ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка при создании развернутых ответов на лингвистические темы 7
1.1. Логическое мышление, его характеристика 7
1.2. Особенности формирования логического мышления
младших школьников и пути его развития в процессе обучения 17
1.3. Развёрнутые устные ответы на лингвистические темы
и их специфика. Типология ответов 19
ГЛАВА II. Методические основы развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка при создании развернутых ответов на лингвистические темы 29
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому
языку для начальной школы 29
2.2. Из опыта работы методистов, учителей по проблеме исследования 34
2.3. Экспериментальная работа по развитию логического
мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
К числу задач, стоящих перед школой, относится развитие логического мышления учащихся, от уровня сформированности которого во многом зависит сознательность, эффективность усвоения основ наук, умение самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем объеме информации, применять имеющиеся знания с максимальной пользой, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний и для сообщения их другим.
К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д.П. Горский, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, М. Н. Шардаков, Д.Б. Эльконин и др.). Такие методисты, как О.В. Алексеева, Г. А. Бакулина, М.А. Екимова, Н.Д. Есипова, Н.В. Калягина, рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин.
Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, на важность развития логического мышления проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (Х.К. Бардединов, Н.Д. Есипова, В. С. Егорина и др.).
Особая роль в развитии логического мышления на уроках русского языка принадлежит обучению учащихся правильно, четко, последовательно излагать свои мысли, в частности, умение давать развернутые ответы на лингвистические темы. Детей необходимо учить строить устные высказывания. Построение данных высказываний предполагает приобретение школьниками определенных навыков: навык определения темы и мысли высказывания; навык отбора материала для высказывания; навык систематизации языкового материала; навык использования языковых средств; навык продуцирования материала; навык редактирования.
Формирование данных навыков, а соответственно и совершенствование устной речи возможно лишь при методически грамотно организованной работе педагога. Причем для ее осуществления одних уроков русского языка, одной из задач, которых является формирование устной речи, недостаточно. Это значит, что элементы развития речи рекомендуется вплетать в «канву» каждого урока (из курса начальной школы).
На практике мы видим, что учащиеся достаточно часто владеют разговорным стилем устной речи и на интуитивном уровне умеют строить небольшие высказывания на предложенные темы. В процессе обучения, однако, имеющихся знаний детей становится недостаточно, поскольку младшие школьники при создании собственных речевых произведений не опираются на теоретические знания о правилах построения высказывания, а бедность активного словаря создает трудности при построении связного устного высказывания, поскольку устная речь требует мгновенной реализации мысли в слове. Это сказывается на качестве создаваемых высказываний: их уровень достаточно низкий по сравнению с возможным. Как показывает практика, создание подобного рода высказываний вызывает у учащихся начальной школы массу трудностей, их ответы довольно часто не соответствуют предъявляемым требованиям. Младшие школьники должны научиться планировать высказывание, продумывать его структуру, последовательность. Развернутые устные ответы учащихся должны обладать чертами, характерными для текста.
Проблема исследования: каковы возможности развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка при создании развернутых ответов на лингвистические темы. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.
Объект исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: метод условия развития логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
В основу данной работы была положена следующая гипотеза: развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения русского языка при создании развернутых ответов будет реализовываться наиболее продуктивно, если:
- включать задания разного типа по обучению учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы;
- использовать на уроках русского языка алгоритмы и опорные схемы.
Задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень ее теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме развития логического мышления учащихся начальных классов.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по предмету исследования.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ, реферирование педагогического опыта; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности учащихся, эксперимент, изучение, обобщение и теоретическое осмысление методического опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база исследования - 4 класс МБОУ «Березовская СОШ им. С.Н. Климова», занимающийся по УМК «Начальная школа XXI века», авторы программы и учебников по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова.
Экспериментальное исследование проблемы развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы проводилось в несколько этапов с 2017 по 2018 год.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; формулируются цель и задачи исследования; выдвигается гипотеза; раскрывается практическая значимость работы; определяются методы и принципы исследования; представлены сведения о структуре выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Психолого-педагогические основы развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» рассматриваются различные подходы лингвистов и методистов по определению понятия «логическое мышление», описываются виды мышления, изучаются особенности формирования логического мышления младших школьников, раскрываются лингвистические особенности развернутых устных ответов учащихся, приводится их типология.
Во второй главе «Методические основы развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы» проводится аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы, обобщается опыт работы учителей и методистов по рассматриваемой проблеме; описывается проведенная опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного; обобщаются полученные результаты.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Развитие логического мышления - важная задача обучения родному языку, это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над грамотным письмом - вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах.
Мышление - это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Различают следующие виды мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное, словесно - логическое, абстрактно - логическое.
К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
В школьном возрасте очень важно учитывать индивидуальные особенности младших школьников. Индивидуальные особенности мышления у них проявляются по - разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно - образного, наглядно - действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: гибкость, быстрота мысли, самостоятельность.
Проведенное нами исследование показало, что проблема развития логического мышления младших школьников актуальна. Создание учащимися развернутых ответов на лингвистические темы - это одно из направлений развития логического мышления школьников, которое является значимым в современной школе.
При обучении составлению развернутых ответов учащихся на лингвистические темы необходимо учитывать ряд требований: четкость, ясность, логичность, последовательность построения высказывания, использование лексических средств, чистота речи.
Как показывает практика, создание развернутых ответов у учащихся начальной школы вызывает массу трудностей, их ответы часто не соответствуют выше предъявляемым требованиям. Младшие школьники должны научиться планировать устный ответ, продумывать его структуру, последовательность предложений.
Анализируя труды исследователей по развитию логического мышления младших школьников, мы пришли к выводу, что решение данной проблемы - одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка.
При анализе программ, учебников и опыта учителей нами был сделан вывод о том, что методисты и учителя обращаются к проблеме обучения составлению развернутых ответов на лингвистические темы учащихся начальной школы с целью развития логического мышления. Но это не является достаточно разработанной темой в методике. Не всегда задания, предлагаемые для выполнения, содержат план ответа, рекомендуемый для создания развернутых ответов на лингвистические темы.
В нашем исследовании мы предприняли попытку разработать систему заданий, направленных на развитие логического мышления младших школьников. Данная система способствовала повышению уровня развития логического мышления у учащихся в плане создания развернутых ответов.
При обучении учащихся составлению развернутых ответов на лингвистические темы необходимо использовать образцы ответов. Данный способ позволит учащимся создавать подобного рода высказывания. В роли образца устного ответа может выступать образец развернутого высказывания учителя.
Устные ответы учащихся необходимо обсуждать, это дает возможность судить о результатах проведенной работы, об успехах отдельных учеников, что позволяет конкретизировать задачи работы над устными развернутыми ответами.
На уроках русского языка в начальной школе необходимо выполнять задания, направленные на правильное построение устных развернутых ответов, т.е. содержательно и аргументировано отвечать на вопросы лингвистического характера.
Проведенная опытно - экспериментальная работа позволила убедиться в правильности выдвинутых положений гипотезы.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы развития логического мышления младших школьников при создании развернутых ответов на лингвистические темы.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно - воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
1. Андреенко Т.В. Языки и подъязыки в устной речи / Т.В. Андреенко. - М.: 2015. - 144 с.
2. Ахманова О. С. Развитие устной связной речи / О. С. Ахманова. - М.: Просвещение, 2013. - 368 с.
3. Арзуманова О.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т.В. Арзуманова // Начальная школа. - 2016. - № 9. - С. 44 - 47.
4. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения / Артемов
А.К. // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 35 - 39.
5. Акимова М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / Акимова М. К., Козлова В.Т. - Обнинск, 2005. - 324 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 2006. - 230 с.
7. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика / Л.Г. Барлас. - М.: Просвещение,
2005. - 260 с.
8. Бине А. Мышление. Воображение. Память / А. Бине. - М.: Просвещение,
2006. - 246 с.
9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2004. - 392 с.
10. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2004. - 96 с.
11. Буслаев Ф.И. Развитие устной речи / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение,
2007. - 230 с.
12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2016. - 192 с.
13. Брушлинский А.В. Развитие творческого мышления у учащихся / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2006. - 235 с.
14. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И.Д. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. - 262 с.
15. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс,
2000. - 1008 с.
16. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 2006. - 234 с.
17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2008. - 446с.
18. Гуревич К. М. Индивидуально - психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
19. Давыдов В.В. Мышление младших школьников / В.В. Давыдов. - СМб.: Питер, 2006. - 348 с.
20. Ерастов Н.П. Устная связная речь / Н.П. Ерастов. - М.: Просвещение,
2005. - 347 с.
21. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
22. Звегинцев В. А. Язык и его лингвистическая теория / В. А. Звегинцев. - М.: МГУ, 2004. - 247 с.
23. Земская Е.А. Русская разговорная речь / Земская Е.А, Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. - М.: Наука, 2008. - 340 с.
25. Захарченко О.А. Мышление и память / О.А. Захарченко // Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 45-49.
28. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников /
А.З. Зак. - М.: Наука, 2009. - 220 с.
29. Зак А.З. Развитие умственных способностей школьников / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2007. - 98 с.
31. Иванов С.В. Русский язык / С.В. Иванов и др. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 160 с.
32. Колокольцев Н.В. Грамматика литературы / Н.В. Колокольцев. - М.: Наука, 2009. - 342 с.
35. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 44.
36. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка / А.И. Клопова // Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 52-56.
37. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.
38. Крячкова А.Н. Развитие логического мышления в младших классах // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 56.
39. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Наука, 2010. - 136 с.
42. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей /
Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 2010. - 210 с.
43. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2014. - 464 с. 45. Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника / А.В. Белошистая, В.В Левитес // Начальная школа плюс до и после. - 2016. - №9. - С. 15 - 23.
50. Левитес В.В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Левитес // Известия Российской академии образования. - 2010. - №3. - С.54 - 57.
51. Левитес В.В. Система развития логического и алгоритмического мышления младшего школьника / В.В. Левитес // Материалы международных педагогических чтений «Образование и детство - XXI век». - Екатеринбург, 2015. - С. 85 - 90.
52. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории / И.Я. Лернер. - М.: Прoсвeщeниe, 2005. - 191 с.
53. Матюшкин А.М. Прoблeмныe ситуaции в мышлении и oбучeнии / А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 2007. - 168 с.
54. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
55. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 367 с.
60. Новикова К. Особенности динамики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель умственного развития школьников / К. Новикова. - М.: Просвещение, 2006. - 134 с.
61. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Просвещение, 2006. - 924 с.
62. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи / П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич. - М.: Наука, 2004. - 300 с.
63. Политова Н.И. Развитие речи / Н.И. Политова. - М.: Наука, 2006. - 236 с.
64. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 400 с.
65. Полякова А.В. Русский язык, 4 класс / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2016. - 126с.
66. Полякова А.В. Русский язык 3 класс / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2016. - 127с.
67. 68. Полякова А.В. Русский язык. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В Занкова / А.В. Полякова. - Самара.: Учебная литература, 2016.
69.70. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб., 2005. - 256 с.
71. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). «Начальная школа XXI века» / Авторы: О. А. Исакова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова, В.И. Петрова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе, Т.В. Юдачева, Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 176 с.
76. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2006. - 512 с.
77. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа. - 2003. - № 1.- С. 14 - 23.
78. Речевое развитие младших школьников / под ред. Н.С. Рождественского.
- М.: Просвещение, 2008. - 132 с.
79. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2009. - 321 с.
80. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 2006. - 220 с.
84. Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск, 2007. - С. 141 - 145.
85. Ревина Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе / Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского университета им. Н.И. Вавилова. - №6. - Саратов, 2006. - С. 104 - 106.
86. Ревина Е.Г. Педагогические подходы развития логического мышления младших школьников / Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Философия отечественного образования: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2007. - С. 62 - 64.
87. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь / О.Б. Сиротинина. - М.: Просвещение, 2002. - 188 с.
93. Старостина Е.В. Повторение сведений об основных типах склонения имен существительных / Е.В. Старостина // Начальная школа. - 2006. - №9. - С. 83.
94. Севастьянова О.И. Как развивать мышление? / О.И. Севастьянова // Начальная школа. - 2009. - №5. - С. 34.
96. Тихомиров О. К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: Наука,
2007. - 280 с.
97. Тихомирова Л.Ф., А.В. Басов. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль.: Академия развития, 2008. - 254 с.
98. Ярошевский М. Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - М.: Мысль,
2005. - 574 с.