ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ФЛОРА ЛЕСА»: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения словарных объединений в отечественном
языкознании 7
1.1. Понятие системы в лексике 7
1.1.1. Основные словарные объединения в русском языке 11
1.1.2. Содержание термина лексико-семантическое поле 13
1.1.3. Понятие лексико-тематическая группа 14
1.1.4. Понятие лексико-семантическая группа 15
I.2. Лингвокультурология как наука и ее понятийный аппарат 16
1.2.1. Понятие языковой картины мира 24
Выводы 26
Глава II. Функционально-семантический и лингвокультурологический анализ лексических единиц ЛСГ «Флора леса» 28
11.1. Общий состав, характеристика и классификация материала 28
11.2 Принципы анализа материала 29
11.3 Ассоциативный эксперимент: методика проведения, респонденты,
результаты 37
11.4. Лексико-семантическая подгруппа «Деревья леса» 40
11.5. Лексико-семантическая подгруппа «Кустарники леса» 60
11.6. Лексико-семантическая подгруппа «Травы леса» 66
Выводы 71
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение
Глава I. Теоретические основы изучения словарных объединений в отечественном
языкознании 7
1.1. Понятие системы в лексике 7
1.1.1. Основные словарные объединения в русском языке 11
1.1.2. Содержание термина лексико-семантическое поле 13
1.1.3. Понятие лексико-тематическая группа 14
1.1.4. Понятие лексико-семантическая группа 15
I.2. Лингвокультурология как наука и ее понятийный аппарат 16
1.2.1. Понятие языковой картины мира 24
Выводы 26
Глава II. Функционально-семантический и лингвокультурологический анализ лексических единиц ЛСГ «Флора леса» 28
11.1. Общий состав, характеристика и классификация материала 28
11.2 Принципы анализа материала 29
11.3 Ассоциативный эксперимент: методика проведения, респонденты,
результаты 37
11.4. Лексико-семантическая подгруппа «Деревья леса» 40
11.5. Лексико-семантическая подгруппа «Кустарники леса» 60
11.6. Лексико-семантическая подгруппа «Травы леса» 66
Выводы 71
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение
Данная работа посвящена анализу и описанию лексико-семантической группы «Флора леса» в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах.
В настоящее время интерес к исследованию языка как части культуры не ослабевает. Идея антропоцентризма является ключевой в современной науке о языке. Отечественная лингвистика постоянно пополняется новыми работами по изучению лексики с опорой на лингвокультурологию.
Необходимо отметить, что исследование системности в лексике является важным для иностранных студентов, изучающих русский язык. Лексический состав языка представляется в виде различных объединений слов, одним из которых является ЛСГ. В теории и практике преподавания РКИ лексико-семантическая группа считается наиболее продуктивным способом описания и презентации лексики.
Рассматриваемая лексико-семантическая группа входит в лексикосемантическое поле «Лес», которое является одним из ядерных полей русской языковой картины мира. Очевидной является связь лексико-семантического поля «Лес» с семантикой пространства. По мнению Ю.М. Лотмана, пространство «имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры» (Лотман 1999: 205). Как известно, Россия обладает самыми большими в мире лесными ресурсами. Лес занимает около половины площади нашей страны (http://www.forest-russia.narod.ru/.) Преобладание в России лесного ландшафта и огромная роль в экономике страны обусловливают важность и национально-культурную специфику данного лексико-семантического поля.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена ее включенностью в проблематику современной антропоцентрической парадигмы исследования языка; необходимостью изучения системных отношений в лексике, необходимостью изучения лексики с позиций лингвокультурологии и когнитивной лингвистики и важностью выявления в лексике культурно-национального представления человека о мире. Известно, что овладение линвокультурологическим потенциалом лексики позволяет иностранным студентам приблизиться к глубинному пониманию человека и мира иной культуры.
Объектом исследования являются лексические единицы, входящие в состав лексико-семантической группы «Флора леса».
Предмет исследования — особенности семантики и функционирования указанных единиц в русской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление и описание семантики и функционирования лексических единиц, относящихся к лексикосемантической группе «Флора леса» в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по затронутым вопросам;
• Определить объем лексических единиц, относящихся к ЛСГ «Флора леса»;
• Провести ассоциативный эксперимент для выявления
частотности единиц и связанных с ними ассоциаций в сознании носителей языка;
• На основе данных эксперимента, данных частотного словаря и Национального корпуса русского языка (НКРЯ) отобрать наиболее частотные единицы для подробного анализа;
• Классифицировать материал;
• Проанализировать и описать собранный материал с учетом
семантики и функционирования лексических единиц;
• Выявить национально-культурную специфику лексических единиц лексико-семантической группы «Флора леса».
Методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, обобщение материала; описательный метод; метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа, прием сплошной выборки материала из лексикографических справочников и прием частичной направленной выборки материала из Национального корпуса русского языка, прием стилистической характеристики и прием статистического анализа, метод лингвокультурологического анализа, метод ассоциативного эксперимента.
Материалом для исследования являются данные электронной энциклопедии о природе России «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru/08nature/index.htm), данные толковых, этимологических словарей, а также иллюстративный материал из Национального корпуса русского языка.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка комплексного исследования лексико-семантической группы «Флора леса» с учетом национально-культурной специфики входящих в нее лексем.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и новизной, возможным вкладом в изучение национально-культурной специфики восприятия образов природы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии и лексикологии русского языка, результаты работы можно использовать в учебной лексикографии.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, справочников и их условных сокращений.
Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, материал, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе представлены теоретические основы изучения словарных объединений в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах, определяются основные термины и понятия.
В о второй главе проводится анализ отобранного материала, распределенного по подгруппам, описывается ассоциативный эксперимент и приводятся его результаты.
В Заключении содержатся общие выводы.
В Приложении представлен список лексем ЛСГ «Флора леса» и образец анкеты для выявления частотности единиц и ассоциативного эксперимента.
В настоящее время интерес к исследованию языка как части культуры не ослабевает. Идея антропоцентризма является ключевой в современной науке о языке. Отечественная лингвистика постоянно пополняется новыми работами по изучению лексики с опорой на лингвокультурологию.
Необходимо отметить, что исследование системности в лексике является важным для иностранных студентов, изучающих русский язык. Лексический состав языка представляется в виде различных объединений слов, одним из которых является ЛСГ. В теории и практике преподавания РКИ лексико-семантическая группа считается наиболее продуктивным способом описания и презентации лексики.
Рассматриваемая лексико-семантическая группа входит в лексикосемантическое поле «Лес», которое является одним из ядерных полей русской языковой картины мира. Очевидной является связь лексико-семантического поля «Лес» с семантикой пространства. По мнению Ю.М. Лотмана, пространство «имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры» (Лотман 1999: 205). Как известно, Россия обладает самыми большими в мире лесными ресурсами. Лес занимает около половины площади нашей страны (http://www.forest-russia.narod.ru/.) Преобладание в России лесного ландшафта и огромная роль в экономике страны обусловливают важность и национально-культурную специфику данного лексико-семантического поля.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена ее включенностью в проблематику современной антропоцентрической парадигмы исследования языка; необходимостью изучения системных отношений в лексике, необходимостью изучения лексики с позиций лингвокультурологии и когнитивной лингвистики и важностью выявления в лексике культурно-национального представления человека о мире. Известно, что овладение линвокультурологическим потенциалом лексики позволяет иностранным студентам приблизиться к глубинному пониманию человека и мира иной культуры.
Объектом исследования являются лексические единицы, входящие в состав лексико-семантической группы «Флора леса».
Предмет исследования — особенности семантики и функционирования указанных единиц в русской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление и описание семантики и функционирования лексических единиц, относящихся к лексикосемантической группе «Флора леса» в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по затронутым вопросам;
• Определить объем лексических единиц, относящихся к ЛСГ «Флора леса»;
• Провести ассоциативный эксперимент для выявления
частотности единиц и связанных с ними ассоциаций в сознании носителей языка;
• На основе данных эксперимента, данных частотного словаря и Национального корпуса русского языка (НКРЯ) отобрать наиболее частотные единицы для подробного анализа;
• Классифицировать материал;
• Проанализировать и описать собранный материал с учетом
семантики и функционирования лексических единиц;
• Выявить национально-культурную специфику лексических единиц лексико-семантической группы «Флора леса».
Методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, обобщение материала; описательный метод; метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа, прием сплошной выборки материала из лексикографических справочников и прием частичной направленной выборки материала из Национального корпуса русского языка, прием стилистической характеристики и прием статистического анализа, метод лингвокультурологического анализа, метод ассоциативного эксперимента.
Материалом для исследования являются данные электронной энциклопедии о природе России «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru/08nature/index.htm), данные толковых, этимологических словарей, а также иллюстративный материал из Национального корпуса русского языка.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка комплексного исследования лексико-семантической группы «Флора леса» с учетом национально-культурной специфики входящих в нее лексем.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и новизной, возможным вкладом в изучение национально-культурной специфики восприятия образов природы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии и лексикологии русского языка, результаты работы можно использовать в учебной лексикографии.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, справочников и их условных сокращений.
Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, материал, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе представлены теоретические основы изучения словарных объединений в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах, определяются основные термины и понятия.
В о второй главе проводится анализ отобранного материала, распределенного по подгруппам, описывается ассоциативный эксперимент и приводятся его результаты.
В Заключении содержатся общие выводы.
В Приложении представлен список лексем ЛСГ «Флора леса» и образец анкеты для выявления частотности единиц и ассоциативного эксперимента.
Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры.
Культурная информация в языковых единицах может быть представлена с помощью понятия культурной коннотации. Культурная коннотация - это интерпретация денотативного или образно-мотивированного аспектов значения в категориях культуры. Культурная коннотация создается с помощью специфических для каждого народа образно-ассоциативных механизмов переосмысления исходных значений во вторичной номинации. Коннотативное слово обладает способностью не только создавать, но и удерживать глубинный смысл, находящийся в сложных отношениях с семантикой слова, закреплять его в языке, создавая тем самым культурно-национальную языковую картину мира.
Языковая картина мира в целом столь огромна и разнородна, что для подобного анализа необходимо выбирать определенный фрагмент ЯКМ.
В настоящей работе таким фрагментом ЯКМ является ЛСГ «Флора леса», который хранится в сознании носителей языка и выражается вербально в разного рода текстах.
Единицы ЛСГ «Флора леса» можно разделить на три лексикосемантические подгруппы:
1. Деревья - 19 лексем
2. Кустарники - 27 лексем
3. Травы - 56лексем
Интегральной семой данной лексико-семантической группы является сема «растение леса».
Внутри данной парадигмы выделяются родовидовые отношения гипонимии (названия лексико-семантических подгрупп «деревья», «кустарники», «травы» являются гиперонимами по отношению к конкретным названиям растений.)
Исследуя данные лексические единицы, мы выявили, что на основе исходного, прямого значения слова в результате процесса вторичной номинации у данного слова появляются переносные значения. Некоторые переносные значения существуют только в разговорном стиле или в криминальном жаргоне. В различных контекстах с помощью сравнений с растениями леса находит отражение положительная или отрицательная оценка при характеристике человека. Данные ассоциативно-образные значения соотносятся с культурно-национальными эталонами и стереотипами.
Положительная или отрицательная культурная коннотация зависит от устойчивых ассоциаций, связанных с растениями леса в сознании носителей языка. Метафорическая внутренняя форма слова указывает на образ, в основе которого лежат ассоциативные механизмы.
Лексемы лексико-семантической группы «Флора леса» приобретают символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре и обобщают результаты архетипического человеческого сознания.
Культурная информация в языковых единицах может быть представлена с помощью понятия культурной коннотации. Культурная коннотация - это интерпретация денотативного или образно-мотивированного аспектов значения в категориях культуры. Культурная коннотация создается с помощью специфических для каждого народа образно-ассоциативных механизмов переосмысления исходных значений во вторичной номинации. Коннотативное слово обладает способностью не только создавать, но и удерживать глубинный смысл, находящийся в сложных отношениях с семантикой слова, закреплять его в языке, создавая тем самым культурно-национальную языковую картину мира.
Языковая картина мира в целом столь огромна и разнородна, что для подобного анализа необходимо выбирать определенный фрагмент ЯКМ.
В настоящей работе таким фрагментом ЯКМ является ЛСГ «Флора леса», который хранится в сознании носителей языка и выражается вербально в разного рода текстах.
Единицы ЛСГ «Флора леса» можно разделить на три лексикосемантические подгруппы:
1. Деревья - 19 лексем
2. Кустарники - 27 лексем
3. Травы - 56лексем
Интегральной семой данной лексико-семантической группы является сема «растение леса».
Внутри данной парадигмы выделяются родовидовые отношения гипонимии (названия лексико-семантических подгрупп «деревья», «кустарники», «травы» являются гиперонимами по отношению к конкретным названиям растений.)
Исследуя данные лексические единицы, мы выявили, что на основе исходного, прямого значения слова в результате процесса вторичной номинации у данного слова появляются переносные значения. Некоторые переносные значения существуют только в разговорном стиле или в криминальном жаргоне. В различных контекстах с помощью сравнений с растениями леса находит отражение положительная или отрицательная оценка при характеристике человека. Данные ассоциативно-образные значения соотносятся с культурно-национальными эталонами и стереотипами.
Положительная или отрицательная культурная коннотация зависит от устойчивых ассоциаций, связанных с растениями леса в сознании носителей языка. Метафорическая внутренняя форма слова указывает на образ, в основе которого лежат ассоциативные механизмы.
Лексемы лексико-семантической группы «Флора леса» приобретают символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре и обобщают результаты архетипического человеческого сознания.
Подобные работы
- ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ФЛОРА ЛЕСА»:ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Лингвокультурологический анализ пространственных отношений в английских и русских паремиях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Фразеологизмы с компонентом «фитоним» в русском и китайском языках: сравнительный аспект
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Флоризмы в венгерской поэзии и проблемы их передачи в переводе
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



