Введение 3
2. История создания 6
3. «Братское поминовение» А. Д. Кастальского и жанр реквиема в истории
музыки 11
4. Особенности хорового письма на примере органной редакции «Братского
поминовения» 14
5. Фактура 14
6. Гармония 17
7. Заключение 19
8. Список использованной литературы
Александр Дмитриевич Кастальский (1856 - 1926) - русский и советский композитор, хоровой дирижёр, музыковед, фольклорист. Выпускник Московской консерватории (класс П. И. Чайковского и С. И. Танеева), преподаватель и директор Синодального училища церковного пения, с 1907 - 1910 гг. - регент Синодального хора. После Октябрьской революции 1917 года Синодальное училище было преобразовано в Московскую Народную хоровую академию, директором которой Кастальский являлся до её слияния с Московской консерваторией. С 1923 года А. Д. Кастальский - профессор Московской консерватории, декан дирижёрско-хорового отделения и заведующий кафедрой народной музыки (которую сам же и создал).
Творческое наследие композитора включает в себя многочисленные духовные сочинения (всего около 140 произведений и обработок), оперу «Клара Милич» (1907), кантаты «Песни к Родине» («Русь», 1904), «Стих о церковном русском пении» (1911) и «В память 1812 года» (1912, не издана), ораторию «Братское поминовение» (три авторские редакции, 1916), а также музыку, посвящённую героической советской действительности - «Гимн труду» (1920), «Ленину. У гроба» (1924), «Красная Русь» (1924), «1905 год» (1925).
На сегодняшний день творчество А. Д. Кастальского остаётся малоизученным среди музыкантов. Главной причиной этого можно рассматривать целый ряд обстоятельств, которые оказали на это непосредственное влияние: расцвет творчества композитора приходится на переломный момент истории нашей страны (революции 1905-1907 и 1917 гг., гражданская война 1917-1922 гг., смена власти в стране). Будучи преимущественно композитором духовной музыки, его творчество не могло быть популяризировано не до революции, не после неё (до революции 1917 года Священный Синод РПЦ наложил запрет на исполнение духовной музыки в светских концертах; после революции 1917 года исполнение духовной музыки полностью было под запретом коммунистической партией СССР). Л. А. Скафтымова пишет ещё об одной причине, почему творчество Кастальского на сегодняшний день остаётся малоизученным: «Изучение этих произведений затруднено тем, что в музыковедческой литературе, как в дореволюционной, так и советской, нет сколько-нибудь развёрнутой их характеристики, не говоря уже о целостном анализе. Музыкальный материал (и то не весь) имеется в ГЦММК , в библиотеках лишь изданные (далеко не все) сочинения».
Единственное сочинение А. Д. Кастальского крупной формы - реквием «Братское поминовение» также постигла непростая исполнительская судьба: музыка, которая не предназначена для исполнения в церкви, имеет прямое духовное происхождение - она наполнена цитатами из церковной музыки самых разнообразных конфессий и написана на тексты католического реквиема и православной панихиды. Ещё одной причиной низкой популярности «Братского поминовения» может служить наличие трёх композиторских редакций сочинения, которые постоянно исправлялись и дополнялись автором: для хора и органа (1915); для смешанного хора a’cappella «Вечная память героям. Избранные песнопения из панихиды» (1917); и, самая масштабная из них, для солистов, хора и симфонического оркестра (1916-1917). Две из трёх авторских редакций сочинения были напечатаны издательством «П. Юргенсон» в Москве (1916 - редакция для солистов, хора и оркестра; 1917 - редакция для хора a’cappella). Версия для хора и органа не могла быть издана в силу того, что хоровая партитура в ней была подтекстована не только латинским и английским, но и церковно-славянским текстом, а для этого требовалось разрешение цензурного комитета при Священном Синоде. Таким образом, органная редакция сочинения вышла в печать только в наши дни (Музыкальное издательство «П. Юргенсон» и Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2014). Редакции для солистов, хора и оркестра и хора a’cappella после 1917 года не переиздавались. Всё это привело к тому, что оратория Кастальского во всех трёх редакциях исполнялась крайне редко - считанные исполнения при жизни композитора состоялись в Москве и Петербурге (так, единственное исполнение оркестровой версии при жизни композитора состоялось 7 января 1917 года в Петрограде хором и оркестром Мариинского театра под управлением А. И. Зилоти). После революции «Братское поминовение», как и всё духовно-музыкальное наследие Кастальского, были забыты. Причиной забвения этого крупного цикла была не только «религиозная тематика», но и «злободневность» сочинений, посвящённых Первой мировой войне, - в советское время эта война трактовалась как захватническая и империалистическая. Исключением можно считать исполнение «Братского поминовения» в 1977 году в Москве (с другим текстом) Государственным симфоническим оркестром и Большим хором Всесоюзного радио под управлением Е. Светланова (хормейстер К. Птица). Помимо композиторской и церковной деятельности, А. Д. Кастальский так же занимался исследованиями народного музыкального творчества - его интерес в первую очередь привлекало народное многоголосие и гармония русской песни. Результатом его исследований стали научно-музыкальные труды «Особенности народно-русской музыкальной системы» и «Основы народного многоголосия».
Основной задачей этой работы является выявить главные особенности вокально-хорового письма А. Д. Кастальского, а также определить место хорового наследия композитора в истории развития русской хоровой музыки. Основным музыкальным материалом для предмета исследования взят реквием Кастальского «Братское поминовение» как единственное сочинение композитора крупной формы и столь большого объёма. Основой для данной работы является именно органная редакция сочинения, т.к. она стала основой для следующих других редакций и таким образом как бы играет роль «оригинала» для последующих «переложений» данной музыки.
Проанализировав в нескольких аспектах партитуру «Братского поминовения» А. Д. Катстальского, можно сделать несколько выводов об особенностях хорового стиля композитора и выявить основные его черты:
1. Использование самой разнообразной хоровой фактуры
2. Частое использование отдельных групп хора
3. Мелодия как основа хорового письма
4. Тяготение к натурально-ладовой гармонии и полипластовости
5. Рациональное использование исполнительских средств
6. Избегание полифонии строгого и свободного стилей (западной полифонии)
Все перечисленные особенности в совокупности образуют особенный, неповторимый стиль А. Д. Кастальского, который не имеет аналогов в истории отечественной и зарубежной музыки. В то же время чувствуется связь музыкального языка Кастальского с предшествующими церковными композиторами (главным образом А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков) и его современниками (А. Т. Гречанинов и С. В. Рахманинов). По сложности фактуры хоровое творчество Кастальского можно сравнить с хоровым наследием С. И. Танеева (в особенности ор.27 и ор.35), хоть и очевидно, что Кастальский не был столь профессиональным мастером полифонии, как Танеев. Так же Кастальский был одним из первых в истории мировой музыки, кто дал начало жанру светского военного реквиема, трансформировав и дополнив его новыми чертами, взяв каноническую заупокойную мессу за основу.
1. Зверева, С.Г. А.Д. Кастальский / С.Г. Зверева // История русской музыки: в 10 т.: [учебник], Т. 10А, 1890 - 1917-е годы. - М.: Музыка, 1997. -С. 274-306.
2. Скафтымова, Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала XX века: [для студентов музыкальных вузов] / Л.А. Скафтымова. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2011. - 254 с.
3. Кастальский, А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке / А.Д. Кастальский // Музыкальный современник. - 1915.
4. Зверева, С.Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба /
С.Г. Зверева. - М.: Вузовская книга, 1999.
5. Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост., автор вст. ст. и комент.: С.Г. Зверева. - М.:, 2006.
6. Асафьев, Б.В. А.Д. Кастальский / Б.В. Асафьев // А.Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.:, 1910.
7. Асафьев, Б.В. Хоровое творчество А. Д. Кастальского / Б.В. Асафьев // А.Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.:, 1910.
8. Рахманова, М.П. Александр Кастальский и перспективы его идей / М.П. Рахманова // Советская музыка. - 1977. - № 6.
9. Бершадская, Т.С. Лекции по гармонии: учебное пособие: [курс лекций для консерваторий и училищ] / Т.С. Бершадская. - Изд. 3-е, доп. - СПб.: Композитор, 2005. - 265 с.