Выборка. 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 6 месяцев. У всех дошкольников согласно заключению логопеда ОНР III уровня.
В приложении результаты исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Понятие и особенности внимания 7
1.2 Особенности и развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи. 11
Глава 2 экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.1 Процедура и методика исследования 19
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 38
Нарушение внимания негативно сказывается на развитии плодотворной работы и коррекционного процесса. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости исследования внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования заключается в том, что у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение внимания.
Цель нашего исследования: выявление особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности внимания;
проанализировать особенности и развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Объектом работы выступает внимание у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: полагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень внимания значительно отличается от уровня детей с нормальным речевым развитием.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как О.Н. Агеева, А.В. Богатырева, В.П. Глухов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Маклаков, С.А. Петухова и др., а так же источники сети Интернет.
В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Итак, сделаем основные выводы.
Под вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной деятельности человека. Именно внимание позволяет правильно направить познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель как можно более точно отразить действительность.
С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию – это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность.
Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста. Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.
Ребенок отлично справляется с манипуляцией сразу несколькими предметами, но это его лишь отвлекает, так как чаще всего он, вместо того, чтобы сконцентрироваться и распределить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста внимание, выполняет действия автоматически и рассредоточивается.
Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.
Внимание дошкольников с общим недоразвитием речи чаще всего характеризуется неустойчивостью и более низким уровнем показателя произвольного внимания.
Такие дети испытывают трудности с планированием собственных действий, им тяжело дается сосредоточение внимания на анализе существующих условий и поиск различных способов решения поставленных задач.
Нередко прослеживается различие в проявлении произвольного внимания, зависящего от модальности раздражителя, поскольку детям с этим нарушением намного сложнее сосредоточить внимание на процессе выполнения задания в условиях именно словесной, а не зрительной инструкции.
Словесная инструкция может стать причиной ошибки в дифференциации предметов по внешним характеристикам (форме, цвету).
Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания – недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 6-7 лет необходимо использовать два вида упражнений:
специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.
Развитие внимания старших дошкольников при правильной организации перерастает во внимательность – неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения.