частности, что является одним из серьёзных видов насилия в межгосударственных отношениях, следует учесть, что в этом важном с точки зрения сохранения мира и укрепления международной безопасности деле требуются коллективные действия государств и эффективное функционирование ими созданной системы коллективной безопасности в лице ООН, что предполагает договорённость суверенных государств, основанную на их согласии, консенсус, добросовестность и взаимность.
Претензия превентивной самообороны заключается в получении права в одностороннем порядке до получения международного одобрения прибегать к высокой степени насилия для предотвращения опасности, которая еще не переросла в прямую угрозу, но способна в случае бездействия нанести огромный или недопустимый вред стране, наносящей превентивный удар. Превентивная самооборона (preemptive self-defense) отличается от упредительной самообороны (anticipatory self-defense) тем, что при последней есть возможность указать на реальную и неотвратимую угрозу. К упредительной самообороне прибегают при наличии требования, указанного в ст. 51 Устава ООН, а именно вооруженного конфликта, тогда как превентивная самооборона может быть применена против возможного в будущем чрезвычайного обстоятельства.
Чрезвычайность ситуации толкуется произвольно широко, требования при обосновании необходимости в превентивной самообороне все менее определенны - в этом видится спекулятивный характер политики. В международной системе, объединившей разные культуры, ценности и как следствие разные стратегические оценки и подходы, акт превентивной самообороны страны, прибегающей к такой самообороне, основанный на убеждении в собственной добросовестности, может рассматриваться в качестве серьезного просчета одними странами и чистой агрессии другими.
Когда весомый игрок на международной арене требует нового права или корректировки существующего, последствия перемен обычного международного права становятся весьма серьезными.
Несмотря на суверенное равенство всех стран, действия великой державы оказывают на становление международных обычаев, имеющих юридически обязательную силу, большее влияние, чем практика меньших стран.
При подмене контекста рассмотрения вопроса об «угрозе силой» в центре внимания учёных оказываются различные доктрины и концепции, такие как «гуманитарная интервенция», «ответственность по защите», «упреждающие» меры, «превентивная защита», «превентивная самооборона» и т.п. В результате этого стирается грань между полномочием Совета
Безопасности ООН определять конкретный случай применения силы в качестве «вооружённого нападения» (что является ключевым моментом при квалификации деяния в качестве акта агрессии) в условиях осуществления государством - жертвой вооружённого нападения права на самооборону в соответствии с Уставом ООН, и попыткой отдельных государств или групп государств действовать в обход Совета Безопасности ООН, что представляет собой грубое нарушение установок Устава ООН. Более того, такие нарушения способствуют укреплению деструктивной тенденции: гуманитарные и миротворческие акции вне рамок ООН, которые осуществлялись в последнее время, проводились преимущественно в национальных государственных интересах, а не в общих интересах, как об этом говорится в Уставе ООН.
Является очевидным, что позитивное международное право в целом, включая императивные установки Устава ООН, не в состоянии дать исчерпывающие ответы на обозначенные выше проблемные вопросы. И практика Международного Суда ООН не в состоянии прояснить ключевые аспекты рассматриваемой проблематики, хотя следует отметить правильную его позицию, состоящую в привязке проблемы об угрозе силой к проблемам ограничения применения силы в международных отношениях. Совет Безопасности ООН также не в состоянии адекватно и оперативно реагировать на все новые вызовы, связанные с применением (зачастую в завуалированном виде) вооружённой силы в международных отношениях.
Ключевые аспекты проблемы международно-правового ограничения и запрещения применения вооружённой силы в международных отношениях остаются уделом науки международного права, на достижения которой опираются международные правоприменительные органы, включая Совет Безопасности ООН и Международный Суд ООН.
В науке международного права почти достигнуто единство относительно того, что положение п. 4 ст. 2 Устава ООН устанавливает запрет на все возможные случаи обращения отдельного государства к силе, кроме случаев законной самообороны в смысле ст. 51 Устава ООН; при этом учёные едины во мнении по поводу запрещения Уставом ООН права государств на самопомощь и признания Уставом ООН права государств на самооборону в строгом соответствии с установками ст. 51 Устава ООН и в целом с системой коллективной безопасности, основанной на Уставе ООН.
Комиссия ООН, занимающаяся вопросами угроз, вызовов и изменений (The United Nations Panel on threats, challenges and changes), созданная по решению Генерального секретаря ООН, высказалась в пользу отхода от жестких требований обращения к самообороне: «Государство, против которого имеется опасность вооруженной атаки, в силу давно установленных норм международного права может осуществить военную акцию, если такая угроза является неотвратимой».
Однако Международный суд ООН (далее Суд) в ряде своих судебных решений и консультативных заключениях придерживался строгого толкования текста ст. 51 Устава ООН.
Целый ряд юристов-международников рассматривают право применения военной силы в превентивном порядке как серьезную «эрозию» международных ограничений по использованию силы, а некоторые даже называют превентивную самооборону эвфемизмом агрессии.
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. / Документ ООН A/RES/2625(XXV).
2. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1986. - № 37. - Ст. 772.
3. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятая резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legaLun.org/avl/pdf/ha/ga_2131- xx/ga_2131 -xx_r.pdf
4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Документы в 2-х т. Т. 1. М., 1999. С. 7-34.
5. II Гаагская конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам от 18 октября 1907 г. / 1907 Convention Respecting the Limitation of the Employment of Force for the Recovery of Contract Debts [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //avalon.law.yale.edu/20th_century/hague072.asp
6. III Гаагская конвенция об открытии военных действий от 18
октября 1907 г. / 1907 Convention Relative to the Opening of Hostilities [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //avalon.law.yale.edu/20th_century/hague03 .asp
7. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. № 7.
Научная и учебная литература
8. Анненков В.И., Иванов О.П., Круглов В.В., Моисеев А.В. Военная сила в международных отношениях: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. В.И. Анненкова. - М.: КНОРУС, 2011. 496 с.
9. Бекяшев К. А. Международное право и государства // Евразийский юридический журнал . 2013 . № 5(61) . С . 13-14.
10. Большой толковый словарь русского языка / под общ. ред. Д. Н. Ушакова. - М.:Славянский Дом Книги, 2014. 1248с.
11. Вольфганг Граф Витцтум, Александр Прельс. Международное право. Перевод с нем., 2-е изд. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. 1048 с.
12. Дидманидзе У.Т. Наука международного права об ограничении и запрещении применения вооружённой силы в международных отношениях. [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / У.Т. Дидманидзе. - М., 2017. 222с.
13. Журавлев А. А., Вирясов Д. С. Превентивная самооборона государства: к истории вопроса [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. С. 133-136.
14. Карташкин В. А. Организация Объединенных Наций и международная защита прав человека в XXI веке. Норма . Инфра - М ., 2015 . С . 9-31.
15. Кириленко В . П ., Коростелев С . В . К вопросу о праве государств на упреждающее применение военной силы . // Военная мысль .2011 . - № 9 . - С . 55-60
16. Кириленко В. П., Коростелев С. В. К вопросу о праве государств на упреждающее применение военной силы // Военная мысль. 2011. № 9. С. 55-60
17. Кириленко В. П., Коростелев С. В. К вопросу о праве государств на упреждающее применение военной силы // Военная мысль . 2011. № 9 . С . 55-60
18. Королькова Е.Е. Право применения силы и деятельность частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах // Международное право. 2018. № 1. С.1-7.
19. Котляр В. С. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. 2-е изд. / В. С. Котляр. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 480с.
20. Лукашук И. И. Мировой порядок XXI века // Международное публичное и частное право. 2002 . № 1. С. 5-11.
21. Международное право . Учебник / Ответ . ред . К . А . Бекяшев .М ., 2013 . С 883-903.
22. Мелков Г. М. Гуманитарное вмешательство: Международноправовые аспекты // Московский журнал международного права. 2010. № 3.
С. 169 -184.
23. Нарышкин С. Е. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г . и международное право. // Интервью опубликованы: Московский журнал международного права. 2015. №1; Евразийский юридический журнал . 2015 . № 2.
24. Орбелян А.С. Право государств на применение вооружённой силы в условиях современных международных отношений : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Орбелян Арам Смбатович; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений]. Москва, 2008. 30 с.
25. Пашина А.Д. Применение силы в международном праве : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Пашина Аделя Дмитриевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. Казань, 2008. 22 с.
26. Сазонова К.Л. Коллективная самооборона в международном праве // Юридическая наука. 2013. № 1. С. 94-96.
27. Синицина Ю. Превентивная и упреждающая самооборона: различия. правомерность применения // Журнал международного права и международных отношений. 2009. № 1. С. 9-15.
28. Скуратова А.Ю. Современное международно-правовое значение Нюрнбергского процесса / А.Н. Вылегжанин, И.И. Синякин, А.Ю.Скуратова // Современное право. 2017. №1. С. 117-130.
29. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика . - М .: Юрлитинформ, 2014 . С . 44.
30. Фархутдинов И.З. Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников // Евразийский юридический журнал. 2016. № 7. С.59-76.
31. Фархутдинов И.З. Международное право о самообороне государств // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1. С. 91-100.
32. Фархутдинов И.З. Международное право и доктрина США о превентивной самообороне // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2. С. 23-31.
33. Фархутдинов И.З. Превентивная самооборона в международном
праве: применение и злоупотребление // Московский журнал
международного права. 2016. №4. С. 97-124.
Источники на иностранном языке
34. Bush. «Graduation Speech at West Point», United States Military Academy West Point, New York, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: June 1, 2002, http://www.whitehouse.gov/news/releases/2002/06/20020601-3.html.
35. Byers M . Terrorism, the Use of Force and International law after 11 September 2001 // International and Comparative Law Quarterly . V . 51 (April 2002), Part . 2 . - P . 413
36. Case concerning armed activities on the territory of the Congo (Democratic Republic of the Congo v. Uganda), December, 19, 2005.
37. Case Concerning Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua (Nicaragua v. United States of America), Jurisdiction and Admissibility, 1984 ICJ REP. 392 June 27, 1986.
38. Franck Thomas M . What Happens Now? The United Nations after Iraq // American Journal of International Law . Vol . 97 (2003) . P . 611
39. Gray Christine . International Law on the Use of Forse . Third edition Oxford University Press 2008 . С . 235
40. Hin-Yan Liu. Mercenaries in Libya: Ramifications of the treatment of “armed mercenary personnel” under the arms embargo for private military company contractors / Journal of Conflict and Security Law (2011), 16 (2). P. 293319.
41. Kretzmer David . The Inherent Right to Self Defence and
Proportional-ity in Jus Ad Bellum // The European Journal of International Law . Vol . 24 (2013) . - No . 1 . - P . 264
42. Mary Ellen O’Connell . The Myth of Preemptive Self-Defense . The American Society of International Law . 2002
43. Murphy S . D . Terrorism and the concept of “Armed Attack” in Article 51 of the UN Charter // Harvard International Law Journal . Winter 2002 . V . 43(1). - P . 49
44. Yoo John . International Law and the War in Iraq // American Journal of International Law . Vol 97 (2003) . P . 574
45. Terry D . Gill . The Temporal Dimension of Self-Defense:
Anticipation, Pre-emption, Prevention and Immediacy . Chapter 5 . // International Law and Armed Conflict: Exploring the Fault lines Essays in Honour of Yoram Dinstein Edited by Michael Schmitt and Jelena Pejic . International Humanitarian Law Series Ninth off Publishers Leiden . Boston, 2007 . P . 114
Интернет-ресурсы
46. К ударам по Грузии все готово: // ra3eTa.ru. 2002 [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https: //www.gazeta.ru/2002/09/19/kudarampogru.shtml
47. Частные военные компании и их роль в решении локальных
конфликтов. - Центр политической информации. - М., 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.politanalitika.ru/upload/iblock/bfe/bfef20aad702f6238abf33b8b94ef9d
1. pdf.
48. Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://-www.un.org/ru/charter-united- nations/index.html