Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ислам в системе государственно-конфессиональных отношений в Северной Осетии (1920 - начало XXI в.)

Работа №59981

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы122
Год сдачи2020
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Место и роль ислама в религиозной жизни Северной Осетии...16
1.1. Этапы распространения ислама среди осетин. Особенности вероисповедания мусульман в Осетии 16
1.2. Мусульманские религиозные организации в Северной Осетии в постсоветский период 25
Глава 2. Деятельность государственных органов Северной Осетии среди мусульманских организаций в советский период (1920-1991 гг.) 38
2.1. Особенности конфессиональной политики государства в 1920-1930-е гг. и в период Великой Отечественной войны на территории Северной Осетии
2.2. Конфессиональная политика республиканских органов власти в послевоенные десятилетия (1945-1980-е гг.) 47
Глава 3. Взаимоотношения мусульманских религиозных организаций Северной Осетии с государством и иными конфессиями на современном этапе 61
3.1. Новый уровень взаимоотношения государства и религиозных организаций в постсоветский период 61
3.2. Взаимодействие мусульманских организаций с другими конфессиями республики. Участие мусульман Северной Осетии в миротворческой деятельности на Кавказе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Актуальность темы исследования связана с рядом различных факторов, требующих разъяснения.
В первую очередь, следует указать на тот факт, что в Советском Союзе, в силу официальной государственной коммунистической идеологии, любая религия в течение долгого времени подвергалась преследованиям - вплоть до середины 1980-х гг., когда в эпоху горбачевской «перестройки» произошло смягчение политического режима в стране, и, в том числе, и в религиозном вопросе. Однако, во времена «перестройки» 1985-1991 гг., и, в особенности, после падения советского образования Российской Федерации, в нашей стране началось возрождение религиозного сознания населения. затруднялось вследствие многолетнего воздействия на общество советской атеистической пропаганды. По этой причине, изменения в религиозной политике государства, произошедшие в России за последнее столетие, требуют тщательного изучения трудностей, возникших при восстановлении религиозных институтов, как важной составляющей жизни российского общества.
Важно учитывать тот факт, что Россия представляет собой полиэтничное и многоконфессиональное государство. Населяющие Российскую Федерацию народы исповедуют все мировые религии - христианство, ислам и буддизм. Кроме того, в стране большое количество граждан, исповедующих иудаизм и традиционные языческие культы. В связи с этим, конфессиональный вопрос является одним из важнейших аспектов государственной политики: недостаточно эффективное и своевременное решение межконфессиональных противоречий едва ли не в меньшей степени грозит целостности преодоление межконфессиональных конфликтов. К тому же, в определенных случаях, причины межэтнических и межрелигиозных конфликтов могут и совпадать.
В данном отношении, Северокавказский регион, в котором проживают десятки различных национальностей, исповедующих все перечисленные выше религии, является одной из самых проблемных (если не самой проблемной) территории Российской Федерации, на которой все еще остаются не до конца решенными противоречия между различными этносами, связанные, в том числе, и с религией. Подобная ситуация представляет собой фактор дестабилизации и несет угрозу устоям российской государственности. Анализ поисков решения данной проблемы, которые предпринимаются в нашей стране, так же должен стать предметом тщательного изучения.
Выбор территории настоящего исследования не случаен. Конфессиональная ситуация в Республике Северная Осетия - Алания (РСО-А) существенным образом отличается от положения в остальных республиках Северного Кавказа, входящих в Северокавказский (Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан, Карачаево- Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика) или Южный федеральный округа (Республика Адыгея). Во всех перечисленных национальных государственных образованиях господствующей религией является ислам. Между тем большинство населения РСО-А являются христианами разных направлений: большая часть осетин (титульное население республики), русские, армяне, грузины, украинцы, греки, немцы и др. При этом и мусульмане (преимущественно осетины, а также ингуши, кабардинцы, чеченцы, татары, турки и др.) составляют немалый процент населения, существенно влияя на общественную жизнь республики.
В связи с этим, важно исследовать процесс распространения мусульманской религии на территории Северной Осетии в исторической ретроспективе. Это позволит провести сопоставительный анализ и выявить как соответствие распространения ислама в Северной Осетии общим тенденциям (для чего требуется дать в данной выпускной квалификационной работе краткую характеристику ислама, как религиозного учения, и разъяснить теологические термины, сопутствующие данной тематике), так и учесть местную специфику. Кроме того, немаловажно рассмотреть факторы, обусловившие проникновениям мусульманской веры на территорию своевременной Северной Осетии, равно как и этапы данного процесса - с учетом того обстоятельства, что хронология принятия ислама осетинами и в начале двадцать первого столетия является предметом научных дискуссий.
Следует изучить так же и весь комплекс политических, социально-экономических географических и прочих причин, которые воспрепятствовали утверждению ислама в качестве господствующей религии в осетинской среде, в отличие от остальных северокавказских народов, а так же степень влияния, оказанного исламской религией, на развитие культурной и социально-бытовой сфер жизни осетинского народа.
Немаловажно рассмотреть особенности конфессиональной политики властей Российской империи (в которой официальной религией являлось православное христианство) по отношению к мусульманам на территории современной Северной Осетии, которая определенным образом отличалась от таковой политики на общероссийском уровне.
Особую значимость имеет и осмысление положения мусульман Северной Осетии на различных этапах существования советской власти. Данная политика несколько раз претерпевала значительные изменения - от терпимого, в целом, отношения в первые послереволюционные годы, к жестоким репрессиям в эпоху 1920-1930-х гг., послаблениям в период Великой Отечественной войны, и новому этапу преследований в послевоенный период - вплоть до начала горбачевской перестройки.
В этой связи представляет интерес сравнительный анализ конфессиональной политики республиканских властей в советский период с учетом ее совпадений и различий с аналогичной общесоюзной политикой.
Немалое значение имеет в данном контексте анализ позиции мусульман Северной Осетии в период борьбы с гитлеровской Германией. Представляется важным ответить на вопрос, почему жесткая антирелигиозная кампания советских властей в довоенный период не поколебала патриотические чувства осетин-мусульман.
Наконец, подлежат анализу изменения, произошедшие после распада СССР в конфессиональной политике государства и в положении мусульман Северной Осетии. Это необходимо для выявления специфики развития исламских религиозных институтов в республике в 1990-х гг. - первых двух десятилетиях XXI в., анализа степени их эффективности - в том числе с учетом результатов деятельности каждого из муфтиев.
Так же важно изучить характерные особенности диалога между североосетинской мусульманской общиной, с одной стороны, и местными и общероссийскими властями, с другой.
В то же время, своеобразие РСО-А заключается в том, что многие из осетин, относящих себя как к христианам, так и мусульманам, лишь внешне соблюдают необходимые обряды, но, по сути, придерживаются традиционных политеистических верований. В связи с этим, важно проанализировать степень религиозности осетин-мусульман, и характер их взаимоотношений с единоверцами, относящимися к другим этносам, как внутри республики, так и на Северном Кавказе (и за его пределами). Важным аспектом данной проблемы представляется изучение специфических черт двусторонних отношений осетин- мусульман с представителями ингушского этноса, что обусловлено последствиями осетино-ингушского конфликта (осень 1992 г.), который на латентном уровне и в настоящее время сохраняет конфликтогенный потенциал.
Следует принять во внимание и тот факт, что ислам как таковой негативно воспринимается в некоторых слоях российского общества вследствие трагических событий второй половины 1990 - начала 2000 гг., в том числе - и на территории РСО-А. В данном случае, имеются в виду гибель заложников в Беслане в 2004 г., а так же ряд террористических актов, стоивших жизни видным осетинским публицистам и теологам мусульманского вероисповедания, являвшихся сторонниками сотрудничества с представителями других религий. С учетом данного обстоятельства, считаем, что необходимо исследовать характер взаимодействия мусульманских организаций с другими конфессиями, и с представителями различных этносов, проживающих в Северной Осетии, равно, как и участие североосетинских мусульман в миротворческой деятельности на Кавказе - в том числе, в Южной Осетии. Не меньшее значение имеет и изучение деятельности мусульманской общины Северной Осетии в контексте деятельности всех конфессий РФ, направленной на достижение мирных и партнерских межконфессиональных отношений в нашей стране.
Степень научной разработанности проблемы.
Научное исследование, к которым относятся и выпускные квалификационные работы (ВКР), должны основываться, в первую очередь, на работе с источниками. По этой причине, данная ВКР базируется, прежде всего, на ряде нормативных документов религиозных структур и органов государственного управления советского и постсоветского периода, таких, как: «Восьмой съезд РКП (б). Протоколы заседаний. Март 1919 г.; «Взаимоотношения советской власти и православного духовенства Северной Осетии (19171943 гг.): сборник документов» - Сост. Б.А. Синанов, «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об упразднении Горской Советской Социалистической Республики. 7 июля 1924 г.»; Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 17 (30) января 1918 г. об учреждении Комиссариата по делам мусульман; «Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 28 января 1918 г.»; «Из декрета ЦИК и СНК СССР «О разрешении преподавания мусульманского вероучения в регионах с мусульманским составом населения». Октябрь 1923 г.»; Коммюнике объединенного заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета от 28 февраля 2020 г.; «Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.»; «Нормативно-правовые акты Союза Советских Социалистических Республик с 1924 по 1934 гг.; «Положение о шариатских судах Горской Советской Социалистической Республики. 5 декабря 1921 г.»;
«Постановление СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г. «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов».
Использование документальных первоисточников в сочетании с другими источниками, позволяет сконструировать объективную картину конфессиональной политики государственных и республиканских органов власти Северной Осетии в отношении мусульманской общины в изучаемый период.
В ВКР широко использовались научные исследования, посвященные рассматриваемой теме: докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные статьи, публицистические заметки, опубликованные в научных и научно-популярных журналах и сборниках. В данной работе нашли применение труды таких исследователей, как: А.Я. Амелина; А.В. Гамаонова; А.М. Гарасаев, Л.М. Гарсаев; Х.М. Гацалов; Е.Х. Джиоева; Т.Е. Дзеранов; Т.И. Догузов; Н.М. Емельянова; Р.К. Келехсаев; М.С. Рощин; В.Т. Рязанов; Ф.М. Таказов; М.Н. Торчинова; В.С. Уарзиати; а так же аналитические материалы, опубликованные на сетевых ресурсах Северной Осетии и Московского Патриархата: «Об этнополитической и религиозной ситуации в Северной Осетии»; «Объединенное заседание Межрелигиозного совета России (МСР) и Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) от 28 февраля 2020 г. под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Первого»; «Осетины - мусульмане или христиане? Религия осетин»; «Религии Северной Осетии: в кого верят и кого чтут осетины?»; «Религия Осетин: Алания Информ»; «Религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания».
При этом, как представляется, наибольшую ценность имеют исследования А.Я. Амелиной, Т.Е. Дзеранова, Н.М. Емельяновой М.С. Рощина, наиболее глубоко изучивших историю развития ислама в Северной Осетии и его положения в условиях современности.
Значительное количество ценной информации о взаимоотношениях мусульманской общины республики с православными христианами и контактах осетин с другими этносами, содержится в работах таких исследователей, как Р.С. Багаев; А.Т. Баликоев; З.Б. Гобети; Л.К. Гостиева; А.А. Сланов;
В.С. Тохсыров; З.М. Фарниев; В.Х. Тавасиев; кроме того, в материале электронного ресурса «Царьград» - «Остановить атаку на Православие в Осетии».
Значимость исследований таких российских и зарубежных авторов, как Р.Т. Вердиев; А.Л. Дзасохов; Б.А. Калоев; З.В. Канукова; Э. Ротстейн;
А.А. Тетдоев; В.С. Уарзиати заключается в том, что они изучают историю и современное положение Северной Осетии в целом, или детально рассматривают отдельные аспекты развития североосетинского региона, затрагивая, в том числе, и вопросы развития ислама на территории республики.
Я.А. Аксенова; Д.И. Цховребова; Н.Т. Цховребова затрагивают в своих исследованиях локальный аспект проблемы, изучая историю отдельных районов Северной Осетии, в том числе - и с конфессиональной точки зрения. Данный подход позволяет более детально рассмотреть проблемы изучаемой темы .
С учетом того факта, что данная работа включает в себя и анализ отношений мусульман Северной Осетии (в том числе, с точки зрения миротворческой деятельности) с теми представителями осетинского этноса, которые придерживаются местных традиционных верований, а так же контактов с Южной Осетией, в ВКР были использованы исследования Х.Г. Дзанайты; Л.А. Дударова; В.А. Захаров,
A. Е. Арешев, Е.Г. Семерикова, а так же публикации с электронных ресурсов.
А.К. Аликберов; В.О.Бобровников; А.К. Бустанов; Р. Бухараев;
Н.М. Емельянова; Ф. Корли; А.В. Малашенко; С. Хантер осмысливают в своих исследованиях особенности развития ислама в России. В наибольшей степени ценность для данной ВКР представляют труды Н.М. Емельяновой и М.В. Малашенко, которые занимаются проблематикой развития ислама на Северном Кавказе, в том числе - и в Северной Осетии.
В работах отечественных и иностранных исследователей B. З. Акопяна, М.Р. Арсанукаева, М.А. Аствацатуровой, М.М. Блиева, Н.Г. Бондаренко, А.Н. Гиль, Д.Н. Гречишко, А.Х. Даудова, Ю.Д. Джабраилова, И.Д. Ибрагимова, М.Е. Колесниковой, Ф.М. Кулиева, Ю.О. Рясной, А.К. Шабацюк, Ю.Ю. Карпова, Д.С. Кокорхоевой, С.И. Линец, Н.К. Лысенко, Э. Маршалл, И. Молодиковой, Е.Х. Наскидаевой, С.К. Осипова, Т.Г. Письменной, М.В. Пономаренко, А.Н. Рябикова, С.М. Теммоева, В.В. Трегубенко, Э. Уотта, Э.А. Шеуджена, З.У. Цораева, В.Г. Шнайдера изучаются различные аспекты этно-конфессиональной политики в Северокавказском регионе.
Кроме того, в работе использованы научные труды зарубежных ученых П. Кенеза и М. Лэуина, посвященные изучению советского периода российской истории, в которых так же содержится важная информация, связанная с темой ВКР.
Объектом исследования данной ВКР является изучение истории ислама на территории Северной Осетии в 1920-2010-х гг. в контексте государственно конфессиональной политики и межконфессиональных отношений.
Предмет исследования данной ВКР - ключевые вопросы истории ислама в Северной Осетии в советский и постсоветский периоды в системе государственно-конфессиональной политики и межконфессиональных отношений.
Цель исследования: анализ истории ислама в Северной Осетии в советский и постсоветский периоды (1920г. - начало XXI в.) в системе государственно-конфессиональной политики и межконфессиональных отношений и сопоставление данного процесса с тенденциями, характерными для состояния ислама в России в целом и на Северном Кавказе в исследуемый период.
На основании сформулированной цели исследования были определены практические задачи:
- рассмотреть основные этапы распространения ислама среди осетин и особенности вероисповедания мусульман в Осетии;
- проанализировать деятельность мусульманских религиозных организаций в Северной Осетии в постсоветский период;
- исследовать особенности конфессиональной политики государства в 1920-1930-е гг. и в период Великой Отечественной войны на территории Северной Осетии;
- рассмотреть конфессиональную политику республиканских органов власти в послевоенные десятилетия (1940-1980-е гг.);
- осмыслить новый уровень взаимоотношений государства и религиозных организаций в постсоветский период;
- охарактеризовать взаимодействие мусульманских организаций с другими конфессиями республики и участию мусульман Северной Осетии в миротворческой деятельности на Кавказе.
Теоретико-методологические основы базируются на использовании в данной ВКР метода сравнения и сопоставления, диалектического подхода и сопоставительного анализа, которые позволяют изучить проблему с различных точек зрения, и обеспечивают, тем самым, большую объективность в исследовании. Кроме того, в данной работе было использовано комбинирование конкретно-исторического и системного подходов, а так же исторического и логического анализа, которые необходимы при обработке значительного количества исторических источников и научной литературы, использованных в ВКР. По этой же причине в работе использованы сравнительный и обобщающий методы, а так же метод изучения статистических данных.
Теоретическая и практическая значимость работы основана на использовании широкого массива нормативных документов и прочих видов исторических источников, а так же основных научных трудов по исследуемой проблеме.
Практическая значимость данной ВКР заключается в том, что ее материалы могут быть использованы студентами- теологами, проходящими обучение по направлению подготовки: 48.03.01 профиль: государственно-конфессиональные отношения (с исламским блоком дисциплин) при написании курсовых работ, практикоориентированных проектов и рефератов по таким учебным дисциплинам, как «История религий», «История ислама в России», «Конфессиональная история в регионе», «История и культура народов Северного Кавказа», «Основы социальной концепции ислама в России».
На основе данной ВКР был разработан инновационный проект «Создание этно-конфессиональной деревни «Нж Бжстж»», который прошел апробацию на конкурсе проектов «Молодая наука-2020» в Пятигорском государственном университете в апреле 2020 г.
Структура работы сформирована в соответствии с ее целью и задачами. ВКР состоит из введения, трех глав (в каждую из которых входят по два параграфа), заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа, основанная на первоисточниках и научных исследованиях, позволяет сделать следующие выводы:
1. Проникновение ислама в среду осетинского народа началось в позднее средневековье, однако процесс укоренения данной религии растянулся на несколько веков. Важнейшую роль в принятии ислама частью осетин сыграла Кабарда и ее князья. Хотя немало осетин исповедовало ислам, они всегда оставались конфессиональным меньшинством среди своего народа. В то же время, осетины- мусульмане внесли немалый вклад в развитие культуры и образования в Осетии.
2. Утверждение советской власти существенным образом повлияло на положение мусульманской общины в Осетии, равно, как и всех их единоверцев в северокавказском регионе и России. Жизнь мусульманской уммы Северной Осетии в советский период была малозаметной. Она заметно оживает с конца 1980-х гг. и особенно в постсоветские десятилетия. Этот период характеризовался настоящим «религиозным возрождением» в том числе и для мусульманской уммы Республики Северная Осетия-Алания.
3. Взаимоотношения советской власти с мусульманскими общинами Северной Осетии в предвоенные десятилетия и в период Великой Отечественной войны носили противоречивый характер. В 20-е годы ХХ терпимое отношение к исламу было связано с намерением советской власти использовать мусульман в своем противостоянии с главным идеологическим оппонентом большевиков - Русской Православной Церковью. В то же время классовая политика большевистского руководства, ориентированная на ликвидацию так называемых «эксплуататорских классов», несла в себе угрозу единству исламской общины Северной Осетии.
4. После укрепления своих позиций, с конца 1920-х гг. советская власть перешла к открытой репрессивной политике по отношению к мусульманам и другим конфессиям. Антирелигиозная политика, которую проводили власти СССР, нанесли огромный урон исламской умме Северной Осетии. Были уничтожены почти все мечети и мусульманские учебные заведения, духовные лидеры и активные члены уммы подверглись репрессиям. Несмотря на это, в годы Великой Отечественной войны, вопреки всем усилиям гитлеровской пропаганды, мусульмане республики в подавляющем большинстве не перешли на сторону «Третьего рейха». Подобная ситуация была связана с высоким уровнем национального самосознания осетин-мусульман, во многом базировавшегося на одном из канонов мусульманской веры - необходимости вооруженной борьбы с любым захватчиком, который вторгся на родную землю.
5. Отношения между советской властью и мусульманской уммой в послевоенные десятилетия были неоднозначными. Политика веротерпимости, объявленная еще во время Великой Отечественной войны, в целом носила декларативный характер. В Северной Осетии, где ислам, в отличие от остальных северокавказских республик, не являлся религией большинства населения, положение мусульманской общины было еще более тяжелым. В этот период республиканское руководство проводило агрессивную политику по отношению к мусульманам. Репрессии выражались в тотальной критике устоев исламской религии в средствах массовой информации, травле деятелей культуры, выступавших в защиту мусульманской веры, препятствовании публикации материалов, которые содержали положительные оценки выдающимся религиозным деятелям. Однако, все усилия, предпринятые властями Северо-Осетинской АССР, не лишили осетин-мусульман верности их религиозным убеждениям. Положение мусульманской общины Северной Осетии существенным образом улучшилось только в период «горбачевской перестройки», на фоне общего смягчения отношения государства в религиозном вопросе.
6. Деятельность исламской уммы Северной Осетии в 90-х гг. ХХ - начале XXI вв. отличалась противоречивостью. С одной стороны, в 1990-х гг. начался процесс духовного возрождения мусульманской веры (как и других конфессий) в республике и в РФ в целом. В Северной Осетии был учрежден пост муфтия и создано Духовное управление мусульман, что позволило координировать действия всех граждан республики, исповедующих ислам.
В то же время, с самого начала своей деятельности, ДУМ столкнулось с несколькими насущными проблемами, обусловленными невысоким уровнем религиозной грамотности мусульман, отсутствием реальной поддержки со стороны властей республики, распространением в Северной Осетии идей исламского экстремизма, террористической деятельностью группировки религиозного фундаменталиста
А. Дигорского и функционированием параллельной мусульманской управленческой структуры - Исламского культурного центра во Владикавказе. Возглавлявший этот центр Е.Б. Тегаев, сплотил вокруг себя экстремистски настроенную часть североосетинской уммы. Первые четыре муфтия Д.-Х. Хекилаев, Р.Х. Валгасов, Х.-М. Тавказахов и А.-Х. Евтеев оказались не в состоянии эффективно решить перечисленные задачи. Их просчеты, недоработки и промахи серьезным образом повредили реноме мусульманской общины РСО-А.
7. В постсоветский период отношения между исламской уммой РСО-А и государственными структурами претерпели значительные изменения. К мусульманской общине с подозрением относилась и Москва. Это было вызвано антагонизмом, возникшим из-за разных точек зрения на осетино-ингушский конфликт, критикой со стороны североосетинской исламской общины в адрес федерального центра по поводу организации антитеррористических мероприятий на территории республики после бесланской трагедии, некомпетентности первых мусульманских духовных лидеров Северной Осетии в борьбе с распространением ваххабизма и возникновением радикальных исламистских организаций.
Улучшение отношений между властями и исламской уммой произошло только после избрания муфтием Северной Осетии Х.Х. Гацалова. Новый глава ДУМСО сумел сплотить мусульманскую общину республики, и стал оказывать поддержку федеральному центру в вопросах не только внутренней, но и внешней политики (по вопросу присоединении Крыма, политике в Сирии и т.д.).
Лишь решительные и компетентные действия действующего муфтия Х.Х. Гацалова, который нашел точки соприкосновения, как с республиканским руководством, так и с другими конфессиями Северной Осетии, предпринял ряд решительных мер по борьбе с исламистским экстремизмом и повышению религиозной грамотности мусульман в республике, смогли кардинальным образом изменить ситуацию и улучшить репутацию исламской уммы и ДУМ.
Благодаря поддержке федерального центра Х.Х. Гацалов был включен в состав Координационного совета управления юстиции РФ по РСО-А, назначен сопредседателем Совета муфтиев России и вошел в международную Группу стратегического видения «Россия - исламский мир».
8. Отношения исламской уммы РСО-А с другими конфессиями Северной Осетии можно охарактеризовать как конструктивные. Мусульманская община включена в работу организаций «Наша Осетия» и «Стыр Ныхас», играющих значимую роль в поддержании стабильности в Северной Осетии и в северокавказском регионе, предотвращении конфликтных ситуаций на межнациональной и межконфессиональной почве. Отношения с РПЦ носят партнерский характер. Это является одновременно заслугой ДУМ республики и иерархов РПЦ - архиепископов Феофана, Зосимы и Леонида. Мусульманская община республики поддерживает партнерские отношения и с другими конфессиями Северной Осетии.
Миротворческая деятельность исламской уммы РСО- Алания после избрания Х.Х. Гацалова на пост муфтия, не ограничивается помощью жителям Южной Осетии, не прекращающейся с начала 90-х гг. ХХ в. С 2010 г. мусульманская община Северной Осетии активно противодействует распространению влияния ИГИЛ в республике, принимает участие в работе Межрелигиозного совета России.



1. Восьмой съезд РКП (б). Протоколы заседаний. Март 1919 г. URL.:http://istmat.info/files/uploads/51514/8_sezd.pdf (дата обращения: 12.11.2019).
2. Взаимоотношения советской власти и православного
духовенства Северной Осетии (1917-1943 гг.): сборник документов / Сост. Б.А. Синанов. Владикавказ: ИПЦ
СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. 167 с.
3. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об упразднении Горской Советской Социалистической Республики. 7 июля 1924 г. URL.: https://chechenlaw.ru/?p=198 (дата обращения: 11.11.2019).
4. Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 17 (30) января 1918 г. об учреждении Комиссариата по делам мусульман. URL.: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9838- 17-30-yanvarya-dekret-ob-uchrezhdenii-komissariata-po- delam-musulman (дата обращения: 3.11.2019).
5. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении
церкви от государства и школы от церкви». 28.01.1918 г. URL.: https://constitution.garant.ru/history/act1600-
1918/5325/ (дата обращения: 13.12.2019).
6. Из декрета ЦИК и СНК СССР «О разрешении преподавания мусульманского вероучения в регионах с мусульманским составом населения». Октябрь 1923 г. URL.:https://kavkaznasledie.ru/?p=3675 (дата обращения: 13.11.2019) .
7. Коммюнике объединенного заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального
консультативного комитета от 28 февраля 2020 г. URL.: http ://www.patriarchia.ru/db/text/5598906. html. (дата обращения: 6.03.2020)
8. Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 г. URL.:http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_ 1978/5478721/ (дата обращения: 26.12.2019).
9. Нормативно-правовые акты Союза Советских Социалистических Республик с 1924 по 1934 гг. URL: .libussr.ru/doc_ussr/ussr_3358.htm (дата обращения:
26.12.2019) .
10. Положение о шариатских судах Горской Советской Социалистической Республики. 5 декабря 1921 г. URL.: https://chechenlaw.ru/?p=595 (дата обращения: 13.11.2019).
11. Постановление СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г. «О
порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов». URL.: http://istmat.info/node/11796 (дата обращения: 18.11.2019).
Монографии, мемуары, статьи:
12. Акопян В.З. Северный Кавказ: государственное
строительство, экономика и культура. 1920-1940 гг. Монография. Ростов н/Д, 2010. 170 с.
13. Акопян В.З. Государственная конфессиональная политика в отношении армянской апостольской церкви на Юге России в 1917-1941 гг. Монография. Пятигорск: ПГУ, 2017. 160 с.
14. Акопян В.З. Конфессиональная политика советского государства в период «Великого перелома» (1930-е гг.) // Университетские чтения - 2017. Пятигорск: ПГЛУ. Часть Х. 2017. С. 83-88.
15. Акопян В.З. Конфессиональная политика государства в отношении католических приходов Юга России в период НЭПа // Университетские чтения - 2017. Пятигорск: ПГЛУ. Часть Х. 2017. С. 41-50.
16. Аксенова Я.А. Все ли правильно понимают к чему призывает ислам? // Моздокский вестник. 2014. 1 марта.
17. Албегова А.И. Герои Осетии на века... // Северная Осетия. 2014. 9 сент.
18. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам: Очерки истории и культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИВ РАН, 2018.456 с.
19. Амелина Я.А. Мусульмане Северной Осетии:
патриотический вектор // Мусульманский мир. 2014. №2. С. 56-69.
20. Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хоперская Л.Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северо-Кавказском регионе. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2010. 264 с.
21. Аствацатурова М.А., Голобородько А.Ю. Качество
современных межэтнических и межрелигиозных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. 2018. № 4 (95). С. 80-83.
22. Багаев Р.С. Владикавказское Православное духовное училище // Чырыстон Ир (Православная Осетия). 2014. №2. С. 12-17.
23. Блиев М.М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004. 877 с.
24. Бондаренко Н.Г., Колесникова М.Е., Рясная Ю.О. К вопросу об изучении Северного Кавказа (1920-1930 гг.) // Армия и общество. 2015. №4 (47). С. 22-28.
25. Вердиев Р.Т. Особенности современной Осетии. М.: АСТ, 2009. 182 с.
26. Гамаонова А.В. Осетино-ингушский конфликт:
миротворческие усилия гражданского общества в постконфликтоном урегулировании// Бюллетень
Владикавказского института управления. 2014. №42. С. 206-214.
27. Гарсаев Л.М., Гарасаев А.М. Суфийское братство Эвлия (святого) Кунта-Хаджи на Северном Кавказе // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В.С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции. Владикавказ, 2014. С. 254-258.
28. Гацалов Х.М. Мусульмане Осетии обрели свой «Голос» // Северная Осетия. 2014. 14 авг.
29. Джабраилов Ю.Д. Уроки вероисповедной политики советского государства на Северном Кавказе // Власть. 2014. № 12. С. 12-20.
30. Джиоева Е.Х. Христианство и Ислам за духовное возрождение и безопасность // Владикавказ. 2014. 9 окт.
31. Дзеранов Т.Е. История принятия ислама в Осетии (Алании) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-6. С. 15-17.
32. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций: Монография. М., 2003. 359 с.
33. Захаров В.А., Арешев А.Е., Семерикова Е.Г. Абхазия и Южная Осетия после признания. Исторический и современный контекст. М.: ИД «Русская панорама», 2010. 520 с.
34. Ибрагимов И.Д. Перспективы развития исламского
образования в современных условиях // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI в. Материалы XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 46-50.
35. Ислам на Северном Кавказе: история и вызовы
современности / Под ред. М. Арсанукаевой, А. Гиля, А. Шабацюка. Люблин-Майкоп, 2014. 266 с.
36. История Осетии. ХХ век / Под ред. А.Л. Дзасохова. М.: Наука, 2003. 632с.
37. Калоев Б.А. Осетины (историко-этнографическое
исследование). Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ГРВЛ. 1971. 360 с.
38. Канукова З.В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. 172 с.
39. Карпов Ю.Ю. Национальная политика Советского
государства на северокавказской периферии в 20 - 30-е гг. ХХ в. СПб.: Петербургское востоковедение, 2017. 400 с.
40. Келехсаев Р.К. Репрессии против религиозных общин г. Владикавказ в 1930-е гг. // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. Вып. 12 С.77-83.
41. Кокорхоева Д.С. Из истории организации комиссии по национальной политике РКП (б) - ВКП (б) на Северном Кавказе: мотивы создания и роль в системе управления автономиями (1924-1927) // Научная мысль Кавказа. 2018. №4 (96). С. 16-27.
42. Линец С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942 - октябрь 1943). Ростов н/Д: Феникс, 2003. 342 с.
43. Лысенко Н.К. «Горский мир» как феномен цивилизации // Северная Осетия. 2014. 3 сент.
44. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001. 180 с.
45. Наскидаева Е.Х. Исторический опыт российскокавказского межконфессионального взаимодействия (середина XVIII - начало XX вв.): монография. Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014. 131 с.
46. Наша Вера: [статьи, очерки, интервью]. Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2014. 176 с.
47. Осипов С.К. Религиозный фактор в эволюции политической системы России // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1. С. 144-150.
48. Осипов С.К., Парастатов С.В. История появления ислама и развитие духовного образования в России до 1917 г. // Университетские чтения-2018. Пятигорск: ПГУ, 2018. С. 67-73.
49. Письменная Т.Г., Рябиков А.Н., Гречишко Д.Н. Особенности конфессиональной политики на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны //
Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №1. С. 92-99.
50. Рязанов В.Т. Мусульмане Осетии: работать на благо республики // Северная Осетия. 2014. 23 янв.
51. Сланов А.А. Церковное строительство в Южной Осетии, развернутое обществом восстановления православного христианства на Кавказе // Народы Кавказа: история, этнология, культура. Материалы всероссийской научной конференции. Владикавказ, 2014. С. 187-194.
52. Таказов Ф.М. Ислам в системе традиционной культуры осетин (XVIII - начале XX вв.). Владикавказ, 2007. 200 с.
53. Тедтоев А.А. Северная Осетия в Великой Отечественной войне. Орджоникидзе: ИР, 1959. 345 с.
54. Торчинова М.Н. Суннитская мечеть // Модный Владикавказ. 2014. Апр.(№4). С. 114-116.
55. Трегубенко В.В. Взаимодействие Совета по делам
религиозных культов с неправославными религиозными объединениями на Ставрополье и Кубани на завершающем этапе Великой Отечественной войны (1944-1945) //
Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7. С. 26-31.
56. Уарзиати В.С. Ислам в культуре Осетии // Эхо Кавказа. 1993. № 3. С. 18-19.
57. Уарзиати В.С. Культура осетин: связи с народами
Кавказа. Орджоникидзе: Ир, 1990. 190 с.
58. Шеуджен Э.А.Северный Кавказ в 20-е годы ХХ века: у истоков исторического знания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. 2007. №3. С. 2330.
59. Фарниев З.М., Тохсыров В.С. Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима «Православие в Осетии имеет глубочайшие корни» // Чырыстон Ир (Православная Осетия). 2014. №1. С. 32-34.
60. Хайретдинов Д.З. Ислам в Осетии. Информационный материал Исламского конгресса России. М.: Эксмо, 1997. 234 с.
61. Цораев З.У. Социальные и духовные основы
цивилизационного пространства Северного Кавказа // Известия СОИГСИ. 2014. Вып. 11(50). С. 59-66.
62. Цховребова Д.И. История родного села как частичка истории Отечества // Фидиушг. 2014. 26 апр. С. 4.
63. Цховребова Н.Т. В Пригородном районе вспоминали трагические события осени 1992-го года // Фидиугег. 2014. 1 нояб. С. 1.
64. Шнайдер В.Г. Советское нациестроительство на Северном Кавказе (1917 - конец 1950-х гг.):
закономерности и противоречия. Армавир: Риц Агпу, 2007. 416 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
65. Баликоев А.Т. Проблемы межнациональных отношений в Северной Осетии и механизм их регулирования: автореф. дисс... канд. ист. наук. Владикавказ, 2011. 27 с.
66. Гобети З.Б. Культурное развитие Северной Осетии в 20 - 30-е годы XX века: автореф. дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2009. 26 с.
67. Келехсаев Р.К. Конфессиональные аспекты политического и социокультурного развития Осетии в условиях общественных модернизаций: автореф. дисс... канд. ист. наук. Владикавказ, 2015. 28 с.
68. Кулиев Ф.М. Государственно-конфессиональные отношения на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XX вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: Владикавказ, 2013.
69. Тавасиев В.Х. Историко-демографический анализ национального состава и численности населения Северной Осетии в XX веке: автореф. дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2006. 26 с.
70. Таказов Ф.М. Исламские мотивы в фольклоре осетин: автореф. дисс. канд. филологич. наук. Владикавказ,2006. 26 с.
71. Теммоев С.М. Национальная и федеративная политика советского государства на Северном Кавказе: исторический опыт: 1917-1937 гг.: автореф. дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2010. 27 с.
Электронные ресурсы:
72. Артур Цуциев об этнополитической и религиозной
ситуации в Северной Осетии. URL.:
https://caucasustimes.com/ru/artur-cuciev-ob-
j etnopoliticheskoj -i-religioznoj -situacii-v-severnoj -osetii/ (дата обращения 4.12.2019).
73. Емельянова Н.М. Тайное и явное в северокавказском
исламе. URL.: http://lit.lib.ru/
e/emelxjanowa_n_m/text_0030.shtml (дата обращения 14.03.2020) .
74. Народная религия осетин. URL.: https://south-
ossetia.info/narodnaya-religiya-osetin/ (дата обращения
3.12.2019) .
75. «Неоязычество» в Осетии как искусственно навязываемая
« страшилка». URL.: https://respublikarso.org/elections/1279-
neoyazychestvo-v-osetii-kak-iskusstvenno-nazyvaemaya- strashilka.html (дата обращения 13.12.2019).
76. Объединенное заседание Межрелигиозного совета России (МСР) и Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК) от 28 февраля 2020 г. URL.: http://www.patriarchia.ru/db/text/5598938.html. (дата обращения 13.03.2020).
77. Осетины - мусульмане или христиане? Религия осетин. URL.: https://nlo-mir.rU/religia/43145-osetiny.html#a-9 (дата
обращения 18.12.2019).
78. Осетины: традиционные верования. URL.:
http://www.etnosy.ru/node/1682
(дата обращения 21.12.2019).
79. Остановить атаку на Православие в Осетии. URL.: https://tsargrad.tv/articles/ostorozhno-sekta-pravda-o- tradicionnoj-osetinskoj-religii_210387 (дата обращения
1.12.2019) .
80. Северный Кавказ в СССР. Советское время. URL.: https://ncau.ru/29/ (дата обращения 13.12.2019).
81. Религии Северной Осетии: в кого верят и кого чтут осетины? URL.: https://sib-catholic.ru/religii-severnoy-osetii-v- kogo-veryat-i-kogo-chtut-osetinyi/ (дата обращения
15.12.2019) .
82. Религиозные верования осетин: прошлое и настоящее.
URL.: http://evrazia.org/article/2129 (дата обращения 16.12.2019) .
83. Религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания. URL.:
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=945 (дата
обращения 19.12.2019).
84. Религия Осетин: Алания Информ. URL.: http://osinform.org/ 39008-religiya-osetin.html (дата обращения 10.12.2019).
85. Россия и Кавказ: противоречивые ди^урсы истории. URL.: http://caucasustimes.com/ru/rossija-i-kavkaz-protivorechivye- dickur/ (дата обращения 22.11.2019).
86. Рощин М.С. Ислам в Северной Осетии. URL.: http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-150-3/978-5- 88431-150-3_25.pdf. (дата обращения 22.03.2020).
87. Традиционная вера осетин. Размышления вслух. URL.: https://south-ossetia.info/tradicionnaya-vera-osetin- razmyshleniya-vslux/ (дата обращения 25.11.2019).
88. Цховребова Н.Т. Осетинский аул и его традиции. URL.: http://iratta.com/2007/08/27/vremja_i_process_obrazovanija_se lenijj.html (дата обращения 30.12.2019).
89. Ярмарка богов. Традиционные верования осетин: неоязычество или религия предков? URL.: http://osnova.news/n/5061/ (дата обращения 27.12.2019).
Публикации на иностранных языках:
90. Bukharaev R. Islam in Russia: The Four Seasons. Abingdon- on-Thames: Routledge, 2014. 356 p.
91. Corley F. Religion in the Soviet Union: An Archival Reader. New-York: NYU Press, 2016. 320 p.
92. Hunter S. Islam in Russia: The Politics of Identity and Security. Abingdon-on-Thames: Routledge, 2016. 562 p.
93. Kenez P. A History of the Soviet Union from the Beginning to its Legacy. London: Cambridge University Press, 2017. 388p.
94. Lewin M. The Soviet Century. Manchester: Verso, 2018. 432p.
95. Marshall A. The Caucasus Under Soviet Rule. Abingdon-on- Thames: Routledge, 2018. 402 p.
96. Molodikova I., Watt A. Growing Up in the North Caucasus: Society, Family, Religion and Education (Central Asian Studies). Abingdon-on-Thames: Routledge, 2019. 224 p.
97. Rotstein A.A people reborn: the story of North Ossetia. London: Lawrence & Wishart, 2019. 431 p.
98. Wimbush E. Mystics and Commissars: Sufism in the Soviet Union. Los-Angeles:University of California Press, 2015. 195 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ