Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования коррекции детских страхов в психолого-педагогической литературе
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«страх» 10
1.2. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного
возраста 17
1.3. Арт-терапия - эффективное средство коррекции детских
страхов 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация диагностики детских страхов (констатирующий этап
эксперимента) 32
2.2. Реализация программы «Ничего я не боюсь» по коррекции
детских страхов (формирующий этап эксперимента) 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов (контрольный этап
эксперимента) 42
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список литературы
Актуальность. В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и нарушить процесс развития. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и педагогов, таких как А.И. Захаров [9], Е.П. Ильин[17], В.Г. Колягина[24] и др., которые отмечают рост численности детей с наличием страхов, повышенной возбудимостью и тревожностью. Дж. Боулби [7], К.Э. Изард [15] отмечают то, что детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. А. Карвасарский [21], Ю.В. Щербатых [50], Р.В. Овчарова [30] выделяют виды страхов, которые влияют на поведение личности ребенка. Такие исследователи, как М.В. Осорина [32] и Т.П. Симсон [39] считают, что страх влекут за собой негативные последствия у ребенка.
Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как известно, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Г.А. Шалимова [48] основной причиной возникновения страхов считает буйное воображение детей. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Проблема страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных мер продуктивного её решения.
Дети младшего школьного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. В.П. Петрунюк [35] отмечает, что страхи влекут за собой подавление в личности уверенности,
индивидуальности и самостоятельности.
Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей младшего школьного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (например, техниками арт-терапии: изотерапия, музыкатерапия, игротерапия, сказкотерапия), как считает А.И. Копытин [25]. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Необходимо отметить, ключ к пониманию психологической природы возникновения страхов кроется в человеческом сознании, а не в тех конкретных реалиях, которых мы боимся. Смысл состоит в том, что не сами по себе некоторые явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением. Очень часто взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из представлений о них или из своего опыта. В этом он сильно отличается от ребенка. Ребенок, напротив: может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи, в большинстве случаев, могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.
Поэтому совершенно очевидно, что происхождение некоторых страхов - страха перед доктором, который делает прививку, боязни, порождаемой запахом больницы или звуком работающей бормашины, - проследить легко. О природе других страхов догадаться не так просто. У многих детей развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребенка, чем с какими-то реальными событиями его жизни. Иногда толчком к подобным фантазиям могут послужить вызванные развитием конфликты, с которыми в данный момент сталкивается ребенок: например, тигры или привидения могут возникать в воображении ребенка в результате противоречия между его зависимостью и стремлением к автономии.
Е.П. Ильин [17] считает, что причинами страха могут быть также одиночество, внезапное приближение, контрастное изменение стимула (тишина - громкость, свет - тьма), высота, боль, страх перед незнакомыми объектами (человек, предмет),
Проблема коррекции детских страхов заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка, оно может проявляться как в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, так и во взрослой жизни, стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний. Поэтому выбранная нами тема актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между возросшим количеством детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем страхов и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы методы и формы коррекции страхов детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке форм, методов и средств коррекции детских страхов, обеспечивающих снижение тревожности и боязни у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Объект: процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста может способствовать снижению уровня страхов, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «страх»;
- учитывать возрастные особенности страхов у детей младшего школьного возраста;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Ничего я не боюсь», включающей эффективные методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «страх», рассмотреть виды страхов.
2) Определить особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить возможности арт-терапии, как эффективного метода коррекции детских страхов.
4) Разработать содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста, в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии, способствующих снижению боязни и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие такие категории как, «эмоционально-личностная сфера», «тревожность», «страхи» (А.И. Захаров, Е.П. Ильин, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, И.В. Самойленко, И.Б. Гришпун, Т.В. Нелюбова) теория привязанности по Дж. Боулби.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, младшими школьниками, методика для выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Опытно - экспериментальной базой стал МБОУ Гимназия №40 города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 25 испытуемых 1-го класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоритическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались методы, приемы и средства педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью снижения у них тревожности и страхов.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы, приемы и средства коррекции страхов детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа может использоваться в практике общеобразовательных учреждений. Достигнута положительная динамика в снижении тревожности и страха у детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года в ходе экспериментальной работы с детьми 1-го класса в МБОУ гимназии №40, г. Казань, посредством публикаций научных статей и участия в конференциях.
Публикации статей:
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Коррекция детских страхов у младших школьников средствами арт-терапии. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой - Казань: «Отечество», 2016. - С. 141-143
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Детские страхи: сущность, виды, коррекция / под ред. Нижневартовского государственного университета - Нижневартовск: 2017.
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Методы коррекции детских страхов / сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов - Казань: 2017.
Участие на конференциях:
• XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Нижневартовского государственного книверситета» в секции «Проблемы современной психологии»
• Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске».
1. Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и содержание понятия «страх» и рассмотрели виды страха. Следуя определению, А. И. Захарова [9] мы выяснили, что страх — это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. В дальнейшем опирались на это определение в нашей исследовательской работе.
Нами был сделан вывод о том, что в психологических теориях существует несколько классификаций страхов. А.И. Захаров [12] классифицирует страхи по способу возникновения, по типу переживания, по характеру протекания. Д. Б. Сэдок [19] и Г. И. Каплан [19] предпочитают делить страхи на конструктивные и патологические. Ю.В. Щербатых [50] делит страхи на природные, социальные и внутренние. Р.В. Овчарова [30] выделяет возрастные и невротические страхи. Однако приведенные классификации не являются единственными в своем роде.
2. Решая вторую задачу нашего исследования, мы изучили особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте причиной страхов у детей чаще всего является определенная травмирующая ситуация. Также существует мнение, что склонность детей к различным видам страха может быть связана с происходящей ситуацией в семье. У детей, подвергшихся испугу, могут возникнуть отклонения в эмоциональной сфере. Они становятся более замкнутыми, и появляются проблемы в коммуникативной сфере, а также наблюдается агрессивность по отношению к окружающим.
3. Решая третью задачу, мы изучили техники арт-терапии, как эффективных средствах снижения тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. Арт-терапию считают терапией искусством (сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия и игровая терапия). Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. Данную коррекционную работу лучше всего проводить при комплексном воздействии различных терапевтических работ.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста и проверили эффективность форм и методов данной программы.
Для решения данной задачи мы провели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназии №40 г. Казань, Республики Татарстан. Проведенное исследование имело своей целью исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста. Оно проводилось с декабря 2016 года по апрель 2017. Испытанию были подвержены школьники 1 класса.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: на первом этапе был организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики; на формирующем этапе была апробирована коррекционная программа «Ничего я не боюсь» которая направлена на снижение уровня подверженности страхам; на контрольном этапе эксперимента проанализированы полученные результаты, осуществлена статистическая и математическая обработка данных (по критерию х2 Пирсона).
Мы использовали, на наш взгляд наиболее приемлемую методику диагностики выявления детских страхов «Страхи в домике», авторами которой являются А.И. Захаров и М.А. Панфилова.
Комплексная программа коррекции страхов, разработанная на основе проведенного исследования, показала свою эффективность. Проведенный статистический и математический анализ подтвердил, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень страха испытуемых достоверно снизился. Нами была принята гипотеза H1, о том, что применяя эффективные методы коррекции детских страхов, мы снизили уровень подверженности к страхам детей младшего школьного возраста.
Таким образом, полученные выводы вносят определенный вклад в практическую деятельность педагогов-психологов по работе с детьми по коррекции их эмоциональной сферы.
1. Антонова Е.В., Томашевская О.А. Коррекция страхов у детей методами артпедагогики: монография / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская. - СПб.: Свое издательство, 2015. - 78 с.
2. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: монография / Т.А. Арафьева, Н.И. Галкина. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2012. - 288 с.
3. Браш Х., Рихберг И. Беспричинный страх: монография / Х. Браш, И. Рихберг - М.: Сигма - пресс, 1998. - 83 с.
4. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью: монография / Н.Г. Вологодина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 98 с.
5. Гришпун И.Б., Нелюбова Т.В. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция: монография / Нелюбова Т.В., Гришпун И.Б. - М.: Международная педагогическая академия, 1993. - 188 с.
6. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений: монография / Ч. Дарвин - СПб: Питер, 1896. - 366 с.
7. Дж. Боулби. Теория привязанности: монография / Боулби Дж. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
8. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: монография / Н.С. Ежкова - М.: Владос, 2012. - 127 с.
9. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей: монография / А.И. Захаров — СПб.: СОЮЗ, 2000. - 448 с.
10.Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей: монография / А.И. Захаров - М.: КАРО, 2006. - 144 с.
11. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха: пособие для учителя / А.И. Захаров - СПб.: Гиппократ, 1995. - 63 с.
12. Захаров А.И. Устранения страхов посредством игры: монография / А.И. Захаров - СПб.: СОЮЗ, 2004 - 134 с.
13.Зинквич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии: монография / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - М.: Речь, 2012. - 320 с.
14.Зобов А.С. Особенности поведения учащихся младших классов в опасных ситуациях: монография / А.С. Зобов - Рязань.: Научная работа, 1979. - 246 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - СПб: Питер, 2000. - 464 с.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: монография/ Е.П. Ильин, - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
17. Ильин Е. П. Психология страха: монография/ Е.П. Ильин, СПб: Питер, 2015. - 384 с.
18. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации: монография / В.Е. Каган - М.: Речь, 1984. - 84 с.
19. Каплан Г.И., Сэдок Б. Клиническая психиатрия: монография / Сэдок Б., Каплан Г.И. - М.: Медицина, 1994. - 184 с.
20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка:
монография / О.А. Карабанова - М.: Российское педагогическое
агентство, 1997. - 190 с.
21. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология: монография / Б.Д.
Карвасарский - М.: Медицина, 1982. - 271 с.
22. Келер Х. Загадка страха: монография / Х. Келер - М.: Эвидентис, 2003. - 216 с.
23. Колпакова А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста: монография / А.С. Колпакова - СПб: Молодой ученый, 2014. - 820 с.
24. Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография / В.Г. Колягина - М.: Прометей, 2016. - 260 с.
25. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: монография / А.И. Копытин - М.: Когито-Центр, 2012. - 288 с.
26. Кузьмина А.М. Детский невроз страха: сб. науч. тр. / А.М. Кузьмина - М.: Прометей, 2013. - 87 с.
27. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок: монография / И.Е. Кулинцова - М.: Речь, 2013. - 167 с.
28. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: монография / Г.Л. Лэндрет - М.: Институт практической психологии, 1998. - 368 с.
29. Никофорова Е.В., Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений / Изотова Е.И., Никифорова Е.В. - М.: Академия, 2004. - 184 с.
30.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р.В. Овчарова - М.: Академия, 2003. - 448 с.
31. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии: монография / К. О'Конор - СПб.: Логос, 2002. - 461 с.
32.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых: монография / М.В. Осорина - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
33. Павлов И. П. Полное собрание трудов: монография / И.П. Павлов - М.: АН СССР, 1940. - 50 с.
34. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков: сб. науч. тр. / М.А. Панфилова - М.: Школьный психолог, 1999. - 34 с.
35. Петрунюк В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание / Таран Л.Н., Петрунюк В.П. - М.: Знание, 1971. - 76 с.
36. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст: монография / А.М. Прихожан - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
37. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: монография / Ребер Артур - М.: АСТ, 2001. - 560с.
38. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов: монография / И.В. Самойленко - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 252с.
39. Симсон Т.П. Неврозы у детей. Их предупреждение и лечение: монография / Т.П. Симсон - М.: Медицина, 2012. - 147 с.
40. Ситникова А.С, Улинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок: монография / Улинцова И.Е., Ситникова А.С. - М.: Речь, 2013. - 87 с.
41. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: музыкатерапия в помощь детям: сб. науч. тр. / Григорчук М.Ю., Татаринцева А.Я. - СПб.: Речь, 2012. - 96 с.
42. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: монография / А. Фрейд - М.: Педагогика, 1993. - 260 с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ: монография / З. Фрейд - СПб.: Алетейя, 1999. - 263 с.
44. Фрейд З. Страх: монография / З. Фрейд - М.: Современные проблемы, 1927. - 432 с.
45. Хорсанд Д.В. Мама, я боюсь!: маленькие подсказки для родителей: учеб. Пособие для родителей / Д. Хорсанд. - СПб: Сова, 2006. - 62 с.
46. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки: монография / Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. - М.: Академический Проект, 2013. - 176 с.
47. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в
психологическом консультировании: монография / А.А. Шведовская - М.: Психологическая наука и образование, 2003. - 146 с.
48. Шалимова Г.А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / Г.А.Шалимова - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
49. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно: Как помочь ребенку избавиться от страхов: учеб. пособие для родителей / Т.Л. Шишова - М.: Искатель, 1997. - 93 с.
50. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия: монография / Ю.В. Щербатых - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 260 с.
51.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: монография / Г. Эберлейн - М.: Знание, 1981. - 137 с.