Введение 3
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературных источников и на практике 6
1.1 Анализ официальных документов, регламентирующих учебно-
тренировочный процесс и соревновательную деятельность в художественной гимнастике 6
1.2 Особенности методики подготовки гимнасток различной
квалификации к выполнению упражнений с предметам 12
1.3 Характеристика координационных способностей,
методы их развития и оценка 20
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 22
Глава 3. Разработка и экспериментальная проверка методики обучения технике выполнения бросковых действий с предметами гимнастками 7-8 лет 34
3.1 Характеристика экспериментальной методики 34
3.2 Анализ эффективности применения экспериментальной методики по
результатам экспертной оценки 38
Выводы 45
Практические рекомендации 46
Список литературы
Художественная гимнастика на современном этапе ее развития отличается высокими требованиями к различным сторонам подготовки спортсменок. Многие специалисты [1, 2, 3, 8, 9] считают, что физическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнасток проявляется в исполнении ими технических действий, от уровня совершенства которых зависит результат выступления спортсменок на соревнованиях. Способность четко выполнять сложнокоординационные действия с предметом позволяет гимнасткам значительно повысить надежность реализации технических действий в ходе выполнения упражнений, и в итоге достигать высоких спортивных результатов. У спортсменок в таких условиях появляется большая уверенность в своих силах, а художественная гимнастика, как вид спорта, становится более зрелищной и технически разнообразной.
Стремительный скачок в развитии спортивной техники художественной гимнастики произошел именно за последнее десятилетие. Техника упражнений постоянно совершенствуется, и для достижения высоких результатов необходимо искать новые пути преодоления тех барьеров, которые неизбежно появляются на определенных этапах спортивной тренировки. Такие пути могут сводиться к выделению отдельных элементов движений и повышению их качества их выполнения. В качестве подобных элементов можно выделить броски и ловлю предмета, совершенствование которых на базе повышения уровня координационных способностей спортсменок представляет собой перспективное направление.
Проблема совершенствования техники выполнения бросков и ловли предметов в художественной гимнастике является одной из наиболее важных, поскольку бросковые действия с предметами составляют значительную часть соревновательной программы спортсменок.
В научно-методической литературе, посвященной обучению броскам и ловле предметов в художественной гимнастике [1, 3] частично разработаны механизмы выполнения броска, в основном это касается биомеханики руки, которой выполняется бросок. Достаточное внимание специалистами уделяется технике выполнения ловли предметов. Вместе с тем, задача разработки средств и методов эффективного обучения технике бросковых элементов является чрезвычайно актуальной для современной художественной гимнастики. Ее успешное разрешение позволит задействовать значительные резервы тренировочного процесса.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования методики обучения технике выполнения бросковых действий с предметами гимнастками 7-8 лет.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика обучения технике выполнения бросковых действий с предметами окажется более эффективной, если параллельно с совершенствованием техники будет проводиться работа по развитию координационных способностей, а также все упражнения общей физической, специальной физической и технической подготовки будут выполняться гимнастками ведущей и не ведущей стороной опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений, направленных обучение технике выполнения бросковых действий с предметами гимнастками 7-8 лет а также на развитие координационных способностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методические предпосылки
совершенствования методики обучения технике выполнения бросковых действий с предметами в художественной гимнастике.
2. Разработать комплекс заданий для развития координационных способностей и обучения технике выполнения бросковых действий с предметами.
3. Определить влияние разработанного комплекса упражнений на технику выполнения бросковых действий с предметами гимнастками 7-8 лет.
Объект исследования - тренировочный процесс гимнасток 7-8 лет МБУ ДО «Спортивный центр» Белгородского района отделения художественной гимнастики.
Предмет исследования - техника выполнения бросковых действий с предметами гимнастками 7-8 лет.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных литературных источников;
- педагогический эксперимент;
- экспертное оценивание;
- методы математической статистики.
1. Анализ и обобщение данных литературных источников и документальных материалов выявил, что методика обучения технике выполнения бросковых упражнений с предметами в художественной гимнастике представляет собой многократные повторения данных элементом в целом либо по частям.
2. В результате проведенной работы была разработана экспериментальная методика, в которой параллельно с обучением технике проводилась работа по развитию координационных способностей, влияющих на технику выполнения бросковых элементов с предметами. Кроме того, все упражнения общей физической, специальной физической и технической подготовки выполнялись гимнастками ведущей и не ведущей стороной опорно-двигательного аппарата.
3. Разработанная экспериментальная методика совершенствования техники выполнения бросковых упражнений с предметами основана на последовательном и взаимосвязанном решении задач развития специальных ДКС и непосредственно работы над техникой выполнения бросков.
Одним из основных средств при работе над техникой выполнения бросков явилось включение в программу эксперимента выполнение одинаковых или разных бросковых упражнений с одинаковыми или разными предметами, выполняемых правой и левой стороной ОДА одновременно.
4. Анализ данных итогового экспертного оценивания свидетельствует о достоверно лучших результатах гимнасток экспериментальной группы в обоих контрольных упражнениях (р<0,01).
1. Аверкович Э.П. Грации России [Текст] // Спортивная жизнь России. 2008 -№10.-С. 19-20.
2. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике [Текст] / Э.П. Аверкович. - М.: ВНИИФК, 2009. - 123 с.
3. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГАФК, 2008. - 24 с.
4. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры. М.: Просвещение, 1996. - 287 с.
5. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии [Текст] / М.: Физкультура и спорт, 1998.-288с.
6. Бирюк Е.В., Власова Л.Г. Применение асимметрично утяжеленных предметов в художественной гимнастике [Текст] // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. -М., 2015.-С. 56-57.
7. Бирюк Е.В. Перспективы достижения надежности исполнения соревновательных программ в художественной гимнастике [Текст] / Практические рекомендации. Киев, 2005. - 48 с.
8. Бирюк Е.В., Яроцкий А.И. Методика совершенствования функции равновесия [Текст] // Гимнастика: Сб. Вып. 1. - М.: Физкультура и спорт,
2007. -С. 36-38.
9. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. [Текст] / М.: «Физкультура и спорт», 2006.-208 с.
10. Варакина Т.Т. Художественная гимнастика [Текст] / Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 2006. - 207 с.
11. Варакина Т.Т. Художественная гимнастика: Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 2008. - 191 с.
12. Варшавская P.A. Поэзия движения: К истории создания
художественной гимнастики в Ленинграде [Текст] / М.: Физкультура и спорт, 2007. - 159 с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / М.: МГУ, 1996. - 150 с.
14. Годик М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность [Текст] / М.: Физкультура и спорт, 2013. - 96 с.
15. Грибкова Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. ис. канд. псих. наук. — М.: МГУ, 2008.-20 с.
16. Гринштейн А.Ф. Исследование способностей гимнаста к оценке пространственных и временных параметров движения: Автореф. канд. пед. наук.-М., 1997.- 18 с.
17. Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2007.-24 с.
18. Денисова Л.Я. Овладение выразительностью движений в художественной гимнастике [Текст] // Научн. конференция по итогам работы за 2006 / СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 10.
19. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений (общие основы): Учебное пособие для студ. физкульт. учеб. заведений. М.: Физкультура и спорт, 1998.-278 с.
20. Елизарова О.Н. Физиологическая характеристика гимнастики: Лекции для студентов [Текст] / О.Н. Елиазарова. - М.: ГЦОЛИФК, 2013. - 59с.
21. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений художественной гимнастики: Дис.канд. пед. наук. М., 2005. - 88 с.
22. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. С-Пб.,
2012. -20 с.
23. Лисицкая Т.С. О стиле вольных упражнений [Текст] // Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2. - М.: ФиС, 2006. - С. 9-12.
24. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для
институтов физ. культуры. М., 2003. - 232 с.
25. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания [Текст] / Учебник для факул. физ. культуры. — СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.¬463 с.
26. Международная Федерация художественной гимнастики, Правила по художественной гимнастике 2017-2021.
27. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2015. -№1. С. 48-53.
28. Николаева Е.С. Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Тамбов., 2006.-24 с.
29. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 2004. - 176 с.
30. Приставкина М.В. Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера по художественной гимнастике: Лекция. Смоленск: СГИФК, 2014. - 13 с.
31. Спирина Е.С. Воспитание выразительности движений на занятиях по гимнастике [Текст] // Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. М.: Просвещение, 2013. - С. 74-81.