ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ И ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1 Понятие интерактивного обучения 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика студентов-сирот и оставшихся без
попечения родителей 11
1.3. Формы и методы интерактивного обучения студентов 16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ И ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ГБПОУ НСО «НОВОСИБИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 27
2.1. Диагностика студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей ГБПОУ
НСО «Новосибирский электромеханический колледж» 27
2.2. Мероприятия по интерактивному обучению студентов-сирот и оставшихся
без попечения родителей 33
2.3. Анализ и результаты экспериментального исследования 40
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация студентов-сирот, их адаптация к новым условиям, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. Многие ученые отмечают, что процесс социализации в колледже студентов-сирот затруднен тем, что вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных, созданных для их развития и воспитания условиях специальных учреждений, будущие студенты закрыты от социального пространства, ограничены в социальных связях и реализуют лишь сферу усвоенных ими норм и опыта.
Формирование единственной социально-ролевой позиции - позиции сироты, проявляются в будущем в том, что они не хотят обучаться в профессиональных учреждениях, их больше привлекает «свободный» образ жизни, асоциальный и даже криминальный, или наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
В решении вопроса о социализации и адаптации студентов-сирот средне-специальных учебных заведений помогают интерактивные формы и методы обучения, которые имеют определенные преимущества. Прежде всего, потому, что интерактивное обучение основывается на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие, чего, в большинстве случаев, не хватает студентам данной категории, что мы и рассмотрим в нашем исследовании.
В связи с вышесказанным можно поставить проблему исследования: каковы основные формы и методы интерактивного обучения студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей в Новосибирском электромеханическом колледже? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс адаптации студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: интерактивное обучение студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей Новосибирского электромеханического колледжа.
Гипотеза исследования: интерактивное обучение студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей Новосибирского электромеханического колледжа будет эффективным, если:
-учитываются психологические особенности студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей;
- будут разработаны мероприятия по интерактивному обучению студентов- сирот и оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей Новосибирского электромеханического колледжа.
3. Разработка мероприятий по интерактивному обучению студентов- сирот и оставшихся без попечения родителей.
Теоретическая база исследования: работы исследователей Добрыниной Т.Н., Ступиной С.Б., Змеёва С.И., Бреевой Е.Б., Вербицкого А.А., Зимней И.А., и других.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский электромеханический колледж».
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы студентами, педагогами, психологами, андрагогами, социальными педагогами в своей практической деятельности.
Материалы исследования были апробированы в публикациях: «Шаг в науку» (г.Новосибирск, 2015-2018); «Молодежь XXI века: Образование, Наука, Инновации» (г.Новосибирск, 2014-2018); «IX Открытые студенческие педагогические чтения» (г.Новосибирск, 2016), «Развитие педагогического таланта - вызов современной реальности (Новосибирск, 2017 г.), «Медико-биологические и психолого-педагогические проблемы физической культуры» (Новосибирск, 2017 г.), «Авиценна» (Новосибирск 2016-2018 г.), «Социальные и культурные практики в современном Российском обществе (Новосибирск, 2017 г.), «Современные тенденции развития науки в молодёжной среде» (г.Елец, 2017г.), «Диалог культур и толерантности общения» (г.Горно-Алтайск, 2017г.), «Современные аспекты формирования здорового образа жизни» (г. Новосибирск, 2016-2018 г.), 56-я Международная научная студенческая конференция МНСК- 2018 (Новосибирск, 2018 г.).
Дипломное исследование выполнено при поддержке гранта «Академическая мобильность» фонда Михаила Прохорова.
Методы исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, диагностика, эксперимент.
Структура работы: данная бакалаврская работа состоит из введения, в котором обоснованы основные методологические понятия, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Цель исследования: определить основные формы и методы интерактивного обучения студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ НСО «НЭК». Цель достигалась посредствам решения задач.
Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Термин «интерактив» пришло в русский язык из английского, образовалось от слова - «interact», что означает: «Inter» - «взаимный», «act» - действовать, от чего и получилось «взаимодействовать» [30]. Интерактивный - способный взаимодействовать, находится в режиме диалога, беседы с кем-либо (чем-либо) (например, с человеком или компьютером) [29].
Особенности взаимодействия заключаются в:
— Согласованности в выборе методов и средств решения задач;
— Совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние, которое соответствует принятию и осуществлению выполнения задач;
— Совместном погружении в проблемное поле [24].
Интерактивное обучение - это обучение диалоговое, которое осуществляет взаимодействие между преподавателем и обучающимся.
При использовании преподавателем интерактивных форм и методов, обучаемый становится полноправным участником учебного процесса, процесса восприятия, ведь опыт наставника служит главным источником учебного познания.
Необходимым условиями для организации интерактивного обучения можно назвать: сотрудничество в процессе взаимодействия между участниками занятия; доверительные и позитивные отношения между педагогом и обучающимся; демократический стиль; опору на личный социальный опыт обучающихся; включение в учебный процесс ярких примеров; включение внутренней и внешней мотивации деятельности; взаимомотивации обучающихся; многообразие форм и методов наглядного представления информации, а также форм деятельности обучающихся, их мобильность [12].
В психолого-педагогическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным потреблением культуры, по сравнению с другими группами населения. С другой стороны студенчество - это социальная общность, которая характеризуется наивысшей социальной активностью и сочетанием интеллектуальной зрелости и социальным опытом[1].
Если мы говорим о студентах, которые относятся к категории сирот и оставшихся без попечения родителей, то здесь ситуация будет немного иной. Студенты-сироты и студенты, оставшиеся без попечения родителей - это категория обучающихся, у которых умерли оба родителя или единственный родитель, или которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах и по другим причинам, не позволяющим родителям воспитывать своих детей самостоятельно [42].
Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация студентов-сирот, их адаптация к новым условиям, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями [10]. Адаптация студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей в среднем профессиональном учреждении - это сложный и многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новой социальной среде [26].
Формирование мировоззрения студентов означает развитие его способностей к рефлексии, осознание им себя, как субъекта профессиональной деятельности, социально полезной личностью, носителем некоторых общественных ценностей. Тогда и преподавателя обязывает думать об акцентировании на диалогичности обучения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели и жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении, необходимой социальной организации педагогического общения, что возможно при использовании интерактивного обучения студентов.
Самыми распространенными интерактивными формами обучения являются следующие:
— Мозговой штурм (бейнсторм, мозговая атака)4
— Дискуссия, дебаты, круглый стол;
— Обучающие игры (деловые, ролевые, имитационные, образовательные и др.);
— Мастер-классы;
— Сase-study (анализ конкретных ситуаций);
— Сократический диалог;
— Работа в малых группах;
— Тренинги;
— Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов (займи позицию, ПОПС-формула, шкала мнений);
— Социальные проекты и другие внеурочные формы обучения (фильмы, соревнования, спектакли, выставки, экскурсии и т.д.);
— Интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
— «анализ казусов», «переговоры и медиация», «дерево решений», «лестницы и змейки» и др. [34].
Рассмотренные интерактивные формы и методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам среднего образования студентов, относящихся к категории сирот и оставшихся без попечения родителей, для формирования необходимых компетенций. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.
Решая вторую задачу, мы провели диагностическое исследование студентов по следующим методикам: анкета «Влияние интерактивного обучения на познавательную деятельность студентов»; методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина»; методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); методика диагностики коммуникативного контроля (Шнайдер М.); методика диагностики взаимодействия «Групповые роли», а также использовали метод наблюдения.
В исследовании приняли участие студенты, относящиеся к категории сирот и оставшихся без попечения родителей ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж» 1-4 курсов в количестве 55 человек.
На основании результатов комплексной диагностики мы можем выделить следующие проблемы студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которые мы сможем решить посредством организации интерактивного обучения:
— непросвещенность студентов о возможности применения в учебном процессе интерактивных форм и методов обучения;
— эмоциональный дискомфорт, высокий уровень тревожности, связанный с ожиданием неблагополучия;
— низкий уровень коммуникативного контроля у числа студентов;
— неблагоприятное самочувствие, активность, настроение;
— проблема адаптации к новой роли в учебном процессе.
Решая третью задачу, мы разработали и провели мероприятия по интерактивному обучению студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей, а после проведения, продиагностировали обучающихся вторично.
Мероприятия по интерактивному обучению включали в себя 6 занятий в форме тренинговых упражнений, дискуссий и различных видов игр, а также тимбилдинг, направленный на адаптацию студентов. На занятиях мы учились взаимодействовать друг с другом, развивали коммуникативные навыки, умения высказывать публично свою точку зрения, рефлексировать, контролировать свои негативные эмоции и т.д.
Также нами были разработаны методические рекомендации для преподавателей колледжа по интерактивному обучению студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей.
После реализации мероприятий мы провели повторную диагностику, которая показала следующую динамику: у обучающихся не наблюдается высокого уровня тревожности; наблюдается повышение коммуникативного контроля у ряда студентов, уменьшилась импульсивность в общении, студенты стали более сдержаны в эмоциональных проявлениях; наблюдается динамика в развитии функций испытуемых в коллективе, студенты могут примерить больше социальных ролей в реализации каких-либо групповых мероприятий; самооценка, активность и настроение студентов находятся в благоприятном умеренном состоянии, студенты стали более адаптированы к новым условиям учебного процесса.
Таким образом, основными формами и методами интерактивного обучения студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж» являются: занятия в малых группах, ролевые и ситуационные игры, дискуссии, тренинговые упражнения, что подтверждает цель, задачи и гипотезу дипломного исследования.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.
2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - Спб.: Речь, 2005. С. 44 - 49.
3. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2014. - №9. С. 44.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие, 2-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. 210 с.
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2014. 126 с.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М: Высшая школа «Велби», 2007. 480 с.
7. Вербицкий А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы / А.А.Вербицкий - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 42 с.
8. Вербицкий А.А, Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов: М.: НИИВШ, 1986. 40 с.
9. Выготский Л.С. Детская психология: Собр. соч.: В 6 т. М., 1984 Т. 4. 255с.
10. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: Уфа, 2015. 149 с.
11. Добрынина Т.Н Интерактивное обучение в системе высшего образования: учебно-методическое пособие; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 90 с.
12. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. ун-т. - 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 183с.
13. Захарова Ж.А. Замещающая семья: Научн. - метод. пособие / Ж.А. Захарова, И.И. Осипова. - М., 2015. 321 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
15. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
16. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация: М.В. Гулакова, Г.И. Харченко: Научно-методический электронный журнал «Концепт»: [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru(дата обращения: 1.04.2018)
17. Интерактивные методы обучения в высшей школе: Ю.В. Гущин, статья в психологическом журнале международного университета природы, общества и человека «Дубна»: [Электронный ресурс] URL: http://psyanima.ru(дата обращения: 20.03.2018)
18. Информационно-аналитический обзор. Интерактивные методы
обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: [Электронный ресурс] URL: http://apu-
fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения: 20.02.2018)
19. Карелова Г. Забота о детях - наш долг перед будущим / Г. Карелова // научн. журнал «Социальная работа». - 2016. - №2. С. 3.
20. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. - Минск: научн. журнал «Белорусский верасень». - 2005. 196 с.
21. Конвенция ООН «О правах ребенка»: [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ conventions/childcon. shtml (дата
обращения 02.04.18)
22. Курасова Т.И. Отдать ребенка в семью легко. Труднее сделать его счастливым / научн. журнал «Социальная педагогика в России». - 2015. - №2. С. 24 - 27.
23. Лисовский Т.В. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов: учеб. пособие. - Л., 1978. 394 с.
24. Методы обучения: [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 19.11.2017)
25. Мкртчан М.А., Литвинская И.Г. Новые формы организации образования взрослых: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КИПК, 2012. 120 с.
26. Николаева Е.И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приёмных семьях: учеб. Пособие, Теоретическая и экспериментальная психология. - 2014. - Т.7. - №4. С. 90 - 106.
27. Образование взрослых: цели и ценности / Под.ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. - Спб.: ИОВ РАО, 2002. 188 с.
28. Панина Т.С. Современные способы актуализации обучения / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова - М.: «Академия», 2006. 174 с.
29. Панфилова А.П. Интерактивные технологии формирования коммуникативной компетентности руководителей социокультурной сферы: дис. Докт. Пед. наук. - СПб, 2001. 512 с.
30. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
31. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография / Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм, И.И. Шульга, Т.Н. Добрынина, Т.Н. Кондратьева, Е.С Пономарева; под науч. ред. Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. у-нт. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 244 с.
32. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М., 1980. 37 - 52 с.
33. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2013. 58 с.
34. Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной
активности учащихся: [Электронный ресурс] URL:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/(дата обращения: 18.11.2017)
35. Синицина А.В. Профессиональная замещающая семья как новая модель воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - №3. - 2015. С.164 - 167.
36. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Основы педагогики и психологии: Учебное пособие. Новосибирск, 2002. 131 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
38. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно - методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.
39. Формы обучения в современных условиях: сайт академика РАО
Новикова А.М.: [Электронный ресурс] URL:
http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm (дата обращения: 12.05.2018)
40. Федеральная целевая программа «Дети России». Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во Минобразования РФ 2014. С. 27.
41. Федеральная целевая программа «Дети России». Инновационные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Великий Новгород, 2014. С 46.
42. Федеральный закон от 21.12.1996 №159 ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 1996. - №185. - Ст. 1.
43. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российский Федерации».
44. Хащенко Т.Г., Макарова Е.В. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Ульяновской ГСХА). - Ульяновск, УГСХА, 2011. 46 с.
45. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебно-методическое пособие. - Спб.: НОУ «Экспресс», 2012. 172 с.
46. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. - М., 2013. С. 99.
47. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка педагога к общению с учащимися: Метод.рек. / Т.С.Яценко - Киев, 1988. 112 с.
48. Badegruber B. Otevrene uceni ve 28 krocich. Praha, 2014. 145 р.
49. Iveya Bednarikova Kapitoly Z Andragogiky 1: Univerzita Palackeho v Olomouci. Olomouc 2016. 76 р.
50. Iveya Bednarikova Kapitoly Z Andragogiky 2: Univerzita Palackeho v Olomouci. Olomouc 2016. 80 р.
51. Prirucka E-studenta pro vyber a uzitecnou komunikaci s E-ucitelem. Narodni centrum distancniho vzdelavani: [Электронный ресурс] URL: http://www.nicm.cz/narodni-centrum-distancnihovzdelavani (дата обращения: 29.03.18)