ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ 5
1.1 Задача проектирования нуля Евклидова пространства на выпуклый
многогранник 5
1.2 Метод Митчелла-Демьянова-Малоземова (МДМ-метод) 6
1.2.1 МДМ-метод 6
1.2.2 МДМ-метод практическая реализация 8
1.3 Метод Гильберта (Гильберта-Джонсона-Керти, GJK алгоритм) 9
1.3.1 Алгоритм GJK - метода 9
1.3.2 Метод Гильберта практическая реализация 11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1 Численные эксперименты 13
2.2 Тесты программы 19
2.3 Структурное описание программы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ
В наше время компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Возможности, предоставляемые компьютерами, с течением времени неуклонно растут. Большой популярностью среди молодежи и взрослых пользуются фильмы, особенно фантастика со спецэффектами, а среди детей - игры. Ни одна игра и ни один фильм не обходится без компьютерной графики. При этом нужно, чтобы наблюдаемые в фильмах и компьютерных играх явления были реалистичны, поэтому актуальной темой на сегодня является реалистичное физическое моделирование.
Векторное пространство представляет немалый интерес в науке и в исследованиях. Оно носит не только теоретический характер, но и имеет реальное применение в современном мире.
В связи с появлением гаджетов на операционных мобильных системах, таких как Android, IOS, BlackBerry OS, Windows Mobile, а также других операционных систем, связь с векторным пространством резко возросла. Все действия, совершаемые над мобильным устройством: нажатия на экранные кнопки, работа с камерой и её направлением, изменение скоростей объектов и т.д., основаны на свойствах векторных пространств, n-мерных векторов и действиях над ними.
Именно поэтому, данная тема дипломной работы, актуальна на сегодняшний день.
В данной дипломной работе была спроектирована численная реализация МДМ-метода и метода Гильберта, были проведены численные эксперименты, результаты которых были сравнены и проанализированы.
Проект должен быть разработан в интерактивной среде программирования Matlab R2013b. Разработанное приложение должно быть нетребовательно к ресурсам системы, просто в установке и настройке и удобно в эксплуатации.
Целью данной работы является: реализация решения задачи
проектирования нуля Евклидова пространства на выпуклый многогранник двумя методами (методом Гильберта и МДМ-методом).
Задачи в рамках выполнения работы:
• Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме;
• Численно реализовать метод МДМ в пакете Matlab;
• Численно реализовать метод Гильберта в пакете Matlab;
• Реализовать пользовательский интерфейс для удобного использования методов;
• Провести численные эксперименты;
• Сравнить и проанализировать полученные результаты
В данной выпускной квалификационной работе была разработана численная реализация методов проектирования нуля Евклидова пространства на выпуклый многогранник следующими методами поиска ближайшей точки: МДМ-методом, методом Гильберта.
Для разработки приложения использовалась интерактивная среда программирования Matlab R2013b. Проведены тесты для случая различной размерности пространства. Был изучен предложенный, теоретический материал, что позволило качественно и быстро справиться с поставленными целями и задачами:
Изучена научная и учебно-методическая литература по теме;
• Численно реализован метод МДМ в пакете Matlab;
• Численно реализован метод Гильберта в пакете Matlab;
• Разработан удобный пользовательский интерфейс, включающий в себя все необходимые объекты;
• Проведены численные эксперименты;
• Сравнены и проанализированы полученные результаты.
На основе проделанных тестов сделан следующий вывод: в пространстве с большой размерностью эффективнее использовать метод Гильберта, т.к. время, потраченное для решения поставленной задачи в данном случае, меньше, чем в МДМ-методе, но для более точного результата эффективнее использовать МДМ-метод. В пространстве с малой размерностью, более точный результат дает метод Гильберта.
1. Демьянов, В.Ф. Введение в минимакс [Текст]: / В.Ф. Демьянов, В.Н. Малоземов. Москва: Наука, 1972. - 368с.
2. E. G. Gilbert, D. W. Johnson, and S. S. Keerthi. A fast procedure for computing the distance between complex objects in three-dimensional space. In IEEE Journal of Robotics and Automation, volume 4, pages 193-203, April 1988.
https://graphics.stanford.edu/courses/cs448b-00-winter/papers/gilbert.pdf
3. E. G. Gilbert and C.-P. Foo. Computing the distance between general convex objects in three-dimensional space. In IEEE Transactions on Robotics and Automation, volume 6, pages 53-61, February 1990.
4. Методы оптимизации: Учебное пособие / А.В. Аттетков, В.С. Зарубин, А.Н. Канатников. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 270 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-369¬01037-2, 700 экз.
5. Аналитическая геометрия. Часть 2. Афинные и Евклидовы пространства [Текст]: учеб. пособие. 2 семестр. - Казань: ТГГПУ, 2013. - 188с.
6. Дьяконов, В.П. MATLAB. Полный самоучитель.: учебное пособие - Москва: ДМК Пресс, 2015. - 768 с.
7. Васильев Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач: учебник, 2 -е изд., переработ. И доп. - Москва: Наука, 1988. - 552