Работа сделана на примере Ханты-Мансийского АО.
Введение 3
1 Демографическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа 6
1.1 Административно-территориальное деление 6
1.2 Дорожная сеть региона 10
1.3 Геополитические особенности района 15
1.4 Трудовые ресурсы 19
1.5 Экологическая обстановка в Ханты-Мансийском автономном округе 21
2 Оценка роли СДП в развитии экономики района транспортного обслуживания 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Трудовые ресурсы– часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально–квалификационному уровню способна заниматься общественно–полезной деятельностью.
Занятость – не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход.
Безработица – наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Транспортной системой называют объединение связанных между собой транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки, а также занятых в этой отрасли работников. Целью любой транспортной системы является организация и осуществление эффективной грузоперевозки и перевозки пассажиров.
Густотой дорожной сети называют показатель, характеризующий транспортную обеспеченность населения регионов и страны, выражающийся в отношении протяженности транспортной линии на площадь или количество населения.
Под понятием «пассажиропоток» подразумевают движение пассажиров в одном направлении, которое характеризуется:
мощностью;
объемом перевозок.
Грузопоток – количество подлежащих перевозке грузов в единицу времени в определенном направлении.
Экосистема – это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.
Целью данной работы является изучение на основе литературных, статистических, картографических и других источников Социально–демографического потенциала субъекта Российской Федерации как района транспортного обслуживания и условий осуществления предпринимательской деятельности. Ханты-Мансийского автономного округа.
Выбранная цель обусловила следующие задачи:
дать демографическую характеристику Ханты-Мансийского автономного округа;
оценка роли социально–демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа в развитии экономики транспортного развития;
На основании данных литературных, статистических и картографических источников, изученных в ходе выполнения данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Ханты-Мансийский автономный округ является входящим в состав Тюменской области субъектом Российской Федерации, расположенным в Уральском федеральном округе. Образован 10 декабря 1930 года. В 1977 году получил статус автономного. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года округ является равноправным субъектом Российской Федерации .
Регион располагается между 58 и 66 градусами северной широты. С севера на юг округ простирается на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. Протяженность внешних границ округа – 4750 км.
Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Основными национальными группами, проживающими в регионе, являются русские – 68,1%, татары – 7,1%, украинцы – 6%
Ханты-Мансийский автономный округ имеет значимый природно-ресурсный потенциал: самые крупные в Российской Федерации нефтяные запасы, а также значительные запасы газа и газового конденсата; высокий потенциал по добыче широко распространенных неметаллических полезных ископаемых: глины, пески, песчано-гравийная смесь; высокая обеспеченность лесосырьевыми ресурсами.
Однако, начиная с 2004 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа стали постепенно снижаться темпы роста добычи нефти, так как значительная часть месторождений нефти и газа находится на поздних стадиях своей разработки, которые охарактеризованы естественным снижением уровня добычи нефти и газа в связи со значительным обводнением и истощением запасов продукции.
Вместе с тем Ханты-Мансийский автономный округ является также основным производителем электроэнергии.
Также Ханты-Мансийский автономный округ обладает значительными лесосырьевыми ресурсами. В связи с этим отрасль лесопереработки занимает важное место в отраслевой структуре региона.
Суровые природные условия округа обуславливают низкий уровень развития сельскохозяйственной отрасли производства. Климат Ханты-Мансийского автономного округа позволяет производить очень ограниченное количество видов сельскохозяйственных культур.
В связи с неблагоприятными природными условиями основная часть грузов перевозится водным и железнодорожным транспортом. Широкое применение железнодорожного транспорта также обусловлено развитой тяжелой и горнодобывающей отраслями производства в регионе.
Современный план социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – является ресурсно-сырьевым. Такой план был сформирован еще в советский период в рамках осуществления плановой системы экономики. При переходе к рыночной системе основная специализация региона – добыча и транспорт нефти, газа и полезных ископаемых – сохранилась, поэтому и модель социально–экономического развития автономного округа осталась прежней, адаптировавшись к рыночным условиям.