ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНО- СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 7
1.1. Понятие морфемного анализа в лингвистике и методике русского языка 7
1.2. Сущность структурно-семантического подхода в обучении
морфемному анализу в начальной школе 14
Глава 2. Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе 19
2.1. Проблема формирования у младших школьников навыков
морфемного анализа (обзор методической литературы) 19
2.2. Организация экспериментально-методической работы по
формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 29
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение
Глава 1. Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 7
1.1. Понятие морфемного анализа в лингвистике и методике русского языка 7
1.2. Сущность структурно-семантического подхода в обучении
морфемному анализу в начальной школе 14
Глава 2. Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе 19
2.1. Проблема формирования у младших школьников навыков
морфемного анализа (обзор методической литературы) 19
2.2. Организация экспериментально-методической работы по
формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода 29
Заключение 50
Библиографический список 53
Приложение
Формирование у учащихся прочных навыков морфемного анализа - одна из важнейших задач, стоящих перед методистами и учителями практиками. Знание морфемного состава помогает школьникам осознавать, запоминать и понимать слова, ведь большинство русских слов - слова производные, образованные по законам словообразования и связанные друг с другом родственными отношениями. Кроме того, освоение морфемного состава слова обеспечивает активизацию слов с различными морфемами, правильное и уместное использование этих слов в устных высказываниях. Умение правильно членить слово по составу является предпосылкой к осознанному усвоению основных орфографических правил.
Изучению состава слова и словообразования в школе попосвящены исследования М.В. Пановой, Е.Г. Мережко, Н.А. Линк, Е.В. Пелих, М.Г. Кудряшовой, Н.А. Исаевой, С.Г. Абдурахмановой, А.Ю. Устиновой, В. А. Шуритенковой, Н.Ю. Жуковой, Г.А. Бакулиной и др. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, в методике изучения морфемного состава слова выделяется два основных подхода к разбору слова по составу: формально-структурный и структурно-семантический.
В школьной практике широко используется первый подход, при котором анализируемое слово ставится в двуплановое сопоставление: «по вертикали с однокорневыми, а по горизонтали - со словами с иным корнем, но той же служебной морфемой» (Цыганенко, 2008, 66 - 67), т.е. главным критерием выделения морфем в слове является их повторяемость. На основе сопоставления однокоренных слов выделяется корень, одноструктурных слов - префиксы, суффиксы. Ориентация в большей степени на опознавание, «узнавание» в словах знакомых морфем, чем на осмысление их семантики, на наш взгляд, является причиной того, что учащиеся выполняют морфемный анализ механически, допуская при этом многочисленные ошибки.
Кроме этого, следует отметить и тот факт, что результативность и правильность разбора по составу при таком подходе напрямую зависит от объема словарного запаса, который, как показывают наши наблюдения, у значительной части учащихся невелик. Школьники в большинстве случаев не могут подобрать нужные для сопоставления слова просто потому, что они, в силу своего недостаточного когнитивного развития и речевого опыта, этими словами не владеют, т.е. не соотносят их с реалией или понятием, не знают их семантику, сочетаемость и сферу употребления,
Наш собственный опыт работы в в качестве учителя начальных классов свидетельствует о том, что выявленные трудности могут быть преодолены, если разбор слова по составу выполнять на основе структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное) (С.И. Львова).
Проблема исследования: каковы возможности формирования у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Цель нашей работы - раскрыть методику проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Объект исследования: процесс формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Предмет исследования: содержание работы по формированию навыков морфемного анализа у младших школьников на основе структурно-семантического подхода (упражнения, дидактический материал и т.п.).
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода будет проходить эффективно, если:
1) осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике;
2) разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ;
В ходе исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия морфемики и понятие «морфемный анализ»;
- изучить лингвометодические предпосылки формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода;
- изучить опыт работы учителей и методистов по проблеме исследования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах и подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий), качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в в том, что разработаны задания и упражнения для учащихся начальных классов, направленные на формирование навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
База исследования: 3-ий класс МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, раскрывается практическая значимость работы.
Содержание первой главы «Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода» составляет анализ основных понятий морфемики, а также содержание понятия «морфемный анализ» в лингвистике и лингводидактике. Кроме того, в данной главе раскрывается содержание понятия «структурно-семантического подход» в обучении морфемике.
Во второй главе «Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе» дается обзор методической литературы по проблеме исследования и описывается организация экспериментально-методической работы по формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
В Заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Изучению состава слова и словообразования в школе попосвящены исследования М.В. Пановой, Е.Г. Мережко, Н.А. Линк, Е.В. Пелих, М.Г. Кудряшовой, Н.А. Исаевой, С.Г. Абдурахмановой, А.Ю. Устиновой, В. А. Шуритенковой, Н.Ю. Жуковой, Г.А. Бакулиной и др. Анализ работ указанных авторов свидетельствует о том, в методике изучения морфемного состава слова выделяется два основных подхода к разбору слова по составу: формально-структурный и структурно-семантический.
В школьной практике широко используется первый подход, при котором анализируемое слово ставится в двуплановое сопоставление: «по вертикали с однокорневыми, а по горизонтали - со словами с иным корнем, но той же служебной морфемой» (Цыганенко, 2008, 66 - 67), т.е. главным критерием выделения морфем в слове является их повторяемость. На основе сопоставления однокоренных слов выделяется корень, одноструктурных слов - префиксы, суффиксы. Ориентация в большей степени на опознавание, «узнавание» в словах знакомых морфем, чем на осмысление их семантики, на наш взгляд, является причиной того, что учащиеся выполняют морфемный анализ механически, допуская при этом многочисленные ошибки.
Кроме этого, следует отметить и тот факт, что результативность и правильность разбора по составу при таком подходе напрямую зависит от объема словарного запаса, который, как показывают наши наблюдения, у значительной части учащихся невелик. Школьники в большинстве случаев не могут подобрать нужные для сопоставления слова просто потому, что они, в силу своего недостаточного когнитивного развития и речевого опыта, этими словами не владеют, т.е. не соотносят их с реалией или понятием, не знают их семантику, сочетаемость и сферу употребления,
Наш собственный опыт работы в в качестве учителя начальных классов свидетельствует о том, что выявленные трудности могут быть преодолены, если разбор слова по составу выполнять на основе структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное) (С.И. Львова).
Проблема исследования: каковы возможности формирования у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Цель нашей работы - раскрыть методику проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Объект исследования: процесс формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
Предмет исследования: содержание работы по формированию навыков морфемного анализа у младших школьников на основе структурно-семантического подхода (упражнения, дидактический материал и т.п.).
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода будет проходить эффективно, если:
1) осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике;
2) разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ;
В ходе исследования решались следующие задачи:
- охарактеризовать основные понятия морфемики и понятие «морфемный анализ»;
- изучить лингвометодические предпосылки формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода;
- изучить опыт работы учителей и методистов по проблеме исследования;
- организовать опытно-экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах и подтвердить справедливость выдвинутой гипотезы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий), качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в в том, что разработаны задания и упражнения для учащихся начальных классов, направленные на формирование навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
База исследования: 3-ий класс МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, раскрывается практическая значимость работы.
Содержание первой главы «Лингвометодические основы формирования навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода» составляет анализ основных понятий морфемики, а также содержание понятия «морфемный анализ» в лингвистике и лингводидактике. Кроме того, в данной главе раскрывается содержание понятия «структурно-семантического подход» в обучении морфемике.
Во второй главе «Методические основы проведения морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода в современной начальной школе» дается обзор методической литературы по проблеме исследования и описывается организация экспериментально-методической работы по формированию у младших школьников навыков морфемного анализа на основе структурно-семантического подхода.
В Заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования.
В Приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Раздел «Состав слова», изучаемый в начальной школе, начиная со 2-го класса, имеет большое теоретическое и практическое значение. На основе знания структуры слова учащиеся имеют возможность проследить взаимосвязь единиц разных уровней (звук - морфема, морфема - слово). Умение правильно членить слово на морфемы является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии (правописание приставок, суффиксов, правописание безударных гласных в корне и др.).
Знание морфемного состава помогает осуществить практическую и коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении слово-образовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьника. Знания и умения по морфемике лежат в основе всех видов речевой деятельности, но особенно письменной ее формы, поскольку «при чтении для углубленного понимания содержания важно уметь видеть «внутреннюю форму слова», обогащенную значением, и смыслы конкретной лексемы; при письме - для определения «ошибкоопасного» места в слове и его грамотного написания.
Как велико для детей общее развивающее значение этой темы, как важна она для выработки навыков грамотного письма, указывали выдающиеся методисты прошлого: К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Шереметевский и др. В настоящее время проблема изучения понятий морфемики затрагивается в работах лингвистов, методистов, учителей-практиков. В оценке значения темы «Состав слова» для учащихся начальных классов взгляды современных ученых совпадают: признается поистине огромное значение изучения этой темы для развития мышления учащихся, для сознательного формирования правописных навыков. Проблеме изучения в начальной школе понятий морфемики посвящены работы Е.Г. Мережко, Н.В. Лукиных, Е.В. Пелих, Н.А. Исаевой, Г.А. Бакулиной, В.А. Шуритенковой и др.
В то же время необходимо подчеркнуть, что раздел «состав слова» вызывает наибольшие затруднения у младших школьников. Морфемный анализ представляет значительные сложности для младших школьников. Основная причина ошибок в морфемном анализе слова заключается в формальном подходе к данному анализу слова. Установлено, что оперируя морфемами, учащиеся часто и не подозревают об их смысловом наполнении и не учитывают это свойство значимых частей слова при разборе слова по составу. Все вышесказанное требует поиска новых путей, форм и методов изучения морфемных и словообразовательных понятий в начальной школе.
Для формирования навыков морфемного анализа слова необходима реализация структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное).
В процессе формирующего эксперимента был реализован структурно-семантический подход в процессе формирования навыка морфемного анализа. Для реализации данного подхода необходимо было вооружить младших школьников дополнительными теоретическими сведениями из области словообразовательной теории, а именно: словообразовательное гнездо, производное слово, производящая основа, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Важнейшим направлением в реализации структурно-семантического подхода в формировании навыка морфемного анализа был структурно-семантический анализ однокоренных слов. В процессе структурно-семантического анализа однокоренных слов использовались следующие приемы: опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе структурно-семантического анализа; дифференциация понятий «однокоренное слово» и «синоним»; накопление гнезд однокоренных слов. Морфемный анализ проводился с опорой на словообразовательный анализ, что позволяет в начальной школе устанавливать формально-смысловые связи между словами, выявлять разницу в значении данного и исходного слова, определять, как обогащается и трансформируется исходное значение.
Контрольный этап эксперимента показал эффективность проведенного исследования и подтвердил гипотезу о том, что формирование у младших школьников навыков морфемного анализа будет проходить эффективно, если разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ; если осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике.
Знание морфемного состава помогает осуществить практическую и коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении слово-образовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьника. Знания и умения по морфемике лежат в основе всех видов речевой деятельности, но особенно письменной ее формы, поскольку «при чтении для углубленного понимания содержания важно уметь видеть «внутреннюю форму слова», обогащенную значением, и смыслы конкретной лексемы; при письме - для определения «ошибкоопасного» места в слове и его грамотного написания.
Как велико для детей общее развивающее значение этой темы, как важна она для выработки навыков грамотного письма, указывали выдающиеся методисты прошлого: К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Шереметевский и др. В настоящее время проблема изучения понятий морфемики затрагивается в работах лингвистов, методистов, учителей-практиков. В оценке значения темы «Состав слова» для учащихся начальных классов взгляды современных ученых совпадают: признается поистине огромное значение изучения этой темы для развития мышления учащихся, для сознательного формирования правописных навыков. Проблеме изучения в начальной школе понятий морфемики посвящены работы Е.Г. Мережко, Н.В. Лукиных, Е.В. Пелих, Н.А. Исаевой, Г.А. Бакулиной, В.А. Шуритенковой и др.
В то же время необходимо подчеркнуть, что раздел «состав слова» вызывает наибольшие затруднения у младших школьников. Морфемный анализ представляет значительные сложности для младших школьников. Основная причина ошибок в морфемном анализе слова заключается в формальном подходе к данному анализу слова. Установлено, что оперируя морфемами, учащиеся часто и не подозревают об их смысловом наполнении и не учитывают это свойство значимых частей слова при разборе слова по составу. Все вышесказанное требует поиска новых путей, форм и методов изучения морфемных и словообразовательных понятий в начальной школе.
Для формирования навыков морфемного анализа слова необходима реализация структурно-семантического подхода, в соответствии с которым морфемный разбор есть результат трех видов языкового анализа: грамматического (определение части речи, характерного для нее окончания, обозначение основы слова); семантического (определение словообразовательного значения слова); словообразовательного (определение, от какого слова и при помощи какой морфемы образовано данное).
В процессе формирующего эксперимента был реализован структурно-семантический подход в процессе формирования навыка морфемного анализа. Для реализации данного подхода необходимо было вооружить младших школьников дополнительными теоретическими сведениями из области словообразовательной теории, а именно: словообразовательное гнездо, производное слово, производящая основа, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Важнейшим направлением в реализации структурно-семантического подхода в формировании навыка морфемного анализа был структурно-семантический анализ однокоренных слов. В процессе структурно-семантического анализа однокоренных слов использовались следующие приемы: опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе структурно-семантического анализа; дифференциация понятий «однокоренное слово» и «синоним»; накопление гнезд однокоренных слов. Морфемный анализ проводился с опорой на словообразовательный анализ, что позволяет в начальной школе устанавливать формально-смысловые связи между словами, выявлять разницу в значении данного и исходного слова, определять, как обогащается и трансформируется исходное значение.
Контрольный этап эксперимента показал эффективность проведенного исследования и подтвердил гипотезу о том, что формирование у младших школьников навыков морфемного анализа будет проходить эффективно, если разбор по составу (морфемный) проводить с опорой на словообразовательный анализ; если осуществляется семантическая направленность в обучении морфемике.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ
МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС УПРАЖЕНИЙ СО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ СЛОВА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Особенности умения разбирать слово по составу в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



