Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Работа №59663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей формирования самообразования студента как компонента профессионально¬творческого потенциала будущего учителя химии 8
1.1. Дефиниция основных понятий по проблеме формирования
самообразования студента 8
1.2. Самообразование студента как один из важнейших
компонентов профессионально-творческого потенциала будущего
учителя химии 15
1.3. Специфика профессионально-творческого потенциала
студента как будущего учителя химии в процессе формирования самообразовательной деятельности в вузе 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Проектирование методической модели формирования самообразования студента как будущего учителя химии 31
2.1. Экспериментальное определение факторов, влияющих на
самообразование (саморазвитие) студентов и учителей химии 31
2.2. Результаты экспериментального исследования по реализации
профессионально-творческого потенциала студента как будущего учителя химии 40
2.3. Разработка модели формирования самообразования в
деятельности студента как будущего учителя химии 51
Выводы по главе 2 59
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение

Современные социально-культурные, социально-экономические и политические преобразования в обществе требуют от учителей высокий профессионализм, компетентность, мобильность, а также способность к творчеству и готовность к инновациям. Для выпускников вузов делается акцент на формирование общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) и профессионально-прикладных (111 ПК) компетенций. В последнее время Министерство образования и науки Российской Федерации уделяет большое внимание данной проблеме. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) требование к результатам освоения программы бакалавриата выделено отдельным пунктом как «способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)». Квалификация по результатам получения образования определяет готовность будущего учителя химии к самостоятельной организации познавательной деятельности, управлению потребностями в знаниях и их обогащению, которая обеспечивается совокупностью компетенций.
На сегодняшний день «Теория, методология и практика химического образования в условиях компетентностного подхода» является одним из важнейших научных направлений кафедр вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей химии. Следовательно, студент, который владеет общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями будущего учителя химии, может стать конкурентно способной, самодостаточной, творчески саморазвивающейся личностью.
Таким образом, мотивация к продолжению образования, формирование самообразования, самореализация профессионально-творческого потенциала является актуальной для студента - будущего учителя химии.
Успешная самореализация в профессиональной педагогической
деятельности во многом обусловлены тем, насколько удастся в годы
3
обучения в вузе сориентировать будущего учителя в поисках собственного пути профессионального становления, убедить в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и самосовершенствования, что трудно представить без самообразовательной работы.
На основе проведенного анализа работ по данной тематике актуальности исследования определяется и несколько противоречий. Первое проявляется между острой необходимостью создания специальных стимулирующих условий в педагогическом процессе для развития самообразования студентов направления подготовки «44.03.01 Педагогическое образование. Химия» и отсутствием теоретико-методического обоснования целенаправленного осуществления данной работы в практике деятельности в кафедре химического образования К(П)ФУ. Еще одно противоречие определяется между необходимостью формирования у студентов согласно требованиям ФГОС ВО способности к самоорганизации и самообразованию и отсутствием целостной модели содействия этому процессу с учетом осваиваемой специальности.
Следовательно, важно еще в вузе создать условия для формирования готовности к педагогическому самообразованию как средству достижения успеха в профессиональной деятельности, повышению профессионально-творческого потенциала студента. Мы пришли к мнению, что формирование самообразования следует рассматривать как неотъемлемую часть профессионально-педагогической подготовки будущего учителя химии.
В структуру учебного процесса вуза наравне с учебными предметами входит педагогическая практика (составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении). Однако представить без самообразовательной работы успешную самореализацию студента в период обучения в вузе и (в дальнейшем) в работе невозможно.
В процессе отбора и анализа информации сформировалась проблема исследования, которая заключается в поиске и обосновании особенности формирования самообразовательной работы студентов как будущих учителей химии, а также в подборе средств для студента по вопросу самореализации профессионально-творческого потенциала.
Объект исследования: самообразовательная деятельность студента как будущего учителя химии.
Предмет исследования: формирование самообразовательной
деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии.
Цель: на основе исследования и обоснования особенностей
формирования самообразовательной деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии разработать модель формирования самообразования студента кафедры химического образования.
Гипотеза: эффективность формирования самообразовательной
деятельности студентов - будущих учителей химии определяется развитием профессионально-творческого потенциала студента.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой представлены задачи исследования:
1. Обобщить теоретические обоснования формирования самообразования студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии.
2. Проанализировав особенности формирования самообразования, разработать и применить задания по самообразовательной работе для студентов как будущих учителей химии по методическим дисциплинам.
3. Разработать модель формирования самообразовательной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия».
В процессе работы применялись следующие методы исследования: -теоретические: сравнительный анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование;
-эмпирические: анкетный опрос, диагностирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контролирующий этапы педагогического эксперимента, проектирование содержания процесса профессионально-педагогического обучения с использованием разработанной модели формирования самообразования студента как будущего учителя химии.
Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в Казанском (Приволжском) федеральном университете, Чувашском государственном педагогическом университете, Омском государственном педагогическом университете и Набережночелнинском институте социально - педагогических технологий и ресурсов, в образовательных учебных учреждениях г.Казань.
Результаты исследования были представлены:
• в выступлениях на заседании студенческой проблемной группы «Методические особенности в реализации программы «школа-вуз- школа»» на 2014-2015 уч.г.;
• на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы
конструирования урока химии в условиях перехода на ФГОС. Электронная форма учебника» для учителей химии РТ, организованный издательством ДРОФА на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования КФУ (г.Казань, 2015 г., сертификат);
• в публикации материалов II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социальных исследований и социальной работы» (г. Прага (Чехия), 2015 г., публикация, диплом);
• в выступлении на заседаниях студенческой проблемной группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» на 2015-2016 уч.г.;
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ в секции «Химическое образование» (г. Казань, 2016 г., выступление);
• в выступлении на VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества «Инновации в преподавании», (г. Казань, 2016г., публикация, сертификат №0089);
• в выступлении на Международной конференции «Одаренность и ее развитие в условиях реализации САЕ», посвященной 225-летию Н.И.Лобачевского (г. Казань, 2017г., публикация, сертификат);
• в выступлении на заседании Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ в секции «Химическое образование» (г. Казань, 2017г., выступление и публикация).
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Наше исследование было направлено на решение проблемы
формирования самообразования студентов как контрольной точки для формирования успешных учителей химии из студентов кафедры химического образования. Для этого мы обобщили теоретические обоснования и особенности формирования самообразовательной деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии: проанализировали дефиницию понятий по теме самообразования студента как будущего учителя химии, особенности самообразования студентов в России и за рубежом. Мы пришли к выводу, что самообразование обычно рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. Поэтому мы вывили следующие направления самообразовательной работы, формирующие компетентность студентов кафедры химического образования К(П)ФУ: общеобразовательное самообразование, предметное
самообразование, психолого-педагогическое самообразование, методическое самообразование.
2. По результатам ряда анкетирований, тестирований, педагогических наблюдений и других методов сбора и анализа информации, мы отметили ведущую роль педагогической практики в формировании самообразования студента. Педагогическая практика - это связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Анализ особенностей подготовки молодых специалистов педагогического направления в вузе, а также анализ мнений учителей химии РТ позволяет нам говорить об актуальности профессиональных конкурсов в период обучения, а не только в условиях работы в школе после окончания вуза.
3. Участие в мероприятиях, способствующих реализации профессионально-творческого потенциала студента как будущего учителя химии, должно не только фиксироваться в портфолио студента, но и
поддерживаться ведущими кафедрами. Желательно, чтобы в число организаторов подобных мероприятий (например, официальная пробная сертификация квалификаций студентов педагогического направления) будет входить кафедра химического образования Химического образования им.А.М.Бутлерова К(П)ФУ. Мы также считаем, что к повышению возможности саморазвития и самообразования студента можно отнести получение второго высшего образования (например, по психологии), обучение на специальных курсах (курсы иностранного языка), активную деятельность в педагогическом (студенческом педагогическом отряде) или в другом студенческом объединении (института, общежития).
4. Проанализировав особенности формирования самообразования, мы разработали задания по самообразовательной работе для студентов как будущих учителей химии. На момент начала нашего исследования о сертификации выпускников информации было недостаточно. Поэтому разработанные нами задания, а также корректированные под задания сертификации, мы смогли апробировать только после проведения в пилотном режиме независимой сертификации квалификаций выпускников РТ в 2016 году. Апробация заданий для самообразовательной работы студентов кафедры химического образования К(П)ФУ, проходившая под эгидой пробной сертификации, проходило в 2 этапа (декабрь 2016 - апрель 2017): I - тестирование студентов на знание ФГОС в химическом образовании (66 участников), II - тестирование студентов по решению педагогических ситуаций (101 участник). Цель мониторинга: соответствие базовых и специальных компетенций выпускников требованиям ФГОС и ПСП. Задания II этапа пробной сертификации решали не только студенты К(П)ФУ (62 студента), но и ОмГПУ (39 выпускников). Мы надеемся, что задания для самообразования студентов помогли при подготовке студентов КХО к сертификации квалификаций выпускников педагогических направлений подготовки (II этап). Результаты сертификации будут известны в конце июля 2017 года. Констатирующий, формирующий и контролирующий эксперименты были проведены успешно в той или иной степени.
5. Подводя итог выпускной квалификационной работы, мы можем сказать, что поставленная цель достигнута, так как на основе исследования и обоснования особенностей формирования самообразовательной
деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии, мы разработали и апробировали модель формирования самообразования студента кафедры химического образования. Задачи, поставленные согласно теме выпускной
квалификационной работы, выполнены. Мы убедились, что самообразование студента является частью требований нормативных документов Министерства образования и науки не только субъекта - Республики Татарстан, но и Российской Федерации, в целом, т.е. обязательным для каждого студента как будущего учителя химии.
Таким образом, наше исследование по теме изучения и совершенствования самообразования студентов как будущих учителей химии, не заканчивается в рамках данной выпускной квалификационной работы и будет продолжено в дальнейшем.



1. Труфякова Н.В. Формирование самообразовательных умений у студентов педагогического колледжа при дистантной форме обучения. Дисс. канд.пед.наук/ Н.В.Труфякова, Саратов, 2003. 262 с.
2. Евдокарова Т.В., Дмитриева С.Н. Самообразование студентов как
одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности/ Т.В.Евдокарова, С.Н.Дмитриева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. 164-166 с. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56609.htm [Электронный ресурс] (дата обращения:
15.04.2016).
3. Баликаева М.Б. Формы организации самообразования студентов за
рубежом для формирования профессиональной мобильности // Вестник КемГУ. 2015. №1-4 (61). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formy-
organizatsii-samoobrazovaniya-studentov-za-rubezhom-dlya-formirovaniya- rofessionalnoy-mobilnosti [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.04.2017).
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин М.: Педагогика, 1984. 96 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - 2003. 695 с.
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. — СПб.: прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
7. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании/ Н.А.Рубакин// С-Петербург, 1913. 378 с.
8. Закиров Г.С. Самообразование учащихся/ Г.С.Закиров// Казань: Таткнигоиздат, 1967. 55 с.
9. Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании / И.И. Колбаско Минск: «Народная асвета», 1976. 157 с.
10. Кузьмина М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» // В сб. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ, 1976. 15 - 18 с.
11. Айзенберг А.Я. Научно-технический прогресс/ А.Я.Айхенберг - М.: Высшая школа, 1973. 14 с.
12. Голованова Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников // Н.Ф. Голованова. Педагогика. 1983. №5. 48 с.
13. Райский Б.Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию/ Под ред. Б.Ф. Райского. - Волгоград: ВГПИ, 1973. 11-12 с.
14. Райский Б.Ф., Скаткина М.Н. Руководство самообразованием школьников/ Под ред. Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина. - М., 1983. 3 с.
15. Оконь В. Введение в общую дидактику/ В.Оконь // М: Высшая школа, 1990. 165 с.
16. Российская педагогическая энциклопедия/ Под. ред. В.Г. Панова.
М., 1993-1999. 860 с. - URL:
http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedago g/russpenc/index.php [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.11.2016).
17. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студ. соц-гум. специальностей/ Сост. В.В. Маслова - Мариуполь, 2004. 19 с.
18. Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: уч. пос./ А.В.Дмитриев, Н.Л.Филиппов // Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 2005. 44 с.
19. Национальная психологическая энциклопедия: словарь по
профориентации и психологической поддержке (электронная версия) - URL: https://vocabulary.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.11.2015).
20. Толковый словарь терминов и понятий/ М.: «Нива России», 1996. 21 с.
21. Гнатышина Е.А. Компетентностный подход к подготовке педагога профессионального обучения // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 10. Вып. 5-6 (44-45). 98-102 с.
22. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». - URL: http: //минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO na 2016¬2020 gody.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.12.2015).
23. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. — Казань, 2003. 608 с.
24. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа / М.М. Зиновкина // Пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. 48 с.
25. Мясникова Т.В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: Дисс. канд.пед.наук/ Т. В. Мясникова. — Чебоксары, 2010 г. 192 с.
26. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса // М., «Академия», 1996. 41 с.
27. Осипова И.В. Задания и методические указания к выполнению
контрольной работы по дисциплине «Методическое творчество»/ И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. Осколкова // ФГАОУ ВПО «ГРПУ», Екатеринбург, 2014. 24 с. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/4216817
[Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2017).
28. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005. - 257 с.
29. Андреев С.П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста/ С.П.Андреев// В сб. мат. всерос. НПК «Педагогические системы развития творчества» — Екб: РГИПУ, 2004.—6-8с.
30. Ильенков Э. Ф. Философия и культура. Москва, 1991. 464 с.
31. Зеер Э.Ф. Модернизация проф.образования: компетентностный подход: учеб.пособие для вузов по спец. «Профессиональное обучение (по отраслям)»: реком. УМО вузов РФ / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн // Москва: МПСИ, 2005. 216 с.
32. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода // Автореф. дис. д.п. н / С.И. Гильманшина. - Казань, 2008. 38 с.
33. Космодемьянская С.С. Сертификация будущих педагогов / С.С. Космодемьянская // Студенческая газета Химического института им.А.М.Бутлерова К(П)ФУ «Хи.Жи.На». 2017. - №48. 8 с.
34. Анисимова Т.И., Ганеева А.Р. О добровольной сертификации проф. квалификации выпускников педагогических направлений РТ // Матер. Всерос.НПК «Пробл. и перспективы информатизации физ-матем. обр.», ред.кол.: Ф.М. Сабирова и др. - Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. 351 с. - URL: http://kpfu.rU/portal/docs/F954766333/PROBLEMY.I.PERSPEKTIVY.s.ann1.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 4.04.2017).
35. Задачи к разделу химическая кинетика и равновесие химической реакции // Сайт «Задачи по химии. - URL: http: //zadachi-po-khimii .ru/obshaya- himiya/zadachi-2.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 4.11.2015).
36. Гильманшина, С.И. Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химическим дисциплинам/ С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская, И.С. Низамов// Казань: ТГГПУ, 2011. 29 с.
37. Педагогическая практика. Общая информация // Сайт «Дистанционное образование Казанского федерального университета». - URL:
http: //edu.kpfu.ru/pluginfile. php/201739/mod resource/content/2/Педагогическая %20практика.%20Общая%20информация.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.04.2017).
38. Космодемьянская С.С. Самообразование будущего учителя химии/С.С.Космодемьянская, С.П.Смирнова/ Issues of social work and professionalism of a teacher in the information society: materials of the international scientific conference on November 5-6, 2015. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. 95 p.
39. Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к
самообразованию как научная проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=9929 [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.03.2017).
40. Приказ Минобразования и науки России от 04.12.2015 № 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01: Педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=192459&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3422739961761214#0 [Электронный ресурс] (дата обращения: 7.12.2015).
41. Космодемьянская С.С. Факторы, влияющие на самообразование будущих учителей химии/ Космодемьянская С.С., Смирнова С.П.// Инновации в преподавании: сб. научных и научно-метод. трудов VI Международной НПК в рамках Евразийского сотрудничества/ под ред. С.И. Гильманшиной -Казань: Издательство Казанского университета, 2016. 310 с.
42. Обучающая среда Moodle // Вики-документация сообществ Базальт СПО. - URL: http://docs.altlinux.org/ [Электронный ресурс] (дата обращения 1.12.2015)].
43. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 10.05.2016 № под-903/16 «Об утверждении Положения о реализации в пилотном режиме добровольной оценки профессиональных квалификаций выпускников педагогических направлений подготовки образовательных организаций ВО, расположенных на территории РТ в 2016 году». - URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 587402.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 08.11.2016)
44. Смирнова С.П. Самообразовательность студента как компонент формирования профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии/ Смирнова С.П., Космодемьянская С.С. // Одаренность и ее развитие / Сборник статей и метод. материалов междун. НПК, 14.05.2017 г. / Под ред.
проф. В.Ф. Габдулхакова. Казань: КФУ, ИПиО, 2017. 407 с. - URL:
https://edu.tatar.ru/upload/storage/org2123/files/CBOPHHK%20gaa%20ne4aTH.pd f [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2017).
45. Космодемьянская С.С. Формирование успешности будущих учителей в условиях педагогического вуза. Дисс. канд.пед.наук/ С.С. Космодемьянская, Казань, 2007. 189 с.
46. Гнатышина Е.А. Модель формирования профессионально¬
творческого потенциала студентов творческих профессий // Образование и наука. 2015. №2(121). 18-27с. - URL:
http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/12955/1/edscience 2015 2 121 003.pdf Электронный ресурс] (дата обращения: 10.02.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ