«Управление качеством в здравоохранении (на примере ГАУЗ Елабужская Центральная Районная Больница»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 8
1.1. Понятия «качество медицинской помощи» и «качество медицинских услуг» 8
1.2 Модели и принципы управления качеством в здравоохранении 15
1.3 Этапы формирования системы управления качеством в лечебном учреждении 19
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» 23
2.1 Организационная структура и основные показатели деятельности ГАУЗЕлабужская ЦРБ 23
2.2. Анализ финансового состояния ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 26
2.3 Анализ и оценка качества медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» 48
3.1. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ«Елабужская ЦРБ» 48
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 8
1.1. Понятия «качество медицинской помощи» и «качество медицинских услуг» 8
1.2 Модели и принципы управления качеством в здравоохранении 15
1.3 Этапы формирования системы управления качеством в лечебном учреждении 19
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» 23
2.1 Организационная структура и основные показатели деятельности ГАУЗЕлабужская ЦРБ 23
2.2. Анализ финансового состояния ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 26
2.3 Анализ и оценка качества медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» 48
3.1. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ«Елабужская ЦРБ» 48
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Здравоохранение — это наука, изучающая закономерности общественного здоровья, факторы, его формирующие, закономерности общественного здравоохранения и разрабатывающая оптимальные организационные формы охраны здоровья населения. Перед здравоохранением поставлены задачи, которые требуют поэтапного решения:
1) изучение закономерностей, определяющих зависимость здоровья населения и здравоохранения от общественных условий;
2) обоснование теоретических и организационных основ охраны здоровья населения как системы, освещение его исторического развития;
3) разработка системы практических мероприятий по охране и управлению здоровьем населения;
4) исследование экономических проблем здравоохранения.
Система учреждений здравоохранения в России сформировались в конце XX в. и связана она с такими именами, как: Н.А. Семашко, 3.П. Соловьев, Г.А. Баткис, Н.А. Виноградов, О.В. Гринина, В.В. Ермаков, М.Д. Ковригина, С.В. Курашов, Ю.П. Лисицин, А.В. Мольков, Я.С. Миндлин, В.В. Миняев, В.К. Овчаров, А.Ф. Серенко, С.Я. Фрейдлин, О.П. Шепин, В.З. Кучеренко, Д.Д. Плетнев, А.В. Мартынов, А. И. Абрикосов и другими.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.
В настоящее время российское здравоохранение развивается под влиянием и в условиях рыночной трансформации экономики страны и медико-социальной политики государства. В нем сохраняются еще некоторые элементы советской системы. Вместе с тем входят в практику заимствованные за рубежом формы медицинской помощи, формируется рынок медицинских услуг.
Здравоохранение, организуя свою деятельность, строится с учетом новых принципов конституционного устройства Российской Федерации, изменений в состоянии общественного здоровья, появления новых высоких технологий в медицине, в обстановке растущего всеобщего признания здравоохранения отраслью, обеспечивающей национальную безопасность государства.
В меняющихся условиях жизни общества, функционирования отрасли здравоохранения возникают совершенно новые принципы, подходы и формы деятельности, взаимодействия специалистов занятых в охране здоровья населения. Повышаются требования к уровню их знании, возникает потребность овладения новыми знаниями о факторах, формирующих здоровье населения, о хозяйственной деятельности в рамках здравоохранения, о современных подходах и стилях руководства коллективом и собственной производственной деятельностью.
Качество медицинской помощи - не частная проблема отдельных лечебно-профилактических учреждений, она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. Для улучшения качества медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждениям необходимо решить проблемы, связанные с обеспечением качества
медицинской помощи, а также медицинских услуг т.к. лечебно-профилактические учреждения все чаще сталкиваются с требованиями качества медицинской помощи.
В этой связи развитие и широкое внедрение управления качеством как научной дисциплины и направления практической деятельности приобретает особое значение как одно из необходимых условий для достижения требуемого качества медицинской помощи.
Разработанность темы исследования. Качество медицинской помощи представляет собой сложный комплексный феномен, рассмотрению сущности которого посвящены работы представителей разных научных областей. В отечественной литературе данная тематика изучается чаще медиками, экономистами, юристами. Так, вопросам качества медицинской помощи уделяется значительное внимание в работах Л.М Астафьева, В.И. Стародубова, А.М Осипова, А.В Тихомирова, В.К. Юрьева, В.В. Власова, Н.Х. Сабитова. Эти авторы анализируют медико-технологические, правовые основы оказания медицинской помощи.
Важное значение при анализе параметров качества медицинской помощи имеют работы А. Донабедиана, предложившего классическую «триаду» факторов качества медицинских услуг - условия, процесс и результат.
Особый интерес для исследования тематики управления качеством представляют работы зарубежных теоретиков и практиков менеджмента качества Э. Деминга, Дж. Джурана, А. Фейгенбаума.
Заметим, что имеющая литература по вопросам управления качеством медицинской помощи акцентирует основное внимание на медико¬технологическом аспекте обеспечения качества. При этом малоисследованными остаются социальные аспекты управления качеством медицинской помощи. Разрабатываемые в последние годы концептуальные основы качества в здравоохранении не содержат подробного анализа социальных условий и характеристик управления качеством, требуют 6
обращения к социальной науке. Заметим, что социологические работы по управлению качеством медицинской помощи практически отсутствуют. При этом потребность в изучении качества в государственно бюджетных учреждениях и выявлении социальных основ управления качеством медицинских услуг реально существует. Данная дипломная работа должна в определенной степени восполнить этот пробел.
Объектом исследования является Елабужская Центральная Районная Больница.
Предмет - формирование, внедрение и развитие системы управления качеством медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Елабужская ЦРБ (далее ГАУЗ Елабужская «ЦРБ»).
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретические и практические аспекты формирования, внедрения и развития системы управления качеством медицинской помощи в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Республики Татарстан, в частности в ГАУЗ Елабужская «ЦРБ»
Исходя из поставленной цели, процесс выполнения выпускной квалификационной работы предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические положения, модели и принципы управления качеством в здравоохранении;
- выявить этапы формирования системы управления качеством в государственномбюджетном лечебном учреждении;
- рассмотреть процедуры оценки качества и эффективности медицинских услуг;
- раскрыть главные особенности аккредитации и лицензирования медицинской деятельности;
- на основе анализа результатов социологического исследования оценить качество медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ».
Теоретическую базу работы составили классические труды по теоретической социологии, социологии здоровья, медицинской социологии, менеджменту качества. В работе использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, логические методы (синтеза и анализа, индукции и 7
дедукции), а также методы прикладной социологии (метод анкетирования и интервью).
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили данные республиканской статистики, материалы социологических исследований, проведенных на базе государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан города Елабуга, нормативные документы в области охраны здоровья граждан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее основные выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных актов по управлению качеством медицинской помощи на региональном и местных уровнях; при подготовке экспертов в области управления качества медицинской помощи. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике работы медицинских организаций по совершенствованию их деятельности в сфере управления качеством.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, которые содержат программу, инструментарий и результаты эмпирического исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятия «качество медицинской помощи», характеристика моделей и принципов управления качеством, а также дается описание этапов формирования системы управления качеством в лечебном учреждении.
В второй главе проводится оценка качества медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ», выявляются проблемы, даются рекомендации и предложения по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в данном лечебном учреждении.
В третьей главе рассмотрены предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ»
В заключении представлены основные выводы по результатам выпускной квалификационной работы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.
Приложения содержат программу социологического исследования на тему «Управление качеством медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении ГАУЗ «ЕЦРБ», инструментарий анкетного опроса врачей и пациентов ЦРБ, а также графическое представление некоторых результатов исследования.
1) изучение закономерностей, определяющих зависимость здоровья населения и здравоохранения от общественных условий;
2) обоснование теоретических и организационных основ охраны здоровья населения как системы, освещение его исторического развития;
3) разработка системы практических мероприятий по охране и управлению здоровьем населения;
4) исследование экономических проблем здравоохранения.
Система учреждений здравоохранения в России сформировались в конце XX в. и связана она с такими именами, как: Н.А. Семашко, 3.П. Соловьев, Г.А. Баткис, Н.А. Виноградов, О.В. Гринина, В.В. Ермаков, М.Д. Ковригина, С.В. Курашов, Ю.П. Лисицин, А.В. Мольков, Я.С. Миндлин, В.В. Миняев, В.К. Овчаров, А.Ф. Серенко, С.Я. Фрейдлин, О.П. Шепин, В.З. Кучеренко, Д.Д. Плетнев, А.В. Мартынов, А. И. Абрикосов и другими.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что главной целью отрасли здравоохранения является достижение ее конечного, полезного, необходимого обществу, продукта — высоких показателей здоровья людей. В связи с этим, специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения должны располагать знаниями о том, что понимается под общественное здоровьем, какие факторы на него воздействуют и на основе экономико-статистических показателей разрабатывать наиболее эффективные организационные формы охраны здоровья населения.
В настоящее время российское здравоохранение развивается под влиянием и в условиях рыночной трансформации экономики страны и медико-социальной политики государства. В нем сохраняются еще некоторые элементы советской системы. Вместе с тем входят в практику заимствованные за рубежом формы медицинской помощи, формируется рынок медицинских услуг.
Здравоохранение, организуя свою деятельность, строится с учетом новых принципов конституционного устройства Российской Федерации, изменений в состоянии общественного здоровья, появления новых высоких технологий в медицине, в обстановке растущего всеобщего признания здравоохранения отраслью, обеспечивающей национальную безопасность государства.
В меняющихся условиях жизни общества, функционирования отрасли здравоохранения возникают совершенно новые принципы, подходы и формы деятельности, взаимодействия специалистов занятых в охране здоровья населения. Повышаются требования к уровню их знании, возникает потребность овладения новыми знаниями о факторах, формирующих здоровье населения, о хозяйственной деятельности в рамках здравоохранения, о современных подходах и стилях руководства коллективом и собственной производственной деятельностью.
Качество медицинской помощи - не частная проблема отдельных лечебно-профилактических учреждений, она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. Для улучшения качества медицинской помощи лечебно-профилактическим учреждениям необходимо решить проблемы, связанные с обеспечением качества
медицинской помощи, а также медицинских услуг т.к. лечебно-профилактические учреждения все чаще сталкиваются с требованиями качества медицинской помощи.
В этой связи развитие и широкое внедрение управления качеством как научной дисциплины и направления практической деятельности приобретает особое значение как одно из необходимых условий для достижения требуемого качества медицинской помощи.
Разработанность темы исследования. Качество медицинской помощи представляет собой сложный комплексный феномен, рассмотрению сущности которого посвящены работы представителей разных научных областей. В отечественной литературе данная тематика изучается чаще медиками, экономистами, юристами. Так, вопросам качества медицинской помощи уделяется значительное внимание в работах Л.М Астафьева, В.И. Стародубова, А.М Осипова, А.В Тихомирова, В.К. Юрьева, В.В. Власова, Н.Х. Сабитова. Эти авторы анализируют медико-технологические, правовые основы оказания медицинской помощи.
Важное значение при анализе параметров качества медицинской помощи имеют работы А. Донабедиана, предложившего классическую «триаду» факторов качества медицинских услуг - условия, процесс и результат.
Особый интерес для исследования тематики управления качеством представляют работы зарубежных теоретиков и практиков менеджмента качества Э. Деминга, Дж. Джурана, А. Фейгенбаума.
Заметим, что имеющая литература по вопросам управления качеством медицинской помощи акцентирует основное внимание на медико¬технологическом аспекте обеспечения качества. При этом малоисследованными остаются социальные аспекты управления качеством медицинской помощи. Разрабатываемые в последние годы концептуальные основы качества в здравоохранении не содержат подробного анализа социальных условий и характеристик управления качеством, требуют 6
обращения к социальной науке. Заметим, что социологические работы по управлению качеством медицинской помощи практически отсутствуют. При этом потребность в изучении качества в государственно бюджетных учреждениях и выявлении социальных основ управления качеством медицинских услуг реально существует. Данная дипломная работа должна в определенной степени восполнить этот пробел.
Объектом исследования является Елабужская Центральная Районная Больница.
Предмет - формирование, внедрение и развитие системы управления качеством медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Елабужская ЦРБ (далее ГАУЗ Елабужская «ЦРБ»).
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретические и практические аспекты формирования, внедрения и развития системы управления качеством медицинской помощи в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Республики Татарстан, в частности в ГАУЗ Елабужская «ЦРБ»
Исходя из поставленной цели, процесс выполнения выпускной квалификационной работы предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические положения, модели и принципы управления качеством в здравоохранении;
- выявить этапы формирования системы управления качеством в государственномбюджетном лечебном учреждении;
- рассмотреть процедуры оценки качества и эффективности медицинских услуг;
- раскрыть главные особенности аккредитации и лицензирования медицинской деятельности;
- на основе анализа результатов социологического исследования оценить качество медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ»;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ».
Теоретическую базу работы составили классические труды по теоретической социологии, социологии здоровья, медицинской социологии, менеджменту качества. В работе использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, логические методы (синтеза и анализа, индукции и 7
дедукции), а также методы прикладной социологии (метод анкетирования и интервью).
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили данные республиканской статистики, материалы социологических исследований, проведенных на базе государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан города Елабуга, нормативные документы в области охраны здоровья граждан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее основные выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке нормативных актов по управлению качеством медицинской помощи на региональном и местных уровнях; при подготовке экспертов в области управления качества медицинской помощи. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике работы медицинских организаций по совершенствованию их деятельности в сфере управления качеством.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, которые содержат программу, инструментарий и результаты эмпирического исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятия «качество медицинской помощи», характеристика моделей и принципов управления качеством, а также дается описание этапов формирования системы управления качеством в лечебном учреждении.
В второй главе проводится оценка качества медицинских услуг в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ», выявляются проблемы, даются рекомендации и предложения по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в данном лечебном учреждении.
В третьей главе рассмотрены предложения и рекомендации по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи в ГАУЗ «Елабужская ЦРБ»
В заключении представлены основные выводы по результатам выпускной квалификационной работы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.
Приложения содержат программу социологического исследования на тему «Управление качеством медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении ГАУЗ «ЕЦРБ», инструментарий анкетного опроса врачей и пациентов ЦРБ, а также графическое представление некоторых результатов исследования.
Неблагоприятная тенденция в динамике здоровья населения, ухудшение ряда медико-демографических показателей, освоение новой для нашей страны экономической среды диктует необходимость постоянного улучшения качества медицинской помощи с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области технологий, оборудования, организации здравоохранения.
На территории РФ с целью совершенствования деятельности медицинских учреждений по обеспечению квалифицированной медицинской помощью и высоким качеством медицинских услуг проводится реформирование существующей системы охраны здоровья граждан.
С целью наиболее эффективного воздействия на качество медицинской помощи и для повышения государственного контроля по обеспечению защиты интересов потребителя, поднятию уровня, увеличению объема и улучшению качества медицинской помощи проводятся государственная аккредитация и лицензирование. Именно, аккредитация и лицензирование является действенным средством обеспечения качества медицинской деятельности и проводимого реформирования здравоохранения, рассматриваемого в качестве важнейшей составной части общей концепции развития системы охраны здоровья населения.
С помощью организации контроля качества и эффективности медицинской помощи можно выявить не только дефекты в работе, но и, в определенной степени, повысить уровень качества медицинской помощи.
Основанием для принятия адекватных управленческих решений могут служить опросы пациентов. Важное значение имеет рассмотрение обеспечения качества отделениями поликлиники как одной из своих обязанностей, а не как академический процесс далекий от повседневной работы.
Исходя, из анализа качества оценки медицинских услуг был сделан вывод, что сегодня Государственное автономное учреждение здравоохранения «Елабужская ЦРБ» является крупным и ведущим учреждением здравоохранения Елабужского района республики Татарстан.
Поликлиника оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому населению города и района. Имеет два филиала - в исторической части города и в; микрорайоне. Поликлиника рассчитана на 1375 посещений в смену (с филиалами), имеет в своем составе 62 койки дневного стационара и 6 коек стационара на дому. Ведется прием по 14 специальностям.
В больнице функционирует 12 хирургических коек. Ежегодно проводится около 400 операций. В хирургических отделениях постоянно и активно разрабатываются и внедряются в практику современные и уникальные методы оперативного лечения.
Показатели работы медицинского персонала, кабинетов, а также кадрового состава ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» можно оценить как удовлетворительное.
ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» выполняет территориальную программу ОМС, финансируется страховыми медицинскими организациями за объем медицинской помощи (услуг), оказанный застрахованным гражданам, по территориальной программе ОМС.
Общий денежный поток ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» каждый год увеличивается. Большую долю доходов занимают средства ОМС. Удельный вес средств ОМС с каждым годом увеличивается с 72,64% в 2013 году до 81,24% в 2015 году.
На первое место пациенты поставили внимательность (54%), далее отзывчивость (28%), заботливость (12%), оптимизм (6%). 69% опрошенных отметили, что наиболее важную роль в деятельности медицинского персонала, среди основных качеств медицинского персонала играют профессиональные знания и умения,28% - психология общения, 3% -
внешний вид. Из них удовлетворены психологией общения медицинского 59
персонала с пациентом 79%, 21% отметили, что изредка сталкиваются с равнодушием со стороны медицинского персонала.
Полученные результаты дают вполне четкие контуры той ситуации, которая складывается в системе медицинского обслуживания. То есть, качество медицинских услуг зависит в первую очередь от медицинского персонала, от соответствующего оборудования, от добросовестного умения, от наличия соответствующих современных медико - технических средств, от адекватно научно обоснованных приемов консультирования и лечения, а также от соблюдения врачами и медицинским персоналом этических норм.
В целом укомплектованность врачей и качество медицинской помощи находятся в норме, однако была выявлена неудовлетворительная организационная система оказания медицинской помощи, то есть не соответствие численности населения и обслуживающего медицинского персонала, так как большинство сотрудников отделений находятся в предпенсионнном возрасте, также низкая заработная плата. Необходимо оптимизировать, с целью повышения эффективности деятельности врачей.
Основанием для улучшения качества медицинской помощи, по мнению пациентов является:
1. Улучшение материально- технического обеспечения
медицинского учреждения
2. Повышение заработной платы медицинским работникам
3. Сокращение работы с документацией
При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор.
Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.
Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе
60
обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.
На территории РФ с целью совершенствования деятельности медицинских учреждений по обеспечению квалифицированной медицинской помощью и высоким качеством медицинских услуг проводится реформирование существующей системы охраны здоровья граждан.
С целью наиболее эффективного воздействия на качество медицинской помощи и для повышения государственного контроля по обеспечению защиты интересов потребителя, поднятию уровня, увеличению объема и улучшению качества медицинской помощи проводятся государственная аккредитация и лицензирование. Именно, аккредитация и лицензирование является действенным средством обеспечения качества медицинской деятельности и проводимого реформирования здравоохранения, рассматриваемого в качестве важнейшей составной части общей концепции развития системы охраны здоровья населения.
С помощью организации контроля качества и эффективности медицинской помощи можно выявить не только дефекты в работе, но и, в определенной степени, повысить уровень качества медицинской помощи.
Основанием для принятия адекватных управленческих решений могут служить опросы пациентов. Важное значение имеет рассмотрение обеспечения качества отделениями поликлиники как одной из своих обязанностей, а не как академический процесс далекий от повседневной работы.
Исходя, из анализа качества оценки медицинских услуг был сделан вывод, что сегодня Государственное автономное учреждение здравоохранения «Елабужская ЦРБ» является крупным и ведущим учреждением здравоохранения Елабужского района республики Татарстан.
Поликлиника оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому населению города и района. Имеет два филиала - в исторической части города и в; микрорайоне. Поликлиника рассчитана на 1375 посещений в смену (с филиалами), имеет в своем составе 62 койки дневного стационара и 6 коек стационара на дому. Ведется прием по 14 специальностям.
В больнице функционирует 12 хирургических коек. Ежегодно проводится около 400 операций. В хирургических отделениях постоянно и активно разрабатываются и внедряются в практику современные и уникальные методы оперативного лечения.
Показатели работы медицинского персонала, кабинетов, а также кадрового состава ГАУЗ «Елабужская ЦРБ» можно оценить как удовлетворительное.
ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» выполняет территориальную программу ОМС, финансируется страховыми медицинскими организациями за объем медицинской помощи (услуг), оказанный застрахованным гражданам, по территориальной программе ОМС.
Общий денежный поток ГАУЗ «ЕЛАБУЖСКАЯ ЦРБ» каждый год увеличивается. Большую долю доходов занимают средства ОМС. Удельный вес средств ОМС с каждым годом увеличивается с 72,64% в 2013 году до 81,24% в 2015 году.
На первое место пациенты поставили внимательность (54%), далее отзывчивость (28%), заботливость (12%), оптимизм (6%). 69% опрошенных отметили, что наиболее важную роль в деятельности медицинского персонала, среди основных качеств медицинского персонала играют профессиональные знания и умения,28% - психология общения, 3% -
внешний вид. Из них удовлетворены психологией общения медицинского 59
персонала с пациентом 79%, 21% отметили, что изредка сталкиваются с равнодушием со стороны медицинского персонала.
Полученные результаты дают вполне четкие контуры той ситуации, которая складывается в системе медицинского обслуживания. То есть, качество медицинских услуг зависит в первую очередь от медицинского персонала, от соответствующего оборудования, от добросовестного умения, от наличия соответствующих современных медико - технических средств, от адекватно научно обоснованных приемов консультирования и лечения, а также от соблюдения врачами и медицинским персоналом этических норм.
В целом укомплектованность врачей и качество медицинской помощи находятся в норме, однако была выявлена неудовлетворительная организационная система оказания медицинской помощи, то есть не соответствие численности населения и обслуживающего медицинского персонала, так как большинство сотрудников отделений находятся в предпенсионнном возрасте, также низкая заработная плата. Необходимо оптимизировать, с целью повышения эффективности деятельности врачей.
Основанием для улучшения качества медицинской помощи, по мнению пациентов является:
1. Улучшение материально- технического обеспечения
медицинского учреждения
2. Повышение заработной платы медицинским работникам
3. Сокращение работы с документацией
При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор.
Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.
Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе
60
обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.



