Эволюция женского вечернего костюма эпохи модерна в Петербурге в период с 1870 по 1914 гг
|
Введение 3
Глава I. Развитие стиля модерн в России 6
Социально-культурные процессы в конце XIX - начале XX в 6
Художественная жизнь Петербурга на рубеже веков 7
Женский образ как центральный в эпоху модерна 10
Глава II. Эволюция силуэта вечернего платья в 1870-1914 г 13
Общие тенденции развития 13
1870-1880 гг 15
1880-1890 гг 17
1890-1900 гг 19
1900-1914 гг 21
Глава III. История развития женского вечернего костюма в эпоху модерна на
примере творчества Н.П. Ламановой 29
Биографическая справка 29
Изучение коллекции работ Н.П. Ламановой из собрания Государственного
Эрмитажа 31
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 43
Список иллюстраций
Глава I. Развитие стиля модерн в России 6
Социально-культурные процессы в конце XIX - начале XX в 6
Художественная жизнь Петербурга на рубеже веков 7
Женский образ как центральный в эпоху модерна 10
Глава II. Эволюция силуэта вечернего платья в 1870-1914 г 13
Общие тенденции развития 13
1870-1880 гг 15
1880-1890 гг 17
1890-1900 гг 19
1900-1914 гг 21
Глава III. История развития женского вечернего костюма в эпоху модерна на
примере творчества Н.П. Ламановой 29
Биографическая справка 29
Изучение коллекции работ Н.П. Ламановой из собрания Государственного
Эрмитажа 31
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 43
Список иллюстраций
Мода имеет долгую историю. Исследователи уже больше века посвящают свои труды изучению развития костюма. Как правило, судить об определенных изменениях можно только по прошествии времени. Изучение истории костюма полезно в нескольких аспектах. Во-первых, для самой же моды. Нося ретроспективный характер, мода в процессе своей эволюции с XVIII века обращается к различным историзмам. Это дает платформу для создания новых сочетаний, либо же для иного интерпретирования костюма в целом или отдельного его элемента. Во-вторых, такое изучение важно для понимания определенного периода в истории, оно позволяет глубже изучить пристрастия и потребности в обществе. В-третьих, история костюма - предмет, который является важнейшей базой в процессе работы художника по костюмам в театре или кино, когда может возникнуть потребность в знании не просто периода в целом, а его внутренней эволюции.
С XIX века темп развития моды и перемен силуэта значительно ускорился. В процессе таких перемен всего за полвека общество изменило свой облик до неузнаваемости. Точкой отсчета, от которой пошла эволюция к современному костюму, можно считать 1870 годы. Это время появления и роста количества модных домов, распространение механизации в изготовление костюма и начало перемен в общественной жизни, имеющих прямое влияние на создание новых силуэтов. Мода выражает время и общество. Конец XIX века характерен бурным развитием модной индустрии и частыми переменами в силуэте. Это время называют эпохой модерна. В большей части термин относится к искусству, но костюм того времени так же получил в истории моды понятие модерн. Изучение эволюции данного стиля в наше время достаточно актуально и для верной интерпретации современного художника, и для более углубленного понимания общества конца XIX - начала XX века, и для общего понимания эстетической стороны в костюме, которая в нынешнее время далеко не всегда находит отражение во внешнем виде человека.
Целью работы послужило изучение эволюции женского бального и вечернего костюма (как наиболее ярко выражающего стилистику) в период с 1870 по 1914 годы. Такой большой временной период обоснован тем, что для понимания революционной смены конструкции платья следует обратиться ко времени ввода в моду турнюра, так или иначе обыгрывающегося после в костюме.
В задачи работы можно выделить: рассмотрение развития стиля модерн в России, с охватом социально-культурных и художественных процессов в обществе; изучение эволюции и ее периодизация в женском вечернем костюме эпохи модерна в Петербурге; рассмотрение изменений в костюме на примере одного модельера для более углубленного изучения развития костюма в данный период времени.
Вторая глава является основной частью работы и представляет собой структурированность по временным периодам, с описанием характерных элементов для каждого.
Изученность вопроса развития костюма модерн в России находится на достаточно невысоком уровне по сравнению с зарубежьем. История российской модной индустрии представлена всего несколькими работами. Так же в России до сих пор нет музея моды с постоянными помещением и экспозицией. Большая коллекция костюма принадлежит Александру Васильеву, и он, пожалуй, единственный в нашей стране, кто широко и постоянно организует выставочную деятельность. В связи с этим рассматривать так широко представленный многочисленными экспонатами по всему миру период модерна является достаточно сложным делом в России.
Материалом для написания данной работы послужило несколько крупных работ по истории костюма, модные журналы рубежа веков, отдельные монографии, посвященные изучению социально-культурных аспектов конца XIX - начала XX века, каталоги выставок костюма, а так же отдельные книги, освещающие вопрос развития моды в России.
Т. Стриженова «Из истории советского костюма» 1972 г - первая в своем роде книга о подробном изучении становления и развития модной индустрии в СССР. Для данной работы стала полезна своими уникальными данными о Н.П. Ламановой. Материалы книги позволили на более расширенном уровне ознакомиться с творчеством первого советского модельера.
Один из этапов работы над второй главой курсового проекта стал сбор и сопоставление энциклопедических данных. Книг по истории костюма на данный момент выпущено более чем достаточно. Для изучения особенно полезными стали «История костюма» Н.М. Каминской 1977 г, «Костюм разных времен и народов. Тома 3 и 4» М.Н. Мерцаловой 2001 г, «История костюма. Стили и направления» Э.Б. Плаксиной 2004г, «Мода XVIII - XX века. Киотский институт костюма» 2008 г. Существенный вклад в изучение российской модной индустрии в период модерна внесла книга О.А. Хорошиловой «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II» 2012 г.
Предметное изучение построено на каталогах выставок Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, а так же всей подписки «Вестник моды». Кроме этого использованы фотографии известных личностей: от Т. Карсавиной до императрицы Марии Федоровны. Еще одной стороной отражения моды этого периода стала живопись, при отборе которой была поставлена задача соблюдать хронологию, искать наиболее предметные портреты, а так же ориентироваться в большей степени на русскую
живопись.
С XIX века темп развития моды и перемен силуэта значительно ускорился. В процессе таких перемен всего за полвека общество изменило свой облик до неузнаваемости. Точкой отсчета, от которой пошла эволюция к современному костюму, можно считать 1870 годы. Это время появления и роста количества модных домов, распространение механизации в изготовление костюма и начало перемен в общественной жизни, имеющих прямое влияние на создание новых силуэтов. Мода выражает время и общество. Конец XIX века характерен бурным развитием модной индустрии и частыми переменами в силуэте. Это время называют эпохой модерна. В большей части термин относится к искусству, но костюм того времени так же получил в истории моды понятие модерн. Изучение эволюции данного стиля в наше время достаточно актуально и для верной интерпретации современного художника, и для более углубленного понимания общества конца XIX - начала XX века, и для общего понимания эстетической стороны в костюме, которая в нынешнее время далеко не всегда находит отражение во внешнем виде человека.
Целью работы послужило изучение эволюции женского бального и вечернего костюма (как наиболее ярко выражающего стилистику) в период с 1870 по 1914 годы. Такой большой временной период обоснован тем, что для понимания революционной смены конструкции платья следует обратиться ко времени ввода в моду турнюра, так или иначе обыгрывающегося после в костюме.
В задачи работы можно выделить: рассмотрение развития стиля модерн в России, с охватом социально-культурных и художественных процессов в обществе; изучение эволюции и ее периодизация в женском вечернем костюме эпохи модерна в Петербурге; рассмотрение изменений в костюме на примере одного модельера для более углубленного изучения развития костюма в данный период времени.
Вторая глава является основной частью работы и представляет собой структурированность по временным периодам, с описанием характерных элементов для каждого.
Изученность вопроса развития костюма модерн в России находится на достаточно невысоком уровне по сравнению с зарубежьем. История российской модной индустрии представлена всего несколькими работами. Так же в России до сих пор нет музея моды с постоянными помещением и экспозицией. Большая коллекция костюма принадлежит Александру Васильеву, и он, пожалуй, единственный в нашей стране, кто широко и постоянно организует выставочную деятельность. В связи с этим рассматривать так широко представленный многочисленными экспонатами по всему миру период модерна является достаточно сложным делом в России.
Материалом для написания данной работы послужило несколько крупных работ по истории костюма, модные журналы рубежа веков, отдельные монографии, посвященные изучению социально-культурных аспектов конца XIX - начала XX века, каталоги выставок костюма, а так же отдельные книги, освещающие вопрос развития моды в России.
Т. Стриженова «Из истории советского костюма» 1972 г - первая в своем роде книга о подробном изучении становления и развития модной индустрии в СССР. Для данной работы стала полезна своими уникальными данными о Н.П. Ламановой. Материалы книги позволили на более расширенном уровне ознакомиться с творчеством первого советского модельера.
Один из этапов работы над второй главой курсового проекта стал сбор и сопоставление энциклопедических данных. Книг по истории костюма на данный момент выпущено более чем достаточно. Для изучения особенно полезными стали «История костюма» Н.М. Каминской 1977 г, «Костюм разных времен и народов. Тома 3 и 4» М.Н. Мерцаловой 2001 г, «История костюма. Стили и направления» Э.Б. Плаксиной 2004г, «Мода XVIII - XX века. Киотский институт костюма» 2008 г. Существенный вклад в изучение российской модной индустрии в период модерна внесла книга О.А. Хорошиловой «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II» 2012 г.
Предметное изучение построено на каталогах выставок Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, а так же всей подписки «Вестник моды». Кроме этого использованы фотографии известных личностей: от Т. Карсавиной до императрицы Марии Федоровны. Еще одной стороной отражения моды этого периода стала живопись, при отборе которой была поставлена задача соблюдать хронологию, искать наиболее предметные портреты, а так же ориентироваться в большей степени на русскую
живопись.
По результатам проведенного исследования поставленной проблемы, в данном проекте освещена и изучена тема становления модерна в России, эволюции в развитии женского вечернего костюма модерн в целом и отдельно ее отражения в Петербурге. Кроме этого, в данной работе для углубленного понимания отдельных этапов развития женского платья в эпоху модерна рассмотрена деятельность отдельного модного дома, оказывавшего большое влияние на формирование вкусов общества Петербурга конца XIX - начала XX в. Таким образом, поставленная цель изучена с нескольких сторон. Результаты этих изучений в сопоставлении дают объемную картину и вносят структурированность в изучаемый вопрос.
В курсовом проекте сделана попытка особой, проработанной систематизации в изменениях костюма эпохи модерн по временным периодам. На базе имеющихся источников, проведена исследовательская работа по сбору и форматированию информации. Изучение подкреплено иллюстративным рядом, его описанием и анализом.
Эпоха модерна в костюме - ускоренный темп развития силуэта. За половину столетия общество пришло от искусственных жестких силуэтов до плавных и естественных очертаний тела. Модерн, опирающийся на предыдущие пласты культуры и стремившийся создать на их основе новую красоту, идущую против роста машиназации мира, в женском костюме не раз производил отсылки к различным элементам мировой культуры. К таким явлениям относится возврат модных тенденций первой половины XVIII, затем XIX века, отсылка в древнегреческой культуре, к культуре стран Востока. Силуэт во время эпохи модерна стал очень подвижным и подверженным быстрым переменам. Мода ускоряла темп вместе со всем развитием общества. Главной тенденцией этого времени стало стремление к упрощению линии и силуэта в целом.
Как было сказано выше, модерн влекло к эстетизации быта. Это переносилось и на костюм. Прихотливость линии силуэта, переменчивость в конструкции, выбор тканей и исполнение декора - все направлено на конечный результат - создать костюм как произведение искусства.
Чем больше общество двигалось вперед, тем больше его не устраивала красота ради красоты. На первое место вышли комфорт, удобство в повседневности. Костюм развивался вместе с обществом. Именно поэтому в начале XX века был получен современный и упрощенный силуэт.
Данная работа своими результатами изучения позволяет внести больше конкретики в описание эволюционного процесса женского вечернего платья эпохи модерна в Петербурге, начиная от 1870 г и заканчивая предвоенным 1913 г.
В курсовом проекте сделана попытка особой, проработанной систематизации в изменениях костюма эпохи модерн по временным периодам. На базе имеющихся источников, проведена исследовательская работа по сбору и форматированию информации. Изучение подкреплено иллюстративным рядом, его описанием и анализом.
Эпоха модерна в костюме - ускоренный темп развития силуэта. За половину столетия общество пришло от искусственных жестких силуэтов до плавных и естественных очертаний тела. Модерн, опирающийся на предыдущие пласты культуры и стремившийся создать на их основе новую красоту, идущую против роста машиназации мира, в женском костюме не раз производил отсылки к различным элементам мировой культуры. К таким явлениям относится возврат модных тенденций первой половины XVIII, затем XIX века, отсылка в древнегреческой культуре, к культуре стран Востока. Силуэт во время эпохи модерна стал очень подвижным и подверженным быстрым переменам. Мода ускоряла темп вместе со всем развитием общества. Главной тенденцией этого времени стало стремление к упрощению линии и силуэта в целом.
Как было сказано выше, модерн влекло к эстетизации быта. Это переносилось и на костюм. Прихотливость линии силуэта, переменчивость в конструкции, выбор тканей и исполнение декора - все направлено на конечный результат - создать костюм как произведение искусства.
Чем больше общество двигалось вперед, тем больше его не устраивала красота ради красоты. На первое место вышли комфорт, удобство в повседневности. Костюм развивался вместе с обществом. Именно поэтому в начале XX века был получен современный и упрощенный силуэт.
Данная работа своими результатами изучения позволяет внести больше конкретики в описание эволюционного процесса женского вечернего платья эпохи модерна в Петербурге, начиная от 1870 г и заканчивая предвоенным 1913 г.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОДЫ В РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016



