Введение 3
Глава 1. Спорт, СМИ и гендер 6
1.1. Спорт и физическая культура и их место в жизни общества и личности 6
1.3. Спорт и СМИ 9
1.4. Женщины и спорт 11
1.5. Гендерные стереотипы в СМИ и спорте 16
Глава 2. Особенности работы женщин - спортивных обозревателей (на примере российского опыта) 19
2.1. Спортивная журналистика и женщины: цифры и факты 19
2.2. Женщины-спортивные обозреватели (российский опыт) 23
Заключение 32
Приложение (интервью) 37
Список литературы
Уже не одно десятилетие, а скорее даже столетие спорт является неотъемлемой частью жизни человека, социума. Только если во времена античности он воспринимался в основном как образ жизни и культуры, то сегодня он преподносится не только с точки зрения оздоровления и достижения новых результатов, но и в качестве коммерческого продукта, который во многом производят СМИ.
Социальная значимость спорта обусловлена многими факторами, которые проявляются в заинтересованности государства в развитии физической культуры и спорта, вовлечении в спортивную деятельность населения, применении физической культуры и спорта в качестве профилактики различных заболеваний и укрепления здоровья, увеличении роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии, росте объема спортивного теле- и радиовещании и формировании здорового образа жизни. Надо отметить, что с популяризацией спорта в России и большим освещением его в СМИ несколько изменился гендерный состав и аудитория, интересующаяся данной тематикой.
С развитием мировых процессов прекрасная половина человечества старается не отставать и идти в одну ногу с мужчинами. Если задуматься, то сейчас уже, пожалуй, и не осталось областей, в которых не была бы задействована женщина. Что касается спорта, то в последние годы в этой области произошел заметный сдвиг - появляется все больше и больше женщин - спортивных обозревателей. Большинство из них приходит из профессионального спорта, другие просто занимаются тем, что им действительно интересно. Потому что бесспорно, спорт - это то, про что можно говорить только действительно разбираясь в нем и искренне интересуясь им.
Язык спортивной журналистики достаточно отличается от других тематик повышенным количеством конструкций экспрессивного синтаксиса и разговорного синтаксиса, обилием цифр и «сухих» данных (результаты матчей, статистика и пр.). Чтобы материал получился ярким, интересным и увлекательным, необходимо иметь хорошее воображение, способность выразить мысль как-то нестандартно, найдя новые выражения.
Избавиться большинству нашему населению от стереотипа, что женщина должна оставаться женщиной, быть хранительницей очага и заниматься исключительно домашним хозяйством и женскими вещами, достаточно трудно. Поэтому что касается средств массовой информации, а в особенности спортивных изданий, то они являются важным механизмом и инструментом, влияющим на общественное сознание, определяющим социально-экономические и социо-культурные факторы, которые во многом и формируют гендерные стереотипы, диктующие определенные жизненные цели и навязывание устоявшиеся социальные роли, не позволяющие выйти за рамки узкого принятого общественного мнения.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы определяется следующими факторами:
• ростом популярности спорта в нашей стране и в мире, а также ростом участия женщин в спортивных соревнованиях и спортивной деятельности;
• востребованностью спортивной информации у аудитории, не только у мужской, но и у женской;
• увеличением числа женщин, работающих в спортивной журналистике.
Важно отметить, что значимость и актуальность данной работы обусловлена еще тем, что Россия проводила Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году, где громко заявила о себе, заняв первое место в общемедальном зачете, и примет у себя Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Прошедшая Олимпиада показала миру, что Россия современная, развитая страна со своей богатой культурой, историей, спортом, способная проводить и освещать такие громкие мировые события на высоком уровне, разрушив сложившийся издавна стереотип, что единственными живыми существами в нашей стране являются медведи, живущие у каждого дома, единственным продуктом, употребляемым в пищу - водка, а одеждой - кокошник. Мировая общественность увидела, что в нашей стране вопрос занятости населения, в частности женская часть, решается в положительную сторону и все чаще мы слышим много новых громких имен, заявивших о себе.
Цель исследования - анализ работы женщин - спортивных обозревателей, а также проблем, сопровождающих их карьеру.
Объектом исследования являются женщины, работающий в спортивных средствах массовой информации.
Теоретическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что работа может послужить основанием для дальнейшего исследования и изучения вопросов, появляющихся в данном дискурсе, а также для более глубоко понимания особенностей профессиональной деятельности женщин- спортивных обозревателей.
Практическая же ценность работы состоит в возможности для дальнейшего написания квалификационной работы или научной статьи по результатам проведенного исследования.
Мировое сообщество со временем все больше привыкает к участию женщин в различных общественных процессах и событиях, поэтому частичное принятие на себя образа мужчины уже мало кого удивит. То же ношение брюк, галстуков, коротких стрижек «под мальчика» дамами и т.п. воспринимается уже как само собой разумеющееся. Но, к сожалению, не всегда и не во всем женщине удается интегрироваться с окружающим миром и высказать свою позицию наравне с мужчиной, в некоторых областях это заметно особенно.
Спорт - та сфера, которая стеной стоит вокруг непрекосновенного «мужского царства», оплота маскулинности, мира, в котором женщинам не место. Именно с этим стереотипом жил каждый испокон веков, и до XX века трудно было себе представить, как женщины вольются в это спортивное пространство. И не смотря на то, что в начале 20 столетия этот процесс начал происходить, шел он достаточно нелегко, встречая на своем пути разные преграды и становясь объектом многочисленных дискуссий.
Но женщины продолжали упорно доказывать свое равенство с представителями сильного пола, а с ростом популярности феминистского движения эта тенденция стала проявляться более заметно. Женщины начали занимать позиции в профессиях и специальностях, являвшимися исключительно мужскими. Так и в спортивной журналистике все больше заметно присутствие прекрасной половины человечества несмотря на то, что самореализация женщин до сих пор находится между двумя гранями: от успешного влияния в коллектив и снисходительного одобрения до полного неприятия, обусловленного человеческими мнениями, основанных на многовековых предрассудках, современных событиях и огромного давления стереотипов.
Так, в практической части исследования были проанализированы интервью с журналистками - спортивными обозревателями и их видением работы женщины в спортивной деятельности, и составлен примерный среднестатистический портрет спортивного журналиста. Как мы видим, в обществе до сих пор доминирует мысль, что это именно мужчина, причем выглядящий соответственным образом и являющийся чуть ли не примером для подражания: высокий, подтянутый, а желательно спортивного телосложения, ведущий здоровый образ жизни, желательно с высшим образованием и неплохо, если еще и состоящий в браке.
Что же касается журналисток, то все они молодые девушки не старше 21 года. Во многом это объясняется тем, что как таковые различные спортивные СМИ получили распространение в 90-х годах прошлого века, когда с распадом СССР начали распадаться и образовываться новые редакции (как, например, случилось с «Советским спортом и «Спорт-экспрессом» ). Первые женщины, которые появились в этих редакциях, были в основном бывшие спортсменки или женщины, занимавшиеся до этого какой-либо спортивной деятельностью. С ростом популярности спортивных СМИ, вырос процент и заинтересованности аудитории, с каждым годом все больше и больше дам вникает в тонкости спортивных событий. Поэтому неудивительно, что женское «лицо» современной спортивной журналистики достаточно молодо, так как основное большинство барышень родилось как раз в конце 80-90-ых годах ХХ столетия. Возможно это звучит громко, но именно эти женщины и дали старт присутствию представительниц прекрасного пола в спортивных редакциях и именно благодаря ним, основываясь на их опыт, пойдут по уже проложенным тропинкам в этой тематической отрасли профессии и другие дамы, которые будут будущим спортивной журналистики. Причем, как мы видим из анализа, все девушки получают специализированное журналистское образование, которое, пол логике вещей, должно им помочь при выполнении профессиональных обязанностей, вопреки некоторым общественным предрассудкам, что спортивному журналисту специальное образование не нужно.
Все 3 журналистки считают одинаково, что нельзя их профессию к какому-то одному определенному полу, потому что в последнее время количество женщин в спортивных редакциях увеличилось настолько, что говорить о мужском «лице» глупо. И процесс феминизации, который в последнее время происходит в профессии тому показатель, ведь именно женщины призваны разнообразить сферу интересов мужчин, а в последнее время и дам, если говорить о спорте. Однако гендерный состав редакций у журналисток различался: только у одной девушки количество женщин в рабочем коллективе превышало количество мужчин, у двух же остальных было явное преобладание представителей сильного пола, учитывая, что одна из опрашиваемых является вообще единственной дамой в коллективе.
Но насчет наличия определенного женского стиля работы согласны не все опрашиваемые. Так, одна журналистка считает, что как такового его нет, есть только профессионализм или его отсутствие, которые и является показателем качественности работы. С этим мнением согласны и другие девушки, но в то же время считая, что видно, когда к материалам приложилась женская рука, так как мужчины скупы на эпитеты и эмоционально-окрашенные слова, в то время как женщины меньше следят за подобными вещами и считают эмоциональный отклик читателя наиболее важным.
Относительно наличия трудностей в работе спортивного обозревателя журналистки придерживаются мнения, что схема работы коллектива в редакции схожа со взаимодействием людьми в обычной жизни за пределами офиса. И ни одна не считает, что трудности, если они и есть, как-то негативно влияют на их работу, по той причине, что женщины могут работать не хуже мужчин. По-хорошему, женщина проходит такие же этапы развития в журналистике, как и мужчина. И именно от личных качеств зависит будет ли она хорошо работать, как быстро будет усваивать нюансы профессии, но никак не от гендерного признака. Тем более женщинам в обычной жизни намного проще наладить контакт с нужными людьми, «включить» обаяние, поддержать беседу и проч., что в профессиональной деятельности спортивного журналиста безусловно только помогает дамам, утверждают журналистки.
Что касается видения идеального главного редактора, то у всех 3 девушек примерно схожие представления о нем и его качествах, одним из которых безусловно является чувство юмора и умение поддержать приятную рабочую атмосферу. Так же это должен быть профессионал своего дела, который грамотно распределит обязанности между подчиненными и в случае каких- либо трудностей поможет и объяснит суть проблемы.
Вопрос о равных возможностях мужчин и женщин сделать карьеру или занять руководящий пост в журналистике вызвал разные мнения. Так, 2 журналистки считают, что это вполне возможно и реализуемо за счет постоянного увеличения количества женщин в профессии и уровня их образованности и грамотности, другая же девушка ответила категорически, уверенная, что только мужчинам открыты все двери, и в любом случае гендерная принадлежность внесет свои коррективы. Как мы видим, этот вопрос до сих пор остается открытым, пока присутствуют столь диаметрально противоположные мнения.
Если говорить о планах на будущее и желания стать начальником, то не все журналистки видят себя на руководящем посте. Одна уверена, что у нее есть все качества и возможности, чтобы успешно заниматься подобной деятельностью, другая же считает это для себя скучной и офисной работой, поэтому должность корреспондента, находящегося постоянно в движении и общении с людьми нравится ей куда больше. Третья же еще сама до конца не определилась, но не исключает возможности занять высокую должность. Однако важно понимать, что тут присутствует фактор амбиций, особенно учитывая, что все девушки еще достаточно молоды, поэтому насколько желания и мечты реализуемы - покажет время и их дальнейшая работа.
Таким образом, как мы видим, в спортивной журналистике присутствуют женщины и с каждым годом их появляется все больше. На несмотря на такие радужные перспективы, важно осознавать, что равенство между мужчиной- спортивным журналистом и женщиной-спортивным журналистом не будет поставлен, какие бы попытки ни были это сделать, и не потому, что кто-то профессиональнее или кто-то умнее и больше в этом разбирается, а потому, что мужчины и женщины просто разные, даже внутренне, и подход у них ко многим вещам, как в жизни, так и в профессии разный. И каждому из полов хочется быть признанным, но не за счет чьих-то неудач или гендерного «превосходства» (хотелось бы верить), а в своей области и за свою работу. И, стоит сказать, это вполне естественное и понятное желание.
Брайтонская декларация «Женщины и спорт» // Спорт для всех. - 1997. - № 3-4.
Ворожбитова А. Л. «Гендер в спортивной деятельности», Изд.: Наука/Интерпериодика маик, Флинта издательство 2010 г.
«Женщины в Олимпийской программе» // Спорт для всех. - 1997. - № 3-4.
Захаров П. Я. История физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта - М.: Радуга,
2001.
Лейн Л. «Право назвать себя - вопрос власти» // Спорт для всех. - 1997. - № 3-4.
Липпман У. «Общественное мнение» - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
Михайлов О.А., Мостов А.Г. Спортивная журналистика. - СПб., Изд-во Михайлова В.А., 2005.
Седерберг И. «Почему на вершине так мало женщин?» // Спорт для всех. - 1997. - № 3-4.
«Спорт для всех и женщины для спорта» // Спорт для всех. - 1997. - № 3-4.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 года.
http: //www. Olympic. org/ioc