КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ - ТЕРАПИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования коррекции детских страхов в психолого-педагогической литературе
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«страх» 10
1.2. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного
возраста 17
1.3. Арт-терапия - эффективное средство коррекции детских
страхов 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация диагностики детских страхов (констатирующий этап
эксперимента) 32
2.2. Реализация программы «Ничего я не боюсь» по коррекции
детских страхов (формирующий этап эксперимента) 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов (контрольный этап
эксперимента) 42
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список литературы
Глава I. Теоретические аспекты исследования коррекции детских страхов в психолого-педагогической литературе
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«страх» 10
1.2. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного
возраста 17
1.3. Арт-терапия - эффективное средство коррекции детских
страхов 24
Выводы по I главе 30
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование коррекции страхов у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация диагностики детских страхов (констатирующий этап
эксперимента) 32
2.2. Реализация программы «Ничего я не боюсь» по коррекции
детских страхов (формирующий этап эксперимента) 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов (контрольный этап
эксперимента) 42
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список литературы
Актуальность. В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и нарушить процесс развития. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и педагогов, таких как А.И. Захаров [9], Е.П. Ильин[17], В.Г. Колягина[24] и др., которые отмечают рост численности детей с наличием страхов, повышенной возбудимостью и тревожностью. Дж. Боулби [7], К.Э. Изард [15] отмечают то, что детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. А. Карвасарский [21], Ю.В. Щербатых [50], Р.В. Овчарова [30] выделяют виды страхов, которые влияют на поведение личности ребенка. Такие исследователи, как М.В. Осорина [32] и Т.П. Симсон [39] считают, что страх влекут за собой негативные последствия у ребенка.
Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как известно, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Г.А. Шалимова [48] основной причиной возникновения страхов считает буйное воображение детей. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Проблема страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных мер продуктивного её решения.
Дети младшего школьного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. В.П. Петрунюк [35] отмечает, что страхи влекут за собой подавление в личности уверенности,
индивидуальности и самостоятельности.
Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей младшего школьного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (например, техниками арт-терапии: изотерапия, музыкатерапия, игротерапия, сказкотерапия), как считает А.И. Копытин [25]. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Необходимо отметить, ключ к пониманию психологической природы возникновения страхов кроется в человеческом сознании, а не в тех конкретных реалиях, которых мы боимся. Смысл состоит в том, что не сами по себе некоторые явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением. Очень часто взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из представлений о них или из своего опыта. В этом он сильно отличается от ребенка. Ребенок, напротив: может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи, в большинстве случаев, могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.
Поэтому совершенно очевидно, что происхождение некоторых страхов - страха перед доктором, который делает прививку, боязни, порождаемой запахом больницы или звуком работающей бормашины, - проследить легко. О природе других страхов догадаться не так просто. У многих детей развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребенка, чем с какими-то реальными событиями его жизни. Иногда толчком к подобным фантазиям могут послужить вызванные развитием конфликты, с которыми в данный момент сталкивается ребенок: например, тигры или привидения могут возникать в воображении ребенка в результате противоречия между его зависимостью и стремлением к автономии.
Е.П. Ильин [17] считает, что причинами страха могут быть также одиночество, внезапное приближение, контрастное изменение стимула (тишина - громкость, свет - тьма), высота, боль, страх перед незнакомыми объектами (человек, предмет),
Проблема коррекции детских страхов заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка, оно может проявляться как в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, так и во взрослой жизни, стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний. Поэтому выбранная нами тема актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между возросшим количеством детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем страхов и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы методы и формы коррекции страхов детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке форм, методов и средств коррекции детских страхов, обеспечивающих снижение тревожности и боязни у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Объект: процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста может способствовать снижению уровня страхов, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «страх»;
- учитывать возрастные особенности страхов у детей младшего школьного возраста;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Ничего я не боюсь», включающей эффективные методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «страх», рассмотреть виды страхов.
2) Определить особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить возможности арт-терапии, как эффективного метода коррекции детских страхов.
4) Разработать содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста, в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии, способствующих снижению боязни и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие такие категории как, «эмоционально-личностная сфера», «тревожность», «страхи» (А.И. Захаров, Е.П. Ильин, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, И.В. Самойленко, И.Б. Гришпун, Т.В. Нелюбова) теория привязанности по Дж. Боулби.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, младшими школьниками, методика для выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Опытно - экспериментальной базой стал МБОУ Гимназия №40 города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 25 испытуемых 1-го класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоритическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались методы, приемы и средства педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью снижения у них тревожности и страхов.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы, приемы и средства коррекции страхов детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа может использоваться в практике общеобразовательных учреждений. Достигнута положительная динамика в снижении тревожности и страха у детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года в ходе экспериментальной работы с детьми 1-го класса в МБОУ гимназии №40, г. Казань, посредством публикаций научных статей и участия в конференциях.
Публикации статей:
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Коррекция детских страхов у младших школьников средствами арт-терапии. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой - Казань: «Отечество», 2016. - С. 141-143
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Детские страхи: сущность, виды, коррекция / под ред. Нижневартовского государственного университета - Нижневартовск: 2017.
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Методы коррекции детских страхов / сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов - Казань: 2017.
Участие на конференциях:
• XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Нижневартовского государственного книверситета» в секции «Проблемы современной психологии»
• Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске».
Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как известно, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Г.А. Шалимова [48] основной причиной возникновения страхов считает буйное воображение детей. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Проблема страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных мер продуктивного её решения.
Дети младшего школьного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой. В.П. Петрунюк [35] отмечает, что страхи влекут за собой подавление в личности уверенности,
индивидуальности и самостоятельности.
Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей младшего школьного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов (например, техниками арт-терапии: изотерапия, музыкатерапия, игротерапия, сказкотерапия), как считает А.И. Копытин [25]. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Необходимо отметить, ключ к пониманию психологической природы возникновения страхов кроется в человеческом сознании, а не в тех конкретных реалиях, которых мы боимся. Смысл состоит в том, что не сами по себе некоторые явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением. Очень часто взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из представлений о них или из своего опыта. В этом он сильно отличается от ребенка. Ребенок, напротив: может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи, в большинстве случаев, могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.
Поэтому совершенно очевидно, что происхождение некоторых страхов - страха перед доктором, который делает прививку, боязни, порождаемой запахом больницы или звуком работающей бормашины, - проследить легко. О природе других страхов догадаться не так просто. У многих детей развивается страх темноты, мешающий им заснуть после того, как родители выключают свет и оставляют их одних. Эта разновидность страха часто связана в большей степени с фантазиями и сновидениями самого ребенка, чем с какими-то реальными событиями его жизни. Иногда толчком к подобным фантазиям могут послужить вызванные развитием конфликты, с которыми в данный момент сталкивается ребенок: например, тигры или привидения могут возникать в воображении ребенка в результате противоречия между его зависимостью и стремлением к автономии.
Е.П. Ильин [17] считает, что причинами страха могут быть также одиночество, внезапное приближение, контрастное изменение стимула (тишина - громкость, свет - тьма), высота, боль, страх перед незнакомыми объектами (человек, предмет),
Проблема коррекции детских страхов заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка, оно может проявляться как в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, так и во взрослой жизни, стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний. Поэтому выбранная нами тема актуальна в наши дни и заслуживает дальнейших исследований.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между возросшим количеством детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем страхов и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы методы и формы коррекции страхов детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке форм, методов и средств коррекции детских страхов, обеспечивающих снижение тревожности и боязни у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии.
Объект: процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс коррекции страхов детей младшего школьного возраста может способствовать снижению уровня страхов, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «страх»;
- учитывать возрастные особенности страхов у детей младшего школьного возраста;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Ничего я не боюсь», включающей эффективные методы и формы коррекции детских страхов средствами арт-терапии.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «страх», рассмотреть виды страхов.
2) Определить особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить возможности арт-терапии, как эффективного метода коррекции детских страхов.
4) Разработать содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста, в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность форм и методов коррекции детских страхов средствами арт-терапии, способствующих снижению боязни и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие такие категории как, «эмоционально-личностная сфера», «тревожность», «страхи» (А.И. Захаров, Е.П. Ильин, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, И.В. Самойленко, И.Б. Гришпун, Т.В. Нелюбова) теория привязанности по Дж. Боулби.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, младшими школьниками, методика для выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Опытно - экспериментальной базой стал МБОУ Гимназия №40 города Казани, Республики Татарстан. Выборку составили 25 испытуемых 1-го класса.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоритическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались методы, приемы и средства педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью снижения у них тревожности и страхов.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, методы, приемы и средства коррекции страхов детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа может использоваться в практике общеобразовательных учреждений. Достигнута положительная динамика в снижении тревожности и страха у детей младшего школьного возраста.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года в ходе экспериментальной работы с детьми 1-го класса в МБОУ гимназии №40, г. Казань, посредством публикаций научных статей и участия в конференциях.
Публикации статей:
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Коррекция детских страхов у младших школьников средствами арт-терапии. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой - Казань: «Отечество», 2016. - С. 141-143
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Детские страхи: сущность, виды, коррекция / под ред. Нижневартовского государственного университета - Нижневартовск: 2017.
• А.И. Мигранова, Н.Ю. Костюнина. Методы коррекции детских страхов / сб. науч. тр. преподавателей, молодых ученых и студентов - Казань: 2017.
Участие на конференциях:
• XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Нижневартовского государственного книверситета» в секции «Проблемы современной психологии»
• Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске».
1. Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли сущность и содержание понятия «страх» и рассмотрели виды страха. Следуя определению, А. И. Захарова [9] мы выяснили, что страх — это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. В дальнейшем опирались на это определение в нашей исследовательской работе.
Нами был сделан вывод о том, что в психологических теориях существует несколько классификаций страхов. А.И. Захаров [12] классифицирует страхи по способу возникновения, по типу переживания, по характеру протекания. Д. Б. Сэдок [19] и Г. И. Каплан [19] предпочитают делить страхи на конструктивные и патологические. Ю.В. Щербатых [50] делит страхи на природные, социальные и внутренние. Р.В. Овчарова [30] выделяет возрастные и невротические страхи. Однако приведенные классификации не являются единственными в своем роде.
2. Решая вторую задачу нашего исследования, мы изучили особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте причиной страхов у детей чаще всего является определенная травмирующая ситуация. Также существует мнение, что склонность детей к различным видам страха может быть связана с происходящей ситуацией в семье. У детей, подвергшихся испугу, могут возникнуть отклонения в эмоциональной сфере. Они становятся более замкнутыми, и появляются проблемы в коммуникативной сфере, а также наблюдается агрессивность по отношению к окружающим.
3. Решая третью задачу, мы изучили техники арт-терапии, как эффективных средствах снижения тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. Арт-терапию считают терапией искусством (сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия и игровая терапия). Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. Данную коррекционную работу лучше всего проводить при комплексном воздействии различных терапевтических работ.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста и проверили эффективность форм и методов данной программы.
Для решения данной задачи мы провели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназии №40 г. Казань, Республики Татарстан. Проведенное исследование имело своей целью исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста. Оно проводилось с декабря 2016 года по апрель 2017. Испытанию были подвержены школьники 1 класса.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: на первом этапе был организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики; на формирующем этапе была апробирована коррекционная программа «Ничего я не боюсь» которая направлена на снижение уровня подверженности страхам; на контрольном этапе эксперимента проанализированы полученные результаты, осуществлена статистическая и математическая обработка данных (по критерию х2 Пирсона).
Мы использовали, на наш взгляд наиболее приемлемую методику диагностики выявления детских страхов «Страхи в домике», авторами которой являются А.И. Захаров и М.А. Панфилова.
Комплексная программа коррекции страхов, разработанная на основе проведенного исследования, показала свою эффективность. Проведенный статистический и математический анализ подтвердил, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень страха испытуемых достоверно снизился. Нами была принята гипотеза H1, о том, что применяя эффективные методы коррекции детских страхов, мы снизили уровень подверженности к страхам детей младшего школьного возраста.
Таким образом, полученные выводы вносят определенный вклад в практическую деятельность педагогов-психологов по работе с детьми по коррекции их эмоциональной сферы.
Нами был сделан вывод о том, что в психологических теориях существует несколько классификаций страхов. А.И. Захаров [12] классифицирует страхи по способу возникновения, по типу переживания, по характеру протекания. Д. Б. Сэдок [19] и Г. И. Каплан [19] предпочитают делить страхи на конструктивные и патологические. Ю.В. Щербатых [50] делит страхи на природные, социальные и внутренние. Р.В. Овчарова [30] выделяет возрастные и невротические страхи. Однако приведенные классификации не являются единственными в своем роде.
2. Решая вторую задачу нашего исследования, мы изучили особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте причиной страхов у детей чаще всего является определенная травмирующая ситуация. Также существует мнение, что склонность детей к различным видам страха может быть связана с происходящей ситуацией в семье. У детей, подвергшихся испугу, могут возникнуть отклонения в эмоциональной сфере. Они становятся более замкнутыми, и появляются проблемы в коммуникативной сфере, а также наблюдается агрессивность по отношению к окружающим.
3. Решая третью задачу, мы изучили техники арт-терапии, как эффективных средствах снижения тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. Арт-терапию считают терапией искусством (сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия и игровая терапия). Данные методы считаются наиболее эффективными, поскольку являются привычной и любимой деятельностью ребенка. Данную коррекционную работу лучше всего проводить при комплексном воздействии различных терапевтических работ.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали содержание программы коррекции страхов детей младшего школьного возраста и проверили эффективность форм и методов данной программы.
Для решения данной задачи мы провели опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ Гимназии №40 г. Казань, Республики Татарстан. Проведенное исследование имело своей целью исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста. Оно проводилось с декабря 2016 года по апрель 2017. Испытанию были подвержены школьники 1 класса.
Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа: на первом этапе был организован констатирующий эксперимент с проведением первичной диагностики; на формирующем этапе была апробирована коррекционная программа «Ничего я не боюсь» которая направлена на снижение уровня подверженности страхам; на контрольном этапе эксперимента проанализированы полученные результаты, осуществлена статистическая и математическая обработка данных (по критерию х2 Пирсона).
Мы использовали, на наш взгляд наиболее приемлемую методику диагностики выявления детских страхов «Страхи в домике», авторами которой являются А.И. Захаров и М.А. Панфилова.
Комплексная программа коррекции страхов, разработанная на основе проведенного исследования, показала свою эффективность. Проведенный статистический и математический анализ подтвердил, что после проведения коррекционных занятий с детьми уровень страха испытуемых достоверно снизился. Нами была принята гипотеза H1, о том, что применяя эффективные методы коррекции детских страхов, мы снизили уровень подверженности к страхам детей младшего школьного возраста.
Таким образом, полученные выводы вносят определенный вклад в практическую деятельность педагогов-психологов по работе с детьми по коррекции их эмоциональной сферы.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Особенности страхов детей младшего школьного
возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью методом песочной терапии в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция тревожности младших школьников
средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



