ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1 Игры и игровые упражнения в тренировке футболистов 5
1.2 Основные задачи и средства физической подготовки
юных футболистов 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 16
2.2 Организация исследования 18
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
3.1. Игровые средства, направленные на развитие физических качеств и овладение техникой и тактикой игры в футболе 20
3.2 Влияние игровых средств на физическую и техническую
подготовку юных футболистов 31
ВЫВОДЫ 3 8
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В процессе проведения учебно-тренировочных занятий нередко у занимающихся наблюдается утомление и нежелание тренироваться. Наблюдения показали, что это результат однообразия применяемых упражнений. Важным моментом в решении этой проблемы является подбор игр и игровых упражнений для решения задач физической, технической, тактической и психологической подготовки.
Футбол является доступной и наиболее популярной игрой среди детей. Огромная тяга детей к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического воспитания» но и как важный фактор воспитательного педагогического воздействия.
Футбол - это атлетическая игра, которая требует высокой степени развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, прыгучести, координации движений. Прогрессивное развитие футбола требует свободных конструктивных решений, осмысленной игры в сочетании с импровизацией и выдумкой. Возрастает напряжение, игра требует постоянного внимания, предельной собранности, быстрой реакции, планомерных действий с полной отдачей сил.
Задачами и целями тренировочной работы являются подготовка футболистов к участию в соревнованиях, выработка у них способностей успешно действовать в самой сложной игровой обстановке, не теряя мяч даже в самых сложных, тяжелых условиях. Путь к этому один - через многочисленное повторение возможных игровых ситуаций, в процессе которых игрок отрабатывает и закрепляет те или иные элементы игры с мячом.
Рассматриваемый вопрос об использовании в тренировочной работе игр и игровых упражнений, как средства повышения уровня функциональных и технических возможностей футболистов, мы уверены, заслуживает того, чтобы на него обратили внимание.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование игр и игровых специальных упражнений в процессе спортивной подготовки, способствуют прогрессивному развитию спортивного мастерства юных футболистов.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс спортивной подготовки юных футболистов.
Предмет исследования. Значение и содержание игровой методики подготовки юных футболистов.
Цель работы является рассмотрение вопроса об использовании игр и игровых упражнений в подготовке юных футболистов.
На основании изучения состояния проблемы, цели работы, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Сделать сравнительный анализ влияния общепринятой методики подготовки юных футболистов с методикой, насыщенной играми и игровыми упражнениями.
2. Разработать комплекс игр и игровых упражнений по различным видам подготовки футболистов.
3. Изучить эффективность предложенного комплекса в процессе педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ специальной литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольно-педагогическое тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Статистическая обработка полученных, данных.
1. Данные, полученные тестом на выносливость, позволяют нам сделать вывод, что лучший показатель времени экспериментальной группы по сравнению с контрольной объясняется тем, что, наряду с повторным и интервальным методом воспитания выносливости, широко применялся игровой метод; вот некоторые игру и игровые упражнения на выносливость: "прыг-скок", "кони и всадники", "не успевая отдохнуть", "кто дальше", "бег с набивными мячами", "бей и беги", "прыжки из седа через мяч", "передача головой" и другие.
2. Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности.
В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как: ловкость, быстрота ориентирования, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. Ни одна игра не может служить средством развития какого-то одного качества. Игра, как вид деятельности, представляет большие возможности для развития волевых качеств.
3. На основе педагогического эксперимента, мы подобрали игры и игровые упражнения, которые способствуют развитию таких качеств у юных футболистов, без которых выполнение приемов не представляется эффективным и обостряющим ситуацию игры и игровых действий, это такие упражнения как: "старты в разных условиях", "старты из разных положений", "рывок к мячу", "бесконечная эстафета", "салки", "мимо встречного", "захват мяча", "борьба за мяч", "быстро В ворота", "баскетбол на одной ноге", "рывки, на свободное место".
Игры позволяют моделировать такие ситуации, создание которых не зависит от обучающихся. Таким образом, игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее активно работать мысль, помогающее тренеру в решении различных педагогических задач. Это способствует созданию предпосылок для овладения элементами тактики.
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол: подгот. юных футболистов в спорт. шк. и любит. командах: метод. пособие / Андреев С. Н., Левин В.С. - Липецк: Липецк газ, 2004. - 494 с.
2. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра / С.Н.Андреев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 131 с.
3. Ахмедов, З.К. Теоретические предпосылки использования игровых упражнений в подготовке спортивных игроков / З.К.Ахмедов, Е.М.Геллер, Г.Л.Островский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - №3. - С. 22-24.
4. Начинская, С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр “Академия ”, 2005. - 172 с.
5. Биркиншоу, Д. Команда победителей: лидерство в стиле Свена - Йорана Эрикссона / Джулиан Биркиншоу и Стюарт Крейнер; пер. с англ. И. Матвеевой при участии В. Мишучкова. - Санкт-Петербург: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 237 с.
6. Варюшин, .З. Организация и проведение учебно -
тренировочной работы по футболу: метод. разраб. / В.З.Варюшин. - М.: ГЦОЛИФК, 1987. - 33 с.
7. Волков, Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: учебное пособие/ ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 44 с.
8. Гакаме, Ф.3. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Ф.З. Гакаме. - Краснодар, 1995. - 22 с.
9. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С. В. Голомазов. - Ростов н/Д: Изд - во Рост. ун-та, 2004. - 79 с.
10. Геллер, Е.М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов / Е.М.Геллер. - Минск: Высшая школа, 1987. - С. 5-26.
11. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / К.Гриндлер. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 256 с.
12. Золотарев, А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет. автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.П.Золотарев. - Малаховка, 1987. - 21 с.
13. Золоторев, А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе /
A. П.Золотарев. - Краснодар. - 1997. - 76 с.
14. Кореневская Г.П. Методика использования подвижных игр в обучении и тренировке волейболистов: учебное пособие для ИФК / Г.П. Кореневская, В.А.Колтунов. - Смоленск, 1989. - 34 с.
15. Карпов, А.П. Некоторые вопросы подготовки юных спортсменов / А.П.Карпов. - Волгоград, 1988. - С. 11-14.
16. Козловский, В.И. Юный футболист / В.И.Козловский. - М.: Физкультура и спорт,1989. - С. 6-10.
17. Коротков, В.М. Подвижные игры для юных футболистов /
B. М.Коротков. - М.: Физическая культура в школе, 1992. - № 4. - С. 6164.
18. Лаптев, А.П. Юный футболист / А.П.Лаптев, А.А.Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С. 11-18.
19. Лясковский, К.П. Некоторые игровые упражнения,
приближенные к игровой обстановке в тренировке футболистов / К.П. Лясковский // Теория и практика физической культуры, 1985. - № 5. - С. 32 -33.
20. Овакимян, Э.Л. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: метод. рек. / Э.Л.Овакимян. - М., 1987. - 24 с.
21. Перепекин, В.А. Восстановление работоспособности
футболистов / Перепекин В. А. - 2-е изд. - Москва: Олимпия Пресс, 2006
(М.: Изд-во и тип. газ. "Красная звезда"). - 107 с.
22. Перепекин, В.А. Подвижные игры в учебно-тренировочных занятиях футболистов / В.А. Перепекин, Г.П. Кореневская. - Смоленск, 1994. - 33 с.
23. Портных, Ю.И. Подвижные игры в учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта: метод. указ. для ИФК / Ю.И.Портных, И.Г. Фейгель. - Л., 1984. - 61 с.
24. Рогальский, Н. Футбол для юношей / Н. Рогальский, Э.Г. Дегедь. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 9-27.
25. Романов, А.С. Индивидуализация тренировочного процесса юных футболистов / А.С.Романов, И.А. Алёгаков// Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 8. - С. 60-62.
26. Сушков, М.П. Уроки по Футболу / М.П.Сушков. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 15-102.
27. Сучилин, А.А. Подготовка юных футболистов / А.А.Сучилин. - М: Физкультура и спорт, 1987.-132 с.
28. Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки
футболистов: учебное пособие / С.Ю. Тюленьков, В.П.Губа,
А.В.Прохоров. - Смоленск. - 1997. - 116 с.
29. Тюленьнов С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Ю.Тюленьков. - М., 1996. - 46 с.
30. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 90-95.
31. Футбол: учебник для ин-тов физ. культ./ под ред. М.С. Полишкис.- М., 1999. - 254 с.
32. Футбол: поурочная программа для учебно-тренировочных
групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 1986 . - 260 с.
33. Цирик, Б.Я. Футбол / Б.Я.Цирик, Ю.С.Лукашин. -
Физкультура и спорт, 1988. - 206 с.
34. Цирик, Б.Я. Игровые упражнения в тренировке футболистов / Б.Я.Цирик. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - С. 15-102.
35. Штуденер, X. Тренировка футболистов / Х.Штуденер, В.Вольф
- М.: Физкультура и спорт, 1970. - С. 20-24, 28 - 271.
36. Шамардин, В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15 -17 лет) в годичном цикле тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н.Шамардин. - М., 1980. - 21 с.
37. Чанади, А. Футбол: Техника / А.Чанади. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 63 с.
38. Чанади А. Футбол / А.Чанади. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 247 с.
39. Чебан, М.В. Рациональное построение тренировочного этапа
преимущественно скоростно-соловой направленности в
соревновательном периоде подготовки футболистов высокой квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В.Чебан. - М., 1989.- 22 с.
40. Чирва, Б.Г. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 Физическая культура и спорт / Чирва Б. Г. - Москва: ТВТ Дивизион, 2006 (М.: Красная звезда). - 78 с.
41. Якунин, Л.Д. В мире игр / Л.Д.Якунин. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - С.12-16.
3. Предположение о нормальности распределения генеральных совокупностей, из которых получены результаты были проверены с помощью W критерия Шапиро - Уилки.