ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ В ОТРАЖЕНИИ ТАЛМУДИЧЕСКИХ АВТОРОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ 7
1. Евреи и другие народы 7
2. Исторический фон и причины восстания 11
ГЛАВА II
ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ 21
1. Краткая характеристика талмудического периода 21
2. Кратко о литературе талмудического периода 24
ГЛАВА III
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ ГЛАЗАМИ ЕВРЕЙСКИХ И НЕЕВРЕЙСКИХ АВТОРОВ 27
1. Бар-Кохба и закон о мобилизации 27
2. Бар-Кохба в еврейских источниках 31
ГЛАВА IV
ТАЛМУДИЧЕСКИЕ АВТОРЫ О ВОССТАНИИ БАР-КОХБЫ 37
ГЛАВА V
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ В ИСТОЧНИКАХ, ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТАЛМУДИЧЕСКИМ 49
1. Восстание Бар-Кохбы вне текстов из «Комплекса Бейтар» 49
2. Еще о нееврейских источниках 54
3. Подведение итогов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН ВОССТАНИЯ БАР-КОХБЫ 7
1. Евреи и другие народы 7
2. Исторический фон и причины восстания 11
ГЛАВА II
ТАЛМУДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ 21
1. Краткая характеристика талмудического периода 21
2. Кратко о литературе талмудического периода 24
ГЛАВА III
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ ГЛАЗАМИ ЕВРЕЙСКИХ И НЕЕВРЕЙСКИХ АВТОРОВ 27
1. Бар-Кохба и закон о мобилизации 27
2. Бар-Кохба в еврейских источниках 31
ГЛАВА IV
ТАЛМУДИЧЕСКИЕ АВТОРЫ О ВОССТАНИИ БАР-КОХБЫ 37
ГЛАВА V
ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ В ИСТОЧНИКАХ, ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ТАЛМУДИЧЕСКИМ 49
1. Восстание Бар-Кохбы вне текстов из «Комплекса Бейтар» 49
2. Еще о нееврейских источниках 54
3. Подведение итогов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В данной работе будет рассматриваться одно из событий еврейской истории, по праву занимающее почетное положение среди самых важных и значимых, а именно восстание Бар-Кохбы. Это восстание имело место во времена правления римского императора Публия Элия Адриана из династии Антонинов и затронуло большие массы еврейского населения Римской империи того периода. Восстание началось, скорее всего, в 132 г., о причинах этого восстания мы подробнее поговорим в первой главе.
Несмотря на то, что о самих событиях сохранилось крайне мало сведений, это восстание, равно как и фигура его предводителя, являлись и являются чрезвычайно важными для еврейского сознания на протяжении всей истории. С восстанием Бар-Кохбы (хотя оно и было, видимо, по сути лишь продолжением более ранних антиримских выступлений евреев) связано множество легенд и преданий, отражающих отношение к этому событию как его относительных современников, так и более поздних поколений.
О восстании Бар-Кохбы, как уже упоминалось ранее, сохранилось весьма немного сведений, и большинство из них - нееврейского происхождения. В качестве основных источников мы можем упомянуть только такого римского историка, как Дион Кассий, который описывает, хотя и недостаточно подробно, ход восстания . Кроме того, мы можем вспомнить Евсевия Кесарийского, также посвятившего часть своего сочинения «Церковная история» событиям, рассматриваемым в данном исследовании. Единственное небольшое свидетельство о восстании в «Истории Августов » касается лишь одной из его причин.
Разумеется, такое большое восстание не могло не найти себе места также и в еврейских источниках. Так, в Талмуде и мидрашах сохранилась небольшая, но важная часть информации об освободительной войне Бар- Кохбы, однако сведения, которые мы можем почерпнуть из указанных источников, нельзя назвать в строгом смысле историчными, а скорее - легендарными, что, однако, ни в коей мере не умаляет их значимости. Таким образом, до недавнего времени сведения о восстании Бар-Кохбы мы могли получить только из вышеупомянутых памятников еврейской классической литературы, однако после открытия свитков Мертвого моря материала для изучения стало значительно больше. Найденные в Иудейской пустыне документы чрезвычайно важны для понимания экономической и социальной составляющих восстания Бар-Кохбы. Кроме того, в ходе последующих экспедиций было также обнаружено большое количество документов, датируемых периодом Бар-Кохбы.
В настоящем исследовании мы не будем затрагивать проблемы археологии, социологии или экономики, но будем заниматься сбором и анализом информации относительно Бар-Кохбы и его восстания, содержащейся в Талмуде. Таким образом, целью данной работы является составление некоторого целостного (если это возможно) представления о том, как воспринималось восстание Бар-Кохбы мудрецами Талмуда. Понимание это поможет нам разобраться том, насколько основательны - или безосновательны - представления об этом событии, сформировавшиеся к настоящему времени.
В ходе работы нами будут выбраны и переведены отрывки из Талмуда и, возможно, некоторых других вспомогательных текстов, относящиеся к теме нашего исследования, а также приведен подробный их анализ.
Для составления наиболее полной картины отношения к восстанию Бар-Кохбы мудрецов Талмуда мы вкратце опишем исторический фон интересующего нас события, а также познакомим читателей с некоторыми значимыми фигурами, сыгравшими роль как в самом восстании, так и в формировании мировоззрений той эпохи. Такими фигурами станут император Адриан, сам лидер восстания, Шимон Бар-Кохба, а также некоторые из мудрецов.
Восстание Бар-Кохбы, как мы уже отмечали, стало важным событием в истории еврейского народа, поэтому его исследованиями занимался ряд видных ученых. Поскольку восстание Бар-Кохбы, как утверждают исследователи, закрывает собой эпоху относительной еврейской независимости и открывает новую, называемую эпохой Мишны и Талмуда, оно интересно сразу со многих точек зрения. В частности, это восстание сформировало некий идеологический стереотип, которого будут придерживаться практически все последующие еврейские историографы. В этой работе мы поговорим об этом более подробно.
О разработанности данного вопроса в научной литературе нужно сказать следующее.
В учебниках и монографиях, посвященных истории Древнего Рима восстанию Бар-Кохбы уделяется, в лучшем случае, несколько строк . Это, скорее всего, объясняется тем, что сами римские авторы не слишком интересовались событиями еврейской жизни. Зато в книгах по еврейской истории этому событию достается гораздо больше внимания. Кроме исследований, носящих историографический характер, мы можем выделить исследования, касающиеся политических, а также социальных и экономических аспектов, связанных с эпохой восстания Бар-Кохбы. Помимо этого, существует большое количество исследований археологического характера, которые мы не будем привлекать в ходе настоящей работы. Среди прочего, существует некоторое количество работ, посвященных личности самого лидера восстания, а также и раввинистическому восприятию Бар- Кохбы. Эти исследования будут представлять для нас наибольший интерес, хотя они и носят чрезвычайно разрозненный характер.
Несмотря на то, что о самих событиях сохранилось крайне мало сведений, это восстание, равно как и фигура его предводителя, являлись и являются чрезвычайно важными для еврейского сознания на протяжении всей истории. С восстанием Бар-Кохбы (хотя оно и было, видимо, по сути лишь продолжением более ранних антиримских выступлений евреев) связано множество легенд и преданий, отражающих отношение к этому событию как его относительных современников, так и более поздних поколений.
О восстании Бар-Кохбы, как уже упоминалось ранее, сохранилось весьма немного сведений, и большинство из них - нееврейского происхождения. В качестве основных источников мы можем упомянуть только такого римского историка, как Дион Кассий, который описывает, хотя и недостаточно подробно, ход восстания . Кроме того, мы можем вспомнить Евсевия Кесарийского, также посвятившего часть своего сочинения «Церковная история» событиям, рассматриваемым в данном исследовании. Единственное небольшое свидетельство о восстании в «Истории Августов » касается лишь одной из его причин.
Разумеется, такое большое восстание не могло не найти себе места также и в еврейских источниках. Так, в Талмуде и мидрашах сохранилась небольшая, но важная часть информации об освободительной войне Бар- Кохбы, однако сведения, которые мы можем почерпнуть из указанных источников, нельзя назвать в строгом смысле историчными, а скорее - легендарными, что, однако, ни в коей мере не умаляет их значимости. Таким образом, до недавнего времени сведения о восстании Бар-Кохбы мы могли получить только из вышеупомянутых памятников еврейской классической литературы, однако после открытия свитков Мертвого моря материала для изучения стало значительно больше. Найденные в Иудейской пустыне документы чрезвычайно важны для понимания экономической и социальной составляющих восстания Бар-Кохбы. Кроме того, в ходе последующих экспедиций было также обнаружено большое количество документов, датируемых периодом Бар-Кохбы.
В настоящем исследовании мы не будем затрагивать проблемы археологии, социологии или экономики, но будем заниматься сбором и анализом информации относительно Бар-Кохбы и его восстания, содержащейся в Талмуде. Таким образом, целью данной работы является составление некоторого целостного (если это возможно) представления о том, как воспринималось восстание Бар-Кохбы мудрецами Талмуда. Понимание это поможет нам разобраться том, насколько основательны - или безосновательны - представления об этом событии, сформировавшиеся к настоящему времени.
В ходе работы нами будут выбраны и переведены отрывки из Талмуда и, возможно, некоторых других вспомогательных текстов, относящиеся к теме нашего исследования, а также приведен подробный их анализ.
Для составления наиболее полной картины отношения к восстанию Бар-Кохбы мудрецов Талмуда мы вкратце опишем исторический фон интересующего нас события, а также познакомим читателей с некоторыми значимыми фигурами, сыгравшими роль как в самом восстании, так и в формировании мировоззрений той эпохи. Такими фигурами станут император Адриан, сам лидер восстания, Шимон Бар-Кохба, а также некоторые из мудрецов.
Восстание Бар-Кохбы, как мы уже отмечали, стало важным событием в истории еврейского народа, поэтому его исследованиями занимался ряд видных ученых. Поскольку восстание Бар-Кохбы, как утверждают исследователи, закрывает собой эпоху относительной еврейской независимости и открывает новую, называемую эпохой Мишны и Талмуда, оно интересно сразу со многих точек зрения. В частности, это восстание сформировало некий идеологический стереотип, которого будут придерживаться практически все последующие еврейские историографы. В этой работе мы поговорим об этом более подробно.
О разработанности данного вопроса в научной литературе нужно сказать следующее.
В учебниках и монографиях, посвященных истории Древнего Рима восстанию Бар-Кохбы уделяется, в лучшем случае, несколько строк . Это, скорее всего, объясняется тем, что сами римские авторы не слишком интересовались событиями еврейской жизни. Зато в книгах по еврейской истории этому событию достается гораздо больше внимания. Кроме исследований, носящих историографический характер, мы можем выделить исследования, касающиеся политических, а также социальных и экономических аспектов, связанных с эпохой восстания Бар-Кохбы. Помимо этого, существует большое количество исследований археологического характера, которые мы не будем привлекать в ходе настоящей работы. Среди прочего, существует некоторое количество работ, посвященных личности самого лидера восстания, а также и раввинистическому восприятию Бар- Кохбы. Эти исследования будут представлять для нас наибольший интерес, хотя они и носят чрезвычайно разрозненный характер.
В настоящей работе нами была предпринята попытка рассмотреть подробно восстание Бар-Кохбы таким образом, чтобы увидеть, каким глазами смотрели на него авторы еврейских текстов, таких как Талмуд и Эйха Рабба, а также некоторых нееврейских текстов, таких как сочинения Отцов Церкви.
Для достижения поставленной цели в начальных главах и разделах нами был кратко описан исторический фон восстания Бар-Кохбы, приведены возможные причины возникновения вооруженного сопротивления власти Римской Империи. Кроме того, мы описали вкратце основные черты периода, который последовал после подавления восстания, а именно эпохи, носящей название талмудического периода истории еврейского народа. Нам было важно это сделать, поскольку талмудические тексты, анализ которых представлен в настоящей работе, создавались как раз в это время.
Кроме того, мы дали краткую характеристику литературы того периода (и более подробно - тех источников, которые были нужны нам для проведения данного исследования).
Нами выполнен подробный анализ как талмудических текстов, так и некоторых источников, находящихся за пределами талмудического корпуса. Нужно добавить, что в работе практически не используются археологические данные, только некоторая информация, касающаяся писем Бар-Кохбы и монет, отчеканенных в его период. Вся вышеуказанная информация дается со ссылками на соответствующие исследования.
Все предложенные в работе переводы источников с древнееврейского, постбиблейского и арамейского языков выполнены автором данного исследования.
Использующиеся в работе отрывки из сочинений Отцов Церкви даются по существующим авторитетным изданиям.
Итак, кратко опишем результаты настоящей работы.
Существует несколько текстов, в которых описывается восстание Бар- Кохбы, а также и сам лидер этого восстания. Исследователь Петер Шэфер дал название этому комплексу текстов, которое мы используем в настоящей работе, «Комплекс Бейтар». В главах с третьей по пятую включительно мы анализируем тексты как из этого комплекса, так и из других источников, таких как, например, Вавилонский Талмуд и некоторые труды Отцов Церкви.
В ходе исследования было выявлено несколько вещей.
Во-первых, среди упоминаний о Бар-Кохбе в сочинениях раннехристианских авторов мы находим по большей части только отрицательные характеристики лидера восстания, вплоть до упоминаний о массовых убийствах и гонениях на христиан. В работе продемонстрировано, что это может быть частью мобилизационной политики, проводимой Бар- Кохбой, хотя этот вопрос заслуживает отдельного исследования.
Во-вторых, как было показано в главах четвертой и пятой, восприятие мудрецами Талмуда личности и характера Бар-Кохбы, по всей видимости, складывалось из двух основных составляющих, которыми являются, во- первых, вера в мессианскую сущность Бар-Кохбы, а во-вторых - признание его чрезвычайной физической силы и неоспоримых лидерских качеств. Представляется наиболее вероятным, что во время восстания существовали оба этих взгляда, которые, видимо, сформировались независимо друг от друга и продолжали существовать бок о бок, находя выражение в некоторых текстах. Однако, после того, как восстание было подавлено, а для еврейского народа наступил крайне тяжелый период, характеризующийся полной утратой своей политической независимости, одна из существующих традиций подверглась пересмотру и отрицанию, а другая - нет. Как мы видим, среди талмудических текстов существуют как те, в которых принимается и даже провозглашается мессианская роль и сущность Бар- Кохбы, так и те, в которых она оспаривается и критикуется. Эти взгляды вполне соответствуют периоду после падения восстания, когда все ожидания, связанные с личностью Бар-Кохбы, оказались обманутыми, а надежда на восстановление справедливости и политической независимости рухнула.
В то же время, есть ряд источников, подробно рассмотренных в данной работе, в которых дается описание невероятной физической силы и лидерских качеств самого Бар-Кохбы. И эти сведения повторяются из источника в источник, не претерпевая при этом никаких изменений. Хотя, нужно отметить, что эти сведения подвергаются со стороны мудрецов явной критике, которая, однако, выражается не в отрицании наличия у Бар-Кохбы таких качеств, а в их чрезмерной жесткости. Так, Бар-Кохба предстает перед нами в образе жестокого, безапелляционного и своенравного вождя, который демонстрировал эти свои качества даже в отношении тех, кто был готов сражаться с ним бок о бок. Кроме того, показано чудовищное высокомерие Бар-Кохбы, который в своей молитве просил Всевышнего не о помощи в войне, но о невмешательстве в ход событий. Также в одной из историй красочно описывается контраст между Бар-Кохбой и одним из мудрецов, Элазаром Ха-Модаи, которого Бар-Кохба убил из-за подозрений о его измене, чем и навлек на себя гнев Бога, который стал судить Израиль за грехи его. Так, рабби Элазар Ха-Модаи был назван в тексте «рукой и правым глазом» Израиля, лишившись которого по вине Бар-Кохбы, повстанцы потеряли всякую надежду на победу.
Так, в настоящей работе был проанализирован ряд текстов, а также мнений исследователей, касающихся данного вопроса. Так, большинство исследователей полагает, что в период восстания существовал некий целостный образ Бар-Кохбы, в котором органично сочетались обе упомянутые выше части. Таким образом можно было бы объяснить те истории и ту критику личности и действий Бар-Кохбы, присутствующих в текстах.
Однако мы, после проведения данного исследования, готовы принять концепцию о том, что единого способа восприятия не существовало, а существовало в основном два, о которых мы сказали выше. Таким образом, мы разделяем точку зрения небольшого числа ученых, а среди них Адель Райнхарц, утверждающих, что все записанные истории, относящиеся к Бар- Кохбе являются продуктом соединения двух, существовавших параллельно, традиций. Интересно отметить, что эти традиции были собраны вместе и подвергнуты критике, но без каких-либо дополнительных объяснений.
В данной работе мы не касались вопроса о роли мудрецов в ходе восстания, в частности, о роли рабби Акивы, которому принадлежит утверждение о том, что Бар-Кохба является Царем-Мессией. Эта проблема представляется нам интересной и может послужить направлением для дальнейшей работы над историей о восстании Бар-Кохбы.
Таким образом, если попытаться все же описать личность предводителя еврейского сопротивления, то мы получим образ сильного, жесткого и смелого человека, который никаким образом не утверждал того, что ему принадлежит особая, эсхатологического характера, роль в истории. Это был сильный лидер, объединивший под своим началом людей, по всей видимости, преисполнившихся надежд при виде такого решительного и смелого человека. Так, его единомышленники, по всей видимости, и составили его портрет, который мы можем вычитать из ряда талмудических текстов и не только из них. Люди верили, что Бар-Кохба, своей ли военной мощью, божественным ли своим происхождением, но добьется того, чего так ждали евреи, а именно - свободы и справедливости. Однако, сопротивление натолкнулось на державу, которая не была похожа на Селевкидское государство, довольное слабое по своей организации, повстанцы встретились с хорошо организованной Империей, которая, хоть и с большим трудом, но подавила мятеж. Поэтому понятно, по какой причине фигура Бар-Кохбы в Талмуде представлена в виде эдакого неуправляемого силача, который во всем полагается на физическую силу и пренебрегает божественной помощью.
Таким образом, мы считаем цель нашего исследования достигнутой, а задачи - выполненными. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над этой темой, поскольку она является чрезвычайно интересной и дискуссионной.
Для достижения поставленной цели в начальных главах и разделах нами был кратко описан исторический фон восстания Бар-Кохбы, приведены возможные причины возникновения вооруженного сопротивления власти Римской Империи. Кроме того, мы описали вкратце основные черты периода, который последовал после подавления восстания, а именно эпохи, носящей название талмудического периода истории еврейского народа. Нам было важно это сделать, поскольку талмудические тексты, анализ которых представлен в настоящей работе, создавались как раз в это время.
Кроме того, мы дали краткую характеристику литературы того периода (и более подробно - тех источников, которые были нужны нам для проведения данного исследования).
Нами выполнен подробный анализ как талмудических текстов, так и некоторых источников, находящихся за пределами талмудического корпуса. Нужно добавить, что в работе практически не используются археологические данные, только некоторая информация, касающаяся писем Бар-Кохбы и монет, отчеканенных в его период. Вся вышеуказанная информация дается со ссылками на соответствующие исследования.
Все предложенные в работе переводы источников с древнееврейского, постбиблейского и арамейского языков выполнены автором данного исследования.
Использующиеся в работе отрывки из сочинений Отцов Церкви даются по существующим авторитетным изданиям.
Итак, кратко опишем результаты настоящей работы.
Существует несколько текстов, в которых описывается восстание Бар- Кохбы, а также и сам лидер этого восстания. Исследователь Петер Шэфер дал название этому комплексу текстов, которое мы используем в настоящей работе, «Комплекс Бейтар». В главах с третьей по пятую включительно мы анализируем тексты как из этого комплекса, так и из других источников, таких как, например, Вавилонский Талмуд и некоторые труды Отцов Церкви.
В ходе исследования было выявлено несколько вещей.
Во-первых, среди упоминаний о Бар-Кохбе в сочинениях раннехристианских авторов мы находим по большей части только отрицательные характеристики лидера восстания, вплоть до упоминаний о массовых убийствах и гонениях на христиан. В работе продемонстрировано, что это может быть частью мобилизационной политики, проводимой Бар- Кохбой, хотя этот вопрос заслуживает отдельного исследования.
Во-вторых, как было показано в главах четвертой и пятой, восприятие мудрецами Талмуда личности и характера Бар-Кохбы, по всей видимости, складывалось из двух основных составляющих, которыми являются, во- первых, вера в мессианскую сущность Бар-Кохбы, а во-вторых - признание его чрезвычайной физической силы и неоспоримых лидерских качеств. Представляется наиболее вероятным, что во время восстания существовали оба этих взгляда, которые, видимо, сформировались независимо друг от друга и продолжали существовать бок о бок, находя выражение в некоторых текстах. Однако, после того, как восстание было подавлено, а для еврейского народа наступил крайне тяжелый период, характеризующийся полной утратой своей политической независимости, одна из существующих традиций подверглась пересмотру и отрицанию, а другая - нет. Как мы видим, среди талмудических текстов существуют как те, в которых принимается и даже провозглашается мессианская роль и сущность Бар- Кохбы, так и те, в которых она оспаривается и критикуется. Эти взгляды вполне соответствуют периоду после падения восстания, когда все ожидания, связанные с личностью Бар-Кохбы, оказались обманутыми, а надежда на восстановление справедливости и политической независимости рухнула.
В то же время, есть ряд источников, подробно рассмотренных в данной работе, в которых дается описание невероятной физической силы и лидерских качеств самого Бар-Кохбы. И эти сведения повторяются из источника в источник, не претерпевая при этом никаких изменений. Хотя, нужно отметить, что эти сведения подвергаются со стороны мудрецов явной критике, которая, однако, выражается не в отрицании наличия у Бар-Кохбы таких качеств, а в их чрезмерной жесткости. Так, Бар-Кохба предстает перед нами в образе жестокого, безапелляционного и своенравного вождя, который демонстрировал эти свои качества даже в отношении тех, кто был готов сражаться с ним бок о бок. Кроме того, показано чудовищное высокомерие Бар-Кохбы, который в своей молитве просил Всевышнего не о помощи в войне, но о невмешательстве в ход событий. Также в одной из историй красочно описывается контраст между Бар-Кохбой и одним из мудрецов, Элазаром Ха-Модаи, которого Бар-Кохба убил из-за подозрений о его измене, чем и навлек на себя гнев Бога, который стал судить Израиль за грехи его. Так, рабби Элазар Ха-Модаи был назван в тексте «рукой и правым глазом» Израиля, лишившись которого по вине Бар-Кохбы, повстанцы потеряли всякую надежду на победу.
Так, в настоящей работе был проанализирован ряд текстов, а также мнений исследователей, касающихся данного вопроса. Так, большинство исследователей полагает, что в период восстания существовал некий целостный образ Бар-Кохбы, в котором органично сочетались обе упомянутые выше части. Таким образом можно было бы объяснить те истории и ту критику личности и действий Бар-Кохбы, присутствующих в текстах.
Однако мы, после проведения данного исследования, готовы принять концепцию о том, что единого способа восприятия не существовало, а существовало в основном два, о которых мы сказали выше. Таким образом, мы разделяем точку зрения небольшого числа ученых, а среди них Адель Райнхарц, утверждающих, что все записанные истории, относящиеся к Бар- Кохбе являются продуктом соединения двух, существовавших параллельно, традиций. Интересно отметить, что эти традиции были собраны вместе и подвергнуты критике, но без каких-либо дополнительных объяснений.
В данной работе мы не касались вопроса о роли мудрецов в ходе восстания, в частности, о роли рабби Акивы, которому принадлежит утверждение о том, что Бар-Кохба является Царем-Мессией. Эта проблема представляется нам интересной и может послужить направлением для дальнейшей работы над историей о восстании Бар-Кохбы.
Таким образом, если попытаться все же описать личность предводителя еврейского сопротивления, то мы получим образ сильного, жесткого и смелого человека, который никаким образом не утверждал того, что ему принадлежит особая, эсхатологического характера, роль в истории. Это был сильный лидер, объединивший под своим началом людей, по всей видимости, преисполнившихся надежд при виде такого решительного и смелого человека. Так, его единомышленники, по всей видимости, и составили его портрет, который мы можем вычитать из ряда талмудических текстов и не только из них. Люди верили, что Бар-Кохба, своей ли военной мощью, божественным ли своим происхождением, но добьется того, чего так ждали евреи, а именно - свободы и справедливости. Однако, сопротивление натолкнулось на державу, которая не была похожа на Селевкидское государство, довольное слабое по своей организации, повстанцы встретились с хорошо организованной Империей, которая, хоть и с большим трудом, но подавила мятеж. Поэтому понятно, по какой причине фигура Бар-Кохбы в Талмуде представлена в виде эдакого неуправляемого силача, который во всем полагается на физическую силу и пренебрегает божественной помощью.
Таким образом, мы считаем цель нашего исследования достигнутой, а задачи - выполненными. В дальнейшем мы планируем продолжить работу над этой темой, поскольку она является чрезвычайно интересной и дискуссионной.
Подобные работы
- ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ В ОТРАЖЕНИИ ТАЛМУДИЧЕСКИХ АВТОРОВ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016



