Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Современные представления о методологии христианского образования............................................................................................................10
1.1. Понятие методологии христианского образования и истории ее развития в западноевропейской педагогике.......................................................................10
1.2. Методология религиозного образования в России.....................................26
Глава 2. Педагогическое наследие Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского.........60
2.1. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского как источник христианской методологии...........................................................................................................60
2.2. 2.2. Педагогическое наследие Я.А. Коменского..........................................73
Заключение.............................................................................................................95
Список используемой литературы.......................................................................99
...
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска современных методологических подходов в воспитании.
Объект исследования — философско-педагогическое наследие Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского.
Предмет исследования — методологические основания христианской педагогики в наследии Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского в контексте современных задач воспитания личности.
Цель исследования — определить возможные способы применения методологических оснований христианской педагогики Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского в современной отечественной педагогике.
Задачи исследования:
1) выявить и систематизировать методологические основания христианской педагогики в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского;
2) выявить конфессиональную специфику методологий Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского;
3) выяснить возможные противоречия между Я.А. Коменским и К.Д. Ушинским и их конфессиональный характер.
...
...
Педагогике, видимо, еще предстоит осмысление возможностей современного научного знания о человеке в отношении воспитания его души. Следует признать, что сегодня весьма успешно используется знание о природе человека в целях манипулирования его сознанием, кодирования, зомбирования и пр. Собственно воспитание теряет актуальность. В современных педагогических исследованиях все чаще "ускользает" само понятие воспитания. Доминирующими становятся понятия "формирование", "развитие", "становление", которые имеют иное смысловое содержание. Их предметом и результатом выступают социальность, социально значимые качества, человек как социальный индивид.
Сильное воспитание, подчеркивал К.Д.Ушинский, проникнуто традицией и должно соответствовать законам развития человеческой природы. Сегодня эти идеи русского педагога для научной педагогики и воспитательной практики приобретают новое звучание и безусловную актуальность.
К. Д. Ушинский создал особую область познания - педагогическую антропологию, определив тем самым статус педагогики как практического человековедения. Его основу составляет целостное научное знание о человеке. Синтез научного знания о природе человека, по мнению К.Д. Ушинского, служит объяснению и пониманию не только сущности воспитания, но и самого развития, которое он рассматривает как многоуровневый, иерархический процесс восхождения от физиологических процессов к душевным, от них - к духовным.
Заслуги Коменского очевидны:
...
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIII вв.-М.,1985.
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века.- М.,1987.
3. Антология педагогической мысли России XVII века. - М.,1985.
4. Антология педагогической мысли России конца XIX - начала XX вв.-М.,1990.
5. Аркин Е. А. Родителям о воспитании. М., 1957.
6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебное-методическое пособие. - М: Православная педагогика, 2004. - 256 с.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007.
8. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.//Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
9. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
10. Джуринский,А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н.Джуринский. - М., 1998.
11. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учебное пособие. – М.: изд-во ПТСГУ, 2011.
...