Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования техники чтения на английском языке у младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «чтение» и классификация видов чтения 7
1.2 Исторический обзор подходов и методов обучения чтению 13
1.3 Трудности, возникающие при обучении чтению на английском
языке младших школьников на начальном этапе 18
Глава 2. Методика формирования техники чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе 26
2.1 Цели и задачи обучения чтению на английском языке младших
школьников на начальном этапе 26
2.2 Методика обучения чтению младших школьников на английском
языке 32
2.3 Контроль сформированных навыков чтения 47
Глава 3. Анализ учебников для младших школьников 49
3.1 Характеристика серий учебников для 1-4 классов 49
3.2 Сравнительный анализ обучения чтению в разных учебниках 59
Заключение 60
Список использованных источников
Актуальность. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной
графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого
важного вида речевой деятельности.
В современном обществе утвердилось мнение, что раннее обучение иностранному языку способствует более легкому, свободному применению его на
практике, а также несет в себе интеллектуальный, познавательный потенциал.
Предмет «Иностранный язык» включен в число дисциплин начального уровня
образования. Основные задачи иностранного языка как школьного учебного
предмета заключаются в развитии общей речевой способности учащихся, в
формировании готовности использовать его в непосредственном общении, а
также как способ изучения другой национальной культуры. Раннее изучение
иностранного языка помогает ученикам с легкостью в дальнейшем усваивать
предмет в основной школе. А это, в свою очередь, дает учащемуся возможность начать изучение второго иностранного языка, владение которым в современном мире становится все более востребованным.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них
языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном
языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет
ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными
детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые
универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.4
В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно
быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова,
словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию
основных типов предложения. Дети получают представление об основных
грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит
от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего
школьного возраста важное место занимает игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем
прочнее усваивается материал.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке
должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством
получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а5
для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним);
включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.
Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных,
сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в
зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают
правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим
правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.
Цель исследования: изучение формирования техники чтения на английском языке у младших школьников.
Объектом исследования является чтение как средство обучения английскому языку на начальном этапе изучения.
Предмет исследования: приемы и средства обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность понятия «чтения» и классифицировать
виды чтения.
2. Провести исторический обзор подходов и методов обучения чтению.
3. Описать трудности, возникающие при обучении чтению на английском языке младших школьников на начальном этапе.
4. Изучить методику формирования техники чтения на английском
языке при обучении младших школьников на начальном этапе.
5. Провести анализ учебников для младших школьников.6
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении методики
интегрированного обучения чтению как коммуникативной деятельности в
младшем школьном возрасте, анализе путей формирования основ коммуникативного умения читать на иностранном языке.
Теоретическая база исследования: теоретические труды известных исследователей: Е.К. Клычниковой, М.Л. Вайсбурда, И.Л. Бим, И.А. Зимней,
З.Н. Никитенко.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении взглядов известных исследователей на изучаемую проблему, а также в обосновании необходимости и целесообразности обучения основам чтения на английском языке
в младшем школьном возрасте; уточнении теоретических представлений об
эффективности обучения чтению на иностранном языке и условиях ее достижения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы при проведении семинаров, консультаций, уроков, занятий по методике преподавания иностранного языка.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, списка научной и
справочной литературы.
Язык – важнейшее средство общения, при помощи которого осуществляется развитие международных отношений и человеческого общества в целом. По приблизительным подсчетам, каждый четвертый житель планеты
пользуется английским языком для общения на том или ином уровне, что делает проблемы, связанные с его изучением, актуальными.
Изучение этого предмета в начальной школе является признаком возрастающего социального интереса к изучению иностранных языков, подтверждением важности этого предмета для всестороннего личностного развития индивида и его успешности в современном мире.
Чтение – один из важнейших видов коммуникативно-познавательной
деятельности, направленной на извлечение информации из письменного текста. Рецептивный характер этого вида речевой деятельности обуславливает
доступность и легкость его изучения.
Чтение рассматривается в школьной методике как цель и средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтению: извлекать информацию из
прочитанного. При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом
психических и лингвистических трудностей. Для формирования техники чтения необходимо читать вслух, для других. Техника чтения – показатель понимания прочитанного. Существует система упражнений на отработку техники
чтения:
- чтение отдельных букв, словосочетаний;
- чтение отдельных слов, фраз;
- чтение речевых образцов, устойчивых выражений;
- чтение коротких текстов.
Существует несколько подходов в классификации чтения с извлечением информации (Фоломкина С.К.): чтение с извлечением основной ин61
формации (основное содержание), чтение с извлечением всей (детальной) информации. Автор выделяет основные виды чтения по типу проникновения в
содержание:
- на уровне слова: найти географические названия, дату (reading for specific information);
- на уровне смысла: определить главную мысль текста, главного героя
(reading for the main idea);
- понимание всей информации: степень понимания зависит от имеющегося жизненного опыта у читающего (reading for detail).
Существует ряд трудностей в обучении иностранному языку:
- при обучении иноязычному чтению в памяти младших школьников нет
прочных слухо-речемоторных образов читаемых слов. Преодолеть это препятствие можно, используя метод устного опережения.
- необходимость овладения системой графических знаков, отличающихся от знаков родного языка, а также умение соотносить их с иноязычными
звуками.
Мы провели анализ методик по обучению чтению на английском языке
младших школьников (Верещагина, Биболетова, Дули), привели в работе ряд
критериев оценки контроля сформированности навыков чтения на начальном
этапе обучения.
Проведенное исследование подтвердило, что проблема обучения чтению актуальна в современном мире и требует особого внимания.
1. Азанова, Т.А. Итоговые проверочные работы по чтению на англий-ском языке во 2м классе http://www.tea4er.ru/forum/86-2-/55182-2-enjoy- english
2. Афанасьева О.В., И.В. Михеева, Н.В. Языкова Программы общеоб-разовательных учреждений 2-11 классы. Москва. Просвещение. 2011 - 94 с.
3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. УМК “Звездный английский”, 2 класс. Посвящение. 2011.
4. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.: Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/Enjoy English для 2 класса. Москва. Титул. 2013 - 112с.
5. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.: Английский язык /Enjoy English для 2 класса. Учебник. Москва. Титул. 2013 - 128 с.
6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.: Английский язык /Enjoy English для 2 класса. CD-диск. Москва. Титул. 2013.
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения ино-странным языкам? / И.Л.Бим // Иностранные языки в школе. - 2007.- №4. - С. 2-6.
8. Бухбиндер В. А., Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обу-чения иностранному языку. — Киев: Издательское объединение «Выща школа», 1988. — 56 с.
9. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д, Эванс В. УМК «Spotlight 2» Английский в фокусе. Москва. Просвещение. 2011.
10. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обуче¬нии устной речи на иностранном языке. - Обнинск, 2001. - 128с.
11. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Ино-странный язык в школе. - 2001. - № 1. - С. 5 - 10.
12. Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э. УМК “Forward”, 2 класс. Москва. Вентана-Граф. 2014.
13. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.: Английский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Москва. Просвещение. 2010.
14. Волошко, М.Ю. «Учимся читать по-английски» Москва. WordHord. 2010 - 97 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. Москва. Эксмо. 2006
- 512с.
16. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводи- дактика и методика [Текст] / Н.Д.Гальская, Н.И.Гез. - М.: Академия, 2005.
- 336с.
17. Данилина, Т.Н. Рабочая программа по английскому языку для уча-щихся 1-4 классов [электронный ресурс]. Режим доступа: [http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii- yazyk/library/rabochaya-programma-po-angliyskomu-yazyku-dlya-3#ftnt2; дата обращения 22.03.2017].
18. Зильберман, Л. И. Лингвистика текста и обучение чтению англий-ской научной литературы. М.: Наука, 1988. — 156 с.
19. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Про-свещение, 1991. — 222 с.
20. Кауфман К. И., Кауфман М.Ю. УМК “Счастливый английский.ру, 2 класс”. Обнинск. Титул. 2011.
21. КИМы по английскому языку для 2 класса. Москва. Вако. 2013г. 64 с.
22. КИМы по английскому языку для 3 класса. Москва. Вако. 2013г. 80 с.
23. Клычникова, З.И. «Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке». Пособие для учителя. Москва «Просвещение», 1983. 207 с.
24. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Стрельникова О.В., Пастухова С.А. УМК “Английский язык, 2 класс”. Москва. Посвящение. 2011.
25. Лейтес, Н.С. «Проблема общих способностей в возрастном аспекте» Вопросы психологии, 1969, № 2, с. 15-23.
26. Миролюбов, А. А. «Обучение иностранным языкам в свете реформы школы» // ИЯШ, 1996, № 2. — С. 4-11.
27. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М. 1981.
28. Никитенко З.Н., Шумилова Н.Н. Учимся читать по-английски с удо-вольствием. Сборник упражнений. 2010 г., 16 стр., ИД «Первое сентября», «Чистые пруды».
29. Пассов, Е. И. Коммуникативной метод обучения иностранному го-ворению. М.: Просвещение, 2004. — 278с
30. Пассов, Е. И. Методика как теория и технология иноязычного обра-зования / Е. И. Пассов. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010. - 543 с.
31. Петрикова, А. А. Роль фонологического осознания иноязычной речи при овладении чтением на английском языке / А. А. Петрикова // Доклады международной научно- практической конференции «Новые педагогиче¬ские технологии», Москва, апрель 2011. - М.: Спутник+, 2011. - С. 83-88.
32. Плотников, С. Н. Книжность как феномен культуры (материалы круглого стола) / С. Н. Плотников // Вопросы философии. — 1994. — № 7¬8. — С. 9.
33. Примерные программы начального общего образования. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с
34. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Москва. Просвещение. 2000. 105c.
35. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в кон-тексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: ИС-ТОКИ, 1996. - 237 с.
36. Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. - 2001. - №
3. - С. 17-24.
37. Сафонова, В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования / В. В. Сафонова // Евразийский форум. Научный журнал. - М.: Еврошкола. - 2010. - № 1 (2). - С. 181-196.
38. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Москва. Просвещение. 2005. 241c.
39. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязы-ковом вузе. -М.: Высшая школа, 2005. — 185 с.
40. Цветкова, Л.С. «Психологические возможности человека и про¬
блемы обучения» печатается по изданию ж-ла «Коммунист». 1986 г. № 11. С. 49—58..." [электронный ресурс]. Режим доступа:
[http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-121.htm; дата обращения 2.03.2017]
41. Центр Современных Методик Преподавания [электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.dioo.ru/rechevaya-deyatelnost.html; дата обра-щения 12.03.2017]
42. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам. Москва. Изд-во Икар. 2012. 410c.
43. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Пси-хическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: 1997. 284c.
44. Angles 365 [электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.angles365.com/classroom/songsinf.htm; дата обращения 14.04.2017].
45. British Council Learn English Kids [электронный ресурс]. Режим до-ступа: [http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/sounds; дата обращения 12.04.2017].
46. Starfall.com [электронный ресурс] [http://www.starfall.com; дата об-ращения 12.04.2017]
47. Vollmer J. H. European Framework for the Languages of Education / Vollmer J. H. - Strasbourg: Council of Europe, Language Policy Division, 2006.