МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 10
Межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения
учащихся как объект научного познания 10
Коррекция девиантного поведения учащихся: сущность, принципы, специфика 22
2. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖСЕКТОРНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 40
Диагностика проблем межсекторного взаимодействия школы и различных учреждений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся школы 40
Муниципальная программа межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 10
Межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения
учащихся как объект научного познания 10
Коррекция девиантного поведения учащихся: сущность, принципы, специфика 22
2. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖСЕКТОРНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 40
Диагностика проблем межсекторного взаимодействия школы и различных учреждений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся школы 40
Муниципальная программа межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе в последние годы отклоняющееся поведение подростков приобретает все более широкие масштабы, растут отклоняющиеся настроения и внешние формы их проявлений вплоть до совершения правонарушений учащимися средней образовательной школы. Рост числа девиаций среди учащихся, увеличение удельного веса деликтов, совершаемых несовершеннолетними, представляют собой угрозу обществу.
Причины девиантного поведения учащихся средней образовательной школы самые разнообразные: в глобальном масштабе – социально- экономические проблемы, социокультурные изменения, нестабильная демографическая, политическая ситуация и пр.; на локальном уровне – нравственная распущенность детей, семейные проблемы, негативное влияние ближайшего окружения на ребенка в лице его друзей, знакомых и пр., отсутствие контроля со стороны школы и др. Огромное и разнообразное количество девиаций выражено в их количестве и, безусловно, требует мероприятий по коррекции этого феномена.
Школа – институт, который в первую очередь оказывает влияние на мировоззрение детей и подростков и формирует личность. Речь здесь идет не только об образовательном процессе, но и о внешкольном времяпрепровождении детей. Зачастую влияние школы на коррекцию девиантного поведения учащихся является недостаточным. Основная ответственность за успешное осуществление коррекционной работы девиантного поведения учащихся лежит на социальном педагоге и психологе школы, а сами коррекционные мероприятия однообразны или же носят формальный характер, либо проводится по остаточному принципу, не учитывая всех ресурсов и потенциала развития детей.
Становится необходимо привлекать и другие учреждения, способные помочь в коррекции девиантного поведения учащихся. Изучению подлежат причины, провоцирующие проблемы во взаимодействии таких учреждений и школы, пути решения данного взаимодействия, выбор и формирование коррекционных программ, и ряд других проблем.
Таким образом, актуальность исследования подчеркивается: большим разнообразием девиаций среди учащихся, формальным характером проведения коррекционных мероприятий из-за недостаточного взаимодействия по решению этой проблемы специалистов различных сфер (полиция, сфера здравоохранения, НКО и др.).
Степень разработанности проблемы. Проблемы коррекции девиантного поведения учащихся отражены в трудах многих криминологов, социологов, психологов. Среди зарубежных авторов девиантное поведение изучали: К. Леонгард, Ч. Ломброзо, У. Шелдон. Они связывали девиантное поведение человека с его анатомическими особенностями. В отечественных исследованиях медико-психологическую природу формирования девиантного поведения изучали Б.Г. Ананьев, Л.В. Васильев, Е.В. Змановская, О.А. Исаев, А.И. Курбатова, А.Е. Личко, В.В. Лунеев, В.М. Мясищев, В.П. Прядеин, А.А. Реан, И.И. Семенюк, Т.Е. Щенина, В.Л. Юлдашев придавали значение гендерным различиям в сфере противоправного поведения взрослых и несовершеннолетних. З. Фрейд, К. Юнг, изучали психологическую составляющую девиантного поведения, основываясь на изучение конфликтного состояния, претерпеваемого сознанием индивида. Влияние общества на формирование девиантного поведения рассматривали на западе Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. М. Раттер, который описывал коррекцию девиантного поведение учащихся через психологическое воздействие на несовершеннолетнего. С.А. Беличева, Н.Н. Лукин, К. Малышев, Н.А. Рычкова, В.М. Фокин, И.В. Чумаков изучали проблемы коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
Специфика межсекторного взаимодействия находит свое отражение в работах зарубежных и отечественных социологов. Д. Аренас, М. Мерфи, Дж. Конли, Б. О'Лафина изучали формирование и развитие некоммерческого сектора в качестве эффективного механизма в сфере решения социальных задач. Российский социолог А.С. Автономова разрабатывает социальные технологии межсекторного взаимодействия. И.В. Мерсянина исследует технологии взаимодействия органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций. И.М. Модель, Е. Ясин представляет модель отношений некоммерческого сектора и государства. В.Н. Кисилев разрабатывает российскую модель межсекторного взаимодействия. О.Н. Мащенко рассматривает межсекторное взаимодействие в сфере образования. В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных изучали управление занятостью населения на муниципальном уровне с помощью межсекторного взаимодействия.
Несмотря на многочисленные исследования по общей характеристике девиантного поведения несовершеннолетних, коррекции девиантного поведения, межсекторного взаимодействия в трудах различных зарубежных и отечественных социологов, педагогов, психологов и др., проблеме межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы уделяется недостаточно внимания, что в очередной раз подтверждает актуальность нашего исследования.
Объект исследования – коррекция девиантного поведения учащихся средней образовательной школы.
Предмет исследования – специфика межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне.
Цель исследования – раскрыть сущность и специфику межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне и разработать программу по совершенствованию межсекторного взаимодействия между школой и иными учреждениями в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся.
2. Выявить проблемы межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся в МКОУ «СОШ» № 1 г. Поворино.
3. Разработать программу по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся в условиях МКОУ «СОШ» № 1 г. Поворино.
Гипотеза исследования: в условиях средней образовательной школы межсекторное взаимодействие, обеспечивая согласование интересов школы, органов власти, представителей сферы бизнеса и НКО, может выступать эффективным механизмом в коррекции девиантного поведения учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории противоправной мотивации (И.Ю. Борисов, А.Е. Долгова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Петровский, и др.); личностно- ориентированный подход по коррекции девиантного поведения подростков (Г.С. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Красовицкий, Л.Н. Куликов, А.М. Печенюк и др.); механизмы межсекторного социального партнерства (В.Н. Якимец).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых и статистических документов, Анализ научной литературы нормативно-правовых и статистических документов позволил раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы, детально изучить аспекты межсекторного взаимодействия в целом и в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы в частности.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, глубинное интервью. Анкетирование проводилось среди учителей, социального педагога, психолога школы для выявления девиаций школьников, для того чтобы четко сформировать состав структур, необходимых для работы именно в этой области. Глубинное интервью с директором школы было использовано для определения проблем в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся, определения структур с которыми ведется взаимодействие и которых можно привлечь для дальнейшей работы. Экспертный опрос сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), сотрудников службы по делам несовершеннолетних правонарушителей (ПДН) по взаимодействию структур в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся в школе.
3. Статистические методы обработки и анализа эмпирических данных (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки программы по совершенствованию межсекторного взаимодействия по коррекции девиантного поведения учащихся на муниципальном уровне.
Эмпирическая база исследования. В качестве информационных источников использовались: международные конвенции, декларации; законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Таковыми являются: Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Эмпирической базой также послужило проведенное автором в период прохождения производственной практики в мае-июне 2017 года социальное исследование «Определение проблемных областей межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения в школе на муниципальном уровне». В исследовании приняли участие сотрудники МКОУ «СОШ № 1» г. Поворино, а также представители различных учреждений, заинтересованных в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы (n = 139).
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана и апробирована программа по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне.
На защиту выносится следующее положение: гармонизация социальных отношений необходима в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы путем объединения усилий и разграничению обязанностей государственной, коммерческой и общественной сфер, что называется межсекторным взаимодействием. Процесс межсекторного взаимодействия в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне остро нуждается в правовых, материальных и информационных ресурсах. Приоритетными направлениями сотрудничества НКО, власти и бизнеса региона являются совместное формирование нормативно-правовых основ взаимодействия, определение коррекционных мероприятий для учащихся, совместный выбор форм и методов проведения данных мероприятий. Предложена программа межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения учащихся в средней образовательной школе, способствует гармонизации отношений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся между школой и иными учреждениями, а также представителями сферы бизнеса и НКО.
Научно-практическая значимость. Теоретическая значимость заключается во введении авторского определения межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения в школе. Практическая значимость заключается в выявлении оптимальных условий эффективной коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне путем организации межсекторного взаимодействия; положенной в основу программы межсекторного взаимодействия в условиях средней образовательной школы; внедрении программы в работу в средней образовательной школе; Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности как в средней образовательной школе, так и в иных учреждениях, осуществляющих работу с детьми девиантного поведения. Рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Девиантология», «Технология социальной работы», «Социальная политика» и других.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение в средней образовательной школе. Результаты исследования внедрены в практику деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» г. Поворино.
Проблематика данного исследования обсуждалась на Международной научно-практической заочной конференции: «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (декабрь 2016 г.), на 6-й Международной научно-практической заочной конференции: «наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (сентябрь 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 80 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 100 страницах и включает 3 приложения.
Причины девиантного поведения учащихся средней образовательной школы самые разнообразные: в глобальном масштабе – социально- экономические проблемы, социокультурные изменения, нестабильная демографическая, политическая ситуация и пр.; на локальном уровне – нравственная распущенность детей, семейные проблемы, негативное влияние ближайшего окружения на ребенка в лице его друзей, знакомых и пр., отсутствие контроля со стороны школы и др. Огромное и разнообразное количество девиаций выражено в их количестве и, безусловно, требует мероприятий по коррекции этого феномена.
Школа – институт, который в первую очередь оказывает влияние на мировоззрение детей и подростков и формирует личность. Речь здесь идет не только об образовательном процессе, но и о внешкольном времяпрепровождении детей. Зачастую влияние школы на коррекцию девиантного поведения учащихся является недостаточным. Основная ответственность за успешное осуществление коррекционной работы девиантного поведения учащихся лежит на социальном педагоге и психологе школы, а сами коррекционные мероприятия однообразны или же носят формальный характер, либо проводится по остаточному принципу, не учитывая всех ресурсов и потенциала развития детей.
Становится необходимо привлекать и другие учреждения, способные помочь в коррекции девиантного поведения учащихся. Изучению подлежат причины, провоцирующие проблемы во взаимодействии таких учреждений и школы, пути решения данного взаимодействия, выбор и формирование коррекционных программ, и ряд других проблем.
Таким образом, актуальность исследования подчеркивается: большим разнообразием девиаций среди учащихся, формальным характером проведения коррекционных мероприятий из-за недостаточного взаимодействия по решению этой проблемы специалистов различных сфер (полиция, сфера здравоохранения, НКО и др.).
Степень разработанности проблемы. Проблемы коррекции девиантного поведения учащихся отражены в трудах многих криминологов, социологов, психологов. Среди зарубежных авторов девиантное поведение изучали: К. Леонгард, Ч. Ломброзо, У. Шелдон. Они связывали девиантное поведение человека с его анатомическими особенностями. В отечественных исследованиях медико-психологическую природу формирования девиантного поведения изучали Б.Г. Ананьев, Л.В. Васильев, Е.В. Змановская, О.А. Исаев, А.И. Курбатова, А.Е. Личко, В.В. Лунеев, В.М. Мясищев, В.П. Прядеин, А.А. Реан, И.И. Семенюк, Т.Е. Щенина, В.Л. Юлдашев придавали значение гендерным различиям в сфере противоправного поведения взрослых и несовершеннолетних. З. Фрейд, К. Юнг, изучали психологическую составляющую девиантного поведения, основываясь на изучение конфликтного состояния, претерпеваемого сознанием индивида. Влияние общества на формирование девиантного поведения рассматривали на западе Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. М. Раттер, который описывал коррекцию девиантного поведение учащихся через психологическое воздействие на несовершеннолетнего. С.А. Беличева, Н.Н. Лукин, К. Малышев, Н.А. Рычкова, В.М. Фокин, И.В. Чумаков изучали проблемы коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.
Специфика межсекторного взаимодействия находит свое отражение в работах зарубежных и отечественных социологов. Д. Аренас, М. Мерфи, Дж. Конли, Б. О'Лафина изучали формирование и развитие некоммерческого сектора в качестве эффективного механизма в сфере решения социальных задач. Российский социолог А.С. Автономова разрабатывает социальные технологии межсекторного взаимодействия. И.В. Мерсянина исследует технологии взаимодействия органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций. И.М. Модель, Е. Ясин представляет модель отношений некоммерческого сектора и государства. В.Н. Кисилев разрабатывает российскую модель межсекторного взаимодействия. О.Н. Мащенко рассматривает межсекторное взаимодействие в сфере образования. В.Н. Иванова, Т.И. Безденежных изучали управление занятостью населения на муниципальном уровне с помощью межсекторного взаимодействия.
Несмотря на многочисленные исследования по общей характеристике девиантного поведения несовершеннолетних, коррекции девиантного поведения, межсекторного взаимодействия в трудах различных зарубежных и отечественных социологов, педагогов, психологов и др., проблеме межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы уделяется недостаточно внимания, что в очередной раз подтверждает актуальность нашего исследования.
Объект исследования – коррекция девиантного поведения учащихся средней образовательной школы.
Предмет исследования – специфика межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне.
Цель исследования – раскрыть сущность и специфику межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне и разработать программу по совершенствованию межсекторного взаимодействия между школой и иными учреждениями в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся.
2. Выявить проблемы межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся в МКОУ «СОШ» № 1 г. Поворино.
3. Разработать программу по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся в условиях МКОУ «СОШ» № 1 г. Поворино.
Гипотеза исследования: в условиях средней образовательной школы межсекторное взаимодействие, обеспечивая согласование интересов школы, органов власти, представителей сферы бизнеса и НКО, может выступать эффективным механизмом в коррекции девиантного поведения учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории противоправной мотивации (И.Ю. Борисов, А.Е. Долгова, Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Петровский, и др.); личностно- ориентированный подход по коррекции девиантного поведения подростков (Г.С. Батищев, Л.И. Божович, М.Ю. Красовицкий, Л.Н. Куликов, А.М. Печенюк и др.); механизмы межсекторного социального партнерства (В.Н. Якимец).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых и статистических документов, Анализ научной литературы нормативно-правовых и статистических документов позволил раскрыть теоретические основы исследуемой проблемы, детально изучить аспекты межсекторного взаимодействия в целом и в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы в частности.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, глубинное интервью. Анкетирование проводилось среди учителей, социального педагога, психолога школы для выявления девиаций школьников, для того чтобы четко сформировать состав структур, необходимых для работы именно в этой области. Глубинное интервью с директором школы было использовано для определения проблем в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся, определения структур с которыми ведется взаимодействие и которых можно привлечь для дальнейшей работы. Экспертный опрос сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), сотрудников службы по делам несовершеннолетних правонарушителей (ПДН) по взаимодействию структур в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся в школе.
3. Статистические методы обработки и анализа эмпирических данных (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки программы по совершенствованию межсекторного взаимодействия по коррекции девиантного поведения учащихся на муниципальном уровне.
Эмпирическая база исследования. В качестве информационных источников использовались: международные конвенции, декларации; законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Таковыми являются: Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Эмпирической базой также послужило проведенное автором в период прохождения производственной практики в мае-июне 2017 года социальное исследование «Определение проблемных областей межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения в школе на муниципальном уровне». В исследовании приняли участие сотрудники МКОУ «СОШ № 1» г. Поворино, а также представители различных учреждений, заинтересованных в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы (n = 139).
Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана и апробирована программа по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне.
На защиту выносится следующее положение: гармонизация социальных отношений необходима в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы путем объединения усилий и разграничению обязанностей государственной, коммерческой и общественной сфер, что называется межсекторным взаимодействием. Процесс межсекторного взаимодействия в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне остро нуждается в правовых, материальных и информационных ресурсах. Приоритетными направлениями сотрудничества НКО, власти и бизнеса региона являются совместное формирование нормативно-правовых основ взаимодействия, определение коррекционных мероприятий для учащихся, совместный выбор форм и методов проведения данных мероприятий. Предложена программа межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения учащихся в средней образовательной школе, способствует гармонизации отношений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся между школой и иными учреждениями, а также представителями сферы бизнеса и НКО.
Научно-практическая значимость. Теоретическая значимость заключается во введении авторского определения межсекторного взаимодействия по вопросам коррекции девиантного поведения в школе. Практическая значимость заключается в выявлении оптимальных условий эффективной коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне путем организации межсекторного взаимодействия; положенной в основу программы межсекторного взаимодействия в условиях средней образовательной школы; внедрении программы в работу в средней образовательной школе; Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности как в средней образовательной школе, так и в иных учреждениях, осуществляющих работу с детьми девиантного поведения. Рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке будущих бакалавров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Девиантология», «Технология социальной работы», «Социальная политика» и других.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение в средней образовательной школе. Результаты исследования внедрены в практику деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» г. Поворино.
Проблематика данного исследования обсуждалась на Международной научно-практической заочной конференции: «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (декабрь 2016 г.), на 6-й Международной научно-практической заочной конференции: «наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (сентябрь 2017 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 80 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 100 страницах и включает 3 приложения.
Проблема девиантного поведения учащихся в школе является сложной социальной реальностью. Причины, формирующие девиантное поведение учащихся в средней образовательной школе, весьма разнообразны: упущения в воспитании; дефекты семейного воспитания (отсутствие контроля, педагогическая некомпетентность родителей и др.); дефекты школьного воспитания (отсутствие контроля со стороны учителей, низкий уровень воспитательной работы и др.); негативное влияние друзей, знакомых; негативное влияние СМИ; наследственность; социально-экономические причины; низкий духовно-нравственный уровень современного общества. Именно взаимодействие различных причин и факторов в процессе социализации подростков способствуют проявлению различного рода девиаций.
Поскольку жизненный путь каждого ребенка начинается со школьной скамьи, проблема девиантного поведения и его коррекция ложится на исполнение школы и педагогического совета школы в частности. Основная ответственность за успешное осуществление коррекционной работы девиантного поведения учащихся лежит на социальном педагоге и психологе школы, а сами коррекционные мероприятия однообразны или же носят формальный характер, либо проводится по остаточному принципу, не учитывая всех ресурсов и потенциала развития детей. Работа по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы требует координации усилий специалистов различных учреждений, что называют межсекторным взаимодействием.
Межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения учащихся в школе – это такое взаимодействие школы с различными социально ориентированными учреждениями, при котором осуществляется эффективная коррекция девиантного поведения учащихся, с целью приобщения детей к социальным и культурным нормам, формированию новых знаний, умений и навыков, способствующих их социализации.
Необходимо учитывать, что коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности.
Коррекция девиантного поведения детей и подростков опирается на ряд важных принципов:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
- единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
- принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого- педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др.
Сущность коррекции девиантного поведения учащихся средней общеобразовательной школы заключается в изменении познавательных способностей (особенно в младшем возрасте) и эмоционально-волевых качеств детей, улучшении индивидуальных личностных качеств, а так же развитие интересов и склонностей каждого ребенка.
Проведенное авторское прикладное исследование дало более детальное представление о проблемах во взаимодействии школы и иных учреждений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся, таковыми являются:
1) Неоптимизированная работа межсекторного взаимодействия со стороны отдела образования в городе;
2) Редкое взаимодействие с учреждениями, которые в настоящее время участвуют в коррекции девиантного поведения учащихся, связанное с нехваткой времени на данную работу данных специалистов (Центр внешкольной работы города, КДН и ЗП, комплексный центр социального обслуживания, физкультурно-оздоровительный комплекс города Поворино);
3) Не привлекаются представители НКО или сферы бизнеса в связи с их малочисленностью на территории города или невозможностью установить контакт для дальнейшего сотрудничества;
4) Нехватка компетентных специалистов на территории города;
5) Однообразие в осуществлении коррекционных мероприятий, как правило, это лекции, беседы, классные часы. Необходимы мероприятия, которые заинтересуют учащихся, для того, чтобы минимизировать количество девиаций в школе.
Для обеспечения эффективного межсекторного взаимодействия в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне, необходимо:
1) Определить состав учреждений, представителей НКО и сферы бизнеса, готовых принять участие в мероприятиях по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы;
2) Составить договоры о сотрудничестве с учреждениями, представителями НКО и сферы бизнеса, задействованных в мероприятия по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы;
3) Четко сформировать план-график работы с каждым представленным учреждением, распределить обязанности, формы и способы проведения коррекционных мероприятий.
С учетом результатов исследования нами была разработана программа по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы. Она подразумевает: 1) Выявление потенциальных учреждений, представителей сферы бизнеса, НКО, готовых принять участие в коррекционных мероприятиях девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне; 2) Документальное подтверждение сотрудничества школы и иных учреждений, представителей сферы бизнеса и НКО в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне; 3) Включение всех выделенных учреждений в категорию участников Программы; 4) Распределение обязанностей каждого участника Программы; 5) Разработка плана-графика для грамотного распределения времени участников Программы; 6) Проведение коррекционных мероприятий с учащимися по направлениям: здоровье, гражданин, интеллект, нравственность и патриотизм, общение и досуг; 7) Осуществление запланированных коррекционных мероприятий с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО согласно графику по направлениям как в лекционной (теоретической) форме, так и в творческой (досуговой) форме с чередованием их по неделям; 8) Осуществление запланированных коррекционных мероприятий с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО на территории школы и за ее пределами; 9) Подведение итогов реализации Программы, анализ и прогнозирование дальнейших целей, направлений работы с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО.
Таким образом, межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения учащихся в школе – это такое взаимодействие школы с различными социально ориентированными учреждениями, при котором осуществляется эффективная коррекция девиантного поведения учащихся, с целью приобщения детей к социальным и культурным нормам, формированию новых знаний, умений и навыков, способствующих их социализации.
От того, как будут решены вопросы, касающиеся межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней общеобразовательной школы на муниципальном уровне, во многом зависит успешность нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе.
Поскольку жизненный путь каждого ребенка начинается со школьной скамьи, проблема девиантного поведения и его коррекция ложится на исполнение школы и педагогического совета школы в частности. Основная ответственность за успешное осуществление коррекционной работы девиантного поведения учащихся лежит на социальном педагоге и психологе школы, а сами коррекционные мероприятия однообразны или же носят формальный характер, либо проводится по остаточному принципу, не учитывая всех ресурсов и потенциала развития детей. Работа по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы требует координации усилий специалистов различных учреждений, что называют межсекторным взаимодействием.
Межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения учащихся в школе – это такое взаимодействие школы с различными социально ориентированными учреждениями, при котором осуществляется эффективная коррекция девиантного поведения учащихся, с целью приобщения детей к социальным и культурным нормам, формированию новых знаний, умений и навыков, способствующих их социализации.
Необходимо учитывать, что коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности.
Коррекция девиантного поведения детей и подростков опирается на ряд важных принципов:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
- единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии;
- принцип коррекции «сверху вниз» (создание зоны ближайшего развития);
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся способностей);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого- педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др.
Сущность коррекции девиантного поведения учащихся средней общеобразовательной школы заключается в изменении познавательных способностей (особенно в младшем возрасте) и эмоционально-волевых качеств детей, улучшении индивидуальных личностных качеств, а так же развитие интересов и склонностей каждого ребенка.
Проведенное авторское прикладное исследование дало более детальное представление о проблемах во взаимодействии школы и иных учреждений в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся, таковыми являются:
1) Неоптимизированная работа межсекторного взаимодействия со стороны отдела образования в городе;
2) Редкое взаимодействие с учреждениями, которые в настоящее время участвуют в коррекции девиантного поведения учащихся, связанное с нехваткой времени на данную работу данных специалистов (Центр внешкольной работы города, КДН и ЗП, комплексный центр социального обслуживания, физкультурно-оздоровительный комплекс города Поворино);
3) Не привлекаются представители НКО или сферы бизнеса в связи с их малочисленностью на территории города или невозможностью установить контакт для дальнейшего сотрудничества;
4) Нехватка компетентных специалистов на территории города;
5) Однообразие в осуществлении коррекционных мероприятий, как правило, это лекции, беседы, классные часы. Необходимы мероприятия, которые заинтересуют учащихся, для того, чтобы минимизировать количество девиаций в школе.
Для обеспечения эффективного межсекторного взаимодействия в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне, необходимо:
1) Определить состав учреждений, представителей НКО и сферы бизнеса, готовых принять участие в мероприятиях по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы;
2) Составить договоры о сотрудничестве с учреждениями, представителями НКО и сферы бизнеса, задействованных в мероприятия по коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы;
3) Четко сформировать план-график работы с каждым представленным учреждением, распределить обязанности, формы и способы проведения коррекционных мероприятий.
С учетом результатов исследования нами была разработана программа по совершенствованию межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы. Она подразумевает: 1) Выявление потенциальных учреждений, представителей сферы бизнеса, НКО, готовых принять участие в коррекционных мероприятиях девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне; 2) Документальное подтверждение сотрудничества школы и иных учреждений, представителей сферы бизнеса и НКО в вопросах коррекции девиантного поведения учащихся средней образовательной школы на муниципальном уровне; 3) Включение всех выделенных учреждений в категорию участников Программы; 4) Распределение обязанностей каждого участника Программы; 5) Разработка плана-графика для грамотного распределения времени участников Программы; 6) Проведение коррекционных мероприятий с учащимися по направлениям: здоровье, гражданин, интеллект, нравственность и патриотизм, общение и досуг; 7) Осуществление запланированных коррекционных мероприятий с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО согласно графику по направлениям как в лекционной (теоретической) форме, так и в творческой (досуговой) форме с чередованием их по неделям; 8) Осуществление запланированных коррекционных мероприятий с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО на территории школы и за ее пределами; 9) Подведение итогов реализации Программы, анализ и прогнозирование дальнейших целей, направлений работы с представителями различных учреждений, представителями сферы бизнеса и НКО.
Таким образом, межсекторное взаимодействие в коррекции девиантного поведения учащихся в школе – это такое взаимодействие школы с различными социально ориентированными учреждениями, при котором осуществляется эффективная коррекция девиантного поведения учащихся, с целью приобщения детей к социальным и культурным нормам, формированию новых знаний, умений и навыков, способствующих их социализации.
От того, как будут решены вопросы, касающиеся межсекторного взаимодействия в коррекции девиантного поведения учащихся средней общеобразовательной школы на муниципальном уровне, во многом зависит успешность нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе.



