ВВЕДЕНИЕ 3
1 Умственная активность подростков и факторы её определяющие 7
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 8
1.2 Психофизиологические основы умственной активности 10
1.3 Особенности умственной активности подростков 16
1.4 Физическое развитие и двигательная активность 20
1.5 Ценностные ориентации, образ и стиль жизни 22
2 Материалы и методы исследования 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ А 43
ПРИЛОЖЕНИЯ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЯ В
Актуальность исследования. Проблема обеспечения высокого качества обучения школьников современной школе имеет большую значимость. Она неразрывно связана с процессом психофизиологического и физического развития, которые в совокупности обеспечивают должный возрасту школьников уровень умственной работоспособности в учебной деятельности. Знание основных закономерностей умственного развития школьников и факторов его определяющих является важным условием не только успешного обучения и воспитания всестороннее развитой творческой личности школьника [3].
Интенсивный поток разнообразной информации, в том числе и учебной, связанный с современной модернизацией учебных программ и внедрением новых подходов к процессу обучения оказывает негативное влияние на здоровье детского населения. Ощутимое давление на нервно-психические процессы учащихся оказывают и внедрение в учебный процесс инновационных технологий, которые связаны с современными техническими средствами, компьютерными развивающими программами и разнообразными техническими средствами обучения. Поэтому у любого школьника, который находится в процессе интенсивного физического и психического развития, под влиянием учебных нагрузок возникает повышенный уровень напряжения и утомления, что неизбежно снижая продуктивность умственной работы, снижается работоспособность и качество школьного обучения [13].
В связи с этим возникает необходимость осуществления объективной контроля за динамикой успеваемости школьников в течение года, выявления и оценки положительных и отрицательных аспектов её снижения в процессе обучения. Учителю необходимо понимать негативные сдвиги в самочувствии и состоянии здоровья школьников, которые оказывают негативное влияние на его работоспособность, умственную и физическую [4].
Учителю необходимо знать и умело применять знание индивидуальных особенностей психосоматического развития своих школьников. Это знание необходимо для обеспечения научно обоснованных санитарно-гигиенических условий для процесса обучения школьников, соблюдения научно обоснованной регламентации режима учебного труда и отдыха школьников. Соблюдение вех требований позволяют учителю достичь хорошего уровня успеваемости за счет мотивации школьников к познанию и формирования у них интереса к получению новых знаний и нового опыта социализации в школьном пространстве - участия в различных творческих конкурсах и проектах [18].
Основным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является повышение или снижение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из главных показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики - восприятие, внимание, память и др. [1].
Умственная работоспособность человека не только отражает уровень его психического и психофизиологического развития, она отражает и его способность успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией, что определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Соответственно её количественно -качественные показатели на практике являются объективными критериями функционального состояния растущего организма, соответствия темпов его биологического развития календарному возрасту.
В связи с этим охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов учебной деятельности в урочное и неурочное время с учетом их возраста, рациональной организации и соблюдения всех компонентов режима дня и, прежде всего, режима сна и бодрствования, умственных и физических нагрузок, полноценной организации режима двигательной активности [38].
Умение научно-обоснованно и рационально организовать учебные занятия, позволяет учителю снимать мышечное напряжение в процессе урочной деятельности за счет использования различных элементов чередования форм учебной деятельности, повысить двигательную активность и обеспечить эффективность и производительность учебного умственного труда школьников.
С учетом актуальности проблемы обеспечения в процессе учебной деятельности высокого уровня умственной работоспособности у подростков была определена цель выпускной квалификационной работы: изучить у подростков динамику умственной активности по результатам выполнения ими письменных контрольных работ по математике и русскому языку и факторы её определяющие.
Объект работы: 15-16-летние ученики 10 класса МБОУ «Лицей №32» г. Белгорода, обучающиеся в профильном классе с математическим уклоном.
Предмет исследования: умственная активность, её динамика, свойства нервной системы, психофизиологические особенности ВНД.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить влияние психофизиологических особенностей ВНД на динамику умственной активности подростков.
2. Выявить у подростков особенности стиля мышления и обучения, ведущей сигнальной системы и основного канала восприятия информации, функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
3. Определить уровень стресс -напряжения и уровень ситуативной тревожности у подростков.
Для диагностики факторов, которые определяют динамику умственной активности подростков в течение учебного года, использовали следующие методики:
1) Структура темперамента Я. Стреляу (в адаптации Н.Н. Даниловой,
А.Г. Шмелева);
2) Определение уровня стрессорного напряжения организма;
3) Оценка ситуативной тревожности по шкале 1 Спилберга;
4) Анализ мандалы Юнга «Горизонтальная восьмерка» для оценки функциональной асимметрии полушарий мозга и ведущего сенсорного канала восприятия информации.
Теоретико-методической основой работы являются научные данные отечественных и зарубежных исследователей (педагогов, психологов, физиологов), изучающих физическое развитие и здоровье школьников, их функциональное состояние с учетом психофизиологического уровня развития у них умственных и психофизиологических способностей к умственной деятельности.
Рекомендации по применению результатов работы. Полученный рабочий материал, результаты и выводы дипломного исследования переданы в администрацию МБОУ «Лицея №32» г. Белгорода для ознакомления методистов и классных руководителей с результатами проведенного нами исследования в рамках выполнения выпускной квалификационной работы. Полученная нами информации о психофизиологических особенностях темперамента, функциональных характеристик асимметрии мозга, доминирующих каналов восприятия учебной информации необходима педагогом для организации эффективного обучения каждого ученика на основе реализации индивидуального к нему подхода.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов [Текст]. - М.:., 2000. - 672 с.
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: 1955. - 188 с.
3. Андреева, А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте [Текст] / Научно -методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого - диагностических методик. - М.: 1988. - С.131-148.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно -воспитательного процесса [Текст]. / Ю.К. Бабанский. - М., 1982. - С. 5-60.
5. Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. [Текст] /Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин. - Л., 1976. - 220 с.
6. Березовский, В.А. Утомление и не утомляемость//Физиологические проблемы утомления и восстановления. - М., 2000. - С. 12-35.
7. Брагина, Н.Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: 1988. - 240 с.
8. Виленский, М.Я. Русанов В.П. Оптимизация умственной работоспособности подростков // Теор. И практ. Физ. Культ. 1999, № 6, с. 48 -50.
9. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. /Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 6. - М., 1982. - С. 5-35.
10. Выготский, Л. С. Педология подростка. - М., 1929-1931.
11. Галюк, НА. Асимметрия зрительного восприятия как индивидуальная характеристика старших школьников в условиях современного обучения. Дисс. ... канд. психол. наук./ Н.А. Галюк. - Иркутск, 1998. - С. 3-18.
12. Гильде, В. Зеркальный мир: Пер с нем. / Гильде В. - М.: Мир,
1982. - 120 с.
13. Готт, В.С. Симметрия и асимметрия. Некоторые категории диалектики/ В.С. Готт. - М., 1963. - С. 48-57.
14. Готт, В.С. Симметрия - асимметрия как категория познания / В.С. Готт, А.Ф. Перетурин. // Симметрия, инвариантность, структура. - М., 1967.
- С. 3-70.
15. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ В. В. Гузеев. - М., 2000. - С. 12-35.
16. Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии в деятельности
человека / Т.А. Доброхотова, А.Г. Федорук, Н.Н. Брагина . //
Взаимодействие полушарий мозга. - Тбилиси, 1982. - С. 122-123.
17. Еремеева, В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости./ В.Д. Еремеева.// Вопросы психологии, 1989. - № 6.
18. Ермаков, П.И. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга./ П.И. Ермаков. - Ростов н/Д.: 1988. - С. 5-22.
19. Жог, В.И. Единство симметрии и асимметрии и научное познание./
B. И. Жог //Философские науки, 1984. - № 6. - С. 39-48.
20. Запорожец, А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. /
А.В.Запорожец, С.Н. Карпова. - М., 1978. - С. 3-15.
21. Зейгарник, Б.В. Основы физиологии. / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд- во МГУ, 1973. - 151 с.
22. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология. / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - С. 5-45.
23. Леонова, Л.А Работоспособность человека и пути ее повышения,.
- М.:1974
24. Карнеев, А.И. Возрастная физиология./ А.И. Киколов. - М., 1985. -C. 12-32.
25. Клинке, П. Физиология слуха, речи и чувства равновесия./ П.
Клинке // Физиология человека. - М., 1985. - Т. 2. - С. 154-191.
26. Коган, А.Б. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций. А.Б. Коган, Г.А. Кураев. // Физиология человека, 1986. - № 3. - С. 373-379.
27. Кок, Е.П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушарий мозга. / Е.П. Кок // Физиология человека, 1975. - № 3. - С. 427-439.
28. Котик, Б. С. Межполушарные взаимодействия при осуществлении речи у билингвистов. / Б. С. Котик. // Вопросы психологии, 1983. - № 6. - С. 114-120.
29. Крутецкий, В.А. Психология подростков. / В.А. Крутецкий. - М., 1968. - С. 7-35.
30. Левашов, О. В. О межполушарных различиях при анализе зрительных сцен. Модельные представления./ О.В. Левашов.// Сенсорные системы: сенсорные процессы и асимметрия полушарий. - Л., 1985. - С. 67¬
74.
31. Литинский, Г.А. Функциональная асимметрия глаз. / Г.А. Литинский. // Русский офтальмологический журнал, 1929. - № 4. - С. 450¬456.
32. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 373 с.
33. Манелис, П.Г., К проблеме латеральных особенностей зрительного восприятия./ П.Г. Манелис, П.В. Гребенникова. // Физиология человека, 1984. - № 3. - С. 347-351.
34. Милнер, П. Физиологическая психология. / П. Милнер. - М., 1973. - С. 10-45.
35. Мосидзе, В.М. Функциональная асимметрия мозга. / В.М. Мосидзе, Р.С. Рижинашвили, З.В. Самадошвили и др. - Тбилиси: Мецниереба, 1977. - 118 с.
36. Москвин, В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): Дисс. ... канд. психол. Наук./ В.А. Москвин.- М., 1990. - С. 3-19.
37. Москвина, Н.Ф. Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека: Дисс. ... канд. психол. наук. / Н.Ф. Москвина. - Уфа., 2000. - С. 3-17.
38. Райс Ф. Р, Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - Питер, 2010, 816 стр.
39. Ремшмидт, Х. Т. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 1994.
40. Ротенберг, B.C. Мозг, обучение, здоровье./ B.C. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М., 1989. - С. 22-56.
41. Семенович, А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. / А. В. Семенович. - М., 1991. - С. 5-37.
42. Сивакова, С.П. Умственная работоспособность как интегральный показатель адаптации детей к школе: Материалы Международ.науч.конф. - Гродно, 2002. - С. 277-279.
43. Симерницкая, Э.Г. О доминантности полушарий в восприятии чисел Э.Г. Симерницкая, С.М. Блинков, А.И. Яковлев и др. // Физиология человека, 1978. - № 6. - С. 971-976.
44. Степанов, А. М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование, 1997, №1.
45. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
46. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг. / С. Спрингер, Г. Дейч. - М.: Мир, 1983. - 256 с.
47. Устюгов, Е.Д. Индивидуальное психофизическое развитие человека. - Новосибирск: 1999. - С. 376 .
48. Хомская, Е.Д. О роли левого полушария мозга в произвольной регуляции психической деятельности Взаимоотношения полушарий мозга. / Е.Д. Хомская. - Тбилиси, 1982. - С. 145-146.