Методика краеведческеой работы обучающихся во внеурочных формах обучения
|
Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Понятие «Краеведение». 9
1.1. Характеристика термина «Краеведение» 9
1.2 Методы и формы краеведческой работы в школе 11
1.3 История развития краеведения в России 17
1.4 История развития краеведения в Республике Татарстан 22
Глава 2. Методы 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 29
Глава 3. Взаимосвязь краеведческого и экологического подхода при воспитании ценностного отношения к природе и окружающей среде у учащихся общеобразовательной школы 30
Глава 4. Экспериментальная часть 38
3.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках
ФГОС 38
3.2 Внедрение элективного курса в процесс внеурочной деятельности учащихся 41
3.3 Учебный план школы краеведческого профиля 50
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 61
Введение 4
Глава 1. Понятие «Краеведение». 9
1.1. Характеристика термина «Краеведение» 9
1.2 Методы и формы краеведческой работы в школе 11
1.3 История развития краеведения в России 17
1.4 История развития краеведения в Республике Татарстан 22
Глава 2. Методы 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 29
Глава 3. Взаимосвязь краеведческого и экологического подхода при воспитании ценностного отношения к природе и окружающей среде у учащихся общеобразовательной школы 30
Глава 4. Экспериментальная часть 38
3.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках
ФГОС 38
3.2 Внедрение элективного курса в процесс внеурочной деятельности учащихся 41
3.3 Учебный план школы краеведческого профиля 50
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 61
В настоящее время в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения, которые начали внедряться в российской школе в 2011-2012 учебном году, во всех образовательных учреждениях возрастает интерес к изучению родного края и мира в целом. Это обусловлено множеством причин: желанием познать край, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, а также в связи с гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности метода обучения от известного к неизвестному, от частного к общему (краеведческий принцип обучения). Изучение истории и культуры родного края - одна из базовых ценностей стандартов второго поколения (ФГОС), потому что именно с родного края, с родного дома начинает формироваться чувство патриотизма и любви ко всему миру.
Актуальность исследования так же определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с личной жизнью каждого из учащихся. Культурной традицией любого народа является изучение окружающей природы, истории, экономики, быта своего родного края. В этом отношении трудно переоценить значение краеведческого материала в преподавании в общеобразовательной школе биологии, истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов. Краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду в самых различных увлекательных формах: экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов к выставке и так далее. В таком случае воспитательная часть работы станет еще более эффективной, так как будет носить поисково-исследовательский характер, который и заключается в значении краеведения в целом.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки" [Лихачёв, 1969].
Изучение родного края будет затрагивать более глобальные проблемы, если смотреть на него с экологической точки зрения. Например, ухудшение общего состояния окружающей среды в связи с загрязнением природы. Кто, как не мы, должен заботиться об этом? Поэтому, любовь к окружающей среде должна прививаться со школьной скамьи и начинаться с изучения родного края, города, района или деревни. Как известно, развитие населенных пунктов, особенно крупных городов, часто сопровождается ухудшением социально-экономической ситуации. В связи с этим, существует программа Организации Объединенных наций ООН- Хабитат, основанная в 1978 году, которая направлена на поддержку и развитие населенных пунктов. Одно из приоритетных направлений программы - устойчивое городское развитие, которое должно включать обеспечение экологической совместимости городского поселения с окружающей природной средой, управление с помощью активного участия населения посредством разъяснительной работы. Образование для устойчивого развития будет эффективным, если существенные изменения коснутся отношения к школьному учителю как в силе, имеющей реальные рычаги воздействия на молодежь с целью внедрения идей устойчивого развития в образовательный процесс [Technical report by the Bureau of the United Nations Statistical Commission (UNSC) on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post- 2015 development agenda (Working draft). Sustainable Development Knowledge Platform United Nations].
Как писал С.О.Шмидт, «Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно - исторического значения - от большей территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь
местных жителей (особенно общеизвестных) с другими регионами.Занятие краеведением по зову души - всегда краелюбие» [Краткий очерк науч., пед. и общ. деят. Шмидта, 1994].
Цель: Разработать методические основы организации краеведческой работы, в связи с чем представить авторскую рабочую программу по элективному курсу «Краеведение» согласно Федеральному базисному учебному плану и провести эксперимент по его внедрению в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Инновационные процессы в современном биологическом образовании.
Предмет исследования: Методика внедрения краеведческого
принципа в общеобразовательной школе и реализация его во внеурочной работе посредством элективных курсов по биологии.
Задачи:
1. Разработать методику реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы в соответствии с концепцией устойчивого развития обучающихся, заявленной в решениях программы 2015 года Организации Объединенных Наций ООН-Хабитат, направленной на поддержку и развитие населенных пунктов;
2. Изучить основы методики внедрения элективных курсов и предложить план элективного курса по краеведению, в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Разработать рабочую программу и составить учебный план для средней общеобразовательной школы по организации краеведческой работы и внедрению элективного курса.
Для достижения поставленных задач, были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ основных тенденций краеведческого подхода в образовании в литературных источниках. Изучение истории развития краеведения в России и в Республике Татарстан;
2. Структурный анализ методики реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы;
3. Педагогический эксперимент по внедрению элективного курса в
процесс обучения: тестирование, выполнение заданий,
направленных на выявление отношения учащихся к учению и учебных предметах, а также направленность учащихся к знаниям и оценкам;
4. Анализ результатов методами качественного и количественного анализа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап проводился в период 2015-2016 учебного года - заключался в поиске теоретической информации, осуществлялся выбор темы и его осмысление.
Второй этап - первое полугодие 2016-2017 учебного года - проводился непосредственно сам педагогический эксперимент: разработка элективного курса и его проведение, составление рабочей программы, обработка полученных результатов.
Третий этап - второе полугодие 2016-2017 учебного года - обобщение результатов. Проведение контрольных тестов, обработка результатов и формирование выводов, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна заключается в том, что в ней представлены две концепции организации краеведческой работы в школе, связанные с целями устойчивого развития учащихся, а также учебный план школы для краеведческого профиля.
По теме магистерской диссертации опубликованы статьи и материалы конференции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст иллюстрирован таблицами, гистограммами и рисунками.
Актуальность исследования так же определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с личной жизнью каждого из учащихся. Культурной традицией любого народа является изучение окружающей природы, истории, экономики, быта своего родного края. В этом отношении трудно переоценить значение краеведческого материала в преподавании в общеобразовательной школе биологии, истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов. Краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду в самых различных увлекательных формах: экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов к выставке и так далее. В таком случае воспитательная часть работы станет еще более эффективной, так как будет носить поисково-исследовательский характер, который и заключается в значении краеведения в целом.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки" [Лихачёв, 1969].
Изучение родного края будет затрагивать более глобальные проблемы, если смотреть на него с экологической точки зрения. Например, ухудшение общего состояния окружающей среды в связи с загрязнением природы. Кто, как не мы, должен заботиться об этом? Поэтому, любовь к окружающей среде должна прививаться со школьной скамьи и начинаться с изучения родного края, города, района или деревни. Как известно, развитие населенных пунктов, особенно крупных городов, часто сопровождается ухудшением социально-экономической ситуации. В связи с этим, существует программа Организации Объединенных наций ООН- Хабитат, основанная в 1978 году, которая направлена на поддержку и развитие населенных пунктов. Одно из приоритетных направлений программы - устойчивое городское развитие, которое должно включать обеспечение экологической совместимости городского поселения с окружающей природной средой, управление с помощью активного участия населения посредством разъяснительной работы. Образование для устойчивого развития будет эффективным, если существенные изменения коснутся отношения к школьному учителю как в силе, имеющей реальные рычаги воздействия на молодежь с целью внедрения идей устойчивого развития в образовательный процесс [Technical report by the Bureau of the United Nations Statistical Commission (UNSC) on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post- 2015 development agenda (Working draft). Sustainable Development Knowledge Platform United Nations].
Как писал С.О.Шмидт, «Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно - исторического значения - от большей территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь
местных жителей (особенно общеизвестных) с другими регионами.Занятие краеведением по зову души - всегда краелюбие» [Краткий очерк науч., пед. и общ. деят. Шмидта, 1994].
Цель: Разработать методические основы организации краеведческой работы, в связи с чем представить авторскую рабочую программу по элективному курсу «Краеведение» согласно Федеральному базисному учебному плану и провести эксперимент по его внедрению в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Инновационные процессы в современном биологическом образовании.
Предмет исследования: Методика внедрения краеведческого
принципа в общеобразовательной школе и реализация его во внеурочной работе посредством элективных курсов по биологии.
Задачи:
1. Разработать методику реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы в соответствии с концепцией устойчивого развития обучающихся, заявленной в решениях программы 2015 года Организации Объединенных Наций ООН-Хабитат, направленной на поддержку и развитие населенных пунктов;
2. Изучить основы методики внедрения элективных курсов и предложить план элективного курса по краеведению, в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Разработать рабочую программу и составить учебный план для средней общеобразовательной школы по организации краеведческой работы и внедрению элективного курса.
Для достижения поставленных задач, были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ основных тенденций краеведческого подхода в образовании в литературных источниках. Изучение истории развития краеведения в России и в Республике Татарстан;
2. Структурный анализ методики реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы;
3. Педагогический эксперимент по внедрению элективного курса в
процесс обучения: тестирование, выполнение заданий,
направленных на выявление отношения учащихся к учению и учебных предметах, а также направленность учащихся к знаниям и оценкам;
4. Анализ результатов методами качественного и количественного анализа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап проводился в период 2015-2016 учебного года - заключался в поиске теоретической информации, осуществлялся выбор темы и его осмысление.
Второй этап - первое полугодие 2016-2017 учебного года - проводился непосредственно сам педагогический эксперимент: разработка элективного курса и его проведение, составление рабочей программы, обработка полученных результатов.
Третий этап - второе полугодие 2016-2017 учебного года - обобщение результатов. Проведение контрольных тестов, обработка результатов и формирование выводов, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна заключается в том, что в ней представлены две концепции организации краеведческой работы в школе, связанные с целями устойчивого развития учащихся, а также учебный план школы для краеведческого профиля.
По теме магистерской диссертации опубликованы статьи и материалы конференции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст иллюстрирован таблицами, гистограммами и рисунками.
В данном исследовании была проделана работа по краеведении, в частности изучение видового состава древесных растений, произрастающие на территории парка Победы. Были составлены списки растений, сделан постер. Для укрепления духовного воспитания была проведена экскурсия на выставку Шишкина.



