Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 7
1.1. Понятие морфемного анализа в лингвистике и методике русского языка 7
1.2. Сущность структурно-семантического подхода в обучении
морфемному анализу в начальной школе 14
Глава 2. Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе 19
2.1. Проблема формирования у младших школьников навыков
морфемного анализа (обзор методической литературы) 19
2.2. Организация экспериментально-методической работы по
формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 29
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение
Формирование у учащихся прочных навыков морфемного анализа - одна из важнейших задач, стоящих перед методистами и учителями практиками. Знание морфемного состава помогает школьникам осознавать, запоминать и понимать слова, ведь большинство русских слов - слова производные, образованные по законам словообразования и связанные друг с другом родственными отношениями. Кроме того, освоение морфемного состава слова обеспечивает активизацию слов с различными морфемами, правильное и уместное использование этих слов в устных высказываниях. Умение правильно членить слово по составу является предпосылкой к осознанному усвоению основных орфографических правил.
Изучению состава слова и словообразования в школе попосвящены исследования М.В. Пановой, Е.Г. Мережко, Н.А. Линк, Е.В. Пелих, М.Г. Кудряшовой, Н.А. Исаевой, С.Г. Абдурахмановой, А.Ю. Устиновой, В. А. Шуритенковой, Н.Ю. Жуковой, Г.А. Бакулиной и др. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, в методике изучения морфемного состава слова выделяется два основных подхода к разбору слова по составу: формально-структурный и структурно-семантический.
В школьной практике широко используется первый подход, при котором анализируемое слово ставится в двуплановое сопоставление: «по вертикали с однокорневыми, а по горизонтали - со словами с иным корнем, но той же служебной морфемой» (Цыганенко, 2008, 66 - 67), т.е. главным критерием выделения морфем в слове является их повторяемость. На основе сопоставления однокоренных слов выделяется корень, одноструктурных слов - префиксы, суффиксы. Ориентация в большей степени на опознавание, «узнавание» в словах знакомых морфем, чем на осмысление их семантики, на наш взгляд, является причиной того, что учащиеся выполняют морфемный анализ механически, допуская при этом многочисленные ошибки.
Кроме этого, следует отметить и тот факт, что результативность и правильность разбора по составу при таком подходе напрямую зависит от объема словарного запаса, который, как показывают наши наблюдения, у значительной части учащихся невелик. Школьники в большинстве случаев не могут подобрать нужные для сопоставления слова просто потому, что они, в силу своего недостаточного когнитивного развития и речевого опыта, этими словами не владеют, т.е. не соотносят их с реалией или понятием, не знают их семантику, сочетаемость и сферу употребления,
Наш собственный опыт работы в в качестве учителя начальных классов свидетельствует о том, что выявленные трудности могут быть преодолены, если разбор слова по составу выполнять на основе структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное) (С.И. Львова).
Проблема исследования: каковы возможности формирования у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Цель нашей работы - раскрыть методику проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Объект исследования: процесс формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Предмет исследования: содержание работы по формированию навыков морфемного анализа у младших школьников на основе структурно-семантического подхода (упражнения, дидактический материал и т.п.).
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода будет проходить эффективно, если:
1) осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике;
2) разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ;
В ходе исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия морфемики и понятие «морфемный анализ»;
- изучить лингвометодические предпосылки формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода;
- изучить опыт работы учителей и методистов по проблеме исследования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах и подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий), качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в в том, что разработаны задания и упражнения для учащихся начальных классов, направленные на формирование навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
База исследования: 3-ий класс МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, раскрывается практическая значимость работы.
Содержание первой главы «Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода» составляет анализ основных понятий морфемики, а также содержание понятия «морфемный анализ» в лингвистике и лингводидактике. Кроме того, в данной главе раскрывается содержание понятия «структурно-семантического подход» в обучении морфемике.
Во второй главе «Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе» дается обзор методической литературы по проблеме исследования и описывается организация экспериментально-методической работы по формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
В Заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Раздел «Состав слова», изучаемый в начальной школе, начиная со 2-го класса, имеет большое теоретическое и практическое значение. На основе знания структуры слова учащиеся имеют возможность проследить взаимосвязь единиц разных уровней (звук - морфема, морфема - слово). Умение правильно членить слово на морфемы является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии (правописание приставок, суффиксов, правописание безударных гласных в корне и др.).
Знание морфемного состава помогает осуществить практическую и коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении слово-образовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьника. Знания и умения по морфемике лежат в основе всех видов речевой деятельности, но особенно письменной ее формы, поскольку «при чтении для углубленного понимания содержания важно уметь видеть «внутреннюю форму слова», обогащенную значением, и смыслы конкретной лексемы; при письме - для определения «ошибкоопасного» места в слове и его грамотного написания.
Как велико для детей общее развивающее значение этой темы, как важна она для выработки навыков грамотного письма, указывали выдающиеся методисты прошлого: К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Шереметевский и др. В настоящее время проблема изучения понятий морфемики затрагивается в работах лингвистов, методистов, учителей-практиков. В оценке значения темы «Состав слова» для учащихся начальных классов взгляды современных ученых совпадают: признается поистине огромное значение изучения этой темы для развития мышления учащихся, для сознательного формирования правописных навыков. Проблеме изучения в начальной школе понятий морфемики посвящены работы Е.Г. Мережко, Н.В. Лукиных, Е.В. Пелих, Н.А. Исаевой, Г.А. Бакулиной, В.А. Шуритенковой и др.
В то же время необходимо подчеркнуть, что раздел «состав слова» вызывает наибольшие затруднения у младших школьников. Морфемный анализ представляет значительные сложности для младших школьников. Основная причина ошибок в морфемном анализе слова заключается в формальном подходе к данному анализу слова. Установлено, что оперируя морфемами, учащиеся часто и не подозревают об их смысловом наполнении и не учитывают это свойство значимых частей слова при разборе слова по составу. Все вышесказанное требует поиска новых путей, форм и методов изучения морфемных и словообразовательных понятий в начальной школе.
Для формирования навыков морфемного анализа слова необходима реализация структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное).
В процессе формирующего эксперимента был реализован структурно-семантический подход в процессе формирования навыка морфемного анализа. Для реализации данного подхода необходимо было вооружить младших школьников дополнительными теоретическими сведениями из области словообразовательной теории, а именно: словообразовательное гнездо, производное слово, производящая основа, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Важнейшим направлением в реализации структурно-семантического подхода в формировании навыка морфемного анализа был структурно-семантический анализ однокоренных слов. В процессе структурно-семантического анализа однокоренных слов использовались следующие приемы: опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе структурно-семантического анализа; дифференциация понятий «однокоренное слово» и «синоним»; накопление гнезд однокоренных слов. Морфемный анализ проводился с опорой на словообразовательный анализ, что позволяет в начальной школе устанавливать формально-смысловые связи между словами, выявлять разницу в значении данного и исходного слова, определять, как обогащается и трансформируется исходное значение.
Контрольный этап эксперимента показал эффективность проведенного исследования и подтвердил гипотезу о том, что формирование у младших школьников навыков морфемного анализа будет проходить эффективно, если разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ; если осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике.
1. Абдрахманова С.Г. Детское творчество при изучении состава слова / С.Г. Абдрахманова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №6. - С. 46-47.
2. Бакулина, Г. А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 29-32.
3. Бородина Н.В. Вставить пропущенную морфему / Н.В. Бородина // Русский язык в школе. - 2001. - № 4. - С. 15-21.
4. Бородина Н.В. Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся / Н.В. Бородина // Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. - 21 с.
5. Бугинова Е.А. Размышляем о родственных словах / Е.А. Бугинова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 38-44.
6. Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» - «непроизводная основа» и «членимость» - «производность» - «мотивированность» / О.Е. Вороничев // Начальная школа Плюс До и После. - 2005. - №8. - С. 37-40.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 45 с.
8. Головина Л.И. Формирование языковой личности в пропедевтической работе по морфемике и словообразованию на начальном этапе обучении / Л.И. Головина // Традиции и новации в реализации федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014.- С. 129-134.
9. Жедек П.С. Методика изучения морфемного состава // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Академия, 1994. - С. 170-188.
10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное
пособие / Е.А. Земская. - М.: Наука - Флинта, 2005. - 328 с.
11. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. - М.: Флинта, Наука, 2005. - 328 с.
12. Земская, Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. - М., 2004. - 145 с.
13. Исаева Н.А. Стратегия исследования структуры слова на разных ступенях обучения / Н.А. Исаева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 8. -
14. Кудряшева М.Г. Словообразовательная работа в четвертом классе / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 34-38.
15. Кудряшева М.Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 10-24.
16. Кудряшева М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения / М.Г. Кудряшева // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 71-83.
17. Кудряшева М.Г. Словообразовательный анализ в начальной школе (система упражнений) / М.Г. Кудряшева // Начальная школа плюс До и После. - 2006.- № 8. - С. 10-24.
18. Кудряшева М.Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М.Г. Кудряшева. - М., 2010. - 18 с.
19. Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. - М., 1986. - 342 с.
20. Курочкина И.В. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: пособие для учащихся начальной школы / И.В. Курочкина, А.П. Сдобнова. - М.: Дрофа, 2005. - 144 с.
21. Линк Н.А. Теоретические основы изучения морфемики в курсе русского языка в начальной школе / Н.А. Линк // Начальная школа плюс До и
После. - 2004. - № 5. - С. 51-56.
22. Лоншакова А. А. Состав слова / А. А. Лоншакова // Начальная школа. -
2003. - № 9. - С. 38- 42.
23. Лопатин В.В. Морфемика. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / В.В. Лопатин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-451 с.
24. Лукиных Н.В. Использование задачной системы при формировании морфемных и словообразовательных понятий у младших школьников / Н.В. Лукиных // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 22-25.
25. Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2001. - № 1. - С. 15-16.
26. Мазниченко А.С. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования / А.С. Мазниченко // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 44-49.
27. Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи / Е.Г. Мережко // Предложение и слово. - 1997. - №7. - С. 117 - 121.
28. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 1996. - № 6. - С. 32-33.
29. Мережк, Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах / Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 45-52.
30. Николина Н.А. Современный русский язык. Морфемика: учебное пособие / Н.А. Николина, Л.В. Рацибурская. - М.: Флинта, Наука, 2013. - 144 с.
31. Панов М.В. Изучение состава слова в начальной школе: учебное пособие. - Махачкала, 1979. - 74 с.
32. Пелих Е.В. К проблеме обучения морфемике и словообразованию на функционально-семантической основе / Е.В. Пелих // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 99-101.
33. Перепелицина Т.А. Изучение морфемного состава слова / Т.А. Перепелицина // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С. 94 - 97.
34. Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе / Н.К. Перцева // Начальная школа. - 1993. - № 10. - С. 18 - 21.
35. Русский язык: учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана Граф, 2017. - 160 с.
36. Русский язык: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана Граф, 2017. - 200 с.
37. Русский язык: учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана Граф, 2017. - 169 с.
38. Русский язык: учебник для учащихся 2-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.-160 с.
39. Русский язык: учебник для учащихся 2-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.-160 с.
40. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.-160 с.
41. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч.2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.-160 с.
42. Русский язык: учебник для учащихся 4-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.
- 160 с.
43. Русский язык: учебник для учащихся 4-го класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2017.-160 с.
44. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие / Н.В. Багичева, М.Л. Кускова, Е.И. Плотникова, В.А. Шурутенкова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 272 с.
45. Устинов А.Ю. Изучение суффиксов существительных субъективной оценки / А.Ю. Устинов, Н.Ю. Жукова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №5. - С. 63-66.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2016. - 215 с.
47. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие / Л.С. Филиппова. - М.: Флинта: Наука, 2009.-248 с.
48. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
49. Цейтлин С.Н. Очерки по формообразованию и словообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009. - 351 с.
50. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке / Г.П. Цыганенко. - М.: Академия, 2008. - 152 с.
51. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. - М.: Наука, 1968. - 231 с.
52. Шанский Н.М. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
53. Шанский Н.М. Разбор слова по составу / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1968. - № 3. - С. 9-17.
54. Шестакова Н.А. Три вопроса по словообразованию / Н.А. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №3. - С. 20-23.
55. Шуритенкова В.А. Формирование знаний и умений по морфемике и словообразованию в современной начальной школе / В.А. Шуритенкова // Филологический класс. - 2004. - № 11. - С. 44-48.
56. Янко-Троицкая Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Троицкая. - М.: Наука, Флинта, 2001. - 231 с.
57. Яковлева Т.В. Использование информационных технологий при изучении морфемики и словообразования / Т.В. Яковлева, О.Ю. Дворниченко // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 26-28.
58. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. - М.: Академия, 2006. - 321 с.
59. Львова С.И. Формирование представления о морфеме как значимой части слова / С.И. Львова // Лингвистические знания - основа умений и навыков. - М.: Просвещение, 1985. - 45 с.
60. Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка / С.И. Львова. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
61. Панов М.В. Изучение состава слова в национальной школе / М.В. Панов. - Махачкала, 1979. - 156 с.
62. Богоявленский Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Д.Н. Богоявленский // Актуальные проблемы методики обучения русскому ялику в начальных классах. - М.: Педагогика, 2007. - С. 182-187.