ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ требований на разработку корпоративной информационной системы KPI 8
1.1 Анализ деятельности АО «ОЭЗ ИНТ «Алабуга» 8
1.2 Анализ методологии KPI на предприятии АО «ОЭЗ ННТ «Алабуга» 8
1.2.1 Общие принципы KPI 8
1.2.2 KPI сотрудников АО «ОЭЗ ИНТ «Алабуга» 10
1.2.3 Общие принципы MBO 11
1.2.4 Отличительные особенности системы MBO АО «ОЭЗ ИНТ «Алабуга» 12
1.2.5 Система MBO 15
1.2.6 Двухуровневая система MBO 17
1.2.7 Цель поддержки 18
1.2.8 Матричная система MBO 19
1.3 Анализ процесса управления компанией АО «ОЭЗ ИНТ «Алабуга» на основе KPI 20
1.3.1 Ноказатель выполнения оперативных задач 20
1.3.2 Ноказатель выполнения проектных задач 22
1.3.3 Ноказатель выполнения план-графиков 25
1.4 Анализ существующих информационных систем KPI для управления по целям 29
1.4.1 1С: Управление по целям и KPI 29
1.4.2 Fox manager Pro+Контроль 30
1.4.3 MAS Project 30
1.4.4 KPI MONITOR 30
1.4.5 ELMA KPI 31
1.4.6 KPI Suite 31
1.4.7 1С: Документооборот 32
1.4.8 Результаты анализа информационных систем KPI для управления по целям 32
1.5 Разработка требований к информационной системе 33
1.6 Вывод по анализу требований 38
2 Нроектирование корпоративной системы KPI 39
2.1 Разработка функциональной модели 39
2.2 Описание функции «Создание SMART-задачи» 39
2.3 Описание функции «Создание SMART-задачи через делегирование» 41
2.4 Разработка структуры данных 43
2.5 Вывод по проектированию 44
3 Реализация корпоративной информационной системы KPI 45
3.1 Архитектура системы 45
3.2 Пример использования системы 47
3.3 Экономическая эффективность разработки 50
3.4 Вывод по реализации системы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Деятельность предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов. Существует прямая зависимость между количеством персонала предприятия и сложностью в управлении. Для эффективного управления необходима система, позволяющая согласовывать между собой показатели бизнес-процессов и KPI сотрудников. На основании этого можно выделить следующие проблемы:
- Отсутствие в управленческой деятельности предприятия комплексной системы управления проектами, постановки целей и задач.
- Сложность в контроле исполнения проектов, задач и целей.
- Сложность в делегировании и декомпозиции целей и задач сотрудников от наивысшего до самого низшего уровня.
- Отсутствие связи между KPI сотрудника и предприятия.
- Сложность в идентификации узких мест и проблемных зон до наступления критических ситуаций.
Для решения проблем такого рода в первую очередь предприятиям необходимо обратится к анализу и выбору методологии управления.
На сегодняшний день существует множество методик по совершенствованию деятельности предприятий, однако в обособленном состоянии каждая из методик не может в достаточной степени увеличить эффективность организации. Организациям необходимо комплексное решение, позволяющее объединить или комбинировать методы совершенствования в области управления.
Целью исследования данной работы - повышение бизнес-процесса управления с помощью информационных технологий на примере АО «ОЭЗ ННТ «Алабуга».
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- Раскрыть понятия системы MBO и KPI.
- Провести анализ системы MBO, KPI на предприятии АО «ОЭЗ ПИТ «Алабуга».
- Провести анализ существующих информационных систем для управления по целям.
- Разработать требования на проектирование информационной системы.
- Разработать функциональную модель информационной системы .
- Разработать алгоритмы информационной системы.
- Разработать структуру данных информационной системы.
- Разработать комплексный подход в области разработки
корпоративной информационной системы KPI.
- Разработать прикладное решение для корпоративной системы KPI.
Объектом исследования является процесс управления по целям АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
Предметом исследования является информационная система для автоматизации процесса управления по целям на предприятии АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
Теоретическая разработанность проблемы. Стоит отметить некоторые работы, которые посвящены изучению Р. Каплан, Д. Нортон, П. Друкер и др.
В отечественной теории можно отметить Панова М.М.
В качестве информационной базы исследования в работе использовались нормативные документы и внутренняя АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1) Изучена деятельность организации, использующей KPI и MBO.
2) Совершенствование методологии MBO в рамках постановки KPI.
3) Разработка корпоративной системы KPI.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в реализации результатов работы в деятельности организации, использующей методологию управления по целям, а также в реализации в виде корпоративной информационной системы KPI.
Теоретическая значимость. Научные результаты, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области управления и методико-теоретической основы разработки корпоративной системы KPI.
Целью исследования данной работы являлось повышение бизнес- процесса управления с помощью информационных технологий на примере АО «ОЭЗ Ш1Т «Алабуга». Этой цели мы добились на основе того, что:
- Изучили и раскрыть понятия системы MBO и KPI. Определили перспективы и преимущества данной системы управления.
- Провели анализ системы MBO, KPI на предприятии АО «ОЭЗ ПИТ «Алабуга». Рассматривая действующую систему управления АО «ОЭЗ ПИТ «Алабуга» выявили ряд отличительных особенностей в сравнении с общепринятой концепцией MBO.
- Провести анализ существующих информационных систем KPI для управления по целям, а также действующих информационных систем на предприятии. В ходе которого выявили действующий программный продукт предприятия, способный реализовать специфичные KPI организации.
- Комплексный подход в области разработки корпоративной информационной системы KPI в первую очередь нацелился на систематизирование и уточнение методологии управления предприятия. Итоговым результатом стали диаграммы бизнес-процессов систем управления, согласованных с руководством.
- На основе того, что у существующих программных решений видения целевого управления различны , близкую к системе KPI удалось найти при помощи предыдущего пункта. В ином случае критерий выбора был бы затруднительным и не обоснованным.
- Сформировали требования на проектирование информационной системы, на их основе разработали функциональную модель, алгоритмы, структуру информационной системы. Это позволило определить требования к платформе разработке.
- Разработали прикладное решение для корпоративной системы KPI, способствующее повышению качества, контроля и уменьшения затрат бизнес-процесса управления.
В ходе разработки корпоративной информационной системы был разработан функционал, позволяющий:
- Комплексно управлять проектами, постановками целей и задач в управленческой деятельности предприятия.
- Уменьшить сложность в контроле исполнения проектов, задач и целей.
- Предоставление инструмента делегирования и декомпозиции целей и задач сотрудников от наивысшего до самого низшего уровня.
- Инструмент для поддержания связей между KPI сотрудника и предприятия.
1 Ветлужских, Е.Н. Система вознаграждения: Как разработать цели и KPI. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 180 с.
2 Рахманкулова, Г.И. Стратегическое планирование: управление по целям. - М.: Казанский гос. ун-т, 2009. - 319 с.
3 Персианов, В.В., Логвинова, Е.И. Информационные системы. - М.: Directmedia, 2016. - 191 с.
4 Матяш, С.А. Корпоративные информационные системы. - М.: Directmedia, 2016. - 471 с.
5 Панов, М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI - М.: ИНФРА-М, 2014. - 211 с.