Введение 4
1. Социально - экономическая характеристика г. Ставрополя 7
1.1. Характеристика дорожно-транспортной инфраструктуры Ставропольского края 8
1.1.1. Автомобильный транспорт 9
1.1.2. Железнодорожный транспорт 11
1.1.3 Воздушный транспорт 12
1.2. Особенности размещения парковочного пространства в городской среде 13
2. Влияние и воздействие автотранспорта на качество окружающей среды 15
2.1. Влияние выбросов автотранспорта на окружающую флору и фауну 19
2.2. Влияние на здоровье человека 21
3. Методики оценки загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом и расчет эколого-экономического ущерба 27
3.1. Методика w расчёта эколого- экономического ущерба
от парковок автотранспорта 29
3.2. Методика расчёта «выбросов загрязняющих веществ от стоянок автомобилей 31
3.3. Расчёт эколого-экономического ущерба от парковок и автостоянок 32
Заключение
Список литературы 44
Актуальность: Учитывая увеличивающееся количество автомобильного транспорта и высокий уровень автомобилизации, в городах остро стоит проблема хранения индивидуального автотранспорта, особенно в центральных исторических и «спальных» районах. На территории традиционной для «старых» районов, квартальной системы планировки с периметральной застройкой, не решена проблема даже временной парковки. На сегодняшний день эта проблема приобрела особое значение, так как многие дворы, особенно глухие и «колодцы», закрываются, и на их территории жильцы организуют частные автостоянки для постоянного хранения автотранспорта, что повышает экологическую опасность данных объектов в условиях стесненной городской застройки. Массовая парковка и неорганизованное хранение автомобилей на придомовых территориях, особенно северных крупных городов, резко ухудшают качественный состав приземного (до 210 м) слоя атмосферы, что негативно сказывается на здоровье населения, проживающего в прилегающих зонах застройки. Воздействие на организм человека может проявляться в виде острых и хронических отравлений и различного рода заболеваний (аллергии, злокачественные опухоли, лейкозы, лейкемии, анемии, психоневрологические расстройства, головные боли, слепота, потеря памяти и т.п.).
Строчная и периметральная застройки с расстояниями между продольными сторонами зданий 1,0-1,5 части их высоты крайне затрудняют возможность размещения автостоянок, поскольку в этом случае не выдерживаются санитарные нормативы удаленности от жилых домов. В тех случаях, когда дворы имеют несколько большие размеры, размещение автостоянок уменьшает возможности использования внутри дворового пространства для других функциональных целей. Эта проблема требует своего решения с учетом территориальных резервов застройки.
Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду очень значительно, поскольку транспорт выступает в качестве основного потребителя энергии и сжигает большую часть мировой нефти. В транспортном секторе именно автомобильный транспорт является крупнейшим источником глобального потепления (Jan Fuglestvedt, 2008).
К другим экологическим последствиям эксплуатации автомобильного транспорта относятся пробки на дорогах и автомобильное разрастание городов, которые могут занимать естественную среду обитания и сельскохозяйственные угодья. Снижение автомобильных выбросов во всем мире будет иметь значительное положительное влияние на качество воздуха, на снижение кислотных дождей, смога, изменение климата.
В этой связи анализ состояния атмосферного воздуха внутридомовых территорий города Ставрополя представляется актуальной.
Данная работа посвящена расчёту эколого - экономического ущерба от парковок и автостоянок на примере Юго-западного района города Ставрополя.
Объект исследования: состояние атмосферного воздуха в местах парковок и автостоянок г. Ставрополя
Предмет исследования: эколого- экономический ущерб от парковок и автостоянок
Цель: рассчитать эколого- экономический ущерб от парковок и автостоянок на территории города Ставрополя
Задачи:
1. Определить социально - экономическую
характеристику города Ставрополя
2. Выявить влияние и воздействие автотранспорта на качество окружающей среды и здоровье человека
3. Изучить методики оценки загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом
4. Рассчитать эколого- экономический ущерб от парковок и автостоянок на примере города
Ставрополя
Методы исследования: аналитический, расчётный, наблюдение, проведение замеров, работа с расчётом концентраций загрязняющих веществ.
Практическая значимость исследования: возможность использования для разработки эффективных мероприятий по уменьшению концентраций вредных веществ выхлопных газов автомобилей, а также использование в учебных или ознакомительных целях
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
Численность населения Ставрополя неуклонно увеличивается, в след за ней увеличивается в городе и количество автомобильного транспорта, как личного, так и общественного. Но при этом экологическая обстановка в Ставропольском крае характеризуется как благоприятная. Основным критерием благополучия окружающей среды остается состояние воздушного бассейна. На первом плане по загрязнению атмосферного воздуха находятся вредные выбросы от автотранспорта. Их доля в общем объеме выбросов составляет порядка 80%. Причина - значительное количество единиц автотранспорта, большой транзитный поток на автодорогах края.
Так же увеличивается воздействие автотранспорта на окружающую среду в целом, и в частности на человека. Повседневная эксплуатация автомобилей сопровождается использованием эксплуатационных материалов, нефтепродуктов, природного газа, атмосферного воздуха, и вызывает негативные процессы, а именно: загрязнением атмосферы; загрязнением воды; загрязнением земель и почв;
шумовыми, электромагнитными и вибрационными воздействиями;
выделением в атмосферу неприятных запахов; выбросом токсичных отходов; тепловым загрязнением.
Нами были изучены и применены на практике методика расчета эколого- экономического ущерба от парковок автотранспорта с целью получить оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий их воздействия на окружающую среду и прилегающие территории. Расчеты произведены с использованием временной методики определения предотвращенного экологического ущерба. Данная методика предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба и устанавливает порядок и методы экономической оценки предотвращенного экологического ущерба - как не допущенного в результате какой-либо деятельности, например деятельности территориальных природоохранных органов, а также методика расчёта выбросов загрязняющих веществ от стоянок автомобилей. На основании полученных данных были сделаны соответствующие выводы и рассчитана величина предотвращенного ущерба.
Общая величина предотвращенного ущерба, руб., от выбросов загрязняющих веществ одного автомобиля при выезде и возврате с территории парковки/автостоянки составила 3379 руб. Рассмотренная в работе экономическая оценка предотвращенного ущерба, относящаяся к подвижным источникам автотранспорта, позволила оценить экологические и экономические последствия загрязнения атмосферного воздуха от подвижных источников.
Следует отметить широкий спектр направлений использования показателей экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Это может быть оптимизация проектных решений, выбор стратегий в области охраны окружающей среды и развития технологий, экономическое стимулирование средозащитной деятельности, оценка эффективности ресурсосберегающих технологий и др.
1. Доклад о состоянии окружающей среды и
природопользовании в Ставропольском крае в 2018 году [Электронный ресурс] URL:
http://www.mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii- okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovami-vstavropolskom-krae/.
2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) [Электронный ресурс ] URL:
http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
3. Постановление от 22 декабря 2017 года N 165 Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17
"Предельно допустимые концентрации (ПДК)
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских
поселений" [Электронный ресурс ] URL:
http ://docs. cntd. ru/document/556185926
4. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 23.11.2019) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" [Электронный
ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_62293/
5. Приказ Министерства экономического
развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 "Об установлении минимально и максимально допустимых размеров
машино-места" [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71474534/
6. Методики расчета: Методика проведения
инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспорта предприятий (Расчётным методом)(УТВ. МИНТРАНСОМ РФ 28.10.98) Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом) Донченко
В.В [Электронный
ресурс] URL: https://dokipedia.ru/document/5158654.
7. Методика определения предотвращенного экологического ущерба
Утверждена Председателем Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды
В.И. Даниловым-Данильяном 30 ноября 1999 г. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/120003556.
8. Руководство по эксплуатации
многокомпонентного газоанализатора MX6 iBrid,
2015 [Электронный ресурс] URL: https://www.gazoanalizators.ru/tech/mx-6-re.pdf.
9. Потапов А.И., Цыплакова Е.Г., Янкевич К.А.
Основы защиты окружающей среды в мегаполисах:
учебное пособие. - СПб.: Изд. Политехника- принт, 2016.- 560 с.
10. Потапов А.И., Хватов В.Ф., Николаев С.Н.,
Цыплакова Е.Г. и др. Пути решения экологических проблем автотранспорта / под ред. проф. А.И. Потапова. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 650 с.
11. СердюковаА. Ф., Барабанщиков Д. А. Влияние автотранспорта на окружающую среду // Молодой ученый.— 2018. — №25. — С. 31-33. — URL
https://moluch.ru/archive/211/51590.
12. Цыплакова Е.Г. Вопросы обеспечения эколого- экономической безопасности безгаражного хранения
автомобилей (на примере Севера России) (статья) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - № 4. (Т. 6). - 2010. - С. 25-38.
13. Цыплакова Е.Г. Контроль и
мониторинг воздействия стационарных и нестационарных
энергетических установок на окружающую среду северных территорий. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 560
с.
14. Catherine Jex, When will the Arctic be ice free? —
October 5, 2016. — [Электронный ресурс]
URL: http://sciencenordic.com/when-wih-arctic-be-ice-free
15. COP 23 — UN Climate Change Conference in Bonn. [Электронный ресурс] URL: https://www.cop23.de/en/
16. Fuglestvedtet al. Climate forcing from the transport sectors // Center for International Climate and
Environmental Research. - 2008. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/5670799_ Climate_forcing_from_the_transport_sectors
17. Petter Christiansen et al. Parking facilities and
the built environment: Impacts on travel behaviour /
Transportation Research Part A 95 (2017) 198-206
18. Jenny Green. Effctsof Car Pollutants on the Environment. - March 13, 2018. - [Электронный ресурс]
URL: - https://sciencing.com/effcts-car-pollutants-environment- 23581.html
19. Noise // Offialweb-site if WCO Europe. - [Электронный ресурс] URL: -
http://www.euro.who.int/en/health-topics/environment-and-
health/noise/noise
20. Официальный сайт администрации города
Ставрополя [Электронный ресурс] URL: https://xn--
80ae1alafffj1i.xn--p1ai/city/economica/SER.php
21. Сводная информация по важнейшим
показателям Социально-Экономического развития
Ставропольского края и уровня жизни населения по итогам 2016 года -https://stavregion.ru/stat/economics/soc-
econ/svodnaya-informaciya-po-vazhnejshim-pokazatelyam-
socialno-ekonom.
22. Транспортная инфраструктура Портал органов государственной власти Ставропольского края - https://stavregion.ru/stat/social/transport.