Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №59901

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 6 месяцев. У всех дошкольников согласно заключению логопеда ОНР III уровня.
В приложении результаты исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Понятие и особенности внимания 7
1.2 Особенности и развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи. 11
Глава 2 экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Процедура и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 38



Нарушение внимания негативно сказывается на развитии плодотворной работы и коррекционного процесса. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости исследования внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования заключается в том, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение внимания.
Цель нашего исследования: выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие и особенности внимания;
 проанализировать особенности и развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Объектом работы выступает внимание у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: полагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень внимания значительно отличается от уровня детей с нормальным речевым развитием.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как О.Н. Агеева, А.В. Богатырева, В.П. Глухов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Маклаков, С.А. Петухова и др., а так же источники сети Интернет.
В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, сделаем основные выводы.
Под вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной деятельности человека. Именно внимание позволяет правильно направить познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель как можно более точно отразить действительность.
С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию – это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность.
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста. Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Ребенок отлично справляется с манипуляцией сразу несколькими предметами, но это его лишь отвлекает, так как чаще всего он, вместо того, чтобы сконцентрироваться и распределить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста внимание, выполняет действия автоматически и рассредоточивается.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.
Внимание дошкольников с общим недоразвитием речи чаще всего характеризуется неустойчивостью и более низким уровнем показателя произвольного внимания.
Такие дети испытывают трудности с планированием собственных действий, им тяжело дается сосредоточение внимания на анализе существующих условий и поиск различных способов решения поставленных задач.
Нередко прослеживается различие в проявлении произвольного внимания, зависящего от модальности раздражителя, поскольку детям с этим нарушением намного сложнее сосредоточить внимание на процессе выполнения задания в условиях именно словесной, а не зрительной инструкции.
Словесная инструкция может стать причиной ошибки в дифференциации предметов по внешним характеристикам (форме, цвету).
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания – недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 6-7 лет необходимо использовать два вида упражнений:
 специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
 упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Развитие внимания старших дошкольников при правильной организации перерастает во внимательность – неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения.



1. Агеева, О.Н. Логопсихология / О.Н. Агеева. – М.: Владос, 2013. – 120 с.
2. Богатырева, А.В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / А.В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. – №2. – С. 58-61.
3. Борис, Е.Н. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Педагогика. – URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/21253-osobennosti-vnimaniya-u-deteiy-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html (дата обращения: 13.03.19).
4. Борозинец, Н.М. Логопедия. Фонетико-фоиематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 203 c.
5. Воронова, Е.Ю. Теоретический анализ проблемы формирования свойств внимания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Воронова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. – С. 247-249.
6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1983. – 367 с.
7. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием: учебно-методическое пособие / В.П. Глухов. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. – 232 c.
8. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология: учебное пособие / Н.Ю. Дмитриева. – 2-е изд. – Саратов: Научная книга, 2019. – 127 c.
9. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Выпуск 3: Субъект познания: Хрестоматия по общей психологии: учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 Психология / ред. В.В. Петухов. – Москва : Российское психологическое общество, 1998. – 458 с.
10. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 389 с.
11. Как развить внимание у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://pups.su/vospitanie/razvitie-vnimaniya.html (дата обращения: 13.03.19).
12. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 171 c.
13. Круглова, А.М. Тренируем внимание: простые упражнения и игры / А. М. Круглова. – М.: РИПОЛ классик, 2013. – 96 c.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. –М.: АльнС, 2013. – 367 с.
15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.В. Леонтьев. – М.: Просвещение», 1969. – 214 с.
16. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 320 с.
17. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2016. - 82 с.
18. Мартыновская И.А. Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / И.А. Мартыновская, М.В. Шорохова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 114–119. – URL: http://e-koncept.ru/2018/182014.htm. (дата обращения: 13.03.19).
19. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Инфра-М, 2016. – 488 с.
20. Особенности психического развития школьников с ОНР [Электронный ресурс]. – URL: http://school76-tmn.org.ru/logoped-korpus-no-2/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-shkolnikov-s-onr (дата обращения: 13.03.19).
21. Особенности развития внимания у ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/materials/374637/ (дата обращения: 13.03.19).
22. Петухова, С.А. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет / С.А. Петухова. – СПб.: КАРО, 2009. – 80 c.
23. Резепов, И.Ш. Общая психология: учебное пособие / И Ш. Резепов. – 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 110 c.
24. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. – Ростов н/Д: «Феникс». 2016. – 512 с.
25. Соломахина, Т.А. Исследование процесса развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи / Т.А. Соломахина // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – Ульяновск: Зебра. – 2015. – С. 73-76.
26. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В. И. Селиверстов, А. В. Кроткова, Л. Л. Головчиц [и др.]; под ред. В. И. Селиверстов. – М.: Академический Проект, 2015. – 319 c.
27. Трауготт Н.Н., Кайданова С.И. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии / Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975. – 180 с.
28. Триппель Т.А. Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.А. триппель // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 март 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 85-87.
29. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2016. – 128 с.
30. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. - М.: АСТ, 2016. - 380 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ