Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки воспитания волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности
1.1 Воспитание волевых качеств младших школьников
как психолого-педагогическая проблема
1.2 Подвижные игры как средство воспитания волевых
качеств младших школьников
1.3 Особенности воспитания волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности
Глава 2. Опытно-практическая работа по воспитанию волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 47
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 85
Актуальность исследования. Поход в школу для младших школьников является большим и ответственным этапом в их жизни. Меняется образ жизни, поведение и обязанности. Основной деятельностью, первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление сведений об окружающем мире, природе и обществе. Школьники заводят новые знакомства и впервые сталкиваются с препятствиями, трудностями, для разрешения которых, необходимо проявлять личностные волевые качества. Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает новые направления в поисках организации учебно-воспитательного процесса младших школьников. Стандарт ориентирует педагогов строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности учащегося с учетом его возрастных особенностей (ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл.)).
Проблема формирования (воспитания) волевых качеств младших школьников является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку волевые качества играют большую роль в развитии личности ребёнка.
Волевые качества важно развивать, для того, чтобы ребенок смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, приобрести такие качества, как инициативность, упорство и настойчивость, которое понимается, как стремление достичь необходимого, в том деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; самостоятельность, решительность, целеустремленность и др. а так же найти своё место в жизни.
Проблема формирования (воспитания) волевых качеств личности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых, таких как, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. Н. Корнилов, Б. М. Теплов, А. Ц. Пуни, Н. Д. Левитов, А. В. Веденов, Ю.А. Самарин, П. А. Рудик и др. Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, занимались такие психологи, как А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, И. В. Страхов, В. А. Крутецкий, Ш. Н. Чхартишвили, В. Н. Колбановский, Н. Ф. Добрынин, В. С. Филатов, А. Я. Арет и др. (Абрамова Г.С., 2005).
Ориентируясь на педагогическую практику, можно утверждать, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет волевые качества, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Стоит подчеркнуть то, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. (Александрова Н.И. и др., 1987; Аникеева Н.П., 2012).
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, а так же стать устойчивой платформой для формирования волевых качеств личности. В связи с этим возникла необходимость выявления условий формирования волевых качеств у детей младшего школьного возраста на основе использования подвижных игр.
Цель исследования: выявить и обосновать условия воспитания волевых качеств у младших школьников 8-9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования (воспитания) волевых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: воспитание воли у младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности.
Гипотеза: Воспитанию волевых качеств младших школьников 8-9 лет во внеурочной деятельности способствует использование подвижных игр, если педагог: - осуществляет отбор подвижных игр на основе диагностики степени сформированности отдельных волевых качеств у учащихся; - выстраивает серию подвижных игр, направленных на повышение степени сформированности отдельных волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность; - вовлекает учащихся в игровую деятельность с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме исследования и выявить теоретические предпосылки воспитания волевых качеств младших школьников.
2. Представить подвижные игры как средство воспитания волевых качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выбрать и обосновать методику диагностики степени сформированности волевых качеств младших школьников 8-9 лет.
4. Предложить набор подвижных игр для воспитания волевых качеств младших школьников 8-9 лет.
5. Провести практическую работу по воспитанию волевых качеств младших школьников 8-9 лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности и оценить ее результативность.
Методы исследования:
1. анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
2. педагогическое наблюдение;
3. анкетирование;
4. тестирование;
5. диагностические методы исследования;
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявление воспитания волевых качеств у младших школьников могут быть учтены в учебно-воспитательном процессе при построении дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Практическая значимость данного исследования состоит в том вкладе, который вносят полученные экспериментальные результаты в обогащение психолого-педагогических особенностей воспитания детей у младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка (50 источников) и приложений (5 штук).
Поход в школу для младших школьников является большим и ответственным этапом в их жизни. Меняется образ жизни, поведение и обязанности. В данный период начинают формироваться основные волевые качества личности: ответственность, упорство и настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, которые в дальнейшем составляют платформу для развития личности.
Как известно, без устойчивых волевых качеств и твердого характера познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, а так же преодолевать сложные жизненные ситуации, будет гораздо тяжелее. Большой интерес для формирования волевых качеств младших школьников в процессе обучения представляют подвижные игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность школьнику проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими обучающимися.
Участие младших школьников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Целью нашего исследования выступало теоретическое обоснование и выявление условий для формирования волевых качеств у младших школьников 8-9-ти лет средствами подвижных игр во внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе теоретического анализа мы изучили предпосылки формирования (воспитания) волевых качеств младших школьников, представили подвижные игры, как средство воспитания волевых качеств, а так же предложили набор подвижных игр, который был составлен по результатам сформированности волевых качеств у младших школьников после проведения диагностик.
Результаты исследования показали, что у 64% детей было выявлено нестойкое проявление волевых качеств, у них отмечалось недостаточное стремление выполнять порученные дела, дети проявляли робость и застенчивость, а так же нерешительность в своих действиях и поступках, а так же был зафиксирован низкий показатель дисциплинированности школьников.
Эти результаты свидетельствовали о том, что волевые качества у младших школьников сформированы недостаточно. Это послужило основанием для проведения практической работы по формированию волевых качеств младших школьников 8-9-ти лет, где на практике мы применили предложенный нами набор подвижных игр.
В организованных нами подвижных играх для «А» в целях формирования качеств был использован (физкультурное оборудование, мячи, скакалки, сетка). Набор канцелярии и др.
Использование подвижных игр во внеурочной деятельности способствовало активному отдыху учащихся, формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности, ответственности, решительности.
Результаты контрольного эксперимента показали, что поведение учащихся стало более ответственным. Это проявлялось в том, что они стремились выполнять все поручения, при совместной работе каждый принимал активное участие, младшие школьники научились анализировать свои действия и давать им оценку, стремиться оказывать взаимопомощь, эмоционально переживать за выполнение задания, его результат. Результаты исследования помогли отследить положительную динамику формирования волевых качеств, у 73% детей отмечается их стойкое проявление.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова - М.: Акад. Проект, 2005 - 702с.
2. Александрова, Н.И. и др. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987 - № 6 - С. 130-132.
3. Алиев, М.Н. Воспитание физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов: монография. - Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2008. - 180 с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2012 - 144 с.
5. Арет, А.Я. Очерки по теории самовоспитания / А.Я. Арет. - Фрунзе: Киргизский государственный университет, 2001. - 128 с.
6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под. ред. A.B. Запорожца и В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 2008. - 446 с.
7. Байбородова, А.В. и др. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / А.В. Байбородова, А. В. Репина - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013 - С. 8 - 40.
8. Богоявленский, Д. Н. и др. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская - М., 1959.
9. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. - М., 2008.
10. Выготский, Л.С. Детская психология: собр. соч. в 6 т. - Т.4 / Л. С. Выготский - М., 1984 - 251с.
11. Гаврилюк, Н. П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: автореф. канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 258 с.
12. Гликман, И.3. Теория и методика воспитания / И. 3. Гликман. - М: ВЛАДОС, 2003 - 107с.
13. Гольнева, В. А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) / Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 1986. - 22 с.
14. Гуревич, К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. - М., 2006. - 124 с.
15. Давыдова, В.Б. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников, 2001. - № 9. - С.12-18.
16. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста // Школьная педагогика. - 2007 - №4. - С. 10-14.
17. Дубровина, И. В. и др. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; / под ред. К В. Дубровиной. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004 - 232с.
18. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 2005. - 111 с.
19. Запорожец, A.B. Игра в развитии ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2006. - С.5¬10.
20. Иванников, В.А. Воля как произвольная форма мотивации // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы Всесоюз. конф. - Симферополь, 2006. - С.41-52.
21. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 2001 - 116 с.
22. Ильин, Е.П. Психология воли. - СПб: Питер, 2000. - 414 с.
23. Калин, В.К. К вопросу о психофизиологических механизмах волевых усилий // Вопросы психологии личности / под ред. Селиванова В.И. - Рязань, 2005. - 215 с.
24. Кварцхава, Р. Л. К проблеме выдержки в психологии: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) (731) / Тбил. гос. ун-т. - Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1998. - 34 с.
25. Климова, Л.Ю. Игра как педагогическая технология художественного образования детей: автореф. канд.пед.наук. - Ижевск, 2003. - 21 с.
26. Ковалев, А.Г. Психология личности: учебное пособие / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 2000. - 391 с.
27. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 2011.
28. Кузин, B.C. Психология: учебник. - М: АГАР, 2007 - 157 с.
29. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2000 - 320 с.
30. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 2004. - 368 с.
31. Маллаев, Д.М. Теоретические проблемы игровой деятельности // Вестник ДГПУ. 2009. - № 1. - С. 16-25.
32. Матюхина, М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000 - 165 с.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012 - 1376 с.
35. Петухов, В.В. Общая психология: Сб. текстов: [В 3 вып.] / под общ. ред. В. В. Петухова. - М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000.
36. Рогов, Е.И. Эмоции и воля: азбука психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 144 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2000. - 134 с.
38. Рувинский, Л.И. и др. Как воспитать волю и характер / Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов. - М.: Просвещение, 2013 - 95с.
39. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание. - М.: Знание, 2006. - 63 с.
40. Селиванов, В.И. Избранные психологические произведения - Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ин-та, 2002. - 574 с.
41. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. // под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002 - 576 с.
42. Смирнова, Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно¬историческая психология. 2015. - Том 11. № 3. С. 9-15. doi:10.17759/chp.2015110302.
43. Солдатова, Е.Л. и др. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие для студентов вузов / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова // Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д.: Феникс, 2004 - 383 с.
44. Страхов, В.И. Психологическая мозаика: проблемы внимания. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - 300 с.
45. Тульчинский, Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2010. - 199 с.
46. ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл.) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373 (в ред. от 31.12.2015) // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: Ш1р://минобрнауки.рф/документы/922.
47. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): учеб. для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
48. Щербаков, А.И. Практикум по психологии. - Л.,2013.- 311с.
49. Щуркова, Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с. - (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
50. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.