Введение
Глава 1. Жизнь и деятельность Исмаила Гаспринского 10
1.1. Ранний этап жизни и деятельности И.Гаспринского 12
1.2. Просветительский этап жизни и творчества И.Гаспринского 26
1.3. Политический этап жизни и творчества И.Гаспринского 36
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Взгляды и идеи И.Гаспринского 48
2.1. Взгляды Исмаила Гаспринского и круг затрагиваемых им вопросов 50
2.2. Исмаил Гаспринский и пантюркизм 60
2.3. Исмаил Гаспринский и евразийство 66
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список использованной литературы 81
Приложение 1. Перевод брошюры И.Гаспринского “Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию”
Тема настоящей работы - «Исмаил Гаспринский и его протоевразийские идеи». Выбор темы не случаен - Исмаила Гаспринского, выдающегося крымско-татарского мыслителя конца XIX - начала XX вв., некоторые исследователи относят к числу отцов- основателей пантюркизма, панисламизма и прочих консервативных и реакционных концепций. В своей работе, опираясь, прежде всего, на работы самого И. Гаспринского, я пытаюсь рассмотреть и проанализировать комплекс его идейных представлений в их эволюции и, в конечном счете, обосновать собственную точку зрения, согласно которой его концепция не является пантюркистской, а скорее может быть отнесена к тюркофильской доктрине с заметными элементами протоевразийства. Таковы цели и задачи моего исследования.
В качестве источников использованы публикации самого И. Гаспринского, работы российских и зарубежных авторов, посвященные Исмаил-бею, а также труды евразийцев-классиков и исследования, посвященные доктринам пантюркизма и классического евразийства.
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и приложение:
1. Во Введении представлены: постановка целей и задач исследования, обоснована актуальность исследования, проведен краткий обзор основной исследовательской литературы.
2. Первая глава посвящена жизни и деятельности Исмаила Гаспринского, процессу становления и формирования его идейных воззрений. Проанализирован ряд источников на русском, татарском, крымско-татарском, английском, немецком и турецком языках, рассмотрены работы по общественно-политической мысли в России и Турции того периода. Последнее дает нам тот исторический, культурный и политический контекст, в котором проходило становление взглядов мыслителя.
3. Вторая глава предлагает анализ ранних работ И. Гаспринского и сравнение взглядов, представленных в этих работах с концепциями евразийцев и пантюркистов.
4. В Заключении представлены выводы из проведенного анализа.
5. В Приложении представлен перевод с турецкого ранее не переводившейся на русский язык брошюры И. Гаспринского «Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию» (Стамбул, 1885).
Итак, целью настоящей работы является исследование жизни и деятельности Исмаила Гаспринского и последующее сопоставление некоторых из его представлений с идеями классиков евразийства и пантюркизма.
Для достижения основной цели работы были определены следующие исследовательские задачи: изучить работы, посвященные жизни Исмаила Гаспринского, выявить и исправить ошибки, допущенные в них, а также определить картину состояния российского и турецкого общества, на фоне которой складывались его взгляды; рассмотреть классические концепции евразийства и пантюркизма; соотнести идейные представления Г аспринского с концепциями евразийства и пантюркизма.
Величина его личности доказывается тем фактом, что Исмаил-бей еще при жизни получил эпитеты “дедушка тюркской нации” и “великий мастер” (улуг-устад). Издаваемая им с 1883 года газета “Переводчик - Терджиман” имела огромное значение в процессе формирования российской тюркской мусульманской интеллигенции и сыграла большую роль для подъема национального самосознания тюркских народов России. Введенная им новометодная система мусульманского образования способствовала формированию нового типа личности в татарской среде - европеизированного мусульманина. Он много сделал для создания единого тюркского языка. Хотя его задумке не было суждено воплотиться в жизнь, но в своей газете он писал “на чистом без примесей тюркском языке”, и ее читали и понимали от Крыма до Китая. Помимо всего прочего Исмаил Гаспринский также известен своим вниманием к “женскому вопросу”. Он стремился вырвать мусульманок из рук традиционалистов и направить их на путь просвещения. Для этого в его новометодных школах открывались классы для девочек, со страниц своей газеты он постоянно привлекал внимание к женскому вопросу, а в 1905 году даже открыл специальный журнал для женщин-мусульманок “Алем- и нисван” (“Женский мир”), редактором которого стала его дочь Шефика Гаспринская.
Особую актуальность изучение его жизни и творческого наследия приобрело в последнее время ввиду ситуации вокруг полуострова Крым и его вхождения в состав Российской Федерации в марте 2014 года. Исмаил Гаспринский в своих работах часто обращался к российско-турецким отношениям, в том числе к анализу Кючюк-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, статьи которого закрепляли независимость Крыма от Османской империи и давали юридическую базу для последующего вхождения Крыма в состав России в 1783 году. Будучи по национальности крымским татарином и прожив некоторое время в Турции, он, тем не менее, считал именно Россию единственно возможным культурным мостом между европейским Западом и мусульманским Востоком. Так, в своей работе “Русское мусульманство” И.Гаспринский говорит: “Пятьсот лет назад на Куликовском поле бесповоротно был решен судьбою и историей вопрос о подчиненности северного и восточного мусульманства, а в частности тюрко-татарского племени, племени русскому. Отношение Исмаила Гаспринского, как личности, имеющей большой авторитет в тюркском мире, к вопросу вхождения Крыма в состав России и взаимоотношений крымских татар с русскими имеет большое значение и должно быть всесторонне изучено и проанализировано.
Актуальности данной работе добавляет, в том числе, обращение к истории и идеологии евразийства - идейного течения 1920-30-х гг., разработанного представителями белой эмиграции. На сегодняшний день термин “евразийство” не только вошел в лексикон политиков и ученых, но и стал обиходным для массового сознания. С начала XXI века евразийское течение, получившее новую жизнь после распада Советского союза, прочно ассоциируется в умах зарубежных экспертов с современной внешнеполитической доктриной России. Поэтому не вызывает сомнений, что изучение данной темы имеет большое эвристическое значение.
Ввиду возрастающего после распада СССР интереса российских тюрок к своей этноистории, особый интерес представляет обращение к идейному течению пантюркизма и сопоставление с ним идей Исмаила Гаспринского, авторитет которого в тюркском мире не оспорим.
Личность Исмаила Гаспринского вызывают большой интерес у исследователей, о чем свидетельствует большое количество научных публикаций. Упрощенная версия турецкого языка, на которой он писал в своей газете, рассматривается, к примеру, в диссертации немецкого тюрколога Г. Бурбиля “Язык Исмаила Гаспринского”. Существуют исследования, посвященные его идейным воззрениям. Среди них можно назвать статьи под авторством С.М. Червонной “Исмаил Гаспринский: пантюркистская идея в контексте поисков межнационального согласия”, Н. П. Горшкова “К вопросу становления элементов гражданского общества в творчестве Исмаила Гаспринского”. Отдельной темой для исследования является его газета “Терджиман” Ей посвящена, к примеру, статья американского ученого Э.Дж. Лаззерини “Терджиман Исмаила Гаспринского: призыв к модернизму”. Отдельным аспектом изучения является его биография. Одним из самых плодовитых авторов, писавших на эту тему, был В.Ю. Ганкевич. Этот украинский ученый изучал разные стороны жизни и деятельности Исмаила Гаспринского, много внимания уделяя проработке архивных документов. Одной из самых известных его работ является монография “На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк И. Гаспринского”. Большая статья под авторством Х. Кырымлы посвящена И. Гаспринскому в “Энциклопедии Ислама”, издаваемой в Турции. Одной из первых полномасштабных работ, посвященных биографии Исмаила Гаспринского, является книга Дж.С. Кырымлы “Исмаил бей Гаспыралы”, которая увидела свет в 1934 г. Первые исследования его деятельности появлялись еще при жизни Гаспринского. После личного знакомства с Исмаил-беем свою статью “Культурное движение среди русских татар” пишет небезызвестный “знаток Востока”, путешественник и агент английских спецслужб Г. Вамбери. В то же время, в среде советских исследователей его личность долгие годы практически не изучалась, прежде всего, из-за массовой депортации крымских татар в 1944 году. Хотя до 1940-х гг. в советских источниках еще встречаются работы, в которых упоминается имя И. Гаспринского, но в связи с необходимостью придерживаться определенных идеологических рамок он рассматривается строго в контексте ярой критики “национальной буржуазии”. Как националист и радикальный пантюркист И. Гаспринский представлен в монографии А. Аршаруни и Х. Габидуллина “Очерки панисламизма и пантюркизма в России”, вышедшей в 1931 году. Новый всплеск интереса к личности Исмаила Гаспринского связан с активизацией деятельности Национального движения Крымских татар (НДКТ) в 1970-80-е гг. и с именем одного из лидеров НДКТ Ю. Османова, который одним из первых задался целью реабилитировать доброе имя И. Гаспринского. В сборнике с говорящим названием “Просветитель Востока Исмаил Гаспринский” собрано большое количество статей, выступлений на научных конференциях, в которых Ю. Османов делает упор на идейные воззрения И. Гаспринского, причисляя его взгляды к евразийским. Тем не менее, в статьях Ю. Османова встречается много фактических ошибок и неточностей (он не был профессиональным историком, а занялся изучением жизни и творчества И. Гаспринского из-за своей деятельностью в составе НДКТ). Без упоминания имени Исмаила Гаспринского не обходятся труды, посвященные истории джадидизма и тюркизма (пантюркизма). Большой интерес в этом плане представляет монография О.Н. Сенюткиной “Тюркизм как историческое явление (на материалах истории российской империи 1905-1914)”. Однако, лишь за небольшим исключением, как, к примеру, в совместной монографии Ганкевича В.Ю. и Шендриковой С.П. “Исмаил Гаспринский и возникновение либерально-мусульманского политического движения”, представляется большое количество фактического материала, имеющего отношентие лично к Исмаил-бею. Отдельный интерес представляют работы по исследованию российского ислама конца XIX-начала ХХ веков, в которых отмечается роль Исмаила Гаспринского в формировании национальной и религиозной идентичности российских мусульман, как, например, в монографии М.А. Батунского “Россия и ислам” или в коллективном труде “Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема”. Последнее время появляется большое количество работ, посвященных революционным событиям начала ХХ века в России, в которых рассматривается роль национальных меньшинств. В работе Т.Ю. Красовицкой “Этнокультурный дискурс в революционном контексте февраля-октября 1917 г.”, например, большое внимание уделяется становлению и развитию политических движений среди мусульман России, и, безусловно, не обходится стороной личность И. Гаспринского.
Несмотря на многочисленность исследований, посвященных жизни и деятельности Исмаила Гаспринского, в них нередки фактические ошибки, особенно в биографических сведениях. В работах турецких и татарских авторов прослеживается тенденция к домысливанию некоторых его поступков без приведения документальных доказательств. Фактически отсутствуют монографии, посвященные комплексному исследованию и анализу его идейных воззрений. В большинстве работ его взгляды рассматриваются уже в контексте определенного течения без проведения сравнительного анализа. В настоящей работе мы планируем восполнить данные пробелы. Для этого будет проведен сопоставительный анализ разных источников по его биографии с целью выявления ошибок и установления точных данных, а также будут проанализированы его взгляды для дальнейшего их сопоставления с концепциями евразийства и пантюркизма.
Научная новизна данной работы, таким образом, заключается в проведении комплексного анализа идейных представлений Исмаила Гаспринского и применении к ним нового терминологического подхода, а также в выявлении ошибочных данных о биографии мыслителя.
В ходе проведенного исследования были изучены биография Исмаила Гаспринского и его взгляды, а также проведено сопоставление его идей с концепциями евразийства и пантюркизма.
Для достижения поставленной цели проведен сопоставительный анализ работ, посвященных жизни и деятельности Исмаила Гаспринского, выявлены некоторые ошибки и неточности в этих источниках, рассмотрены общественно-политические условия в России и Турции, которые оказали влияние на формирование его взглядов, рассмотрены краткая история и основные аспекты евразийской и пантюркистской концепций, проведен сопоставительный анализ идей И. Гаспринского с данными концепциями.
В результате проведенного анализа удалось прийти к следующим выводам:
1) Годы жизни Исмаила Гаспринского (1851-1914) могут быть условно разделены на три периода: ранний (1851-1883), в котором происходило становление его взглядов; просветительский (1883-1905), посвященный в основном преподавательской и публицистической деятельности; и поздний политический период (1905-1914), во время которого он активно занимался политической деятельностью в рамках партии “Иттифак-аль-муслимин” и мусульманской фракции Государственной Думы.
2) Его взгляды формировались под влиянием многих факторов. Исмаил Гаспринский не получил законченного образования, но тем не менее, успел поучиться в разных учебных заведениях. Начальное образование он получил в традиционном мусульманском мектебе, затем учился в симферопольской гимназии, а также в воронежском и московском кадетских корпусах. На становление его взглядов в ранний период большое влияние оказали его происхождение, учеба в разнонаправленных учебных заведениях, годы жизни в Москве, Париже и Стамбуле, знакомство с представителями российской интеллигенции и членами движения “новые османы” в Турции, и пр. Уже в молодые годы он стал задумываться о необходимости просвещения мусульман России и выведения их из того застойного состояния, в котором они находились. Показательной в этом плане является его ранняя работа “Русское мусульманство. Взгляды, заметки, наблюдения мусульманина”, вышедшая в 1881 году в Симферополе.
3) Его просветительская деятельность заключалась главным образом в реформировании устарелой системы мусульманского образования. С целью распространения нового метода обучения (“усул-и джедид”) и привлечения сторонников, им была открыта собственная газета “Терджиман”. Будучи человеком живого ума, он быстро схватывал все тенденции и веяния времени, поэтому для воплощения своих идей в жизнь он решился издавать собственную газету, ведь именно пресса во второй половине XIX века становится самым эффективным средством воздействия на умы. С 1883 года Исмаил Г аспринский начинает издавать на двух языках - русском и крымскотатарском или упрощенном турецком - собственную газету “Переводчик- Терджиман”, которая довольно быстро становится весьма влиятельным изданием среди татарской интеллигенции. В 1884 году Исмаил-бей открывает первую в своем роде обновленную мусульманскую школу на основе метода “усул-и джедид” (араб. “новый метод”), слава о которой благодаря газете “Переводчик-Терджиман” быстро разносится по стране и в мусульманских регионах России в 1880-1890-х гг. повсеместно начинают открываться новометодные медресе. Представители тюркской интеллигенции, относящейся к приверженцам нового метода, объединяются в просветительское движение, получившее впоследствии название “джадидизм”. Таким образом, 1883-1905 гг. в жизни Исмаила Гаспринского были связаны в основном с его издательской, просветительской и педагогической деятельностью в рамках джадидистского движения, основателем которого он сам и явился. В пореформенный для России период (1880-1890 гг.) он встречал критику в адрес некоторых аспектов своей деятельности со стороны православных миссионеров (Н.И. Ильминский, Н.П. Остроумов) и волжско-татарских просветителей (Ш. Марджани, К. Насыри), а также многочисленные препоны со стороны представителей реакционных мусульманских кругов. Тем не менее, большую часть задуманного ему удалось осуществить - новометодные школы набирали все большую популярность; газета расширяла круг своих подписчиков не только в России, но и за ее пределами; число по-европейски образованной татарской интеллигенции росло; на языке “Терджимана” (упрощенном турецком или общетюркском) печатались художественные произведения татарских авторов и многочисленные переводы российской и зарубежной литературы (в одном только издательстве Гаспринского “Терджиман” издавались переводы произведений М. Горького, Л.Н. Толстого, и др., печатался Коран); происходили заметные изменения в быте мусульманского населения России; менялось отношение к женщине-мусульманке, хотя И. Гаспринскому, несмотря на многочисленные прошения, до 1905 года так и не дали разрешения издавать специальный журнал для мусульманок.
4) На фоне активизации общественно-политической жизни России в годы первой русской революции 1905-1907 гг. Исмаил Гаспринский, наряду с другими представителями татарской интеллигенции, включился в процесс борьбы за права мусульманского населения и стал одним из лидеров образовавшейся в те годы партии “Иттифак аль-муслимин” (“Союз мусульман”), которая так и не была легализована, несмотря на проведение трех съездов, а также принимал активное участие в работе мусульманской фракции Государственной думы с 1905 по 1914 гг. Посредством политической борьбы он, в первую очередь, стремился добиться признания и введения на государственном уровне необходимых изменений в быту и образовании своих соотечественников-мусульман, о чем свидетельствуют его выступления на съездах партии и программные документы, составленные от его имени. В этот период его газета “Терджиман” помимо основной литературно-просветительской, получает и политическую направленность. В период с 1907 по 1911 гг. он часто ездит за границу - в Турцию, Египет, Индию - с целью организации и созыва Всемирного мусульманского конгресса, главной задачей проведения которого он считал объединение усилий мусульман всего мира для повышения уровня образования и выхода из застоя. Однако, в силу многочисленных препон со стороны российского и турецкого руководства, боявшихся возможной политической направленности съезда, а также из-за того, что в Турции в 1908 году произошла младотурецкая революция, ему так и не удалось осуществить свою задумку по созыву Конгресса.
5) Жизнь Исмаила Гаспринского (1851-1914) проходила в условиях постоянно-меняющейся общественно-политической ситуации в России и в мире - Крымская война (1853-1856), период великих реформ 1860-1870 гг. в России, русско-турецкая война (1877-1878), русско-японская война (19041905), первая русская революция (1905-1907), младотурецкая революция (1908-1909), и т.д. Он прожил яркую и интересную жизнь, много путешествовал и общался с выдающимися людьми своего времени (М.Н. Катков, возможно И.С. Тургенев, Ш. Марджани, Н. Кемаль). Многое из того, что он предпринимал, вызывало непонимание и критику, однако большинство из задуманного он сумел воплотить в жизнь. Главной же его целью и делом жизни можно считать просвещение мусульман России.
6) Как педагог и просветитель, Исмаил Гаспринский пристальное внимание уделял проблемам образования, женскому вопросу, идее создания общетюркского языка, необходимости обновления ислама и мусульманского быта, и т.д. Говоря о его идейных воззрениях, следует отметить, что сам себя он не причислял к какому-либо идейному течению и не оставил после себя единой концепции. Однако, из его программных работ “Русское мусульманство” (1881) и “Русско-восточное соглашение” (1896), а также из общественно-политических заметок на страницах газеты “Терджиман”, можно заключить, что одной из основных тем, разрабатывавшихся им на протяжении жизни была концепция славяно-тюркского синтеза или, другими словами, русско-восточного соглашения, на принципах которого должны, по мнению Гаспринского, строиться отношения русских и русских мусульман для взаимной пользы обеих сторон. Таким образом, концепция руссковосточного соглашения, сопряженная с критикой европоцентризма, которой пронизана его брошюра “Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию” (1885), а также применявшийся им цивилизационный подход, воплощенный в восприятии русско-мусульманского мира, как единой цивилизации, противопоставленной европейскому Западу и монголокитайскому Востоку, сближает его идеи с Евразийством и позволяет отнести Исмаила Гаспринского к предтечам данного идейного течения, а его взгляды назвать протоевразийскими.
7) Неоднократно высказываемые на страницах газеты размышления по поводу языкового единства тюркских народов, выдвинутым им лозунг “Dilde, fikirde, i§te birlik” (“Единство в языке, мыслях, делах”), под которым стала выходить газета с октября 1912 года, а также его деятельность в рамках партии “Иттифак аль-муслимин” и мусульманской фракции Государственной Думы дают некоторым исследователям основание относить его к числу пантюркистов. Пантюркизм или тюркизм, принятый на сегодняшний день как более нейтральный термин, является весьма широким понятием. Часто можно наблюдать его смешение с понятиями джадидизма и панисламизма. Понимая под термином пантюркизм восприятие представителями разных тюркских народов своей истории как единого процесса, следует выделять радикальный, политический, религиозный, культурный пантюркизмы. Иногда взгляды Гаспринского называют “культурным пантюркизмом”, для того, чтобы подчеркнуть их индифферентность к политическим и националистическим идеям. Но вернее будет говорить о том, что тот вклад, который он внес в развитие тюркских народов, был воплощением его просветительских идей и едва ли стоит относить И.Гаспринского к числу пантюркистов. Невозможно не обратить внимания на то, с какой любовью Исмаил Гаспринский всегда отзывался в своих работах обо всем тюркскотатарском, с каким уважением он относился к культуре и религии своих соплеменников-мусульман. Но этот факт, подкрепленный его преданностью идее целостности российского государства, наталкивает на мысль назвать воззрения И. Гаспринского российским государственническим тюркофильством. Введение термина “тюркофильство” в противовес “пантюркизму” представляется возможным, исходя из аналогии с существующим противопоставлением между такими понятиями как, например, “славянофильство” и “панславизм”.
Положения, выносимые на защиту:
1) В идейной эволюции Исмаила Гаспринского можно выделить три основных этапа - ранний (1851-1883), просветительский (1883-1905) и политический (1905-1914). В ранний этап проходило формирование идейных воззрений мыслителя и было заложено основание для начала его просветительской деятельности. Просветительский этап связан с публицистической и педагогической деятельностью И.Гаспринского в рамках просветительского движения джадидизма. Политический этап связан с деятельностью Гаспринского в рамках партии “Иттифак аль-муслимин” и мусульманской фракции Государственной Думы.
2) Комплекс идейных представлений Исмаила Гаспринского, вопреки распространенному мнению, едва ли может быть отнесен к пантюркизму или панисламизму. По ряду основополагающих представлений взгляды мыслителя совпадают с кругом идей, присущих классическому евразийству. Исходя из круга интересов и предпочтений И. Гаспринского, его идейные воззрения могут быть обозначены как “российское государственническое тюркофильство”.
1. Гаспринский И. Русское мусульманство. Взгляды, заметки, наблюдения мусульманина// Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993. С.17-58.
2. Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993. С. 5979.
3. Граф Н.П.Игнатьев и Православный Восток: документы, переписка, воспоминания. Т. 1. Записки о русской политике на Востоке. 1864-1887 гг. М., 2015. 840 с.
4. Письма Н.И.Ильминского к обер-прокурору Св. Синода К.П.Победоносцеву. Казань, 1895. 432 с.
5. Савицкий П.Н. Континент Евразия. Сост. А.Г. Дугин. М., 1997. 461 с.
6. Терджиман: 10.04.1883, №1; 23.09.1883, №17; 25.11.1883, №24; 11.11.1885, №16; 09.09.1893, №30; 20.01.1895, №3; 16.07.1895, №25; 08.10.1895, №38; 02.06.1903, №21; 20.10.1903, №41; 28.09.1904, №78; 21.06.1905, № 48; 04.11.1905, №90; 07.11.1905, № 91; 21.11.1905, №95; 1905, №103; 1906, №73; 1907, №16; 1908, №33; 1909, №34.
7. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Н.С.Трубецкой. История. Язык. Культура. М., 1995. С.55-104.
8. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания// Н.С.Трубецкой. История. Язык. Культура. М., 1995. С.105-210.
9. Трубецкой Н.С. Наследие Чингизхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Н.С.Трубецкой. История. Язык. Культура. М., 1995. С.211-267.
10. Гаспринский Исмэгыйль. Тарихи-документаль жыентык. [Гаспринский Исмагил. Историко-документальный сборник]. Казань, 2006. 560 с.
11. Gasprinskii I. Avrnpa medeniyetine bir nazar-i muvazene. [Гаспринский И. Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию]. Стамбул, 1885. 29 с.
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
12. Kirimli H. Gaspirali Ismail bey // Islam Ansiklopedisi, № 13.[Кырымлы Х. Гаспыралы Исмаил бей // Энциклопедия Ислама, № 13]. Стамбул, 1996. С. 392-395.
ИССЛЕДОВАНИЯ:
на русском языке:
13. Аршаруни А., Габидуллин Х. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.,1931. 138 с.
14. Ахунов А. Исмаил бей Гаспринский // Татарский мир. Вып. 14 (2013). [Электронный режим] URL:http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=174 (обращение 13.02.2016).
15. Байрамов Э. Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринский. М., 2001. 135 с.
16. Батунский М.А. Россия и Ислам. т.2. М., 2003. 600 с.
17. Беннингсен А. Исмаил бей Гаспринский и происхождение джадидистского движения в России // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993. С.79-97.
18. Бессмертная О.Ю., Журавский А.В., и др. Россия и мусульманский мир. Инаковость как проблема. М., 2010. 528 с.
19. Благова Г.Ф. История тюркологии второй половины XIX - начала ХХ века в России. М., 2012. 310 с.
20. Валидов Дж. Измаил бей Гаспринский// Исмагыйль Гаспринский. Тарихи- документаль жыентык. Тоз. С.Рахимов. Казань, 2006. С. 252-260.
21. Вамбери Г. Культурное движение среди русских татар// Гольдцигер И. Лекции об Исламе. СПб, 1912. С. 276-302.
22. Ганкевич В.Ю. Исмаил Гаспринский: архивные документы к ранней биографии// Гасырлар авазы. № 1/2. Казань, 2001. С. 136-141.
23. Ганкевич В.Ю., Шендрикова С.П. Исмаил Гаспринский возникновение либерально-мусульманского политического движения. Симферополь, 2008. 190 c.
24. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: краткий биографический очерк И. Гаспринского. Симферополь, 2000. 180 c.
25. Гилязов И. Тюркизм: становление и развитие (характеристика основных этапов). Казань, 2002. 70 с.
26. Глебов С. Евразийство. Между империей и модерном. М., 2010. 632 с.
27. Горшков Н.П. К вопросу становления элементов гражданского общества в творчестве Исмаила Гаспринского// Вестник ВГУ. Вып. 12. Воронеж, 2012. С.21-27.
28. Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского // Исмагыйль Гаспринский. Тарихи-документаль жыентык. Тоз. С.Рахимов. Казань, 2006. С.272-310.
29. Джераси Р. Окно на Восток. Империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013. 548 с.
30. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 томах. Т.27. Л., 1984. 518 с.
31. Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н.Леонтьева. СПб, 2006. 227 с.
32. Зареванд. Турция и пантуранизм. Введение А.Н.Мандельштама. Москва,
2015. 176 с.
33. Имамутдинова З. Тенденции просвещения и европеизации в исламском мире. XIX столетие и рубеж XIX-XX вв.// Исмаил Гаспринский (1851-1914 гг.) - идеолог, реформатор, просветитель. На переломе эпох. Тезисы научной конференции. 16-17 ноября 2014. М., 2014. С. 9-11.
34. Катков М. Н. Идеология охранительства. Отв. ред. О. Платонов. М., 2009. 800 с.
35. Климович Л. На службе просвещения. О первой тюркскоязычной газете “Терджиман” и ее издателе И.Гаспринском // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань, 1993. С. 98-122.
36. Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Ильминский и православная миссия. Москва, 2014. 720 с.
37. Красовицкая Т.Ю, Этнокультурный дискурс в революционном контексте февраля-октября 1917 г. Стратегии, структуры, персонажи. М., 2015. 416 с.
38. Ланда Р.Г. Россия и мир российского ислама. М., 2011. 508 с.
39. Ларюэль М. Идеология русского евразийства. М., 2004. 287 с.
40. Османов Ю. Просветитель Востока Исмаил Гаспринский. Симферополь,
2014. 312 с.
41. Очерки истории и культуры крымских татар. Под ред. Э. Чубарова. Симферополь, 2005. 169 с.
42. Пивоваров Ю.С. Русская мысль// Русский исторический журнал. 1998. Т.1. №1. С. 87-116.
43. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории российской империи 1905-1914). Нижний Новгород, 2007. 518 с.
44. Толстой Н.И. Н.С.Трубецкой и евразийство//Н.С. Трубецкой. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 5-30.
45. Усманова Д.М. К вопросу о специфике мусульманского либерализма в Российской империи: политическая деятельность Юсуфа Акчуры, Исмаила Гаспринского и Габдерашида Ибрагимова в 1904-1908 гг. // Этноконфессиональные и национальные проблемы развития отечественной государственности в теории, программатике и политико-правовой практике российского либерализма: Сборник материалов Всероссийской научной конференции. 1-3 октября 2015 г. Орел, 2015. С.173-184.
46. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике османской империи. М., 1985. 271 с.
47. Червонная С. М. Исмаил Гаспринский : пантюркистская идея в контексте поисков межнационального согласия // Отечественная история, № 6. Казань,
1991. С. 21-30.
4 8 . Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение. Уфа, 2002. 300 с.
на иностранных языках:
49. Burbiel G. Die Sprache Ismail Bey Gaspyralys. Ph.D. Dissertation. Hamburg, 1950.
50. Devlet N. Ismail bey Gaspirali. [Девлет Н. Исмаил бей Гаспыралы]. Анкара, 1988. 138 с.
51. Gazigil O. Rusya’da Avrasyacilik du§uncesi ve yeni alternatif arayi§lari//Rusya Stratejik Ara§tirmalari. [Газигиль О. Евразийские идеи и поиск новых альтернатив в России // Стратегические исследования России]. Стамбул,
2006. С.101-105.
52. Kmmli C.S. Ismail bey Gaspirali. [Кырымлы Дж.С. Исмаил бей Гаспыралы] Стамбул, 1934. 248 с.
53. Lazzerini E.J. Ismail bey Gasprinskii’s Tercuman: a clarion of modernism// Central Asian Monuments. Istanbul, 1992. PP.143-157.