Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Школьные краеведческие экскурсии в обучении окружающего мира и географии

Работа №59963

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы164
Год сдачи2016
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
3
Глава 1. Формы и виды краеведческих экскурсий в начальной и основной
общеобразовательной школах
..5
1.1. Значение и
виды экскурсий
.5
1.2. Место экскурсий в школьном курсе
«Окружающий мир» 10
1.3. Значение экскурсий в обучении географии в
основной школе 13
Глава 2. Природно-исторический потенциал организации школьных краеведческих экскурсий в Арском районе
18
2.1. Памятники природы в организации школьных краеведческих
экскурсий
18
2.2. Исторические памятники в организации школьных краеведческих
экскурсий
25
2.3. История памятников культуры Арского
района
31
Глава 3. Методика организации школьных краеведческих экскурсий
39
3.1.Особенности школьных краеведческих
экскурсий
39
3.2. Методика организации проведения экскурсии в начальной
школе
41
3.3. Методика организации краеведческих экскурсий в основной
школе
46
Заключение
54
Приложения
56
Список
литературы
73


Актуальность темы. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение по изучению окружающего мира. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Экскурсия — это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и
воспитательных задач.
Экскурсия - это, прежде всего путешествие по своему краю, непосредственное наблюдение и изучение его, где у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах. В использовании местного краеведческого материала при изучении различных тем предмета «Окружающий мир» и заключается суть краеведческого принципа в преподавании.
Процесс формирования наследия непрерывен. Каждый человек помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый человек сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.
Памятники истории — здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими
историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины.
Памятники природы — особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом
отношении.
Объектом исследования является: организация и проведение краеведческих экскурсий.
Предмет исследования - изучение школьных краеведческих экскурсий по «Окружающему миру» в начальной и географии в основной
общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявление форм и видов краеведческих экскурсий в начальной и основной общеобразовательной школах, природно¬
исторического потенциала организации школьных краеведческих экскурсий на примере Арского района, определение методики организации школьных краеведческих экскурсий.
Задачами дипломной работы являются:
- формы и виды краеведческих экскурсий в начальной и основной общеобразовательной школах;
- методика организации школьных краеведческих экскурсий;
- организация школьных краеведческих экскурсий (на примере Арского района).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экскурсия – это коллективное посещение музея,
мемориала, архитектурного памятника и т.п.; поездка,
прогулка с образовательной, научной, спортивной или
увеселительной целью; показ, объяснение в ходе
такого посещения, поездки; группа лиц123
(экскурсантов), совершающих такое посещение,
поездку или прогулку.
Отношение школ к экскурсиям должно быть такое
же, как к урокам. Основная цель экскурсии –
формирование представлений о предметах и явлениях
природы, культуры в реальной обстановке. В процессе
экскурсий закладывается фундамент конкретных
представлений о родной природе. Тематика экскурсий
определяется программой по природоведению или
естествознанию, школьных курсов географии.
Экскурсии можно подразделить на вводные,
текущие (сопутствующие классному изучению темы),
заключительные, а также на предметные и
комплексные. На комплексных экскурсиях изучается
комплекс объектов. На предметных экскурсиях
основное внимание уделяется изучению какого-то
одного компонента природы, одного вопроса темы.
Подготовка учащихся к учебной экскурсии
проводится на уроке. Школьники должны быть
подготовлены теоретически, практически и
организационно.
Для проведения экскурсий в природу выбирается
район, расположенный вблизи школы и знакомый
учащимся. Район должен отвечать следующим
требованиям: 1) быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным
для природной зоны, в которой живут учащиеся; 2)
иметь доступный для изучения пересеченный рельеф,
хорошие обнажения горных пород, разнообразный
почвенно-растительный покров и наличие водных
объектов (источников, рек, ручьев или озер); 3)
должен быть вполне доступен для прохождения.
При изучении физической географии (6—8 классы)
проводятся четыре экскурсии в природу, в курсе
экономической географии (9 класс)—одна, на местное
предприятие.
Географическая экскурсия — одна из форм
организации учебно-воспитательного процесса в
школе, ее проведение так же обязательно для учителя,
как и проведение уроков.
С краеведением и в частности с краеведческим
музеем должна быть связана работа школьной
библиотеки и кабинета информатики. Задача
краеведческого музея — представить наглядную и
всестороннюю картину природы и жизни родной
местности.
Школьные краеведческие экскурсии можно
организовать на примере Арского района, так как я
сам из Арского района. Арск богат историческими
памятниками и памятниками природы, но к
сожалению некоторые из них не сохранились до
наших дней. Арский район - это земля музеев.
Большой популярностью пользуются мемориальный
комплекс великого татарского поэта Габдуллы Тукая в
д. Кырлай, музей-усадьба семьи Тукаевых на родине
Тукая в д. Кушлавыч. В Арске функционируют
единственный в республике музей литературы и
искусства, единственный в мире музей «Алифба".
Здесь же работает музей образования. В д.
Культес действует музей великого татарского
просветителя Шамсетдина Культеси, в д. Губурчак -
музей народного писателя Мухаммета Магдиева, в д.
Янасала-музей народного писателя Г. Баширова в д126
Казанбаш - музей народного писателя Гарифа
Ахунова. Особой любовью пользуются и
краеведческие музеи при учебных заведениях,
Лесхозский музей, музей «Казан арты». Арск
динамично развивается, бережно храня свою
многовековую историю и культуру.
В последнее время краеведение обрело статус
учебной дисциплины в рамках школьного и
вузовского образования.
Учебные экскурсии необходимое звено учебного
процесса и эффективное средство овладения
прочными и глубокими знаниями, умениями и
навыками.


1. Антонов Б., Валиева Л. Литературно - мемориальный музей Г. Тукая.- Казань. - 1984.
2. Арск обязан быть в лидерах. // Татарстан. - 2003. - №10.
3. Арский район Казань: из-во «Идел-пресс». - 2013. - 16 с.
4. Арский район. - Изд-во «Внешторгиздат». - 10 с.
5. Арский район. - Изд-во «Руссика» г. Чебаксары. - 20 с.
6. Археологические памятники Татарской АССР. - Казань: Тат. Кн. изд-во, 1987.-240 с.
7. Атлас Тар.-тари-ка. - Справочно¬
энциклопедическое издание,2005. - 887 с.
8. Буклет Арского района.
9. Буклет Дом-музей семьи Тукаевых в селе Кошлауч Арского района.
10. Буклет музея « Казан арты » Арского района.
11. Википедия-интернет.
12. Волков С.Д. Советская площадь// К коммунизму. - 1989.7 янв. Советская пл. дом Советов.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 1999. http://infourok.ru/metodika- provedeniya-ekskursiy-v-prirodu-s-uchaschimisya-v- ramkah-kursa-okruzhayuschiy-mir-382217.html.
14. Галлям Р.Г., Фасхутдинов К.Ф. Город Арск. История и современность. / Казань: - Издательство «Плутон», 2012.- 384 с.
15. Гарифуллин Р. Их мечты сбылись: они ковали Победу // Арский вестник. - 2009.-11 декабря.
16. География России энциклопедический словарь.- 1998г.-М.:С.40;
17. География энциклопедический словарь
18. Геральдическое наследие Республики Татарстан. - М.: Регионсервис, 2012 - 328с. (124-131 стр.)
19. Государственной реестр ООПТ в РТ. Издание второе. - Казань - Издательство «Идел - Пресс», 2007.
- 408 с.
20. Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь. - Казань. - 1983.
21. Душина И.В. Методика преподавания географии /
И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М.: Московский лицей,
1996. - 223 с.
http://works.doklad.ru/view/WXK7Cb88rG4/3.html
22. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика
преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов. М.: Московский лицей,
1996.http://www.docme.ru/doc/ 191515/e-kskursionnaya- rabota-po-geografii.
23. Заболотский С. Город Арск // Красная Татария.- 1924, 2 июля.
24. Заикин Г.М. Кустарная промышленность Татарстана. История и процесс производства обуви и головных уборов. - Казань, 1931.
25. Закиева Г. Музей родного края.// Арский вестник.
- 2009, 19 ноября -с.3.
26. Зарипов Т. 100000000 Арского кирпича. // Арский вестник. 2001. - 24 октября.;
27. История Арского края. - Казань: Тат.кн. изд. - 1996. - 256 с.
28. История Арского края: записки директора музея литературы и искусства Р. Фазлиахметова. // Арский вестник.-2004.-№91, 8 сентября.
29. Дусай М. Кирпич Арска. // Идель. - 2005. - №6.- с. 16-11.
30. Красная книга Арского района. - Отпечатано в типографии «Фолианть». - 80с.
31. Литвин А.Л. Краеведение в школе: метод. пособие для учит.-Казань:Тат. книг. издат. 1987.
32. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст] / М.- 2002.
33. Музей Г. Тукая в Кырлае. - Казань, 1984.
34. Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Всё о Татарстане
(экономико-географический справочник) 1994. -
Татарское книжное издательство - 164 с.
35. Надырова Х.Г. Деревянные мечети районов Предкамья ТАССР//Градостроительство ТАССР. - Казань. - 1984.
36. Назиров А.А. Леса - Земли краса / Арский лесхоз: прошлое и настоящее. Иделпресс / Казань - 2003 - 72с.
37. Окружающий мир 2-4 классы; Таткнигиздат.- 2006г.
38. ПанчешниковаЛ.М., ДушинаИ.В., Дронов В.П.и др.; под редакцией Л.М. Панчешниковой Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов географических специальностей, высших педагогических учебных заведений и учителей географии.- М.: Просвещение; учебная литература,
1997. - 320 с.
39. Республики Татарстан: памятники истории и культуры. - Каталог-справочник. - Казань, 1993 - изд. «Эйдос». - 456с.
40. Сахапов И. В музеях - наша история. // Арский
вестник. - 2009, 17 апреля-2с. О новом историко¬
краеведческом музее Арского района.
41. Свод памятников истории и культуры Республики
Татарстан. - Т.1. - Административные районы. -
Казань: Изд-во «Мастер-Лайн», 1999. - 460с.
42. Собрание сочинений Г. Тукая. Т.4. Казань, 1977.
43. Сокровища Культуры Татарстана. Историческое культура и искусство. - Москва: изд. НИИ Центр.- 592с.
44. У истоков Казанки.// Арский вестник. - 1997. - 20 сентября.
45. Учебные экскурсии по географии
http://window.edu.ru/resource/451/72451/files/ekeeva M OG.pdf.
46. Шаронова И. Заводу - 70 лет. // Арский вестник. - 1999. - 20 ноября.
47. Хакимова Н. В основе Тукаевская артель // Арский вестник.- 2000. - 21 октября.
48. Хакимова Н. Старейший завод.// Арский вестник. - 2000 - 7 октября.
49. Хусаинов З.А. Краеведение: учеб. Пособие для высш.учеб.заведений/ Тат. книг. издат.- 2011.
50. Чернихова Е.А. Учебные экскурсии по географий: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ