Реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (на примере Свердловской области)
|
Введение
Глава 1 Теоретические и нормативно-правовые основы системы господдержки предпринимательства в режиме повышенной готовности
1.1 Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона
1.2 Инфраструктура поддержки и развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 18
Глава 2 Трансформация мер поддержки малого и среднего предпринимательства в режиме повышенной готовности: региональный аспект
2.1 Отечественный опыт регионов по реализации политики
поддержки предпринимательства в кризисный период 29
2.2 Меры поддержки предпринимательства Свердловской области: специфика в условиях режима повышенной готовности 39
Глава 3. «Практические аспекты функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»
3.1 Анализ проблем реализации государственной политики в
сфере поддержки малого и среднего предпринимательства 45
3.2 Основные направления и рекомендации по решению проблем в сфере поддержки
предпринимательства 51
Заключение
Библиографический список 61
Приложения
Глава 1 Теоретические и нормативно-правовые основы системы господдержки предпринимательства в режиме повышенной готовности
1.1 Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона
1.2 Инфраструктура поддержки и развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ 18
Глава 2 Трансформация мер поддержки малого и среднего предпринимательства в режиме повышенной готовности: региональный аспект
2.1 Отечественный опыт регионов по реализации политики
поддержки предпринимательства в кризисный период 29
2.2 Меры поддержки предпринимательства Свердловской области: специфика в условиях режима повышенной готовности 39
Глава 3. «Практические аспекты функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»
3.1 Анализ проблем реализации государственной политики в
сфере поддержки малого и среднего предпринимательства 45
3.2 Основные направления и рекомендации по решению проблем в сфере поддержки
предпринимательства 51
Заключение
Библиографический список 61
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных экономических реалиях России большую роль в развитии страны играет деятельность малого и среднего бизнеса (далее - МСП). «Особенностью данного сектора экономики является большая зависимость от социально-экономического состояния как внутри страны, так и за ее пределами. Именно эта взаимосвязь между бизнесом и населением позволяет ориентироваться на данный сектор в период кризисных явлений, ведь именно МСП создает рабочие места, повышая тем самым экономическую активность населения, одновременно борясь с безработицей. О финансовой же стороне вопроса прибыли для государства свидетельствует и доля МСП в ВВП РФ, она составляет 21,9 %».
В 2020 г. мировая экономика переживает тяжелые времена. Пандемия коронавирусной инфекции (2019-nCoV) внесла коррективы в планы производителей и, можно даже сказать, перечеркнула многие из них. Концепция глобализма в борьбе с распространением инфекции оказалась полностью недееспособной. Каждая страна пострадавшая от пандемии закрыла границы и установила свои ограничения, касающиеся всех сфер жизни общества. Не стали исключением и субъекты МСП. Снижение числа клиентов, ограничение или вовсе запреты деятельности, затраты, связанные с проведением обязательных мер по защите населения от заражения - именно этим характеризуется рассматриваемый период (апрель-май 2020 г). Подобных условий ведения бизнеса в современной России еще не было. Поскольку именно государство ограничило деятельность населения, именно на его плечи и ложится поддержка своего населения, особенно такого важного «налогоплательщика», как субъекты МСП. Причем каждый регион в силу своей экономической дифференциации разрабатывает индивидуальную программу поддержки МСП в период пандемии.
В результате анализа деятельность исполнительных органов власти по подготовке, введению и непосредственному проведению политики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции появится возможность выявить проблемы, с которыми столкнулись организаторы, и сформулировать рекомендации по устранению данных проблем в будущем, чтобы в России, и в частности в Свердловской области, при возникновении подобной экстренной ситуации, можно было применить уже выработанные меры, а не выдумывать и тестировать все в максимально сжатые и неудобные сроки.
Степень разработанности темы. В рамках проведения исследования наиболее актуальны работы российских ученых теоретиков и практиков, среди которых исследованием теоретических основ системы поддержки малого и среднего предпринимательства занимались: Алексеев А.Н.,
Епанчинцев В.Ю., Капустина Е.И., Сафохина Е.А. Изучением инструментов государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства занимались: Капустина Е. И., Быковская Ю.В., Галяева Л.Е.
Изучению опыта зарубежных стран посвящены работы Ивановой Л.Н., Палагиной А.Н., Платоновой Ю.Ю.
Объект исследования - государственная политика и механизмы деятельности органов государственной власти Свердловской области по поддержке малого и среднего предпринимательства
Предмет исследования - формирование и реализация организованной и мобильной системы поддержки МСП в период действия Указа губернатора Свердловской области от 18 мая 2020 года № 246-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV)» (в условиях действия режима повышенной готовности).
Цель работы. Провести анализ принятых мер по поддержке субъектов МСП со стороны органов государственной власти Свердловской области, а также разработать рекомендации по совершенствованию организационно-экономической и административной системы поддержки предпринимательства в период повышенной готовности, и недопущения подобных сценариев в будущем.
Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
1) Изучить теоретическую базу основных действующих направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, а также изучить историю данного вопроса.
2) Рассмотреть структуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и в Свердловской области в частности.
3) Проанализировать аналогичные меры поддержки в период пандемии в других регионах РФ.
4) Рассмотреть теоретический аспект появления и введения режима повышенной готовности, а также выявить проблемы, возникшие при его реализации, и рассмотреть их влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства.
5) Разработать рекомендации по совершенствованию системы поддержки предпринимательства в условиях повышенной готовности.
Методы исследования. В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования:
— теоретические - сравнительный анализ нормативно правовой базы по данному вопросу, обобщение. Анализ новейших нововведений в законодательстве касающихся режима повышенной готовности.
— эмпирические - описание, статистический анализ, качественный анализ учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов.
Практическая значимость результатов исследования. Предложения, сформулированные в результаты исследования могут быть использованы министерством экономического развития свердловской области, а также иными профильными государственными органами в процессе инициации, реализации и корректировки управленческих решений, касающихся экстренных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, каждая из которых состоит из 2 параграфов, заключение с основными выводами исследования и список литературы, включающий 39 источников.
В первой главе «Теоретические и нормативно-правовые основы исследования» достигаются задачи анализа современной литературы, нормативно-правовой базы, новостей от СМИ, структуры органов власти.
Во второй главе «Трансформация мер поддержки малого и среднего предпринимательства в режиме повышенной готовности: региональный аспект» меры поддержки предпринимательства, применяемые в Свердловской области, рассматриваются в призме общей политики Российской Федерации по поддержке предпринимательства.
В третьей главе «Практические аспекты функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на основе проведенного анализа определяются проблемы и разрабатываются основные рекомендации по их решению.
Работа изложена на 85 страницах машинописного текста, библиография включает 39 наименований.
Новизна работы заключается изучении уникального исторического опыта ситуации мировой пандемии (последний раз подобной пандемией можно назвать лишь пандемию «Испанки» в начале ХХ века). Уникален и опыт влияния неблагоприятной эпидемиологической ситуации на принятие оперативных и конкретных управленческих решений для минимизации рисков.
В 2020 г. мировая экономика переживает тяжелые времена. Пандемия коронавирусной инфекции (2019-nCoV) внесла коррективы в планы производителей и, можно даже сказать, перечеркнула многие из них. Концепция глобализма в борьбе с распространением инфекции оказалась полностью недееспособной. Каждая страна пострадавшая от пандемии закрыла границы и установила свои ограничения, касающиеся всех сфер жизни общества. Не стали исключением и субъекты МСП. Снижение числа клиентов, ограничение или вовсе запреты деятельности, затраты, связанные с проведением обязательных мер по защите населения от заражения - именно этим характеризуется рассматриваемый период (апрель-май 2020 г). Подобных условий ведения бизнеса в современной России еще не было. Поскольку именно государство ограничило деятельность населения, именно на его плечи и ложится поддержка своего населения, особенно такого важного «налогоплательщика», как субъекты МСП. Причем каждый регион в силу своей экономической дифференциации разрабатывает индивидуальную программу поддержки МСП в период пандемии.
В результате анализа деятельность исполнительных органов власти по подготовке, введению и непосредственному проведению политики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции появится возможность выявить проблемы, с которыми столкнулись организаторы, и сформулировать рекомендации по устранению данных проблем в будущем, чтобы в России, и в частности в Свердловской области, при возникновении подобной экстренной ситуации, можно было применить уже выработанные меры, а не выдумывать и тестировать все в максимально сжатые и неудобные сроки.
Степень разработанности темы. В рамках проведения исследования наиболее актуальны работы российских ученых теоретиков и практиков, среди которых исследованием теоретических основ системы поддержки малого и среднего предпринимательства занимались: Алексеев А.Н.,
Епанчинцев В.Ю., Капустина Е.И., Сафохина Е.А. Изучением инструментов государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства занимались: Капустина Е. И., Быковская Ю.В., Галяева Л.Е.
Изучению опыта зарубежных стран посвящены работы Ивановой Л.Н., Палагиной А.Н., Платоновой Ю.Ю.
Объект исследования - государственная политика и механизмы деятельности органов государственной власти Свердловской области по поддержке малого и среднего предпринимательства
Предмет исследования - формирование и реализация организованной и мобильной системы поддержки МСП в период действия Указа губернатора Свердловской области от 18 мая 2020 года № 246-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV)» (в условиях действия режима повышенной готовности).
Цель работы. Провести анализ принятых мер по поддержке субъектов МСП со стороны органов государственной власти Свердловской области, а также разработать рекомендации по совершенствованию организационно-экономической и административной системы поддержки предпринимательства в период повышенной готовности, и недопущения подобных сценариев в будущем.
Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
1) Изучить теоретическую базу основных действующих направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, а также изучить историю данного вопроса.
2) Рассмотреть структуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и в Свердловской области в частности.
3) Проанализировать аналогичные меры поддержки в период пандемии в других регионах РФ.
4) Рассмотреть теоретический аспект появления и введения режима повышенной готовности, а также выявить проблемы, возникшие при его реализации, и рассмотреть их влияние на субъекты малого и среднего предпринимательства.
5) Разработать рекомендации по совершенствованию системы поддержки предпринимательства в условиях повышенной готовности.
Методы исследования. В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования:
— теоретические - сравнительный анализ нормативно правовой базы по данному вопросу, обобщение. Анализ новейших нововведений в законодательстве касающихся режима повышенной готовности.
— эмпирические - описание, статистический анализ, качественный анализ учебной и научной литературы, нормативно-правовых актов.
Практическая значимость результатов исследования. Предложения, сформулированные в результаты исследования могут быть использованы министерством экономического развития свердловской области, а также иными профильными государственными органами в процессе инициации, реализации и корректировки управленческих решений, касающихся экстренных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области.
Структура работы. Работа содержит введение, 3 главы, каждая из которых состоит из 2 параграфов, заключение с основными выводами исследования и список литературы, включающий 39 источников.
В первой главе «Теоретические и нормативно-правовые основы исследования» достигаются задачи анализа современной литературы, нормативно-правовой базы, новостей от СМИ, структуры органов власти.
Во второй главе «Трансформация мер поддержки малого и среднего предпринимательства в режиме повышенной готовности: региональный аспект» меры поддержки предпринимательства, применяемые в Свердловской области, рассматриваются в призме общей политики Российской Федерации по поддержке предпринимательства.
В третьей главе «Практические аспекты функционирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, в условиях действия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на основе проведенного анализа определяются проблемы и разрабатываются основные рекомендации по их решению.
Работа изложена на 85 страницах машинописного текста, библиография включает 39 наименований.
Новизна работы заключается изучении уникального исторического опыта ситуации мировой пандемии (последний раз подобной пандемией можно назвать лишь пандемию «Испанки» в начале ХХ века). Уникален и опыт влияния неблагоприятной эпидемиологической ситуации на принятие оперативных и конкретных управленческих решений для минимизации рисков.
Эффективная реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства обладает высокой актуальностью. Данное значение обусловлено активным ростом количества субъектов бизнеса, а также их особой ролью в экономике страны и акцентом в современных стратегических приоритетах России на данной сфере. Развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства благоприятно влияет на социально-экономические процессы в государстве, поскольку благодаря данной политике возрастает активность граждан, решаются проблемы в сфере трудоустройства, снижается уровень безработицы, а также повышается уровень жизни населения. Поэтому важно обеспечить надежное, стабильное и эффективное управление сферой предпринимательства, от которой в большей части зависит благосостояние общества и развитие государства.
Как говорилось ранее, от эффективного управления сферой развития малого и среднего предпринимательства зависит благосостояние общества и развитие государства, поэтому необходимо всесторонне подходить к вопросам реформирования, модернизации и развития данной системы.
В системе поддержки малого и среднего предпринимательства разработаны основные нормативно-правовые акты, принципы, цели и задачи, регулирующие данную сферу. На территории России реализуется множество стратегических документов, косвенно или напрямую затрагивающие данную политику. Во всех регионах РФ созданы основные элементы инфраструктуры поддержки, региональные и муниципальные фонды развития предпринимательства.
Однако субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с рядом проблем, которые затрудняют эффективную реализацию их деятельности. Особенно остро эти проблемы проявляются в период кризисных явлений. Одним из таких стала пандемия коронавирисной инфекции (2019-nCoV). Подобное явление, как пандемия - первое практически за сто лет в мировой практике и не имеющее аналогов для отечественной истории Российской Федерации. Наша страна не является первопроходцем в борьбе с пандемией. За все время мы наблюдали инструменты поддержки разрабатываемы и реализуемые в различных странах. Однако оценить их эффективность все еще не представляется возможным.
Российским правительством были предприняты собственно разработанные меры как поддержки всего населения, так и бизнеса в частности. Начиная с 28.03.2020 правительство РФ озвучивало свои меры поддержки, действующие на всей территории страны, а президент предоставил главам регионов, самостоятельность в определении инструментов поддержки и ограничительных мер. Был проведен анализ мнения представителей предпринимательского сообщества Свердловской области, а также успешный опыт реализации некоторых инструментов поддержки в кризисный период в других регионах. Полученная информация показывает, что на сегодняшний день существуют эффективные механизмы модернизации существующей системы, которые могут быть успешно внедрены как на территории Свердловской области, так и в Российской Федерации в целом.
Основным элементом выпускной квалификационной работы является выявление ключевых проблем, существующих в рамках реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в кризисный период.
При разборе инструментов по поддержке малого и среднего бизнеса в кризисный период, предложенных в Свердловской области, нами был выделен ряд проблем, для структуризации которых мы разбили их на три основные группы:
1- инструменты административной поддержки
2- инструменты налоговой поддержки.
3- информационная и финансовая поддержка со стороны СОФПП.
Проведя анализ данных недостатков, можно сделать вывод о том, что они имеют различную природу. Например, некоторые проблемы является глобальными и их реформирование - это долгий и затратный процесс, когда, в свою очередь, другие проблемы не требуют весомых затрат на их минимизацию.
Основными направлениями по решению проблем должны стать:
-Реформирование системы органов государственной власти, курирующих сферу поддержки малого и среднего предпринимательства в период пандемии;
-Изменение информационной политики по взаимодействию с предпринимателями.
-Создание на базе сайта СОФПП площадки для обмена мнениями между государственной властью Свердловской области и предпринимательским сообществом.
-Внедрение всеобщей и доступной системы, позволяющей всему бизнесу получить поддержку.
-Реальная финансовая помощь в виде субсидирования аренды муниципальной/государственной собственности
-Прямое финансирование частных арендодателей.
-Изменение кол-ва финансирования в сторону его увеличения. Выдать субъектам МСП деньги в рассрочку на длительный срок.
Таким образом, все поставленные задачи в процессе написания выпускной квалификационной работы были выполнены.
Как говорилось ранее, от эффективного управления сферой развития малого и среднего предпринимательства зависит благосостояние общества и развитие государства, поэтому необходимо всесторонне подходить к вопросам реформирования, модернизации и развития данной системы.
В системе поддержки малого и среднего предпринимательства разработаны основные нормативно-правовые акты, принципы, цели и задачи, регулирующие данную сферу. На территории России реализуется множество стратегических документов, косвенно или напрямую затрагивающие данную политику. Во всех регионах РФ созданы основные элементы инфраструктуры поддержки, региональные и муниципальные фонды развития предпринимательства.
Однако субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с рядом проблем, которые затрудняют эффективную реализацию их деятельности. Особенно остро эти проблемы проявляются в период кризисных явлений. Одним из таких стала пандемия коронавирисной инфекции (2019-nCoV). Подобное явление, как пандемия - первое практически за сто лет в мировой практике и не имеющее аналогов для отечественной истории Российской Федерации. Наша страна не является первопроходцем в борьбе с пандемией. За все время мы наблюдали инструменты поддержки разрабатываемы и реализуемые в различных странах. Однако оценить их эффективность все еще не представляется возможным.
Российским правительством были предприняты собственно разработанные меры как поддержки всего населения, так и бизнеса в частности. Начиная с 28.03.2020 правительство РФ озвучивало свои меры поддержки, действующие на всей территории страны, а президент предоставил главам регионов, самостоятельность в определении инструментов поддержки и ограничительных мер. Был проведен анализ мнения представителей предпринимательского сообщества Свердловской области, а также успешный опыт реализации некоторых инструментов поддержки в кризисный период в других регионах. Полученная информация показывает, что на сегодняшний день существуют эффективные механизмы модернизации существующей системы, которые могут быть успешно внедрены как на территории Свердловской области, так и в Российской Федерации в целом.
Основным элементом выпускной квалификационной работы является выявление ключевых проблем, существующих в рамках реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в кризисный период.
При разборе инструментов по поддержке малого и среднего бизнеса в кризисный период, предложенных в Свердловской области, нами был выделен ряд проблем, для структуризации которых мы разбили их на три основные группы:
1- инструменты административной поддержки
2- инструменты налоговой поддержки.
3- информационная и финансовая поддержка со стороны СОФПП.
Проведя анализ данных недостатков, можно сделать вывод о том, что они имеют различную природу. Например, некоторые проблемы является глобальными и их реформирование - это долгий и затратный процесс, когда, в свою очередь, другие проблемы не требуют весомых затрат на их минимизацию.
Основными направлениями по решению проблем должны стать:
-Реформирование системы органов государственной власти, курирующих сферу поддержки малого и среднего предпринимательства в период пандемии;
-Изменение информационной политики по взаимодействию с предпринимателями.
-Создание на базе сайта СОФПП площадки для обмена мнениями между государственной властью Свердловской области и предпринимательским сообществом.
-Внедрение всеобщей и доступной системы, позволяющей всему бизнесу получить поддержку.
-Реальная финансовая помощь в виде субсидирования аренды муниципальной/государственной собственности
-Прямое финансирование частных арендодателей.
-Изменение кол-ва финансирования в сторону его увеличения. Выдать субъектам МСП деньги в рассрочку на длительный срок.
Таким образом, все поставленные задачи в процессе написания выпускной квалификационной работы были выполнены.



