ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЛИТЕРАТУРНОГО МИРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В АФРИКЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 11
1.1 Исторические события раннего средневековья 11
1.2 Общая характеристика литературы раннего средневековья 17
1.3 Северная Африка в период раннего Средневековья 22
ГЛАВА II. ФУЛЬГЕНЦИЙ МИФОГРАФ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 32
2.1 Жизнь Фабия Планциада Фульгенция 32
2.2 Творчество Фульгенция Мифографа 36
ГЛАВА III. МИФОЛОГИЯ И ЕЁ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 43
3.1 Трансформация мифологии как жанра 43
3.2 Фульгенций Мифограф и первая рецепция античности 51
3.3 Роль генезиса символизма на развитие средневекового общества 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность творчества Фульгенция Мифографа и генезиса средневекового символизма можно объяснить современной ситуацией. Современному миру не чужды трансформации государственности, религиозной и политической культуры, социальной структуры. Кризисные ситуации в современном мире являются отличным поводом заглянуть в прошлое и оживить интерес к проблемам трансформации культурного слоя, в том числе и литературы, которые происходили на рубеже перехода от античности к средневековью.
Процесс трансформации античного общества к средневековому один из самых сложных в мировой истории. Тем самым он является важнейшим и при этом малоизученным. Стоит предпринять попытку понять мироощущение античных и христианских элементов, которые уже будут новыми в мировой истории. Так же стоит по-новому взглянуть на существующие проблемы и попытаться действовать, опираясь на источники данного периода.
Одной из актуальных проблем истории является новая жизнь источников. Комплексный подход позволяет по-новому взглянуть на ранее изученные источники, не ограничиваясь в углах рассмотрения и методах исследования, что в итоге позволит увидеть новые данные, которые порой оказываются весьма любопытными.
Новые интерпретации и анализ источников, которые историки обошли стороной по большей мере, позволяют историкам всестороннее заняться анализом закономерностей в историческом процессе, что в итоге привело к фундаментальным изменениям мировой цивилизации. А поскольку античное наследие и опыт носят весьма универсальный характер, то и в современном мире они не перестают оказывать влияние сегодня, причем весьма существенное.
Тема данной работы позволит проследить социально-политические процессы в мире и понять, что именно привело к данному исходу и трансформации культурного мирового сообщества. Прослеживая историю, можно обобщить и расширить представления о происходивших событиях, литературной составляющей рубежа эпох, а так же проследить генезис символизма, который на данном этапе является попросту неотъемлемой частью мировой истории и трансформации античной культуры в средневековую, особенно когда речь идет о литературе.
Основной целью работы является прослеживание генезиса трансформации символизма и выявление факторов, повлиявших на данные изменения на рубеже эпох.
В данном исследовании поставлены следующие задачи:
• Обобщить исторические события, происходившие в преддверии
перехода к средневековому обществу
• Проанализировать историю литературы на рубеже эпох
• Выявить ряд исторических событий, происходивших в Северной
Африке, которые повлияли на литературную составляющую
• Собрать имеющуюся информацию о жизни Фабия Планциада
Фульгенция
• Произвести обобщение общих данных о творчестве Фульгенция Мифографа
• Охарактеризовать трансформацию мифологии, рассматривая её как жанр
• Выяснить роль Фульгенция в первой рецепции античности
• Обозначить роль генезиса символизма на примере творчества Иоанна
Малалы и Боэция.
Проблема исследования заключается в отсутствии большого количества работ по заявленной тематике, так как этот период является переходным и наименее изученным. Еще стоит отметить малое количество монографий и крупных работ. Так же большинство работ не углубляется в проблемы символизма у Фульгенция Мифографа и в итоге оказываются лишь поверхностными в рамках данного исследования.
Объектом исследования является литературная составляющая переходного периода между античным и средневековым миром.
Предметом исследования является специфика написания трудов Фульгенция Мифографа, который представляет классический образец трансформации символизма, а так же ряда других авторов, которые были взяты для изучения данного аспекта.
Хронологические рамки - в историческом плане II - VI в. н.э. В культурно-цивилизационном плане - IV - VI в. н.э., охватывающие период трансформации культурных сегментов из античного мира к средневековому.
Географические рамки не ограничиваются Италией, хотя она и играет важнейшую роль. Северная часть Африки выступает одним из ведущих регионов в данном исследовании, поскольку именно там жил Фульгенций Мифограф, вокруг которого и будет построено данное исследование. Вандальское королевство сыграло немаловажную роль, как в историческом плане, так и в трансформации культурного. Жил и работал Фульгенций в столице Вандальского королевства - Карфагене.
Методология исследования. Проводя данное исследование, в результате сложилась целая база методологии. Прежде всего, выделяется цивилизационный подход (А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс), который позволяет увидеть различные грани исторического процесса, причем даже в движении.
Теория локальных цивилизаций (А. Тойнби) позволяет историку изучить сложные системы, которые представляют собой локальные цивилизации. Главной особенностью можно выделить то, что при смене циклов главенствующую роль играть будет именно культура.
Особняком в методологии для данного исследования будет стоять направление в науке, которое появилось относительно недавно - микроистория. Долгое время внимание акцентировалось на изучении обществ и государств, что относится к макросистемам. Но понять и проследить их эволюцию невозможно, если, так или иначе, опускать в исследованиях микросистемы. Ведь к такой системе можно отнести социально-психологическую природу человека средневековья. А этот аспект в изучение темы работы является одним из основополагающих.
История повседневности играет так же немаловажную роль. Внимание не акцентируется на глобальных процессах и изменениях, здесь речь идет о повседневной жизни людей, их изменений со временем, эволюции жизненных позиций и восприятия. Сторонники этой методологии всеми силами стараются проанализировать и проследить изменчивость восприятия на бытовом уровне, их поведение, а так же попытаться выяснить какое влияние на людей оказывали общественные структуры и процессы.
Еще одной важной методологией стоит выделить интеллектуальную историю. Здесь центральное внимание оказано деятельности и трудам, написанных представителями элит различных обществ.
Наше исследование будет иметь интегрированный, комплексный анализ, в связи с тем, что оно направлено на рассмотрение политической ситуации в латинском мире в период позднеантичного мира, анализ литературной составляющей, политических событий в африканских провинциях на севере континента, рассмотрения весьма важной фигуры - Фульгенция Мифографа и его творчества, а так же генезис символизма в средневековый мир, который по большей части будет включать в себя мифологический аспект.
Учитывая специфику и углубленность данной работы, в процессе её проведения были использованы следующие методы:
- историко-генетический метод;
- сравнительно-исторический метод;
- герменевтический метод;
- системный метод;
- метод контент-анализ.
Источниковая база. Главным источником по изучению данной темы дипломной работы являются сочинения Фабия Планциада Фульгенция (467532) - позднеримского писателя родом из Африки, где он жил и работал. Подробностей об его жизни крайне мало. Работал в жанре комментария. До нас дошли его сочинения: «Об эпохе мира и человека» в XXIII книгах (сохранилось 14); «III книги о мифологии» , «О Вергилии».
Поскольку анализ творчества Фульгенция, собственно, и будет сделан в основных разделах работы, здесь мы ограничимся лишь лаконичной характеристикой.
Культурный фон и проблематика Фульгенция станут более понятны при обращении к ряду близких ему авторов.
Иероним Стридонский (342-420) - иллирийский церковный писатель, создатель канонического латинского текста Библии. Для нашего исследования интерес представляет его труд «Письма», 57, 5 , где речь идет о Священном писании, которое очень тесно переплетается с темой дипломной работы и будет весьма кстати к рассмотрению для наиболее глубокого анализа темы.
Иоанн Малала (491-578) является автором «Хронографии» . О его жизни практически ничего не известно. Но его труд крайне важен для мировой истории, а в частности для периода раннего средневековья. «Хронография» является одним из наиболее активно изучаемых в мировой науке ранневизантийских исторических сочинений. Сочинение разделено на 18 книг.
Агафий Миринейский (536-582) - поэт и историк в Византии, которого зачастую называли Схоластиком. Его труд «О царствовании Юстиниана» позволяет выделить крайне важные данные для исследования, хотя и затрагивается лишь весьма поверхностно.
Боэций (480-524) - римский государственный деятель, философ- неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог. Является автором сочинения «Утешение философией» , которое очень хорошо вписывается в рамки нашего исследования и является очень важным для исследования процесса трансформации культуры, который определен целями и задачами нашей работы.
Таким образом, имеющихся у нас источников достаточно для решения задач исследования.
Степень изученности проблемы. Данной проблемой более активно занимались на Западе, нежели отечественные исследователи. В 1971 году была издана монография Л. Уайтхеда (L.G. Whitebread), в деталях повествующая о творчестве Фульгенция Мифографа. Среди российских исследователей такого энтузиазма по отношению к данному персонажу нет. Но его роль и значимость в истории обойти стороной невозможно, поэтому многие исследователи литературы раннего средневековья, так или иначе, касаются его творчества и его анализа. Среди них наиболее известные И.Н. Голенищев-Кутузов, Г.Ч. Гусейнов, В.И. Уколова, Е.В. Литовченко и др.
Рассматривая раздел историографии по теме дипломной работы, необходимо сразу отметить ряд исследователей, чьи общие труды оказались весьма полезны при написании работы и носят общий характер: Ю.А. Кулаковский , Г.Г. Дилигенский , В.Н. Казакова , В.С. Дуров , М. Альбрехт , И.Н. Голенищев-Кутузов
Крупнейшим специалистом в области античной культуры и её наследия является В.И. Уколова . Для анализа мифологической составляющей прекрасно подходит труд исследователей В.Н. Ярхо, Г.Ч. Гусейнова.
Ряд работ, включая диссертацию, которая тесно соприкасается с темой диплома, имеется у Е.В. Литовченко (БелГУ)17181920.
Для анализа деятельности Иоанна Малалы и его произведений были задействованы труды А.В. Кобзевой2122.
Крупнейшая монография, посвящённая творчеству Фульгенция Мифографа, написана в 1971 году Л. Уайтхедом
Внимание изучению творчества Фульгенция также уделил зарубежный исследователь Марк Амслер, где автор старается объективно оценить творчество мифографа и делает соответствующие выводы.
Таким образом, в отечественной литературе проблематика нашего исследования полностью не изучена, а в зарубежной Фульгенций привлек мало внимания со стороны историков Поздней античности.
Практическая значимость работы: Материала и результаты дипломной работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по узкому кругу вопросов, посвященных непосредственно специфике данного исследования. Так же для рассмотрения и обобщения общих исторических и культурных событий IV -VI вв. н.э.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Апробация основных положений дипломной работы состоялась на различных конференциях в Белгороде. По результатам выступлений имеются публикации:
1) Кротов А.О. Аратор в контексте латинской литературы раннего средневековья // Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 316-320
2) Кротов А.О. Фульгенций Мифограф: вклад в мировую культуру //
Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие.
Матер. междунар. конф. 18 нояб. 2016 г. - Белгород, 2017. - С. 111-113
3) Кротов А.О. Фульгенций Мифограф в контексте медиевализации в
позднеантичной культуре // Белгородский диалог-2017. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов IX Международного молодежного научного форума, г. Белгород, 19-21 апреля 2017 г. / отв. ред. И.И. Чумак-Жунь. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 119-122.
В настоящем дипломном исследовании нами была предпринята попытка комплексного анализа процесса генезиса символизма в период окончания поздней античности и начала раннего средневековья. Основной фигурой в исследования был выделен Фабий Планциад Фульгенций, который являлся автором первой рецепции античности.
Для начала нами были рассмотрены основные политические события в мире, которые оказали главным образом существенное влияние на преображение мира из античного в средневековый. Произошел ряд политических событий, после которых на мировой арене Западная Римская империя утратила свою былую мощь и оказалась окружена варварами. 476 год оказался решающим. Нашествие варваров смогло уничтожить Западную Римскую империю и начать новую страницу в мировой истории. Мир оказался на гране изменений в мировых масштабах, старые системы рушились и формировались новые.
Критические изменения произошли в литературе. Распространение новой религии - христианства заставило писателей и поэтов не только сменить тон написания произведений, а так же изменить свое отношению к культурному наследию прошлого, где выступала античность. Появлялись новые имена, которые были уже неразрывно связаны с христианским влиянием, благодаря чему появлялись новые сюжеты, о которых раньше не могло идти и речи. Религиозный фактор смог в корне изменить характер литературных произведений и трансформировать культуру, которой было суждено переосмыслить достижения прошлого.
Отдельно была рассмотрена политическая история Африки переходного периода к средневековью. Поскольку события, происходившие на севере африканского континента в итоге оказались определяющими для некоторых аспектов культуры, в частности литературной составляющей. Именно тогда вандальское королевство смогло взять под контроль бывшие римские провинции и создать один из культурных очагов новой литературы, который в итоге вывел в свет весьма значимые фигуры средневековья, особенно это касается писателей и поэтов.
Во второй главе детально были рассмотрены биография и творчество Фабия Планциада Фульгенция. Этот писатель работал в жанре комментария в африканской провинции. Его труды оказали весьма значительное влияние на мировую культуру и удерживали свое значение еще в течение многих веков. Творчество Фульгенция не было феноменально объемным, но оно оказалось новаторским. Новые идеи, выдвигаемые Фульгенцием, по трансформации античного наследия принесли ему популярность, прижились и оставались почитаемыми долгие годы. Мифограф оценил античное наследие под призмой христианства и тем самым создал новое христианское мировоззрение по отношению к античности и её мифологической составляющей.
В третьей главе была предпринята попытка проследить сам процесс генезиса символизма. Мифология оказалась одним из самых ценных аспектов античной культуры и её наследия, поэтому её уделено достаточно много внимания. Фульгенций не первый, кто обратил на нее свой взор, поэтому был рассмотрен ряд авторов, которые делали это до конца V века и подведены итоги по результатам их деятельности.
Выдвижение идеи первой рецепции античного наследия Фуьгенция Мифографа является ключевой идеей дипломной работы. Нами были подробно рассмотрены некоторые из сюжетов его трудов, которые наглядным образом позволяют увидеть трансформацию античного наследия, во что то новое, ранее невиданное. В результате имя Фульгенция и понятие первой рецепции античности стали тождественны. Сомнений не остается в том, что именно Фабий Планциад Фульгенций смог сделать, что то подобное впервые, чем впечатлил многих автором в будущем, которые стали ему подражать.
На фоне Фульгенция не должны теряться и остальные авторы, которые оказались на рубеже веков и в своем творчестве, так или иначе, подверглись трансформации идей. В нашей дипломной работе в качестве таких выступили Иоанн Малала и Боэций. Были разобраны основные их произведения, которые заключали в себе новые христианские идея параллельно с античным наследием без попытки игнорирования последнего.
Таким образом, были выполнены поставленная цель и задачи дипломной работы. В результате были сделаны выводы комплексного анализа генезиса символизма в раннем средневековье под влиянием Творчества Фульгенция мифографа.
1. Fabii Planciadis Fulgentii opera / Ed. by R. Helm. - Lipsiae, 1898.
2. Hygini fabulae. Ed. P. K. Marshall. Lpz., 1993; Hygin. Fables. Texe
etabli et traduit par J.-Y. Boriaud. P., 1997; Гигин. Мифы. Изд. «Алетейя». СПб., 1997.
3. Ioannis Malalae Chronographia / Rec. H. Thurn. - Berlin, New York: W. de Gryuter, 2000. - 590 р.Иоанн Малала. Хронография. Книги I-VI / Отв. ред. Н.Н. Болгов. Сост. Н.Н. Болгов, А.М. Болгова. - Белгород: НИУ «БелГУ»,
2016. - 156 с. / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 6.
4. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и
примеч. М. В. Левченко. — М.; Л.: Изд-во АН, 1953. — 221 с.
5. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Сост., автор
статьи о Боэции и отв. ред. Г. Г. Майоров; перевод В.И. Уколовой и М.Н. Цейтлина. - М., 1990.
6. Иероним. Письма 1. 57, 125. О знаменитых мужах (отрывки). / Пер.
O. Е. Нестеровой, И. П. Стрельниковой // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М.: Наследие. 1998. — С. 97-146.
ИССЛЕДОВАНИЯ
7. Аверинцев С.С. От античности к Средневековью (V-VI вв.) // История всемирной литературы: В 9 томах / С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров,
P. М. Самарин. - М.: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, 1984. - Т. 2. - 449 с.
8. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С.
Аверинцев. - М.: CODA, 1977. - 343 с.
9. Аверинцев, С.С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных
окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1985. - С. 5-20.
10. Альбрехт, Михаэль фон. История римской литературы / Михаэль фон Альбрехт. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2005. - Т.3. - 616 c.
11. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература /
И.Н. Голенищев-Кутузов. - М.: Наука, 1972. - 308 с.
12. Громова, А.В. Этнолингвистические критерии в описании Ирана в
«Хронографии» Иоанна Малалы // Этносы и «нации» в Западной Европе в
Средние века и раннее Новое время. - СПб.: Алетейя, 2015. - С. 115-123.
13. Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология
культуры. — М.: ОГИ, 2002. — Вып. 1. — С. 39—55.
14. Гусейнов Г.Ч. Истолкование мифологии на рубеже античности и
средневековья: из книги латинского грамматика V-VI вв. // Античность как
тип культуры. - М.: Наука, 1988. - С. 325
15. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV—V веках / Г.Г.
Дилигенский. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 304 с.
16. Дуров В.С. История римской литературы / В.С. Дуров. - СПб.: Изд.
Филолог, ф-та СПбГУ, 2000. - 624 с.
17. Дуров В.С. Латинская христианская литература III—V веков / В.С. Дуров - СПб.: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003.
— 200 с.
18. Егер О. Всемирная история. Средние века / О. Егер // 3-е изд. испр.
и доп. - М.: АСТ, 2006. - 607 с.
19. История Византии. Т. 1. - М.: Наука, 1967. - 562 с.
20. История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и
Возрождение / Под редакцией В.М. Жирмунского. - М.: Высшая школа, 1987.
- 415 с.
21. История римской литературы. Т. 2. - М.: АН СССР, 1962. - 724 с.
22. История средних веков: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.П. Карпова. - 4-е
издание. - М.: Высшая школа, 2003. - 640 с.
23. Казакова В.Н. История Средних веков. - М.: Научная книга, 2009. -
172 с.
24. Касьянова М.И. О соотношении сюжета и фабулы в I песне поэмы Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» // Бюллетень. Номер шестой.
Конференция «От Гомера до Нонна» / http://losev-library.ru/index.php? pid=4227
25. Кеннер Т.А. Символы и их скрытые значения. - М., 2010. - 222 с.
26. Кобзева А.В. «Хронография» Иоанна Малалы: антикварная
традиция и медиевализация исторического знания в Ранней Византии: Дис.
канд. истор. наук. - Белгород: 2017. - 255 с.
27. Кобзева А.В. Античная мифология в ранневизантийской
«Хронографии» Иоанна Малалы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (198). Вып. 33. - Белгород.2015.
- С. 40-43.
28. Кротов А.О. Фульгенций Мифограф: вклад в мировую культуру // Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие.
Матер. междунар. конф. 18 нояб. 2016 г. - Белгород, 2017. - С. 112-115.
29. Кулаковский Ю.А. История Византии / Ю.А. Кулаковский. - СПб.:
Алетейя, 1996. - Т. 2 - 492 с.
30. Литовченко Е.В. Классическая традиция в трудах позднеримских интеллектуалов: кон. IV - нач. VI вв.: Дис. канд. истор. наук. - Тула, 2007. - 322 с.
31. Литовченко Е.В. Первая рецепция классической традиции в трудах Фульгенция Мифографа (конец V - нач. VI вв.) // Каразшсью читання (Кторичш науки): Тези доповщей 62-i Мiжнародноi науковоi конференци молодих вчених (ХНУ iменi В.Н. Каразша, 24 квггня 2009 р.). - Харюв, 2009.
- С. 202-204.
32. Литовченко Е.В. Фабий Планциад Фульгенций и первая рецепция античности. / Е.В. Литовченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология №19 (90). - Белгород: 2010. - С. 53-57.
33. Литовченко Е.В. Фульгенций и классическая традиция на латинском Западе в конце V - начале VI вв.: активное бытование или первая рецепция? // Из истории античного общества: Сборник научных трудов. - Вып. 11 / Под ред. А.В. Махлаюка. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - С. 213-220
34. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.
Лосев. - М.: Искусство 1995. - 279 с.
35. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической
символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М.М.
Маковский - М.: Владос, 1996. - 416 с.
36. Найдыш В.М. Мифология / В.М. Найдыш. — М. КНОРУС, 2010. -
432 с.
37. Самуткина Л.А. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы / Л.А. Самуткина //
Experimenta lucifera. Вып. 4. - Н. Новгород, 2007.- С. 38-44.
38. Удальцова З.В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна
Малалы / З.В. Удальцова // ВВ. 1971. Т. XXXII. - С. 3-23.
39. Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций / В.И. Уколова. - М.:
Наука, 1987. - 160 с.
40. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего
средневековья / В.И. Уколова - М.: Наука, 1989. - 320 с.
41. Уколова В.И. Поздний Рим: Пять портретов / В.И. Уколова. - М.:
Наука, 1992. - 157 с.
42. Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую
эпоху / Л.А. Фрейберг // Византийская литература. - М.: 1974. - С. 7-16.
43. Шкаренков П.П. Translatio Imperii: Флавий Кассиодор и римская
традиция в остготской Италии / П.П. Шкаренков // Новый исторический вестник. - 2005. № 1 (13). - С. 5-22.
44. Ярхо В.Н. Первый Ватиканский Мифограф / Пер. с лат. вступ. статья и коммент. В. Н. Ярхо. - СПб.: Алетейя, 2000. - 304 с.
45. Amsler M. Technical and Exegetical Grammar before Isidore //
Etymology and Grammatical Discourse in Late Antiquity and the Early Middle
Ages. Amsterdam and Philadelphia, 1989. - 280 p.
46. Berthelot K. La chronique de Malalas et les traditions juives //
Recherches sur la Chronique de Jean Malalas. I. - P., 2004. - P. 37-51.
47. Hatch E. The Influence of Greek Ideas on Christianity. - New York,
1957. - 322 р.
48. Hays Gr. Fulgentius the Mythographer: An Annotated Bibliography / [Электронный ресурс] URL: http://www.people.virginia.edu/bgh2n/fulgbib.html. (дата обращения 18.05.2018)
49. Hays Gr. Romuleis Libicisque litteris: Fulgentius and the 'Vandal Renaissance' // Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique
North Africa / Ed. A. Merrills. Burlington, VT: Ashgate, 2004. - P. 101-132.
50. The Cambridge Medieval History, I. - Cambr., 1924. - 409 p.
51. Whitbread G.L. Fulgentius the Mythographe / G.L. Whitbread. -
Columbus: Ohio State University Press, 1971. - 280 p.