ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1._ Концепты патриотизма в содержании и структуре политических идеологий 7
1.1. _Понятие идеологии, ее разновидности и функции 7
1.2. Понятия «концепт» и «концептосфера» в контексте журналистики 13
1.3. Идейно-функциональная особенность патриотизма в России 16
ГЛАВА 2. Духовно-идеологические функции телевизионной журналистики
2.1. Духовно-идеологические функции телевидения в контексте социального управления4
2.2. Формирование концептов патриотизма средствами телевидения 29
ГЛАВА 3. Способы формирования патриотизма средствами телевидения при освещении российских и международных событий 2014-2016 гг.
3.1. Зимние Олимпийские игры. 2014 г.
3.2. Воссоединение Крыма и России. 2014 г.
3.3. Общественная акция «Бессмертный полк». 2015 г.
3.4. Национальная идея в заявлениях В. В. Путина. 2015-2016 гг.
3.5. Военные действия российских ВКС в Сирии. 2015-2016 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
Список литературы 0
Любовь граждан России к своей стране за последние несколько лет значительно укрепилась. Опираясь на результаты исследовательских центров, проводивших социологические опросы, связанные с патриотической тематикой, наблюдается подъем общественных настроений, причиной которого являются патриотические чувства. Согласно некоторым из исследований, уровень самоопределения опрошенных как «гражданина России» за последние 5 лет вырос на 25%. За последние 15 лет неизменно большинство опрашиваемых читают себя патриотами, однако их доля все же выросла на 8% и достигла 78%. Кроме того, проанализировав данные некоторых опросов, ориентированных на выявление гражданской позиции по отношению к государству, действию властей, каких-то значимых событий и явлений, а также обратив внимание на формирование общественных желаний и интересов, мы можем представить более общую картину массового настроения в интересующем нас направлении. Так, например, на вопросы Левады-Центра «Гордитесь ли вы нынешней Россией?» положительно ответило в 2015 году на 1/3 больше, чем в 2010. Значительно вырос за 2 года (2012-2014 гг.) уровень чувства народного единства. Результаты опроса конца прошлого года, посвященного оценки деятельности президента Путина и общего направления движения страны, также доказали высокую степень одобрения и поддержки со стороны общества.
Подобная реакция респондентов, участвующих в социологических опросах, может иметь разную природу. С одной стороны, чувство патриотизма может навязываться, а с другой стороны, оно может быть вызвано потребностью самого населения. Так, например, еще один опрос выявил поддержку и уверенность почти половины населения в необходимости реализации государственной программы, посвященной патриотическому воспитанию граждан России. Таким образом, мы получаем заинтересованность в проведении мероприятий, ориентированных на повышение уровня патриотизма, с двух сторон. Поэтому трудно однозначно сказать, чьи именно интересы отражают СМИ - общества или государственных органов. Так или иначе, роль средств массовой информации в формирования концепта патриотизма велика.
Духовно-идеологические функции телевидения и его масштабы распространения информации в России могут использоваться, как мощное и действенное средство в реализации патриотического направления политики страны. Учитывая активную позицию Российской Федерации на международной арене за последние годы (2014-2016), освещение событий как в масштабе одной страны так и всего мира чрезвычайно важно для развития поддержки политических действий государства со стороны населения.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основании анализа содержания информационного телевизионного вещания выявить значение концептов патриотизма в реализации духовно-идеологических функций журналистики.
Поставленная цель предполагает решение следующих научно-практических задач:
1. рассмотреть понятие «патриотизм» в содержании и структуре политических идеологий, а также проанализировать категории «концепт» и «идеология»;
2. раскрыть духовно-идеологические функции телевидения в контексте социального управления;
3. выявить средства телевидения, формирующие патриотизм;
4. провести анализ телевизионных журналистских материалов на важные политические, экономические, социальные и другие события, и выявить способы формирования концепта патриотизма.
Объектом нашего исследования является непосредственно концепт патриотизма на современном отечественном телевидении.
Предмет исследования - способы, приемы и характер освещения информации на отечественном телевидении, формирующие концепт патриотизма.
В качестве теоретической базы использованы научные труды по теории журналистики, пособия и учебники по идеологии и политологии, работы по речевой коммуникации и лингвистике.
Теоретическую базу составляют научные труды таких исследователей как С. Г. Корконосенко, И. Н. Блохин, Г. С. Мельник, М. А. Бережная, А. А. Белько, К. Мангейм, В. П. Макаренко и другие.
Эмпирическую базу исследования представляют информационные программы отечественного телевидения регионального (телеканал «Санкт- Петербург») и федерального («Первый канал», «Россия-1») уровней за 2014-2016 гг.
Среди методов исследования используется анализ научной литературы и телевизионных информационных материалов, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории, сравнение журналистских произведений российских тележурналистов, теоретический анализ и синтез, классификация и обобщение. Сбор эмпирического материала производился с помощью мониторинга и контент-анализа СМИ, а обработка - с помощью сравнительного анализа.
Теме патриотизма на телевидении и роли журналистики в духовно-идеологическом воспитании общества посвящены многие научные исследования и публицистические произведения, однако новизна нашей выпускной квалифицированной работы заключается в том, что мы исследуем взаимосвязь структуры концепта и феномена патриотизма, а также привлекаем материалы эмпирической базы современной новейшей истории. Данное исследование может иметь практическое применение в разработке концепций патриотического телевизионного вещания.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучения основного понятийного аппарата («идеология», «концепт», «концептосфера», «патриотизм»), затронута идейно-функциональная особенность патриотизма в России. Во второй главе освещены духовно-идеологические функции журналистики в контексте социального управления, а также выделены средства телевидения, способствующие формированию патриотизма. Третья глава содержит анализ характера освещения российских и международных событий 2014-2016 годов.
В последние годы в России наблюдается актуализация чувства патриотизма. На это указывают данные социологических опросов, зондирующих отношение граждан Российской Федерации к государству, к понятию «патриотизм», к своей стране в целом, к политике и политическим деятелям. В среднем уровень самоопределения жителей страны вырос на 25% за последние 5 лет, положительная динамика и в ответах на такие вопросы как «считаете ли вы себя патриотом?», «гордитесь ли вы своей страной?», «необходимо ли развивать патриотическое воспитание?».
Духовно-идеологические функции средств массовой информации состоят в непосредственном формировании общественного сознания и настроения населения. Поэтому мы можем говорить и том, что их участие в освещение важных международных и российских событий также создает картину мира для зрителей и оказывает воздействие на их мироощущение, в том числе на отношение к своей стране.
Таким образом, цель нашей исследовательской работы состояла в том, чтобы на основании анализа содержания информационного телевизионного вещания выявить значение концептов патриотизма в реализации духовно-идеологических функций журналистики.
Для того, чтобы полноценно разобраться в этом вопросы, мы изучили понятие идеологии, ее разновидности и функции. Выяснили, что идеология, в контексте журналистики - это система взглядов, представлений и идей, которых придерживается редакция того или иного СМИ и которые влияют на профессиональную деятельность журналистов. Кроме того, телевидение по Л. П. Альтюссеру относится к системе идеологического аппарата государства, что означает, что ТВ, как и всей остальной прессе, свойственно действовать в интересах господствующего класса. Также, мы разобрались с понятие «концепт» и «концептосфера». Первое - это мысленное образование, которое возникает путем замещения его неопределенным множеством предметов, напоминающее «алгебраическое» выражение значения слов. Второе - это совокупность концептов, неразрывно связанных между собой в рамках культуры нации - то есть концептосфера прямо пропорционально зависит от литературы, науки, фольклора, изобразительного искусства, а также от исторического опыта народа. Именно потому, что патриотизм включает в себя некоторое множество понятий, ассоциаций, значений и смыслов, неразрывных с историей нашей страны, мы и говорим о его концептах, которые образуют единое слово «патриотизм». Мы выяснили то, что патриотизм - это не идеология, а ее фундаментальная основа, идеологическая опора, которая способствует национальной жизнеспособности; это территория согласия общества, а интегративная функция патриотизма способствует сплоченности народа. В современной России в отличие от периода СССР утрачивается национальная идея единства и дружбы народов, на смену приходят ценности капиталистического мира, поэтому действия СМИ участвуют в возрождении патриотического сознания и ценностей.
Мы определили некоторые средства телевидения, участвующих в формировании концептов патриотизма:
• визуализация и образность (обусловлены спецификой ТВ);
• селективность информационных поводов, или «повестка дня»;
• комментарии спикеров для журналистских материалов;
• вербальные средства;
• исторический контекст (использование образов, героев, опыта страны);
Опираясь на эти данные мы провели анализ телевизионных журналистских материалов, посвященных важным политическим, экономическим, социальным событиям в рамках регионального (Телеканал «Санкт-Петербург») и федерального вещания (ТК «Первый канал», «Россия- 1») за последние 2 года:
1. Зимние Олимпийские игры. 2014 г.
2. Воссоединение Крыма и России. 2014 г.
3. Общественная акция «Бессмертный полк». 2015 г.
4. Национальная идея в заявлениях В.В. Путина. 2015 г.
5. Военные действия российских ВКС в Сирии. 2015-2016 гг.
В ходе исследования было выявлено, что
• региональное освещение по масштабу и глубине не сравнимо с федеральным; в некоторых темах материалы «Первого канала» и «России-1» в тысячу раз превышали количество информационных сообщений на ТК «Санкт-Петербург» по тому же информационному поводу;
• тематика на региональном телевидении связана с городскими событиями; даже при информационном поводе всероссийского масштаба редакция новостей расставляет акценты в пользу местных изменений и событий в контексте какого-то более глобального явления;
• вербальная коммуникация построена иначе на местном и всероссийском телеканалах; в первом случае текстуальное содержание сотрудников СМИ более нейтральное, сдержанное, минимум проявления эмоций и субъективной оценки происходящего, в то время как на «Первом» и «России-1» чаще встречается эмоционально-окрашенная лексика со стороны корреспондентов или ведущих, выражающие отношение журналистов к событию;
• на ТК «Санкт-Петербург» эмоции в кадре выражали интервьюируемые участники событий, эксперты, герои и т. д.; в данном случае, выбор спикера в сюжете был обусловлен теми же причинами, что и у федеральных коллег - это либо эмоциональный комментарий, либо донесение важной информации. Однако, стоит отметить, что при освещении одинаковых событий (например, форумы, обращение президента, заявления высокопоставленных лиц) на «Первом канале» и «России-1» чаще звучали комментарии апеллирующие к национальным ценностям, духовно-идеологическим аспектам.
Таким образом, наглядно были продемонстрированы различия в характере работы городского телеканала и главных федеральных, а также в контексте анализа, мы подробно разобрали то, как именно работают средства телевидения при формировании концептов патриотизма; какие смыслы, образы и значения являются лидирующими и действенными; на что делают акцент СМИ, чтобы выделить главные ценностные категории; как формулируется информация, чтобы воздействовать на зрителя и его эмоциональное сознание; какие способы позволяют создать образ России как сильной, мощной, культурной, надежной страны, которой можно гордиться.
1. Альтюссер Л. П. Идеология и идеологические аппараты государства // Неприкосновенный запас. 2011. № 3 (77).
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-ц, Кучково поле, 2001.
3. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Выпуск 2. Л., 1928.
4. Белинский В. Г. Речь о критике // Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т.
5. М.: Художественная литература, 1979.
5. Белько А. А. Общественно-политическая проблематика телевидения и радиовещания. Минск: БГУ, 2003.
6. Бережная М. А. Алгоритм освещения социальных проблем на телеэкране // Журналистика и массовые коммуникации. Екатеринбург: УрФУ, 2009.
7. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб: Издательский дом СПбГУ, 2009.
8. Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
9. Бойм С. Ностальгия как основа исторического познания // Философия и методология истории: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 ноября 2005 г. / Отв. ред. С. Г. Калашников. Коломна: КГПИ, 2005.
10. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт, 2014.
11. Гегель Г. Философия права. М.: Изд-во «Мысль», 1990.
12. Зиновьева Е. И. Понятие «Концепт» в рамках спецкурса «Языковая картина мира: концептосфера русского языка» // Лингвистика, методика и культурология в преподавании русского языка как иностранного. Сборник статей. СПб.: Политехника, 2003.
13. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965.
14. Капитонов Э. А. Социология ХХ века. Ростов-н/Д: Издательство «Феникс», 1996.
15. Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Избранные
сочинения в 2-х томах. URL:
http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/03publicity/70.htm (дата обращения: 24.04.16).
16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001.
17. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010.
18. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.
19. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. Изд- е второе. СПб.: БЛИЦ, 1999.
20. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов-н/Д: ФЕНИКС, 2000.
21. Макаренко В. П. Кто и как чешет национальную похоть // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2012. № 4.
22. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М.: Юрист. 1994.
23. Маркс К. К критике гегелевской философии. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Второе издание. Т. 1. М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1955.
24. Мельник Г. С. Журналистика в политических технологиях: учебное пособие. СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012.
25. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 2009.
26. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2000.
27. Ридель М. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское
политическое завещание). URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000053/(дата обращения 17.04.16).
28. Русские писатели о языке. Л.: Учпедгиз, 1954.
29. Толстой Л. Н. Патриотизм или мир? (1896) Журнал «Толстовский листок / Запрещенный Толстой». Выпуск 3. М.: АВИКО ПРЕСС, 1993. URL:http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml (дата обращения 18.04.16).
30. Троицкий Е. С. О русской идее. М.: АКИРН, 1994.
31. Фролова Т. И. Проблемы социальной сферы в телевизионной журналистике // Электронный научный журнал «Известия» № 2. Иркутск: ИГЭА, 2014.
32. Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения. М.: Новое издательство, 2012.
33. Юрков Е. Е. К вопросу о базовых понятиях лингвокультурологии // Русский язык как иностранный в лингвострановедческом и лингвокультурологическом аспектах: Научно-методические материалы. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003.
34. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36.
Иные информационные источники
1. ВЦИОМ. Пресс-Выпуск. № 2541/ Патриотизм и гражданство. 2014. 19 марта.
2. ВЦИОМ. Пресс-Выпуск № 2706 / Народное единство: что это такое и как его достичь?
3. Левада-центр. Октябрьские рейтинги одобрения и доверия. 2015. 28 октября.
4. В госдуме хотят исключить пункт о запрете госидеологии // Известия. 13. 29 ноября. URL:http://izvestia.ru/news/561554 (дата обращения: 25.04.16).
5. Проханов сформулировал государственную идеологию для новой
Конституции РФ // РСН. 14. 8 декабря. URL: http://rusnovosti.ru/posts/356278; http://www.izborsk-
club.ru/content/articles/4685/ (дата обращения: 24.04.16).
6. Конституционное доказательство ограниченного суверенитета России //
Блог Николая Старикова. 13. 1 июня. URL:
https://nstarikov.ru/blog/26445 (дата обращения: 24.04.16).
7. Либерализм - государственная идеология России // Блог: Александр Блок. Конт. 15. 6 июля. URL:https://cont.ws/post/98779 (дата обращения: 24.04.16).
8. Левада-центр. Патриотизм и государство. 2015. 29 апреля.