Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАИСКУССТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА

Работа №59928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретическо-методологические основания изучения медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса 11
1.1. Медиа-арт как новое направление современного искусства 11
искусства современного общества 20
1.3. Город как социокультурное пространство 30
Глава II. Социодинамика медиа-искусства в современном российском мегаполисе 38
2.1. Медиа-искусство как инструмент преобразования социокультурного
пространства современного мегаполиса 38
2.2. Эмпирическое исследование ключевых тенденций и особенностей
социодинамики медиаискусства в Санкт-Петербурге 48
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение №1 71
Приложение №2

Возникновение новых творческих практик, рождение нового вида искусства, внедрение принципиально новых методов работы и творческого инструментария - всё это значительные и заслуживающие самого пристального внимания явления культуры. Двадцатый век был богат на художественные новации, которые могут быть названы революционными в искусстве: «Мощный скачок научно-технического прогресса XX в., приведший к современной техногенной цивилизации, оказал беспрецедентное воздействие на художественную культуру в целом, на все виды традиционного искусства и вызвал к жизни новейшие разновидности арт-практик, формирующиеся исключительно на технологической основе».
New media art (искусство новых медиа) — это искусство или ряд художественных стратегий, созданных или опирающихся на современные коммуникационные технологии, а именно: интернет, телефонную связь, аудио и видео запись, а также любой другой вид и формат передачи/кодирования информации по проводам или через эфир; инструментарий художника данного вида художественного направления — абсолютно новые компьютерные/цифровые способы передачи данных и языки программирования. В последнее время чаще всего используется термин new media art (искусство новых медиа), что подчёркивает процесс постоянного обновления в этой области и включения в неё таких видов и жанров искусства, которые могли бы рассматриваться и отдельно; если попытаться выделить характерные признаки искусства медиа, то главным будет наличие электронной обработки материала . Термин показывает отличие получаемых культурных объектов, противопоставляя себя произведениям старого визуального искусства (традиционной живописи, скульптуре и т.д.). Данный вид современного искусства ставит перед обществом множество задач и вопросов: включённость не только художника, но и самого цифрового медиума в действие, создание образа, существующего вне определённого места - всё это является новейшими открытиями в рамках искусства.
В социологическом знании на протяжении XX в. появляется тенденция постулирования пространства не столько как общественной составляющей, но также и культурной, что вытекает в новую категорию - «социокультурное пространство». Особенно это проявляется в рамках городской среды, занявшей играющую роль в развитии человеческой цивилизации, формировании вопросов общественной сферы и культуры, которая не в малой степени диктует свои ценностей и формирует запросы самих горожан. Российские крупные города сегодня также безоговорочно включены в общемировой коммуникативный процесс, что позволяет их гражданам вовлекаться в круг множества областей общественной жизни, в том числе и в сфере искусства. Однако история искусства новых медиа, насчитывающая на Западе более пятидесяти лет, в нашей стране начала формироваться лишь двадцать лет назад и только в последнее десятилетие были созданы собственные наработки и открытия, позволяющие единицам российских медиа художников претендовать на включение в крупные мировые художественные проекты. Таким образом, вопрос о роли медиаискусства в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга нуждается в дальнейшем рассмотрении.
Степень научной разработанности проблемы
Многогранность изучаемого феномена чётко прослеживается в исследовательском вопросе, требующего рассмотрения в области искусства и культуры, а также в его взаимосвязи с городским пространством. Освоение вопроса влияния новых технологий на современное общество и культуру можно проследить у таких социологов как Э. Гидденс и Д. Белл, рассматривающих общество на его принципиально новом этапе технологического развития и трансформации всех сфер жизни, включая безусловно и культурную. О создании же «новых медиа» и их влиянии на человеческое восприятие действительности были описаны М. Маклюэном. Также стоит выделить и А. Моля, рассматривающего появление технологической культуры, как интеллектуальный аспект искусственной среды, создаваемый человеком в ходе своей социальной деятельности. Среди соотечественников тема «новых медиа» и его влияния на общество, и, в том числе, на искусство может быть рассмотрена, в первую очередь, в трудах таких авторов, как Л. Мановича, Б. Гройса, С.В. Ерохина.
Важнейшим социологическим подходом к пониманию и функционированию культуры и искусства в наше время является парадигма производства культуру, заложенная такими американскими социологами, как Р. Петерсон и Г. Беккер, и разработанная в последствие французским мыслителем П. Бурдье, чьё положение о «культурном поле» является основополагающим. Городское социокультурное пространство в данном контексте безусловно является решающим для понимания современной культуры и актуального искусства в целом, т.к. представляется неотрывным в связи с техногенным характером и мировыми тенденциями современного общества. Данная проблематика являлась предметом изучения таких классиков социологии, как Г. Зиммель, П. Бурдье, П. Сорокин. Также особое внимание этому явлению уделяют и представители социологии города - М. Вебер, Э. Бёрджесс, Р. Парк. В современной отечественной науке проблемы социокультурного пространства города освещалась такими исследователями, как и другими учёными.
Объектом исследования выступает медиаискусство как новая форма репрезентации творчества.
Предметом исследования является место и роль медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса.
Целью исследования является изучение и выявление особенностей и тенденций социодинамики медиаискусства в социокультурном пространстве современного мегаполиса на примере Санкт-Петербурга.
В соответствие с междисциплинарностью предмета и цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику медиа-искусства, как ответ на глобализацию и информатизацию общества с опорой на концепции Э. Гидденса, Д. Белла и М. Маклюэна, а также выявить основные положения влияния «новых медиа» на общество и сферу искусства у Л. Мановича, Б. Гройса и С.В. Ерохина;
2. Проанализировать подходы к изучению взаимообусловленности функционирования культуры современного общества и новых форм искусства в исследованиях западных и отечественных социологов конца XX - начала XXI вв., таких как В. Беньямина, П. Сорокина, Р. Петерсона, П. Бурдье, Г. Беккера, В. Грисвольд и В. Александер;
3. Изучить социокультурное пространство мегаполиса как наивысшую форму развития города с позиций П. Сорокина, а также представителей социологии города - М. Вебера, Э. Бёрджесса, Р. Парка;
4. Наконец, проанализировать актуальные социологические исследования о современном искусстве в России, и на основание данного изучения составить и провести опрос экспертов в области медиаискусства - кураторов выставок, мероприятий и медиа-арт художников. Таким образом, на этой основе необходимо выявить актуальные тенденции и особенности развития данного вида искусства в социокультурном пространстве Санкт-Петербурге.
Теоретико-методологической основой исследования явился подход, опирающийся на парадигму культурного производства и потребления П. Бурдье, в частности, разработанная им концепция «поля» в аспекте культурной сферы общества, на положения концепта «культурного алмаза» В. Грисвольд, а также на идеи Р. Петерсона и Г. Беккера. В ходе изучения вышеуказанной литературы стало бесспорным положение о том, что культурная сфера на протяжение XX в. изменилась под влиянием множества социальных, а также техногенных факторов, прямо пропорциональным общественному развитию, что порождает новые формы и виды репрезентации творчества. Искусство новых медиа здесь выступает как передовой инструмент отражения общественного прогресса, так и, равным образом, механизмом для преображения сознания граждан в принципе. В связи с тенденциями постмодернистского общества, вышеуказанные концепции представляются наиболее значимыми для понимания предмета.
Необходимо отметить, что в рамках данной работы должным образом предстоит подтвердить или опровергнуть гипотезу об обусловленности функционирования медиа-арта как новой формы искусства и социокультурного пространства современного мегаполиса на примере Санкт- Петербурга.
Методы исследования. Для разработки поставленной проблематики с теоретической стороны в основу лёг метод перехода от общего положения к частному и наоборот: индукция и дедукция. Непосредственно для сбора эмпирического материала были применены метод анализа вторичных данных (исследований в области тенденций актуального искусства в России), а также метод экспертного опроса непосредственно у самих участников медиа-арт сообщества для углубленного изучения данного феномена.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются основные положения медиа-арта, как нового направления современного искусства, обусловленного общемировыми тенденциями общественного развития, изучение функционирования культуры и искусства современного общества в рамках производственной парадигмы культуры, а также выявление социокультурного аспекта современного крупного города:
Во второй главе раскрываются характеристики медиаискусства, как инструмента преобразования социокультурного пространства современного мегаполиса, проводится эмпирическое исследование ключевых тенденций и особенностей социодинамики медиа-искусства в Санкт-Петербурге и
формулируются следующие выводы:
1. Искусство новых медиа и в принципе внедрение новых технологий в творческий процесс в условиях современного общества является главенствующим перспективным направлением в рамках развития социокультурного пространства мегаполиса и его возникающих проблем
за счёт освещения острых социальных проблем;
2. Аудитория производства и потребления данного вида современного
искусства в наше время не ограничиваются только молодыми специалистами в этой узкой области знания - приобретаемая популярность искусства новых медиа притягивает к себе всё новых сторонников, что в немалой степени обусловлено междисциплинарным характером искусства новых медиа;
3. Поддержка интеграции медиаискусства в городское социокультурное пространство должна осуществляться на уровне институций, что позволит сделать данный вид искусства более технически и организационно развитым, что, в свою очередь, повысит качество производимого искусства.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование тенденций современного медиа искусства - процесс поистине бесконечный: в нём невозможно «поставить точку», так как изменения происходят постоянно. В отличие от традиционных визуальных искусств этот материал обладает ещё другими сенсорными характеристиками (звук и эффект соматического воздействия), следовательно, существует потребность вводить понимание объекта концепции из смежных областей знаний - психологии, философии, искусствознания, а также социологии, которая является «новичком» в понимании данного вопроса.
Обращённое непосредственно к потребителю, это искусство «работает» на стыке образной реалистической идеи и мощного психического средства. Рост технологий позволяет создавать обширные возможности для постоянного углубления воздействия мультимедийного художественного продукта на все органы чувств человека. Выражение в искусстве сложных подсознательных мотивов, пограничных состояний, динамики чувств потребовало и новых инструментов, выбор которых всегда соответствовал техническому прогрессу - возможности компьютера позволили гораздо глубже освоить новую эстетику. Разные формы представления идеи внесли в современное искусство и новые свойства, которые не определяются привычными жанровыми рамками. Медиаискусство включает как традиционные виды творчества (видео, графику, фотографию, музыку), так и новые - трёхмерное моделирование, видеоперформанс, сетевое искусство, виртуальную реальность, интерактивность в электронном формате.
Глубокое вовлечение в мультимедийную среду огромного числа пользователей позволяет этому виду искусства быть всегда актуальным, оно обращается к самым острым проблемам и использует наиболее действенные способы апелляции к человеческому сознанию. Тем самым это искусство становится влиятельным инструментом современного общества, и расширяет его представление в рамках визуальных жанров. Возникает область современного творчества, которая стирает границы традиционной художественной эстетики, углубляя связи между видами и жанрами, и требуя постоянного обновления наших представлений о возможностях искусства и его слияния с теми областями жизни, которые никогда прежде не воспринимались в художественном контексте.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что функционирование новых форм искусств в социокультурном пространстве города в XXI в. играет значительную роль в преобразовании не только культурной сферы, но и всех остальных сфер общественной жизни, т.к. новые цифровые технологии и Интернет в условиях глобализации и распространения универсальных ценностей оказывают непомерное влияние на производство и потребление творческого продукта и, следовательно, культуры, что также может влиять на экономическую и политическую составляющие общества. Таким образом, мегаполис постепенно становится интеллектуальным и творческим центром.
Однако, проблемы направления, поднятые в данной работе, остаются актуальными, и вместе с развитием нового медийного искусства будут лишь обостряться. Поэтому, для будущего конструктивного развития данного направления, проблематика new media art нуждается сегодня в серьёзной научной разработке, а само направление в более внимательном подходе медиа-художников и особом отношении зрителей и критиков. Для исследования социокультурных процессов в современной городской среде предельно важной задачей является выработка конструктивных идей, раскрывающих траектории динамики культуры в новых условиях, поэтому искусство новых медиа на данный момент является автономным в «поле культуры», так, необходим фундамент для его минимальной институционализации и продвижения.



1. Баньковская С. П. Роберт Парк / С. Баньковская // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Издательство Московского университета, 1994. - 296 с. С. 3-49.
2. Баньковская С. П. Эрнст Берджесс / С. Баньковская // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Издательство Московского университета, 1994. - 296 с. С. 20-32.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996. - 240 с.
5. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики. Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного / Пер. с фр. Ю.В. Марковой // Новое Литературное Обозрение. № 60 - 2003.
6. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т экспериментальной социологии. - 2001. 562 с.
7. Бычков В. В., Маньковская, Н.Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская // Вопросы философии. -2011. -Выпуск № 4. - С.62-72.
8. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
9. Галкин Д. В. От вдохновения машинами к искусственной жизни: этапы развития технологического искусства // Вестник Томского государственного университета. - Выпуск № 1 (9). - 2013. С. 44-51.
10. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
11. Горностаева М. В. Искусство как социологическое явление // Социс. - Выпуск №4. - С.84-90.
12. Гофман А. Б. Социальное - социокультурное - культурное: историкосоциологические заметки о соот-ношении понятий «общество» и «культура» // Социологический ежегодник: сб. науч. тр. / ред. и сост. Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко. - М., 2010. - С. 185-198.
13. Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. - М.: Наука, 1968.
14. Ерохин С. В. Цифровое компьютерное искусство. - Спб.: Алетейя,
2011. - 186 с.
15.Занадворов В. С. Теория экономики города: учеб. пособие / В. С. Занадворов, И. П. Ильина. - М.: Изд. дом ВШЭ, 1999. - 175 с.
16. Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация versus традиционализация // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 3. № 3. - 2000. - С. 32-39.
17. Лукашевская Я. Н. Медиа-арт как путь к диалогу культур и религий в XXI веке // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Том 192. - 2012. - С. 110-116.
18. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В Николаева; Закл. ст. М.Вавилова. - 2-е изд. - М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. - 464 с.
19. Маликова Н. Р. Социально-культурные практики потребления общества потребления в эпоху глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. №5 — 2011. — С. 202-209.
20. Моль А. Искусство и ЭВМ / А. Моль, В. Фукс, М. Касслер. - М.: Мир, 1975. - 557 с.
21. Никитина И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной западной цивилизации // ОНС. - № 3 - 2005. С. 166-176.
22. Новосельцева А.С. Ключевые функции мегаполисов в глобальной экономике // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 9. - 2011. - С. 71-77.
23. Пирогов С.В. Социология города / С.В. Пирогов. - М.: Новый учебник,
2004. - 208 с.
24. Соколов Д. П. New media art: направления развития, выразительные средства // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 11-4 (42). - 2015. - С. 126-127.
25. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (главы из книги) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.
11. Социология: РЖ. - М., 2010. № 3. - С. 157-167.
26. Сорокин П. А. Система социологии. - М.: Астрель, 2008. - 1008 с.
27. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - 543 с.
28. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чеш-ском языках / ред.-координатор Г. В. Осипов. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - 488 с.
29. Шептухина Л. И. Творческие индустрии и городское развитие в XXI веке // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч.
конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 174176.
30. Шустрова О. И. Пространство медиа искусства. - СПб.: Алетейя, 2013. - 132 с.
31. Alexander V. Sociology of the Arts: Exploring Fine and Popular Forms. - Cornwall, 2003.
32. Becker H.S. Art as a Collective Action // Popular Culture: Production and Consumption / Ed. by C.L. Harrington, D. B. Bielby. Blackwell Publishing,
2001. - P. 67-77. р. 68.
33. Becker H.S. Art as Collective Action // American Sociological Review. 1974. - Vol. 39 (6). - P. 767-776.
34. Becker H.S. Art Worlds and Social Types // American Behavioral Scientist. 1976. - Vol. 19. No. 6. - P. 703-717.
35. Becker H.S. Art Worlds. - Berkley, 1982.
36. Crane D. The Production of Culture: Media and Urban Arts. - London: SAGE Publications, Inc., 1992. P. 198.
37. Danto A. The Artworld // The Journal of Philosophy. 1964. - Vol. 61. No.
19. - P. 571-584.
38. Griswold W. Cultures and Societies in a Changing World. - London, 1994.
39. Manovich L. The Language of New Media. - MIT Press, 2001.
40. Peterson R.A. The Production of Culture: A Prolegomenon // The American Behavioral Scientist. 1976. Vol. 19. No. 6. P. 669-684.
41. Peterson R.A., Anand N. The Production of Culture Perspective // Annual Review of Sociology. 2004. No. 30. P.311-334.
42. Tribe M., Reena J. New Media Art. - Koln: Taschen, 2006. - 99 p.
43. Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ: Дис.... канд. культ. наук.- Челябинск, 2009 // Электронная библиотека: диссертации. URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 29.01.2011).
44. Ромашко С. / Борис Гройс: Музей как медиальная среда (пер. с нем.).
Журнал "Исскусство кино", 2000 №1. URL:
http://kinoart.ru/archive/2000/01/n1-article16 [дата обращения 4.03.16];
45. Сарно Я. Современный медиаарт. Куда идут технологии? URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=168 [дата обращения 6.03.16].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ