Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

Работа №59806

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
527
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе у детей
мигрантов 5
1.1 Сущностная характеристика универсальных учебных действий. Виды
универсальных учебных действии 5
1.2 Коммуникативные универсальные учебные действия в системе
универсальных учебных действий в начальной школе 10
1.3 Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у детей мигрантов 14
1.4 Выводы по первой главе 26
Глава 2. Педагогическое исследование по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе у детей мигрантов 28
2.1 Выявление исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей мигрантов 28
2.2. Методика развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей мигрантов на уроках «Окружающий мир» 4 класс 39
2.3 Контрольный этап эксперимента 46
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список литературы 53


В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования. Поиски решения которой имеет характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования - интенсивный поиск новых педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая небольшим развивающим потенциалом, то есть, ориентированная на создание гуманного социума. Гуманный социум способен обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых являются коммуникация.
Гуманистическая педагогическая парадигма возведена в ранг первоочередных задач в законе «Об образовании» Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандарте начального общего образования. Подлинное изменение системы школьного образования, определяемое реформой школы, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитием коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, приготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейшие взаимосвязи.
Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников эмигрантов требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система занятий, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».
Проблема исследования состоит в противоречии между потребностью социума и современной начальной школы в членах общества, владеющих коммуникативными универсальными учебными действиями, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ростом числа младших школьников - эмигрантов, испытывающих трудности в общении и недостаточным использованием возможностей дидактического процесса в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у детей - мигрантов начальной школы.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся - мигрантов, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: выявить особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий детей - мигрантов на уроках окружающего мира;
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у детей - мигрантов.
Предмет исследования: методика формирования коммуникативных УУД у детей - мигрантов на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников - эмигрантов на уроках окружающего мира использовать специальную методику для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности
коммуникативных действий учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, детей - мигрантов.
3. Применить специальную методику для формирования
коммуникативных УУД у детей - мигрантов на уроках окружающего мира и выявить её эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников;
констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты: тестирование (оценка потребности в общении (автор Е.И. Рогов), определение психологического климата в классе (автор Н. Тутушкина), методика «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская), математическая обработка результатов исследования.
База исследования: учащиеся 4 «А» (4 человека) - экспериментальный класс; учащиеся 4 «Б» (4 человека) - контрольный класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Ново - Савиновского района г. Казани РТ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
В результате исследования гипотеза, о том, что если учитель проводит систематическую работу по формированию коммуникативных УУД у младших школьников, то подготовка обучающихся межличностные отношения, уметь сотрудничать и работать в группе будут значительно выше. Результаты исследования показали, что:
1. Работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий должна проводиться систематически.
2. Содержание уроков должно включать разные виды организации учебного процесса: игры, работу в парах, групповую работу.
3. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
4. Использовать технические средства обучения, для обогащения словарного запаса, организации дискуссий, развития устной речи.
5. Учить осуществлять самоконтроль, редактировать устные и письменные тексты свои и товарищей, давать советы по их улучшению.
6. Учить выражать свою точку зрения, доказывать её правильность, вести диалог.
7. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы для создания речевого высказывания.
8. Учить внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы полным ответом, чётко и ясно выражать мысли.
9. Шире использовать диалоговую технологию, разнообразные упражнения по интерпретации и созданию текстов; специальную систему ситуативных, или коммуникативных, упражнений; игровые и интерактивные формы обучения.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
5. Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.
Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.



1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде: коммуникативная компетентность учащихся. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. - 2009. - №4. - С.1 - 16.
2. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. - 2009. - №3-С.4 - 9.
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. - М: Просвещение,1991.-175 с.
4. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева.// Начальная школа + до и после. - 2011. - №4. -С.78-83
5. Интернет http://pedsovet.org/content/view
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. - М.: Академия, 2002.
7. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании / А.В. Купаевцев. // Педагогика, № 10. - 2005. - С. 27- 33.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов.,Г.В Бурменская., И.А. Володарская и др. // Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В.Плотникова. // Начальная школа. - 2011. - №7. -С.91- 96
10. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова. // Начальная школа. - 2005. - №1.
- С.30 - 34.
11. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина,Е.К. Лютова-Робертс. - СПб: Речь, 2005.
12. Набиуллина Э.Р. Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Э.Р. Набиуллина // http://festival.1september.ru
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001. - 425с.
14. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система
заданий. В 2 ч. Ч 1 / под ред. Ковалёвой Г.С, Логиновой О.Б. - М.:
Просвещение, 2010.
15. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А. Виноградской. - М.: Просвещение, 2014. - 318 с.
16. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2013. - с.204
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.:Просвещение, 2011.
18. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман.
- Рига: Эксперимент, 2000
19. Чекин А.Л. Математика: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. - 3-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.2:160 с.
20. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / Н.А. Чуракова.
- 3-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - Ч.2:176 с.
21. Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / Н.А. Чуракова. - 3-е изд. - М.: Академ книга/Учебник, 2013. - Ч.2:160 с.
22. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А. Якимов. // Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48 - 51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ