ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ
1.1 Обоснование необходимости использования наглядности при обучении информатике
1.2 Средства наглядности, используемые при обучении информатике
1.3 Правила разработки и использования презентаций как средства наглядности
2 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ
2.1 Урок информатики на тему: Информационные процессы: обработка и защита информации (1ч.) 10 класс.
2.2 Урок информатики на тему «Программное обеспечение компьютера.» 8-й класс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда смотрит и слушает - 65% получаемой информации. Эти данные напоминают о необходимости применения средств наглядности обучения для повышения эффективности учебных занятий. Современные IT имеют множество возможностей использования их в педагогическом процессе как средства наглядности.
Информатика - новая дисциплина, преподавание которой требует обязательного использования наглядности. Поэтому при подготовке учебного материала следует обратить внимание на дидактические возможности совместного использования мультимедиа и гипертекстовых технологий. Такое сочетание позволяет: представить учебную информацию в наглядном виде; структурировать учебную информацию и сделать изложение учебной информации более динамичным легко адаптируемым к ходу урока. Вот поэтому тема «Использование средств наглядности при обучении информатике» очень даже актуальна.
В настоящее время есть много ученых, которые занимаются разработкой использования наглядности при обучении информатике: А. Алексеев, Г. Евсеев, В. Мураховский, С. Симонович, В.И. Басалыга, Э.М. Кравченя, А.Д. Хомоненко, Б.С. Гершунский, Н.И. Гурин, и многие другие. Это живой пример тому, что есть люди, которым эта тема небезразлична, они углубляются в науку и открывают в ней все больше интересного.
Цель исследования: изучить возможности использования средств наглядности при обучении информатике.
Задачи исследования:
1. выявить методические особенности обучения информатике с использованием средств наглядности;
?.. показать возможности практического применения презентаций как средства наглядности при обучении информатике;
3. составить план-конспект урока с использованием средств наглядности
Объект исследования: использование наглядности при обучении информатике.
Предмет исследования: применение презентаций как средства наглядности при обучении информатике в школе.
Методика преподавания информатики конкретизирует и дополняет общие принципы дидактики, и в силу универсальности своих основных категорий обогащает в свою очередь общую дидактику, движется к более тесному взаимодействию с другими частными методиками, прежде всего физики и математики, вместе с интеграцией этих наук и школьных дисциплин.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Наглядность выполняет важные функции в процессе обучения. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов, снащенных компьютерной техникой, и проведения на их базе уроков по разным предметам. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника.
Очевидно, с появлением компьютеров обучение стало более наглядным. Преподаватель может использовать новые средства наглядно-демонстрационного метода обучения: на экране ПК реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью программ компьютерной графики можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Таким образом, сочетание принципа при наглядности обучения с компьютерными технологиями позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяет возможности включения различных упражнений в процесс обучения, оживляет, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения формированию положительного отношения к изучаемому. Однако для эффективного применения компьютерных технологий обучения необходимо пересматривать структуру учебных дисциплин и, как следствие, преобразовывать весь учебный процесс. Кроме того, реализация всех преимуществ такого обучения требует решения проблемы обеспечения учащихся вычислительной техникой.
Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем графические информационные технологии будут все шире внедряться в различные учебные дисциплины. Это означает, что большое внимание при подготовке любых специалистов должно уделяться изучению фундаментальных дисциплин, к которым следует отнести также и информационные графические технологии. Это потребует совершенно иного взгляда на подготовку специалистов и существенного измерения структуры и содержания дисциплин учебного плана.
Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.
В процессе работы с документацией часто требуется вставить в него рисунок, диаграмму или график, чтобы проиллюстрировать текст документа. Для этих целей служит графический редактор Paint, он является стандартной программой установочного пакета Windows.
Рассмотрев различные средства наглядности, используемые при обучении информатике, мы сделали вывод, что презентации на основе MS PowerPoint является эффективным средством наглядности при обучении информатике.
Цель: изучить возможности использования наглядности при обучении информатике, достигнута.
Задачи: выявить методические особенности обучения информатике с использованием средств наглядности; показать возможности практического применения презентаций как средства наглядности при обучении информатике решены.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: учебник / В.И. Андреев. - Казань, 1989. - 416 с.
2. Журавлев В.П. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / В.П. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
3. Залогова Л.А. Компьютерная графика в школе / Л.А. Залогова // Информатика и образование. - 1998. - №6. - 214 с.
4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков.-М.: Учпедгиз, 1960. - 83 с.
5. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. - 2000. - №3. - 76 с.
6. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. М.: Академия, 1999. - 789 с.
7. Кождаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Кождаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
8. Коменский Я.А. Великая дидактика Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1939. - 123 с.
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 342 с.
10. Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства: учеб.пособие / Э.М. Кравченя. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 320 с.
11. Кузьмин Е.СПедагогика / Е.С. Кузьмин, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов. - М.: Учпедгиз, 1974. - 212 с.
12. Курс компьютерной технологии / О. Ефимова, В. Морозова, Ю. Шафрин; под ред. О. Ефимовой. - М.: ABF, 2000. - 523 с.
13. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под ред. М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2003. - 624 с.
14. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 21.
15. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: методические рекомендации / Е.А. Нинбург. - СПб.: ГОУ «СПбГДТЮ», 2000. - 25 с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: сб. науч. тр. / под ред. Е.С. Полат. - М.: Наука и школа, 1998. - 125 с.
17. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учебное пособие. - М.: Русская редакция, 2004. - 105 с.
18. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.М. Кларин, А.Н. Джуринский, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Учпедгиз, 1988. - 342 с.
19. Сабурова А.В. Подготовка мультимедийных материалов. Создание мультимедийных презентаций: учебно-методическое пособие / А.В. Сабурова // http: // club-edu.tambov.ru/methodic/fio/p4.doc
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
21. Угринович Н. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: учебник / Н. Угринович. - М.: ЛБЗ, 2001. - 312 с.
22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - 123 с.
23. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Изд- во РАО, 2002. - 214 с.
24. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - 423 с.
25. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение современной школе: учебник / И.С. Якиманская. - М., 1996. - 123 с.