Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей формирования самообразования студента как компонента профессионально¬творческого потенциала будущего учителя химии 8
1.1. Дефиниция основных понятий по проблеме формирования
самообразования студента 8
1.2. Самообразование студента как один из важнейших
компонентов профессионально-творческого потенциала будущего
учителя химии 15
1.3. Специфика профессионально-творческого потенциала
студента как будущего учителя химии в процессе формирования самообразовательной деятельности в вузе 19
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Проектирование методической модели формирования самообразования студента как будущего учителя химии 31
2.1. Экспериментальное определение факторов, влияющих на
самообразование (саморазвитие) студентов и учителей химии 31
2.2. Результаты экспериментального исследования по реализации
профессионально-творческого потенциала студента как будущего учителя химии 40
2.3. Разработка модели формирования самообразования в
деятельности студента как будущего учителя химии 51
Выводы по главе 2 59
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение
Современные социально-культурные, социально-экономические и политические преобразования в обществе требуют от учителей высокий профессионализм, компетентность, мобильность, а также способность к творчеству и готовность к инновациям. Для выпускников вузов делается акцент на формирование общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК) и профессионально-прикладных (111 ПК) компетенций. В последнее время Министерство образования и науки Российской Федерации уделяет большое внимание данной проблеме. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) требование к результатам освоения программы бакалавриата выделено отдельным пунктом как «способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)». Квалификация по результатам получения образования определяет готовность будущего учителя химии к самостоятельной организации познавательной деятельности, управлению потребностями в знаниях и их обогащению, которая обеспечивается совокупностью компетенций.
На сегодняшний день «Теория, методология и практика химического образования в условиях компетентностного подхода» является одним из важнейших научных направлений кафедр вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей химии. Следовательно, студент, который владеет общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями будущего учителя химии, может стать конкурентно способной, самодостаточной, творчески саморазвивающейся личностью.
Таким образом, мотивация к продолжению образования, формирование самообразования, самореализация профессионально-творческого потенциала является актуальной для студента - будущего учителя химии.
Успешная самореализация в профессиональной педагогической
деятельности во многом обусловлены тем, насколько удастся в годы
3
обучения в вузе сориентировать будущего учителя в поисках собственного пути профессионального становления, убедить в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и самосовершенствования, что трудно представить без самообразовательной работы.
На основе проведенного анализа работ по данной тематике актуальности исследования определяется и несколько противоречий. Первое проявляется между острой необходимостью создания специальных стимулирующих условий в педагогическом процессе для развития самообразования студентов направления подготовки «44.03.01 Педагогическое образование. Химия» и отсутствием теоретико-методического обоснования целенаправленного осуществления данной работы в практике деятельности в кафедре химического образования К(П)ФУ. Еще одно противоречие определяется между необходимостью формирования у студентов согласно требованиям ФГОС ВО способности к самоорганизации и самообразованию и отсутствием целостной модели содействия этому процессу с учетом осваиваемой специальности.
Следовательно, важно еще в вузе создать условия для формирования готовности к педагогическому самообразованию как средству достижения успеха в профессиональной деятельности, повышению профессионально-творческого потенциала студента. Мы пришли к мнению, что формирование самообразования следует рассматривать как неотъемлемую часть профессионально-педагогической подготовки будущего учителя химии.
В структуру учебного процесса вуза наравне с учебными предметами входит педагогическая практика (составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении). Однако представить без самообразовательной работы успешную самореализацию студента в период обучения в вузе и (в дальнейшем) в работе невозможно.
В процессе отбора и анализа информации сформировалась проблема исследования, которая заключается в поиске и обосновании особенности формирования самообразовательной работы студентов как будущих учителей химии, а также в подборе средств для студента по вопросу самореализации профессионально-творческого потенциала.
Объект исследования: самообразовательная деятельность студента как будущего учителя химии.
Предмет исследования: формирование самообразовательной
деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии.
Цель: на основе исследования и обоснования особенностей
формирования самообразовательной деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии разработать модель формирования самообразования студента кафедры химического образования.
Гипотеза: эффективность формирования самообразовательной
деятельности студентов - будущих учителей химии определяется развитием профессионально-творческого потенциала студента.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой представлены задачи исследования:
1. Обобщить теоретические обоснования формирования самообразования студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии.
2. Проанализировав особенности формирования самообразования, разработать и применить задания по самообразовательной работе для студентов как будущих учителей химии по методическим дисциплинам.
3. Разработать модель формирования самообразовательной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия».
В процессе работы применялись следующие методы исследования: -теоретические: сравнительный анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование;
-эмпирические: анкетный опрос, диагностирование, тестирование,
педагогическое наблюдение, констатирующий, формирующий и контролирующий этапы педагогического эксперимента, проектирование содержания процесса профессионально-педагогического обучения с использованием разработанной модели формирования самообразования студента как будущего учителя химии.
Апробация исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в Казанском (Приволжском) федеральном университете, Чувашском государственном педагогическом университете, Омском государственном педагогическом университете и Набережночелнинском институте социально - педагогических технологий и ресурсов, в образовательных учебных учреждениях г.Казань.
Результаты исследования были представлены:
• в выступлениях на заседании студенческой проблемной группы «Методические особенности в реализации программы «школа-вуз- школа»» на 2014-2015 уч.г.;
• на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы
конструирования урока химии в условиях перехода на ФГОС. Электронная форма учебника» для учителей химии РТ, организованный издательством ДРОФА на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования КФУ (г.Казань, 2015 г., сертификат);
• в публикации материалов II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социальных исследований и социальной работы» (г. Прага (Чехия), 2015 г., публикация, диплом);
• в выступлении на заседаниях студенческой проблемной группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» на 2015-2016 уч.г.;
• в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ в секции «Химическое образование» (г. Казань, 2016 г., выступление);
• в выступлении на VI Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского сотрудничества «Инновации в преподавании», (г. Казань, 2016г., публикация, сертификат №0089);
• в выступлении на Международной конференции «Одаренность и ее развитие в условиях реализации САЕ», посвященной 225-летию Н.И.Лобачевского (г. Казань, 2017г., публикация, сертификат);
• в выступлении на заседании Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ в секции «Химическое образование» (г. Казань, 2017г., выступление и публикация).
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список литературы и приложения.
1. Наше исследование было направлено на решение проблемы
формирования самообразования студентов как контрольной точки для формирования успешных учителей химии из студентов кафедры химического образования. Для этого мы обобщили теоретические обоснования и особенности формирования самообразовательной деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии: проанализировали дефиницию понятий по теме самообразования студента как будущего учителя химии, особенности самообразования студентов в России и за рубежом. Мы пришли к выводу, что самообразование обычно рассматривается как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. Поэтому мы вывили следующие направления самообразовательной работы, формирующие компетентность студентов кафедры химического образования К(П)ФУ: общеобразовательное самообразование, предметное
самообразование, психолого-педагогическое самообразование, методическое самообразование.
2. По результатам ряда анкетирований, тестирований, педагогических наблюдений и других методов сбора и анализа информации, мы отметили ведущую роль педагогической практики в формировании самообразования студента. Педагогическая практика - это связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Анализ особенностей подготовки молодых специалистов педагогического направления в вузе, а также анализ мнений учителей химии РТ позволяет нам говорить об актуальности профессиональных конкурсов в период обучения, а не только в условиях работы в школе после окончания вуза.
3. Участие в мероприятиях, способствующих реализации профессионально-творческого потенциала студента как будущего учителя химии, должно не только фиксироваться в портфолио студента, но и
поддерживаться ведущими кафедрами. Желательно, чтобы в число организаторов подобных мероприятий (например, официальная пробная сертификация квалификаций студентов педагогического направления) будет входить кафедра химического образования Химического образования им.А.М.Бутлерова К(П)ФУ. Мы также считаем, что к повышению возможности саморазвития и самообразования студента можно отнести получение второго высшего образования (например, по психологии), обучение на специальных курсах (курсы иностранного языка), активную деятельность в педагогическом (студенческом педагогическом отряде) или в другом студенческом объединении (института, общежития).
4. Проанализировав особенности формирования самообразования, мы разработали задания по самообразовательной работе для студентов как будущих учителей химии. На момент начала нашего исследования о сертификации выпускников информации было недостаточно. Поэтому разработанные нами задания, а также корректированные под задания сертификации, мы смогли апробировать только после проведения в пилотном режиме независимой сертификации квалификаций выпускников РТ в 2016 году. Апробация заданий для самообразовательной работы студентов кафедры химического образования К(П)ФУ, проходившая под эгидой пробной сертификации, проходило в 2 этапа (декабрь 2016 - апрель 2017): I - тестирование студентов на знание ФГОС в химическом образовании (66 участников), II - тестирование студентов по решению педагогических ситуаций (101 участник). Цель мониторинга: соответствие базовых и специальных компетенций выпускников требованиям ФГОС и ПСП. Задания II этапа пробной сертификации решали не только студенты К(П)ФУ (62 студента), но и ОмГПУ (39 выпускников). Мы надеемся, что задания для самообразования студентов помогли при подготовке студентов КХО к сертификации квалификаций выпускников педагогических направлений подготовки (II этап). Результаты сертификации будут известны в конце июля 2017 года. Констатирующий, формирующий и контролирующий эксперименты были проведены успешно в той или иной степени.
5. Подводя итог выпускной квалификационной работы, мы можем сказать, что поставленная цель достигнута, так как на основе исследования и обоснования особенностей формирования самообразовательной
деятельности студента как компонента профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии, мы разработали и апробировали модель формирования самообразования студента кафедры химического образования. Задачи, поставленные согласно теме выпускной
квалификационной работы, выполнены. Мы убедились, что самообразование студента является частью требований нормативных документов Министерства образования и науки не только субъекта - Республики Татарстан, но и Российской Федерации, в целом, т.е. обязательным для каждого студента как будущего учителя химии.
Таким образом, наше исследование по теме изучения и совершенствования самообразования студентов как будущих учителей химии, не заканчивается в рамках данной выпускной квалификационной работы и будет продолжено в дальнейшем.
1. Труфякова Н.В. Формирование самообразовательных умений у студентов педагогического колледжа при дистантной форме обучения. Дисс. канд.пед.наук/ Н.В.Труфякова, Саратов, 2003. 262 с.
2. Евдокарова Т.В., Дмитриева С.Н. Самообразование студентов как
одна из форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности/ Т.В.Евдокарова, С.Н.Дмитриева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. 164-166 с. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56609.htm [Электронный ресурс] (дата обращения:
15.04.2016).
3. Баликаева М.Б. Формы организации самообразования студентов за
рубежом для формирования профессиональной мобильности // Вестник КемГУ. 2015. №1-4 (61). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formy-
organizatsii-samoobrazovaniya-studentov-za-rubezhom-dlya-formirovaniya- rofessionalnoy-mobilnosti [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.04.2017).
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики/ М.Н.Скаткин М.: Педагогика, 1984. 96 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - 2003. 695 с.
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. Ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. — СПб.: прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
7. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании/ Н.А.Рубакин// С-Петербург, 1913. 378 с.
8. Закиров Г.С. Самообразование учащихся/ Г.С.Закиров// Казань: Таткнигоиздат, 1967. 55 с.
9. Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании / И.И. Колбаско Минск: «Народная асвета», 1976. 157 с.
10. Кузьмина М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» // В сб. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. - Волгоград: ВГПИ, 1976. 15 - 18 с.
11. Айзенберг А.Я. Научно-технический прогресс/ А.Я.Айхенберг - М.: Высшая школа, 1973. 14 с.
12. Голованова Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников // Н.Ф. Голованова. Педагогика. 1983. №5. 48 с.
13. Райский Б.Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию/ Под ред. Б.Ф. Райского. - Волгоград: ВГПИ, 1973. 11-12 с.
14. Райский Б.Ф., Скаткина М.Н. Руководство самообразованием школьников/ Под ред. Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина. - М., 1983. 3 с.
15. Оконь В. Введение в общую дидактику/ В.Оконь // М: Высшая школа, 1990. 165 с.
16. Российская педагогическая энциклопедия/ Под. ред. В.Г. Панова.
М., 1993-1999. 860 с. - URL:
http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedago g/russpenc/index.php [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.11.2016).
17. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студ. соц-гум. специальностей/ Сост. В.В. Маслова - Мариуполь, 2004. 19 с.
18. Дмитриев А.В., Филиппов Н.Л. Научная организация учебного труда слушателей: уч. пос./ А.В.Дмитриев, Н.Л.Филиппов // Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 2005. 44 с.
19. Национальная психологическая энциклопедия: словарь по
профориентации и психологической поддержке (электронная версия) - URL: https://vocabulary.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.11.2015).
20. Толковый словарь терминов и понятий/ М.: «Нива России», 1996. 21 с.
21. Гнатышина Е.А. Компетентностный подход к подготовке педагога профессионального обучения // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 10. Вып. 5-6 (44-45). 98-102 с.
22. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». - URL: http: //минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO na 2016¬2020 gody.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.12.2015).
23. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. — Казань, 2003. 608 с.
24. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа / М.М. Зиновкина // Пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. 48 с.
25. Мясникова Т.В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: Дисс. канд.пед.наук/ Т. В. Мясникова. — Чебоксары, 2010 г. 192 с.
26. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса // М., «Академия», 1996. 41 с.
27. Осипова И.В. Задания и методические указания к выполнению
контрольной работы по дисциплине «Методическое творчество»/ И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. Осколкова // ФГАОУ ВПО «ГРПУ», Екатеринбург, 2014. 24 с. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/4216817
[Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2017).
28. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2005. - 257 с.
29. Андреев С.П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста/ С.П.Андреев// В сб. мат. всерос. НПК «Педагогические системы развития творчества» — Екб: РГИПУ, 2004.—6-8с.
30. Ильенков Э. Ф. Философия и культура. Москва, 1991. 464 с.
31. Зеер Э.Ф. Модернизация проф.образования: компетентностный подход: учеб.пособие для вузов по спец. «Профессиональное обучение (по отраслям)»: реком. УМО вузов РФ / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн // Москва: МПСИ, 2005. 216 с.
32. Гильманшина С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода // Автореф. дис. д.п. н / С.И. Гильманшина. - Казань, 2008. 38 с.
33. Космодемьянская С.С. Сертификация будущих педагогов / С.С. Космодемьянская // Студенческая газета Химического института им.А.М.Бутлерова К(П)ФУ «Хи.Жи.На». 2017. - №48. 8 с.
34. Анисимова Т.И., Ганеева А.Р. О добровольной сертификации проф. квалификации выпускников педагогических направлений РТ // Матер. Всерос.НПК «Пробл. и перспективы информатизации физ-матем. обр.», ред.кол.: Ф.М. Сабирова и др. - Елабуга: ЕИ КФУ. 2016. 351 с. - URL: http://kpfu.rU/portal/docs/F954766333/PROBLEMY.I.PERSPEKTIVY.s.ann1.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 4.04.2017).
35. Задачи к разделу химическая кинетика и равновесие химической реакции // Сайт «Задачи по химии. - URL: http: //zadachi-po-khimii .ru/obshaya- himiya/zadachi-2.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 4.11.2015).
36. Гильманшина, С.И. Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химическим дисциплинам/ С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская, И.С. Низамов// Казань: ТГГПУ, 2011. 29 с.
37. Педагогическая практика. Общая информация // Сайт «Дистанционное образование Казанского федерального университета». - URL:
http: //edu.kpfu.ru/pluginfile. php/201739/mod resource/content/2/Педагогическая %20практика.%20Общая%20информация.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.04.2017).
38. Космодемьянская С.С. Самообразование будущего учителя химии/С.С.Космодемьянская, С.П.Смирнова/ Issues of social work and professionalism of a teacher in the information society: materials of the international scientific conference on November 5-6, 2015. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. 95 p.
39. Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к
самообразованию как научная проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=9929 [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.03.2017).
40. Приказ Минобразования и науки России от 04.12.2015 № 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01: Педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=192459&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3422739961761214#0 [Электронный ресурс] (дата обращения: 7.12.2015).
41. Космодемьянская С.С. Факторы, влияющие на самообразование будущих учителей химии/ Космодемьянская С.С., Смирнова С.П.// Инновации в преподавании: сб. научных и научно-метод. трудов VI Международной НПК в рамках Евразийского сотрудничества/ под ред. С.И. Гильманшиной -Казань: Издательство Казанского университета, 2016. 310 с.
42. Обучающая среда Moodle // Вики-документация сообществ Базальт СПО. - URL: http://docs.altlinux.org/ [Электронный ресурс] (дата обращения 1.12.2015)].
43. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 10.05.2016 № под-903/16 «Об утверждении Положения о реализации в пилотном режиме добровольной оценки профессиональных квалификаций выпускников педагогических направлений подготовки образовательных организаций ВО, расположенных на территории РТ в 2016 году». - URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 587402.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 08.11.2016)
44. Смирнова С.П. Самообразовательность студента как компонент формирования профессионально-творческого потенциала будущего учителя химии/ Смирнова С.П., Космодемьянская С.С. // Одаренность и ее развитие / Сборник статей и метод. материалов междун. НПК, 14.05.2017 г. / Под ред.
проф. В.Ф. Габдулхакова. Казань: КФУ, ИПиО, 2017. 407 с. - URL:
https://edu.tatar.ru/upload/storage/org2123/files/CBOPHHK%20gaa%20ne4aTH.pd f [Электронный ресурс] (дата обращения: 20.04.2017).
45. Космодемьянская С.С. Формирование успешности будущих учителей в условиях педагогического вуза. Дисс. канд.пед.наук/ С.С. Космодемьянская, Казань, 2007. 189 с.
46. Гнатышина Е.А. Модель формирования профессионально¬
творческого потенциала студентов творческих профессий // Образование и наука. 2015. №2(121). 18-27с. - URL:
http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/12955/1/edscience 2015 2 121 003.pdf Электронный ресурс] (дата обращения: 10.02.2017).