Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Понятие «Краеведение». 9
1.1. Характеристика термина «Краеведение» 9
1.2 Методы и формы краеведческой работы в школе 11
1.3 История развития краеведения в России 17
1.4 История развития краеведения в Республике Татарстан 22
Глава 2. Методы 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 29
Глава 3. Взаимосвязь краеведческого и экологического подхода при воспитании ценностного отношения к природе и окружающей среде у учащихся общеобразовательной школы 30
Глава 4. Экспериментальная часть 38
3.1 Современные требования к внеурочной работе в рамках
ФГОС 38
3.2 Внедрение элективного курса в процесс внеурочной деятельности учащихся 41
3.3 Учебный план школы краеведческого профиля 50
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения 61
В настоящее время в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения, которые начали внедряться в российской школе в 2011-2012 учебном году, во всех образовательных учреждениях возрастает интерес к изучению родного края и мира в целом. Это обусловлено множеством причин: желанием познать край, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, а также в связи с гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности метода обучения от известного к неизвестному, от частного к общему (краеведческий принцип обучения). Изучение истории и культуры родного края - одна из базовых ценностей стандартов второго поколения (ФГОС), потому что именно с родного края, с родного дома начинает формироваться чувство патриотизма и любви ко всему миру.
Актуальность исследования так же определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с личной жизнью каждого из учащихся. Культурной традицией любого народа является изучение окружающей природы, истории, экономики, быта своего родного края. В этом отношении трудно переоценить значение краеведческого материала в преподавании в общеобразовательной школе биологии, истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов. Краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду в самых различных увлекательных формах: экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов к выставке и так далее. В таком случае воспитательная часть работы станет еще более эффективной, так как будет носить поисково-исследовательский характер, который и заключается в значении краеведения в целом.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки" [Лихачёв, 1969].
Изучение родного края будет затрагивать более глобальные проблемы, если смотреть на него с экологической точки зрения. Например, ухудшение общего состояния окружающей среды в связи с загрязнением природы. Кто, как не мы, должен заботиться об этом? Поэтому, любовь к окружающей среде должна прививаться со школьной скамьи и начинаться с изучения родного края, города, района или деревни. Как известно, развитие населенных пунктов, особенно крупных городов, часто сопровождается ухудшением социально-экономической ситуации. В связи с этим, существует программа Организации Объединенных наций ООН- Хабитат, основанная в 1978 году, которая направлена на поддержку и развитие населенных пунктов. Одно из приоритетных направлений программы - устойчивое городское развитие, которое должно включать обеспечение экологической совместимости городского поселения с окружающей природной средой, управление с помощью активного участия населения посредством разъяснительной работы. Образование для устойчивого развития будет эффективным, если существенные изменения коснутся отношения к школьному учителю как в силе, имеющей реальные рычаги воздействия на молодежь с целью внедрения идей устойчивого развития в образовательный процесс [Technical report by the Bureau of the United Nations Statistical Commission (UNSC) on the process of the development of an indicator framework for the goals and targets of the post- 2015 development agenda (Working draft). Sustainable Development Knowledge Platform United Nations].
Как писал С.О.Шмидт, «Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно - исторического значения - от большей территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь
местных жителей (особенно общеизвестных) с другими регионами.Занятие краеведением по зову души - всегда краелюбие» [Краткий очерк науч., пед. и общ. деят. Шмидта, 1994].
Цель: Разработать методические основы организации краеведческой работы, в связи с чем представить авторскую рабочую программу по элективному курсу «Краеведение» согласно Федеральному базисному учебному плану и провести эксперимент по его внедрению в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Инновационные процессы в современном биологическом образовании.
Предмет исследования: Методика внедрения краеведческого
принципа в общеобразовательной школе и реализация его во внеурочной работе посредством элективных курсов по биологии.
Задачи:
1. Разработать методику реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы в соответствии с концепцией устойчивого развития обучающихся, заявленной в решениях программы 2015 года Организации Объединенных Наций ООН-Хабитат, направленной на поддержку и развитие населенных пунктов;
2. Изучить основы методики внедрения элективных курсов и предложить план элективного курса по краеведению, в соответствии с требованиями ФГОС;
3. Разработать рабочую программу и составить учебный план для средней общеобразовательной школы по организации краеведческой работы и внедрению элективного курса.
Для достижения поставленных задач, были применены следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ основных тенденций краеведческого подхода в образовании в литературных источниках. Изучение истории развития краеведения в России и в Республике Татарстан;
2. Структурный анализ методики реализации краеведческого подхода в практике общеобразовательной школы;
3. Педагогический эксперимент по внедрению элективного курса в
процесс обучения: тестирование, выполнение заданий,
направленных на выявление отношения учащихся к учению и учебных предметах, а также направленность учащихся к знаниям и оценкам;
4. Анализ результатов методами качественного и количественного анализа.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап проводился в период 2015-2016 учебного года - заключался в поиске теоретической информации, осуществлялся выбор темы и его осмысление.
Второй этап - первое полугодие 2016-2017 учебного года - проводился непосредственно сам педагогический эксперимент: разработка элективного курса и его проведение, составление рабочей программы, обработка полученных результатов.
Третий этап - второе полугодие 2016-2017 учебного года - обобщение результатов. Проведение контрольных тестов, обработка результатов и формирование выводов, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна заключается в том, что в ней представлены две концепции организации краеведческой работы в школе, связанные с целями устойчивого развития учащихся, а также учебный план школы для краеведческого профиля.
По теме магистерской диссертации опубликованы статьи и материалы конференции.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Основной текст иллюстрирован таблицами, гистограммами и рисунками.
В данном исследовании была проделана работа по краеведении, в частности изучение видового состава древесных растений, произрастающие на территории парка Победы. Были составлены списки растений, сделан постер. Для укрепления духовного воспитания была проведена экскурсия на выставку Шишкина.
1. Барков А. С.О научном краеведении. «Вопросы методики и истории географии». - М., Учпедгиз, 1960. -12 с.
2. Борисов, Н.С., Дранишников, В.В., Иванов, П.В., Кацюба, Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н.С. Борисова - Москва, 1982. - 224 с.